Преподаватель: Кузнецова Е.В.
Дисциплина «Психолого-педагогическая антропология»
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Для студентов ФП (ОЗО)
Примерный перечень вопросов для итогового контроля знаний по курсу «Психолого-педагогическая антропология»:
Предмет антропологии и ее методы. Основные направления в антропологии, ее связь с другими науками.
Актуальность антропологического знания для современной теоретической и практической психологии.
Актуальность антропологического знания для современной теоретической и практической педагогики.
Концепция человека в психолого-педагогической антропологии: человек как целостность, как единство материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия.
Философская антропология: проблемы сущности человека и его места в природе.
Основные подходы в философии к осмыслению феномена человека и его происхождения – (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, теория социоцентризма).
Психологическая антропология. Антропологические принципы в психологии.
Педагогическая антропология. Антропологические принципы в организации образовательного процесса.
Представления о человеке в трудах древнегреческих мыслителей.
Взгляд на человека в эпоху Средневековья. Отражение божественного начала в человеке. Назначение человека в мире.
Взгляд на человека в эпоху Возрождения (отражение гуманистических идей).
Представления на природу человека в эпоху Нового времени (Ж.-Ж. Руссо и Т. Гоббс).
Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский о педагогической антропологии.
Концепция человека в гуманистической психологии.
Человек как продукт онтогенетического и филогенетического развития.
Специфические особенности развития вида Homo sapiens.
Проблема становления человека как личности. Понятие социализации.
Понятие интегральной индивидуальности.
Категория «субъект» в современной психолого-педагогической науке.
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы психолого-педагогического познания.
Сущность понятия «развитие».
Возраст как объект междисциплинарного исследования. Антропология возраста.
Понятие психологического пространства личности.
Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия.
Взаимосвязь личностно-типологического и индивидуально-личностного уровней развития человека.
Общественное бытие как условие развития человеческой индивидуальности, Понятие социализации личности.
Проблемы самоактуализации и самореализации личности в современных социокультурных условиях.
Воспитание как антропологический процесс. Цели и задачи воспитания в современных образовательных системах.
Общие тенденции гуманистической идеи воспитания и образования.
Парадигмы воспитания и обучения, ориентированные на человека.
Условия эффективного учебно-воспитательного процесса.
Педагог как носитель культуры. Взаимосвязь различных типов культур с особенностями обучения и воспитания.
Педагогика креативности.
Понятие развивающего образования. Антропологическое отношение к ребенку – основа гуманистических педагогических систем.
Форма итогового контроля - экзамен.
Критерии оценки знаний на экзамене:
«Неудовлетворительно»
студенту демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала;
студент демонстрирует несформированность категориального аппарата.
«Удовлетворительно»:
студент демонстрирует знание основных терминов и понятий курса;
студент демонстрирует знание персоналий;
студент демонстрирует умение выделять сущностные характеристики психического явления;
в целом ответ носит репродуктивный характер.
«Хорошо»:
То же, что «удовлетворительно», плюс:
в ответах используется сравнение, сопоставление психических фактов, явлений;
студент демонстрирует умение соотносить теоретические положения с практикой (может привести пример);
студент демонстрирует доказательность своих утверждений.
«Отлично»:
То же, что «хорошо», плюс:
студент демонстрирует умение устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи;
студент демонстрирует глубокое знание первоисточников и дополнительной литературы.
^
Для осуществления самостоятельной подготовки к практическим занятиям, экзамену и для выполнения самостоятельной работы, студентам рекомендуется список литературы. Ориентировочная библиография составлена с учетом имеющихся в библиотеке КФ НГПУ и методическом кабинете факультета психологии литературных источников (монографий, журналов и т.п.). Основная: ^ Психология развития человека: развитие субьективной реальности в онтогенезе : учебное пособие для вузов; рекомендовано М-вом образования РФ / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев ; под общ. ред. В. Г. Щур. - М. : Школьная пресса, 2005. - 416 с.
^ Педагогическая антропология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ; рекомендовано УМО вузов РФ / В. И. Максакова ; Междунар. академия наук пед. образования. - М. : Академия, 2005. - 208 с.
Салова Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Ю.И. Салова, Ю.С. Тюников. – М, 2005.
Дополнительная:
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М., 2006.
Белова, С. В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель / С. В. Белова // Педагогика. - 2007. - N 6. - С. 19-27.
Бим-Бад Б.М. Антропологические основы теории и практики образования. М., 1994.
Бачаров Н.В. Антропология возраста. СПб, 2000.
Власова Т. Нужна ли "Педагогическая антропология"/ Власова Т. //Высшее образование в России. - 2001. - №4. - C. 93-96.
Гликман, И. Перспективные научные идеи и модные педагогические увлечения / И. Гликман; Московский городской педагогический университет // Народное образование. - 2004. - N 1. - С. 128-132.
Грачев, В. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / В. В. Грачев, О. А. Жукова, А. А. Орлов // Педагогика. - 2009. - N 2. - С. 107-111.
Голованова, Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н. Ф. Голованова // Педагогика. - 2007. - N 10. - С. 38-47.
Давыденко, Т. Антропологические ценности в подготовке будущего учителя / Т. Давыденко, И. Ирхина // Высшее образование в России. - 2005. - N 5. - С. 148-151
Данилюк, А. Я. Актуальные проблемы антропологии / А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2006. - N 8. - С. 121-123. - Рец. на кн.: Педагогическая антропология : учеб. пособие / под ред. Редько Л. Л., Шиянова Е. Н.- Ставрополь : Сервисшкола, 2005.- 696 с.
Калягин, Н. В. Современная антропология / Н. В. Калягин // Высшее образование сегодня. - 2009. - N 2. - С. 39-48.
Кон, Игорь Семенович. Ребенок и общество : учеб. пособие для студ.вузов / И.С.Кон. - М. : Академия, 2003.
Колпачев, В. В. Антропологизм как методологический принцип изучения проблем воспитания и образования в истории отечественной педагогики / В. В. Колпачев, О. Ю. Колпачев // Педагогическое образование и наука. - 2006. - N 5. - С. 53-56.
Клейн, Лев. Становление гуманитарной традиции : от первобытности до Возрождения // Развитие личности. - 2004. - №2.-С.159-168.-Библиогр.:с.168; № 3.- С.128-139; № 4.-С.115-136.
Корнетов, Г. Б. Основания и перспективы современного образования / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. - 2007. - N 1. - С. 7-15.
Кулагина, Ирина Юрьевна. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М., 2002.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда., М., 1993.
Липская, Л. А. Философско-антропологический фундамент современного образования / Л. А. Липская // Педагогика. - 2006. - N 2. - С. 23-28. - Библиогр.: с. 28 (7 назв.).
Личность, культура, этнос : современная психологическая антропология / под общ. ред. А. А. Велика. - М. : Смысл, 2001.
Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / РАН ; Ин-т Психологии. - М. : Наука, 1999.
Максаков, А. Д. Развитие антропологической направленности учителя в процессе его профессиональной подготовки / А. Д. Максаков // Педагогическое образование и наука. - 2007. - N 5.-С. 14-16.
Москатова, А. К. Универсальная антропология как актуальное человекознание / А. К. Москатова // Школьные технологии. - 2008. - N 4. - С. 9-17.
Мудрик А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. - М. : Академия, 2004. – 304 с.
Мясоед П.А. Антропологический принцип и проблемы психологии развития // Вопросы психологии. - 2000.-№ 5.-С. 122-126. - Развитие психики.
Нартова-Бочавер, С. К. Введение в психологию развития: учеб. пособие для студ. вузов / С.К. Нартова-Бочавер, А.В.Потапова. - М., 2005.
Нартова-Бочавер С. К. Личное пространство человека и возможности его измерения / С.К. Нартова-Бочавер, Валединская О.Р. // Психология зрелости и старения. –2005. – № 1. – с. 102-113.
Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 2003. – №6. – С. 27-36.
Нартова-Бочавер С. К. Онтогенез психологической суверенности личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психология зрелости и старения. –2005. – №1. – С. 102-113.
Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С. К. Нартова-Бочавер. - СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
Панов В.И. Введение в экологическую психологию. М., 2001.
Скворцова, Г. Развитие ученика: свобода выбора, свобода творчества / Г. Скворцова // Учитель. - 2006. - N 2. - С. 3-11.
Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).
Слободчиков, Исаев. Психология развития человека. Основы психологической антропологии. М., 2000.
Слободчиков, В. И. Антропология образования: ее возможность и действительность / В.И. Слободчиков // Школьные технологии. - 2008. - N 3. - С. 3-8.
Слободчиков, В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников /В. И. Слободчиков // Школьные технологии. - 2006. - N 3. - С. 14-18.
Слободчиков В.И.. Проблемы становления и развития инновационного образования/ В.И. Слободчиков //Инновации в образовании. - 2003. - №2. - C. 4-28.
Слободчиков, В. И. Типология антропологических кризисов в образовании и развитии / В. И. Слободчиков, Л. Ф. Мирзоянова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 9. - С. 26-32.
Слободчиков, В. И. Духовные проблемы человека в современном мире / В. И. Слободчиков // Социальная педагогика. - 2010. - N 4. - С. 79-86.
Социальная психология личности: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / Сост. Белинская, Тихомандрицкая. – М., 2000.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогичесокй антропологии. Предисловие. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть физиологическая).
Философская и психологическая антропология: : сб. программ учебных курсов для студ. пед. ун-та / ред. А. А. Корольков. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
Шаймарданов,Р.Х. Личностно ориентированная профессиональная подготовка учителя / Р.Х.Шаймарданов // Педагогическое образование и наука. - 2003.-№ 3.-С.36-42.
Ячин, С. Антропологический принцип и идея образования / С. Ячин // Высшее образование в России. - 2005. - N 3. - С. 127-129. - Библиогр.: с. 129 (4 назв. ). - Продолж. Начало: N 12, 2004.
|