Скачать 0.58 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДЕНО Ученым советом факультета /института ________________ ____________________ (подпись) (И.О.Ф. председателя) «_____» ______________ 2012 г. Обсуждено на заседании кафедры ____________________________ Протокол №____ от «___» ________ 2012 г. ____________________________ (О. И. Ф. зав. каф.) ^ ОПД.Ф.05 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Направление: 050400 Педагогическое образование Профиль: Психология образования ^ : Бакалавр педагогики Составитель: Кузнецова Елена Владимировна, к. психол. наук, доцент кафедры психологии Куйбышев, 2012 ^ Курс «Психолого-педагогическая антропология» разработан для студентов очного отделения Куйбышевского филиала НГПУ, обучающихся по специальность 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"). Основополагающей идеей курса является принцип гуманизма, наиболее адекватный современной социокультурной ситуации, ядро которого составляет антропологическое знание - объективное представление о человеке как целостном и противоречивом существе. Антропологическое знание многоаспектно. Оно интегрирует разнообразную информацию о биологической, психологической, социальной, духовной природе человека. История накопления антропологического знания, взаимодействия различных научных школ и представлений имеет самостоятельную ценность для современного специалиста в области психологии и педагогики. Использование антропологического знания в педагогике наиболее целостно, осознанно и оригинально было осуществлено в России К. Д. Ушинским и оказало серьезное влияние не только на отечественную педагогику XIX века, но и на современную психологию и философию. Педагогические технологии, признанные в настоящее время наиболее продуктивными, выросли из грамотного представления о ребенке как человеке, а не только объекте педагогического воздействия. Особое значение в данном курсе имеют семинарские занятия. Они ориентированы на дискуссионное обсуждение проблем, связанных с развитием и воспитанием человека, и развивают способности студентов к профессиональной рефлексии, актуализируют стремление их к личностному росту. ^ приобщение к системе современных теоретических знаний о человеке и ребенке, его развитии, воспитании и образовании в ходе целостного педагогического процесса. ^
Курс «Психолого-педагогическая антропология» позволяет получить целостное (теоретическое и историческое) знание о человеке междисциплинарного уровня, современное представление о ребёнке как человеке, его развитии и воспитании в пространстве, времени и культуре, о наиболее продуктивных для современной педагогики, идеологии, стратегии и технологии воспитания. В основу курса положены несколько идей. 1. Гуманистическое педагогическое мировоззрение наиболее адекватно современной социокультурной ситуации. Его ядро составляет антропологическое знание - объективное представление о человеке как целостном и противоречивом существе. 2. Антропологическое знание многоаспектно. Оно интегрирует разнообразную информацию о биологической, психологической, социальной, духовной природе человека. История накопления антропологического знания, взаимодействия различных научных школ и представлений имеет самостоятельную ценность для современного специалиста в области педагогики и психологии. 3. Использование антропологического знания в педагогике, наиболее целостно, осознано и оригинально было осуществлено в России К.Д.Ушинским и оказало серьезное влияние не только на отечественную педагогику XIX века, но и на современную психологию, педагогику, философию. 4. Педагогические технологии, признанные сегодня наиболее продуктивными, выросли из грамотного представления о ребёнке как человеке, а не только как объекте педагогического воздействия. Все лекции по курсу «Психолого-педагогическая антропология» раскрывают названные идеи. Сквозные основные понятия курса: антропология, педагогическая антропология, человек, ребёнок, организм, психика, душа ребёнка, развитие человека как вида, развитие ребёнка, пространство и время развития человека, культура, человек в культуре, воспитание, ребёнок как объект и субъект воспитания и культуры, сотрудничество, содействие, диалог в воспитании. Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе, которая включает в себя выполнение инвариантных и вариативных заданий. ^ Место дисциплины. Дисциплина «Психолого-педагогическая антропология» относится к вариативному компоненту цикла Профессиональных дисциплин по направлению 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Курс построен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВПО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200. Курс «Психолого-педагогическая антропология» входит в число важнейших наук о человеке, изучаемых на психологическом факультете института и уровень его преподавания может существенно влиять на широту кругозора и естественнонаучные основы мировоззрения, формируемые в процессе профессиональной подготовки специалистов этого профиля. Усвоение курса антропологии – дисциплины, находящейся на стыке множества естественных и гуманитарных наук, - должно помочь студентам выработать целостный взгляд на человека, на его становление как социально-биологического существа, занимающего уникальную позицию в мире и присущий только ему способ бытия. Содержание учебной дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» способствует становлению у студентов научно обоснованной гуманистической идеологии, помогает осмыслить с этих позиций новаторские и традиционные педагогические системы, осознать собственный жизненный и педагогический опыт. Знания, умения и навыки, полученные в процессе освоения учебной дисциплины значимы для успешного усвоения таких модулей и дисциплин базового и вариативного компонента ФГОС ВПО, как «Философия», «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире», «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Психология и педагогика развития детей», и др. ^ Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины: Общекультурные компетенции (ОК):
^ (ПК):
^ знать: категориальный аппарат курса, значение и смысл основных дефиниций дисциплины; уметь:
владеть: коммуникативными, организаторскими, когнитивными, научно-исследовательскими компетенциями, с целью реализации эффективного и продуктивного образовательного процесса. ^ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа часа. Дисциплина изучается в 1 семестре.
^ Раздел I. Введение в психолого-педагогическую антропологию |
![]() | Психолого-педагогическая антропология | ![]() | Семинарские занятия по курсу Тема: Психолого-педагогическая антропология как отрасль современного человековедения |
![]() | Организация самостоятельной работы студентов и формы контроля Примерный перечень вопросов для итогового контроля знаний по курсу «Психолого-педагогическая антропология» | ![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине «Технологии коррекционно-педагогической деятельности» Основные понятия «психолого-педагогическая коррекция», «коррекционно-педагогическая деятельность» и др |
![]() | Примерный перечень вопросов для итогового контроля знаний по курсу... Предмет антропологии и ее методы. Основные направления в антропологии, ее связь с другими науками | ![]() | Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика Психолого-педагогическая практика : рабочая тетрадь / под ред к. пед. н., доцента Опарина Р. В. — Горно-Алтайск : рио гагу, 2008.... |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из госа по специальности) | ![]() | Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления... Задание по психологии: психолого-педагогическая характеристика одного из учеников класса |
![]() | Духовная антропология содержание духовная антропология духовная антропология... Древнегреческая и восточная натуралистическая антропология: от философских идей к медицине | ![]() | Экзаменационные вопросы по дисциплине «Философская антропология» Экзаменационные вопросы по дисциплине «Философская антропология» для студентов 5 курса факультета философии и психологии |