План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития


Скачать 141.47 Kb.
НазваниеПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития
Дата публикации18.07.2013
Размер141.47 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы


Тема 3. Психологические основы профессионального развития специалиста (2 часа)
План лекции:

    1. Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста

    2. Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития

    3. Мотивационно-ценностные отношения к будущей профессиональной деятельности

    4. Профессионально-важные психологические качества личности



3.1 Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста

Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования, механизмы овладения профессией.

Профессиональное образование должно быть ориентировано на получение профессии, что делает необходимым исследование таких проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения профессиональной деятельности.

Предмет психологии профессионального образования включает в себя:

  • изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;

  • изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;

  • изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;

  • изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.

Психология профессионального образования представляет собой интегративную область, опирающуюся на знания общей и возрастной психологии, социологии, педагогики. Она также непосредственно связана с педагогической психологией, психологией труда и психодиагностикой.

В развитии исследований по психологии профессионального образования можно условно выделить следующие направления:

  • психологическое изучение профессий и разработка «профессиограмм», которые используются для разных целей: профотбора, профконсультаций, борьбы с утомлением и производственными травмами. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации. Психограммы представляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК), психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии и психологии профессионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных науки;

  • изучение закономерностей формирования профессиональных умений и навыков в процессе профессионального обучения (выяснение условий и их влияние на формирование умений);

  • проблемы совершенствования профессиональных умений и развития способностей (выявление влияния условий профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности) на совершенствование профессиональных умений и развитие профессиональных способностей (сенсорных, интеллектуальных, моторных);

  • теоретическая разработка психологических проблем профессионального обучения.


3.2 Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития


Современная система профессионального образования служит не только для передачи профессиональных знаний, но и для развития профессиональной культуры специалиста, для его самоопределения через профессиональную школу. Она должна дать те знания и умения, сформировать те качества личности, которые пригодятся в любой сфере трудовой деятельности.
Поэтому, учебно-профессиональная деятельность может рассматриваться как вид деятельности, направленный на самого обучаемого с целью формирования и развития его личности как профессионала.
Учебно-профессиональная деятельность состоит из следующих компонентов:

  • мотивационно-смыслового - этот компонент определяется мотивами, побуждающими учащегося к овладению профессией, отношением к будущей профессиональной деятельности (понимание предназначения профессии, освоение профессиональной деятельности, профессиональное общение; мотивы проявления личности в профессии);

  • деятельностного - этот компонент связан с решением учебно-профессиональных задач, которые предполагают выполнение определенных действий (решение учебных задач в ходе самостоятельной работы, выполнение учебных действий в рамках формирования профессионально-важных качеств специалиста, планирование, целеполагание и др.);

  • оценочно-контрольного - этот компонент направлен на развитие самоконтроля и самооценки в процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности.

Такая структура выделена на основе психологической теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
По мнению А.А.Вербицкого содержание учебной деятельности будущего специалиста определяется не только логикой науки, но и моделью будущей профессиональной деятельности, содержание и условия которой всегда вероятностны и проблемны. Поэтому основной единицей содержания профессионального обучения должна выступать не «порция информации» или типичная задача, а проблемная ситуация, которая предполагает включение продуктивного мышления учащегося. Следовательно, и формы организации учебной деятельности должны соответствовать формам усваиваемой профессиональной деятельности.
На этой основе А.А.Вербицкий выделил базовые формы учебно-профессиональной деятельности:

  • собственно-учебные (лекция, семинар и т.д.), где осуществляется передача и усвоение информации;

  • квазипрофессиональные (деловые игры, проблемные ситуации и т.д.), где моделируются целостные фрагменты производства, их предметно-технологическое и социально-ролевое содержание;

  • учебно-профессиональные (научно-исследовательская работа, производственная практика, подготовка курсовых и дипломных работ), где учащийся решает учебные собственно профессиональные задачи, проблемы, вступает в межличностные взаимодействия и общение.


С переходом от одной базовой формы деятельности к другим учащиеся применяют учебную и научную информацию на практике, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможность естественного вхождения в профессию (профессиональная адаптация). Такой переход осуществляется, прежде всего, по линии трансформации мотивов, поскольку именно мотив является основой любой деятельности, а, следовательно, и центральным звеном всего процесса развития личности будущего специалиста.


3.3 Мотивационно-ценностные отношения к будущей профессиональной деятельности

В профессиональном образовании чрезвычайно актуальны проблемы профессиональной мотивации или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному.

В одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение.

В другом – как совокупность мотивов.

В третьем – как побуждение, вызывающее активность.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям.

Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов, с учетом которых происходит принятие решения, формирование намерений.

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, как механизм.
Мотивация всегда внутренне обусловлена, но может зависеть и от внешних факторов, т.е. от обстоятельств (условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности, например, вознаграждение). Но обстоятельства приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения его потребностей, желаний. Поэтому внешние факторы в процессе мотивации трансформируются во внутренние.
^ Мотивация в профессиональной деятельности определяется наличием смысла этой деятельности, профессиональными установками человека, мотивационно-ценностными отношениями, которые формируют профессиональный менталитет личности.
Мотивационно-ценностные отношения обусловлены системой мотивов, среди которых выделяют:
1. Мотивы понимания предназначения профессии определяют интерес и склонность заниматься ею. Это:

  • представление о цели профессиональной деятельности;

  • мотивы, побуждающие заниматься ею;

  • эмоциональное отношение к виду деятельности;

  • увлеченность и удовлетворенность ею.


^ 2. Мотивы профессиональной деятельности - выражают потребности личности, которые актуализируются при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.) Этот вид мотивов связан с такими личностными качествами, как: физическое, умственное, душевное напряжение, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности; старание, усердие, прилежание в работе; настойчивость, решительность, упорство и т.д.
^ 3. Мотивы профессионального общения - отражают стремление человека утвердиться в профессиональном сообществе (гордость за коллектив, солидарность в деятельности, стремление к общей цели).

В процессе профессионального общения человек не только приобретает необходимые навыки и умения, но и овладевает опытом творческой деятельности.

По мере усиления мотивации профессионального общения улучшается психологический климат в группе, повышается эффективность труда, упрощается управление коллективом.
^ 4. Мотивы проявления личности в профессии - выражают особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в достаточном творческом потенциале, в том, что избранная профессия является призванием и т.п.).
Таким образом, на этапе формирования мотивации первостепенное значение приобретает актуализация профессиональных интересов учащихся (которые непосредственно связаны с познавательными интересами). Для этого осуществляется комплекс мероприятий:

  1. Включение в учебно-воспитательный процесс специальных курсов: человек-профессия, профессиональная деятельность и карьера.

  2. Использование активных методов обучения в процессе профессиональной и специальной подготовки.

  3. Создание предметных кружков, факультативов, участие в работе малой академии наук.

  4. Проведение экскурсий на производство, встреча с выпускниками учебного учреждения, с опытными профессионалами.

  5. Постоянное информирование о сфере профессиональной деятельности и о возможностях повысить свой профессионально-образовательный уровень, свою квалификацию, расширить профиль подготовки.

  6. Развитие профессионально-важных качеств личности и процессов самопознания (саморегуляция, самоконтроль, самоанализ).


3.4 Профессионально-важные психологические качества личности

Психологами, которые изучают особенности становления личности профессионала выделяются такие элементы системы:

  • психологическая профессиональная прогностика: профессиональная ориентация, психологический профессиональный отбор;

  • психология профессионального образования: психология профессионального воспитания, обучения и развития, психологическая подготовка к различным видам труда;

  • психология труда: психология организации труда (рационализация рабочего места, режим труда и отдыха, профилактика утомлений, борьба с монотонностью труда, управление межличностными отношениями и психологическим климатом в коллективе);

  • инженерная психология: приспособление средств труда к личности, психологические проблемы технической эстетики;

  • производственная психология: проблемы конструирования техники, построения производственного процесса с учетом психических особенностей человека.

В психологии труда для определения профессионально важных качеств личности используют метод профессиографии – изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам работника. Данный метод используется для разработки информационных, диагностических, и коррекционных пособий и рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии.
^ 1. Коррекционная профессиография направлена на повышение безопасности труда - описывает только те качества, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.

^ 2. Диагностическая профессиография обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики (изучение характеристик труда на тех этапах работы, от которых зависит конечный результат и для которых требуются более высокие показатели скорости, точности деятельности, ответственности).
Систему средств, обеспечивающих оценку взаимосоответствие человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях, требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения заданий называют профессиональным отбором.

Основой профессионального отбора являются конкретные нормативные характеристики профессии:

  • социальные (функции, задачи, цели);

  • операционные (точность исполнения, временные, пространственные, логические характеристики);

  • организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда).

Все они позволяют врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, проводить отбор и диагностику профпригодности.
^ Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения эффективности той или иной профессиональной деятельности.

Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе:

  • обучения;

  • профессиональной деятельности;

  • положительной мотивации;

  • материальной и моральной стимуляции,

  • удовлетворения потребностей в профессиональном росте и т.д.


В своей будущей профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, основой которых выступают психические процессы:

  • мыслительные;

  • сенсорные – относящиеся к чувствам, восприятиям;

  • речевые,

  • мнемические – процессы запоминания,

  • процессы психического состояния.


Особенности нейродинамики (подвижность нервной системы) и некоторые свойства темперамента (экстраверсия, интроверсия) оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности.

Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность и т.д. А очень высокие показатели силы нервной системы вызывают вероятность установления неадекватно высокой самооценки.

Склонность к риску часто порождается неадекватной самооценкой. Но, работа, включающая принятие ответственных решений, тоже во многом регулируется отношением к риску.
Самооценка

Высокая самооценка приводит к тому, что профессиональная деятельность обуславливается потребностями аффективного плана (краткая, сильная, бурная эмоция – гнев, ярость), типичны недооценка требований ситуации и переоценка собственных возможностей.

^ Низкая самооценка связана с боязнью принятия решений, медлительностью, пассивностью.
Эмоциональная устойчивость - способность сохранить оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциональных факторов.

Она тесно связана с такими психическими свойствами, как:

  • тревожность - чувство неопределенного опасения, тревожного ожидания, неясного беспокойства, скрытой угрозы;

  • эмоциональность - определяется способностью к сильным переживаниям.

Особенно серьезные требования к эмоциональной устойчивости предъявляют профессии, специфика которых – общение с людьми (учитель, медик).
Темперамент принято считать профессионально важным для тех видов деятельности, которые также связаны с общением, с работой с людьми (индивидуальные особенности психики человека, которые определяют динамику его психической деятельности).

Экстраверты предпочитают деятельность, дающую возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной вовлеченности. Экстраверты менее точны, но лучше ориентируются в напряженных ситуациях.

Интроверты более устойчивы в условиях спокойной, монотонной работы, требующей повышенного внимания, точности. Но в напряженных ситуациях они больше склоны к тревожным реакциям, отрицательно влияющим на успешность деятельности.
Из собственно личностных свойств универсальным ПВК выступает ответственность, характеризующая направленность личности и влияющая на процесс и результаты профессиональной деятельности через отношение к своим рабочим обязанностям.
Другие личностные качества являются более специфическими и важными лишь для определенных видов профессиональной деятельности.
Важным психологическим ресурсом человека являются его профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности, отличающие ее от других и являющиеся условием ее успешного выполнения. От них зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, эффективность осуществления профессиональной деятельности. К ним, например, относят: аналитические, прогностические, организаторские, сравнительно-оценивающие, коммуникативные, академические (гибкость и глубина мышления), выдержка и многие другие.
Наряду с профессиональными способностями важной сферой профессионально-личностного развития специалиста выступает профессиональное самосознание – это: комплекс представлений человека о себе, как о профессионале, который включает:

  • нормы и правила профессиональной деятельности,

  • ПВКЛ

  • профессиональное поведение,

  • уровень сформированности позитивной Я-концепции (уровень ценностных ориентаций и объективная самооценка)).


Для формирования профессионального самосознания необходимо развивать:

  • профессиональную самостоятельность;

  • мыслительную деятельность и познавательные интересы;

  • коммуникативные умения и навыки.


Для формирования профессионального самосознания в профессиональном образовании проводят профессиональную консультацию и профессиональную ориентацию.

^ Профессиональная консультация – научно организованное информирование о профессиях, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и способностей. Она должна располагает сведениями о:

  • роли и перспективах каждой профессии,

  • потребности в кадрах и гарантии трудоустройства,

  • содержании трудовой деятельности, трудовой дисциплины и культуры труда,

  • социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий,

  • направлениях профессионального обучения,

  • требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям.


^ Профессиональная ориентация – комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию трудоустройства молодежи. Для этого в профессиональных учебных учреждениях учащимся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к данной профессии, развивают интерес к профессии. Профессиональную ориентацию осуществляют для группы учащихся или индивидуально. При этом учитываются их:

  • ценностные ориентации и установки;

  • ближайшие и перспективные профессиональные планы;

  • уровень сформированности представлений о профессии;

  • уровень развития самооценки;

  • способности, наклонности и интересы;

  • уровень развития профессиональной мотивации;

  • личностные особенности;

  • реальные условия жизни (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение).


Результатом профессиональной ориентации выступает профессиональное самоопределение как основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных жизненных решений, от которых зависит успех профессиональной деятельности, личностное развитие, удовлетворение потребностей.
Вопросы для самостоятельного изучения
3.5 Психологические барьеры в профессиональном самоопределении

3.6 Психологические механизмы профессионально-личностного развития

3.7 Акмеологические основы профессионально-личностного развития специалиста


Похожие:

План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития icon1 Предмет и задачи педагогической психологии
А. В. Петровскому, служат психологические аспекты: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития...
План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития iconПрофессиональная адаптация
Для возрастного развития характерны кризисные и переходные периоды, в которые личность не должна прекращать своей созидательной работы,...
План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития iconЛекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы...
Начала христианской психологии: Учеб пособие для вузов / Под ред. Б. С. Братуся. — М.: Наука, 1995
План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития iconПлан лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога...
Инженеру-педагогу (преподавателю) отведена ведущая роль в подготовке квалифицированных специалистов в начальных, средних и высших...
План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития iconПлан лекции: Профессиональное образование как социокультурный институт...
Основные направления развития системы непрерывного профессионального образования в Украине
План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития iconПлан лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2...
Но историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее...
План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития iconМетодологические и теоретические проблемы психологии
Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов
План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития iconВопросы к экзамену ия 2011-12 Педагогическая антропологи: часть 1 общая психология
Предмет психологии, история развития предмета психологии, задачи и принципы психологии. Место психологии в системе наук
План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития iconЭкзаменационные вопросы по психологии предмет психологии. Понятие о психике
Этапы развития психологии (Природа психического на разных этапах развития психологии)
План лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования и развития специалиста Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница