Учебный курс «Психология и педагогика»


Скачать 465.27 Kb.
НазваниеУчебный курс «Психология и педагогика»
страница1/4
Дата публикации20.07.2013
Размер465.27 Kb.
ТипУчебный курс
userdocs.ru > Психология > Учебный курс
  1   2   3   4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е. Алексеева
ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра «Общественные науки»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Методические указания

для подготовки к семинарским и практическим занятиям

для студентов технических специальностей очной

формы обучения

Нижний Новгород 2008

Составитель Н.И. Смаковская
^ УДК 159.9 + 37

Психология и педагогика: методические указания к семинарским и практическим занятиям для студентов технических специальностей очной формы обучения /НГТУ им. Р.Е. Алексеева; Сост. Н.И.Смаковская. –

Н. Новгород, 2008. -28 с.

Настоящие методические указания содержат описание тематики семинарских и практических занятий, вопросы и задания к ним, список необходимой литературы, а также вопросы к зачету по курсу и темы рефератов.
Научный редактор канд. филос.наук, доц. И.Н.Терентьева
Редактор В.И.Бондарь

Подписано в печать 08. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ.л. 1,8. Уч.-изд.л. 1,3. Тираж 350 экз. Заказ .

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева. Типография НГТУ им. Р.Е.Алексеева. 603950, Н.Новгород, ул. Минина, 24.

© Нижегородский государственный технический университет им.Р.И.Алексеева, 2008ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебный курс «Психология и педагогика» для студентов технических специальностей интегрирован в комплекс дисциплин гуманитарного направления подготовки современного специалиста. Актуальность данного курса обусловлена гуманитаризацией образования и воспитания, соотношением естественно-научного и гуманитарного знания, а также многоаспектностью проблем и задач, стоящих перед современным специалистом.

Структура курса включает два раздела. Первый раздел дает представление о предмете и методах психологии, психике и категориях психологического знания, об индивидуальных особенностях личности и межличностных отношениях. Второй раздел посвящен содержанию воспитательного процесса, дидактике как теории образования и обучения, а также общим принципам обучения. Таким образом, рассмотрение основных разделов курса ориентировано на усвоение общих психологических и педагогических понятий и принципов, специфики предметов и на формирование у студентов представлений о многообразии психолого-педагогических проблем.

Курс предполагает знакомство с теоретическими и практическими исследованиями отечественных и зарубежных авторов. Поощряется активная самостоятельная работа студентов, которая находит выражение в творческом поиске ответов на возникающие вопросы, генерировании и проверке разнообразных предположений, написании рефератов или эссе, выступлении с докладом на семинаре (по выбору).

^ Цели и задачи курса

Цели учебного курса «Психология и педагогика» :

1. Раскрытие значения психологических и педагогических знаний как важной профессионально-личностной составляющей в деятельности современного специалиста.

2. Формирование и развитие у студентов навыков и умений решения конкретных психолого-педагогических задач в сфере профессиональной деятельности, коммуникативной компетентности в целом.

Задачи курса «Психология и педагогика»:

  1. Познакомить студентов с современными психологическими и педагогическими научными представлениями.

2. Изучить содержание основных понятий психологии и педагогики, сформировать у студентов практические умения по отбору и преобразованию информации с учетом ее психологических особенностей и закономерностей.

3. Познакомить студентов с психологическими эффектами и методами установления эффективной коммуникации.

4. Обозначить аспекты внедрения психолого-педагогических знаний в практические формы профессиональной деятельности.
^ Ожидаемые результаты уровня подготовленности студента по курсу

«Психология и педагогика»

Студенты должны иметь представление:

  • о месте и роли психологии и педагогики в системе
    профессиональной деятельности специалиста;

  • о содержании предмета психологии и педагогики как сложного и
    многоаспектного явления, характеризующегося специфическими
    параметрами;

  • о методологических, теоретических, профессиональных
    закономерностях деятельности современного специалиста, его
    мировоззрении, нравственно-этическом воспитании и
    профессиональной культуре.

Студенты должны уметь:

  • определить предмет и методы психологии и педагогики;

  • охарактеризовать психологические и педагогические теории
    отечественных и зарубежных ученых;

  • дать определения основных понятий и категорий психологии и
    педагогики; социально-психологических эффектов и методов
    межличностной коммуникации и логики их применения в процессе управления массовым сознанием;

  • оперировать понятиями и категориями, усвоенными в процессе
    изучения курса «Психология и педагогика».

Студенты должны иметь навыки:

  • установления причинно-следственных связей между основными
    психологическими и педагогическими понятиями, категориями в
    теории и на практике;

  • выявления особенностей применения тех или иных принципов,
    методов, приемов психолого-педагогического воздействия в
    межличностной коммуникации;

  • анализирования проблем коммуникации, находить оптимальные
    пути их решения;

  • конспектирования, аннотирования и реферирования изучаемой
    литературы, публичного выступления, аргументированного
    отстаивания своей точки зрения в условиях семинарских и
    практических занятий.

^ Распределение часов лекционных и практических занятий по темам


№ п/п

Тема

Лекции

Семи-

нары

Самост. работа

№ п/п предполагает решение комплекса задач:


Психология










1

Психология как наука. Предмет и методы психологии

2

2

2

2

Соотношение объективной и субъективной реальности: чувственные и рациональные формы освоения действительности

2

2

2

3

Психологическая теория деятельности

2

2

2

4

Психология личности. Общее и индивидуальное

в человеке

2

1

2

5

Современные психологические теории личности

2

2

6

6

Эмоционально-волевая регуляция личности

2

2

2

7

Психологическое содержание и методы установления межличностных отношений

2

2

2

8

Психологическая характеристика личности




1

2




Педагогика










9

Цели и идеалы образования. Сущность

и содержание воспитательного процесса

2

2

2

10

Принципы и содержание семейного воспитания

-

-

6

11

Дидактика как теория образования и обучения.

Общие принципы обучения

2

2

2

12

Педагогические технологии. Формы организации учебной деятельности

-

-

6




ИТОГО

18

18

36



П С И Х О Л О Г И Я

Тема 1. Психология как наука. Предмет и методы психологии

1. Психология как наука. Этапы развития психологического знания.

2. Развитие психики и сознания.

3. Место психологии в системе наук.
Ключевые понятия

Психология, методы психологического исследования (наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование), отрасли психологии, психика, мозг, сознание.

Контрольные вопросы

  • Определите предмет и задачи психологии.

  • Представьте основные значения термина «психология».

  • Место психологии в системе наук. Предложите графическую модель системы и обоснуйте ее.

  • Каковы отрасли психологического знания?

  • Представьте характеристику этапов развития психологического знания.

  • Определите методы психологии, их позитивные возможности и
    недостатки.

  • Предложите схематичную модель развития психики и сознания.

  • Определите понятия «психика» и «сознание».

Проблемные вопросы

Философ Э.В.Ильенков в своей работе «С чего начинается личность?» приводит следующие рассуждения: «Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность… Личность без мозга быть не может, а мозг без намёка на личность…бывает. Личность – чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется, нужно

исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях».

Со всеми ли высказываниями философа Вы согласны? Ответ аргументируйте.


Тема 2. Соотношение объективной и субъективной реальности: чувственные и рациональные формы освоения действительности

1.Единство и особенности чувственной и логической ступеней
познания.

2.Познавательные психические процессы как формы познания объективной субъективной реальности.
Ключевые понятия

Ощущение, восприятие, представления, внимание, память, воображение, мышление, творческое мышление, речь.

Контрольные вопросы

  • Что представляет собой объективная реальность?

  • Субъективная реальность и ее отличие от объективной реальности.

  • Дайте характеристику чувственной и логической ступеней познания.

  • Какие познавательные психические процессы лежат в основе:

  • а) чувственной ступени познания; б) логической ступени познания?

  • В чем проявляется функциональная асимметрия головного мозга?

  • Дайте характеристику учения о блоках мозга.

  • Представьте основные характеристики познавательных процессов.


Проблемные вопросы


  1. Определите, какой вид воображения проявляется в приведенном отрывке.

  2. Выделите признаки, на основании которых вы это делаете.


А. Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые крики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тотчас же, точно в мальчике… закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты. И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды…

Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится — ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, — обращается он к Ромашову. — Знаете, по старой дружбе. Помните, хе-хе-хе, как мы с вами ссорились? Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно — с высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело — принимать приказания и исполнять их…». А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.

Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры…

( А. Куприн)
Б. Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть на ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия — Югорский Шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.

Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам.

( К. Паустовский)

  1   2   3   4

Похожие:

Учебный курс «Психология и педагогика» iconПсихология и педагогика
Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч ред. И. Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с
Учебный курс «Психология и педагогика» iconПрограмма государственного экзамена по дополнительной специальности «Педагогика и психология»
Педагогика и психология, предъявляемым к профессиональной подготовленности специалиста – социального педагога, педагога-психолога,...
Учебный курс «Психология и педагогика» iconУчебный курс «Общая педагогика» дисциплина теоретическая; эта на­правленность...
Педагогическая подготовка – фундамент вашей профессиональ­ной деятельности, так как именно педагогические знания позволяют учителю...
Учебный курс «Психология и педагогика» iconДисциплины
Институт ПиП, Педагогика (Социальная педагогика) очное, бакалавр педагогики 2012/2013 г, 4 курс
Учебный курс «Психология и педагогика» iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов...
Педагогика как наука, ее основные категории, отрасли, методы педагогических исследований
Учебный курс «Психология и педагогика» iconУчебный курс для юридических вузов
Учебный курс предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей высших -юридических образовательных учреждений, специалистов...
Учебный курс «Психология и педагогика» icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
Учебный курс «Психология и педагогика» iconКурс лекций учебное пособие составитель С. С. Бакшиханова Улан-Удэ...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного форм обучения отделения «Дошкольная педагогика и психология»...
Учебный курс «Психология и педагогика» iconЛитература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология»
Преподаватель должен помочь психологически осмыслить закономерности, принципов и методов обучения
Учебный курс «Психология и педагогика» iconПрограмма учебной дисциплины «Основы саморегуляции»
Курс «Основы саморегуляции» представляет общепрофессиональную дисциплину, национально-региональный компонент. Изучается на дневном...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница