«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке»


Скачать 74.98 Kb.
Название«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке»
Дата публикации20.07.2013
Размер74.98 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

4 курс ФМиИ, ФФ
Преподаватель: Кузнецова Е.В.,

Кандидат психологических наук, доцент
Семинар № 1

Тема: «Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке»


  1. Объект, предмет и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики с другими науками.

  2. Становление и развитие специальной психологии и коррекционной педагогики в России и за Рубежом.

  3. Основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики.

  4. Определение понятия коррекционно-педагогической деятельности, специальные принципы коррекционно-педагогической деятельности (знать общепедагогические принципы).

  5. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической реабилитационной работы (нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в образовательном учреждении, работа психолого-медико-педагогической консультации, её роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребёнка).

  6. Основные направления коррекционно-педагогической деятельности в работе с детьми с нарушением в развитии и поведении, основные шаги.


Литература:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.

  2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А.
    Сластенина.

  3. Специальная психология. / Под ред. Лубовского В.И. М., 2003

  4. Специальная психология. / Под ред. Шипицыной. Л.М. СПб., 2003

  5. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб.., 2003

  6. Основы специальной психологии. /Под ред. Кузнецовой Л.В. М., 2003

  7. Специальная педагогика. /Под ред. Назаровой Н.М. М., 2002.

  8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и
    коррекционной работы психолога. - М., 2000.


Семинар № 2.

Тема: «Феномен отклоняющегося развития»

  1. Понятие «нормы» и «патологии» на современном этапе развития специальной психологии и коррекционной педагогики.

  2. Вклад культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского в понимании в понимании сущности феномена нарушенного развития.

  3. Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения различных психологических школ.

  4. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.

  5. Механизмы формирования системных отклонений. Первичные и вторичные нарушения.

  6. Депривация и ее роль в формировании системных отклонений.

  7. Причины возникновения отклонений в развитии.

  8. Типы нарушений развития (классификации). Теоретические и эмпирические классификации.

  9. Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.


Дополнительные вопросы.

  1. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии?

  2. Как соотносятся понятия «дизонтогенез» и «болезнь»?

  3. Какие факторы опосредуют влияние патогенного воздействия?

  4. Что дают нам знания о причинах нарушенного развития?

  5. Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии?

  6. Что представляет собой классифицирование как метод научного познания?

  7. Каково практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии?


Литература.

  1. Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 2008.

  2. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.

  3. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003

  4. Специальная психология/Под ред. Сорокина В.М., Кокоренко В.Л. - СПб.,2003

  5. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том 2 (стр.248). - М.,2002

  6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. Сластенина. - М„ 1999.

Семинар №3.

Тема: «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями»

  1. Понятие особых образовательных потребностей и содержание специального образования.

  2. Принципы специального образования.

  3. Основы психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (психолого-медико-педагогической консультации) (Лит. №7, с.152)

  4. Технологии и методы специального образования.

  5. Формы и средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

  6. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.


Литература:

  1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.,
    2001.

  2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А.
    Сластенина. -М„ 1999.

  3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.

  4. Усанова О.Н. Специальная психология.М., 2000.

  5. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.

  6. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003.

  7. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова и др. – Ростов–на-Дону, 2007.

  8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М., 2001.

  9. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.,2003.


Семинар №4.

Тема: «Психология детей с интеллектуальными нарушениями»


  1. Олигофренопсихология, предмет и задачи. Причины возникновения умственной отсталости. Умственная отсталость, олигофрения, деменция. В чем заключаются основные отличия олигофрении от деменции.

  2. Основные классификации детей с умственной отсталостью.

  3. Психологические особенности детей с умственной отсталостью (памяти, внимания, мышления, личностные особенности).

  4. Специальное образование детей с умственной отсталостью. Специфика содержания, методы.

  5. Психология детей с задержкой психического развития. Причины возникновения. Основные формы задержки психического развития.

  6. Психологические особенности детей с ЗПР. Определите особенности психического развития в зависимости от формы ЗПР.

  7. Специальное образование детей с ЗПР. Обучение в специальных классах в общеобразовательной школе (Интегрированное обучение детей с ЗПР. В чем заключается специфика работы классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) (нормативно-правовая база, правила набора детей в КРО, организация учебного процесса учителями в КРО. В чем отличие классов КРО и ККО (класс компенсирующего обучения), Определите проблемы интегрированного обучения на современном этапе развития коррекционной педагогики).



Дополнительные вопросы.

1. Назовите отличия детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР.

2. Специфика адаптации умственно отсталых детей.

3. Специфика адаптации детей с ЗПР.
Литература:

  1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.,
    2001.

  2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А.
    Сластенина. -М„ 1999.

  3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.

  4. Усанова О.Н. Специальная психология.М., 2000.

  5. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.

  6. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003.

  7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М., 2001.

  8. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.,2003.

  9. Обучение детей с нарушениями интеллектуально развития: (Олигофренопедагогика)/Под ред. Б.П. Пузанова – М., 2000.



Семинар №5-6

Тема: «Основные отрасли специальной психологии и специальной педагогики. Психология детей с сенсорными нарушениями и нарушениями эмоционально-волевой сферы»
1. Сурдопсихология, предмет и задачи. Причины возникновения нарушений слуха. Классификация нарушения слуха.

2. Психологические особенности детей с нарушениями слуха (особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы).

3. Специальное образование лиц с нарушениями слуха. Специфика обучения и воспитания, адаптации данной категории детей.

4. Тифлопсихология, предмет и задачи. Причины возникновения нарушений зрения. Классификация детей с нарушениями зрения.

5. Психологические особенности детей с нарушениями зрения. Специальное образование данной категории детей. Специфика адаптации.

6. Логопсихология, предмет и задачи. Виды нарушений речи. Психологические особенности данной категории детей. Специфика обучения.

7. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные виды нарушений. Причины возникновения.

8. Психологические особенности детей с ДЦП. Специфика обучения и воспитания, оказание психологической помощи. Специфика адаптации.

9. Психология детей с РДА. Причины возникновения. Психолого-педагогическая характеристика. Специфика обучения и адаптации данной категории детей.

10. Дети с комбинированным дефектом, причины возникновения комбинированных нарушений, специфика профилактики, коррекционно-педагогической деятельности и обучения данной категории детей.


Литература:

  1. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.

  2. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И.М.,2003

  3. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.,2003.

  4. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.

  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -
    М., 1998.

  6. Литвак А. Т. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.

  7. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути
    помощи. - М., 2000.



Семинар №7.

Тема: «Психолого-педагогическая характеристика детей с отклоняющимся поведением. Профилактика и психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков»


  1. Причины попадания детей в группу риска, их психологическая характеристика.

  2. Понятие девиантного поведения. Основные классификации отклоняющегося поведения.

  3. Причины возникновения девиантного поведения.

  4. Психолого-педагогическая характеристика девиаций в поведении несовершеннолетних.

  5. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе.



Литература:

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога.- М., 2001

  2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова.- М., 2003

  3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики./Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999

  4. Зайцева И.А. Коррекционная педагогика.-Ростов на Дону, 2002

  5. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.-М., 2002

  6. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение.- М., 2001

  7. Специальная психология /Под ред. В.И.Лубовского. - М.,2003 (с. 391)

  8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1997.

  9. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.,2003 (с. 374-389)

  10. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних девиантным поведением / Под С.А. Беличевой. - М., 1999.

  11. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М., 2003 (шифр 88 Т 134)

Похожие:

«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» iconСурс педагогика в системе наук о человеке
Цель и задачи изучения дисциплины «Педагогика» и ее профессионально-личностная значимость
«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» iconТемы семинарских занятий и задания к ним семинарское занятие №1....
Семинарское занятие №1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке
«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» iconТема: Педагогика в системе наук о человеке
Педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание
«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» iconЛекция 1 (14) педагогика в системе наук о человеке возникновение...
С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком...
«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» iconВопрос 1: Культурология в системе наук об обществе
Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении...
«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» iconВопрос 1: Культурология в системе наук об обществе
Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении...
«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» iconТема номера: специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии

«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» iconСемейная педагогика в системе педагогических наук
Современная педагогика представляет собой целую систему научных отраслей. Одной из таких отраслей является семейная педагогика
«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» icon1. Специальная психология
Специальная психология отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития,...
«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» iconПедагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет....
Фундаментальная наука, изучающая закономерности психического и личностного развития человека в условиях обучения и воспитания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница