Караваев А. Ф


Скачать 201.31 Kb.
НазваниеКараваев А. Ф
Дата публикации21.07.2013
Размер201.31 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Психология > Лекция
ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра психологии и педагогики в деятельности сотрудников ОВД

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры
психологии и педагогики в деятельности сотрудников ОВД к.п.н., доцент, полковник милиции

Караваев А.Ф.

«12» ноября 2007 г.
Лобжанидзе Г.И.
ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ И ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Фондовая лекция

Время — 2 часа

Специальность 030505.65 - Правоохранительная деятельность

Специализация — административная деятельность

органов внутренних дел

Профиль подготовки — участковый уполномоченный милиции

Омск 2007

Рецензенты:

Скрипник Т.В.—

К.пс.н., профессор Омского гуманитарного института;

Макаров Н.Л. —

К.ю.н., доцент Омской академии МВД России

Зверев В.О. —

К.и.н., старший преподаватель Омской академии МВД России

Лекция по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности сотрудников ОВД «12» ноября 2007 г., протокол № 5.


П Л А Н
Введение

§ 1.

Психологические особенности профессионального общения работников органов правопорядка

§ 2.

Учёт репрезентативной системы взаимодействующего с сотрудником милиции общественной безопасности человека

33.

Психологический контакт работника сотрудников милиции общественной безопасности с другими лицами

Заключение

Список литературы

1. Психологические особенности профессионального общения работников органов правопорядка
Решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами, руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД. Профессиональное общение работников органов правопорядка - это разновидность специально организованного взаимодействия людей (руководителей и подчиненных, работников, равных по должностному положению, сотрудников и граждан, сотрудников и правонарушителей), содержанием которого являются познание, обмен информацией и влияние участников коммуникаций друг на друга с целью решения правоохранительных задач. Профессиональное общение работников имеет ряд важных характеристик.

Ориентация общения. Профессиональное общение может быть социально либо личностно ориентированным. Общение, имеющее целью воздействие на конкретного человека, является личностно ориентированным. Общение с большой аудиторией через средства массовой информации или посредством выступления перед публикой с сообщением, докладом является социально ориентированным, так как рассчитано на множество людей.

Степень опосредованности общения. Это количественная характеристика профессионального общения, позволяющая оценить "дистанцию" общающихся лиц. Контакт человека с человеком "лицом к лицу" является непосредственным общением, межличностным по своей направленности. Однако в деятельности органов правопорядка существует и ярко выражено опосредованное общение посредством различных нормативно-правовых документов (приказов, распоряжений, отдельных поручений и т.п.) и осведомительных документов (оперативных ориентировок, сообщений, запросов и т.п.). Опосредованное общение может осуществляться через средства массовой информации, например, в случае обращения к населению с просьбой о помощи в розыске опасного преступника и др. В связи с опосредованным общением иногда говорят о симметричном или асимметричном общении. В первом случае естественными являются взаимные влияния, а во втором - воздействие носит односторонний характер (например, приказ начальника или процессуальное решение следователя).

Нормативная регламентация общения. В профессиональном общении работников органов правопорядка всегда присутствует элемент определенных правил и норм поведения, выраженных в различных правовых документах. Так, в законе Российской Федерации "О милиции" говорится: "Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом". Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности" (ст.5). В ряде правовых норм, адресованных работникам органов правопорядка, прямо указывается, каким образом необходимо организовать профессиональное общение. Так, в ст.135 УПК РСФСР указывается на необходимость присутствия понятых при производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования и иных следственных действий, в ст.127 УПК РСФСР регламентируется порядок общения следователя с представителями органа дознания в процессе дачи поручения или указания о производстве розыскных и следственных действий и т.д. Кроме того, профессиональное общение, в значительной мере, связано с нормами юридической деонтологии.

Психологическая динамика общения. Психологическое содержание профессионального общения от контакта к контакту приобретает новые черты. Люди больше узнают друг друга, между ними могут возникнуть отношения доверия, взаимного уважения либо углубиться антипатия, отталкивание, неприязнь, приводящие к межличностным конфликтам. Динамика общения связана с оценками и переживаниями людей по поводу результативности контактов и содержания возникающих взаимоотношений. Общение влияет на изменения психических состояний и психических свойств людей как в положительном, так и отрицательном направлении.

Семиотическая специализация общения. Это характеристика общения раскрывается через понимание того, какими средствами пользуются работники в процессе деловых контактов. Знаковое общение здесь может быть в форме:

а) речевого общения (как устного, так и письменного);

б) вторичных знаковых систем с опорой на язык (язык профессиональных и юридических сокращений, условных названий, псевдонимов, шифров, кодов, топографических знаков и т.п.);

в) языка телодвижений, жестов, поз (так называемое личностно-смысловое невербальное поведение).

В нынешних условиях деятельности органов правопорядка жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки сотрудников, в том числе в области организации профессиональных контактов. Эффективность общения напрямую зависит от знания его психологических особенностей, этапов и наличия у участников взаимодействия конкретных психологических умений. Современные психотехнологии (нейролингвистическое программирование, психосинтез, психокинетика, психоконфликтология и др.) представляют возможность психологически грамотно подходить к конструированию конкретных актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации достижение конкретных служебных задач.

Анализ структуры профессионального общения работников органов правопорядка и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа:

1) психическое "чтение" особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица;

2) поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта;

3) интеракция и воздействие в процессе профессионального общения на других лиц со стороны сотрудника ОВД с целью решения оперативно-служебных задач;

4) оценка результатов конкретного акта общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определенными лицами (правонарушителями, гражданами, сотрудниками правоохранительных органов, руководителями, подчиненными).

Рассмотрим каждый из указанных этапов профессионального общения с учетом применения новых психотехнологий и конкретных приемов общения.

Первый этап профессионального общения ориентирован на познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка человека. Следует отметить, что психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения и отражения его личностных свойств, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках, учетах, уголовных и оперативно-поисковых делах, рассказах о нем других сотрудников и т.п.

При непосредственном наблюдении за человеком предметом психического "чтения" являются его вербальные и невербальные акты поведения:

речь, ее содержание, направленность, логичность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики;

выразительные движения, мимика и пантомимика, жесты, экспрессия лица, глаз, тела;

движения, перемещения и позы человека, дистанция между людьми, сближение, соприкосновение;

физическое воздействие на другого человека (касание, похлопывание, поглаживание, поддержка, совместные действия, отталкивание, толчки, удары и т.п.).

Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика человека: особенностей его одежды и манеры одеваться, аккуратность в ношении одежды, следование или игнорирование моды, подражание в ношении одежды другим людям (часто выдающимся артистам, спортсменам, политикам и др.) и т.д.

Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления его соответствующего портрета необходимо подвергнуть анализу особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности и т.п.), внешний вид (особенности одежды, прически, наличие татуировок и т.п.), динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфика обращения людей друг к другу, наличие кличек, эмоционального тона обращения и т.п.), динамику личного поведения человека и степень его участия в криминальных действиях. При общении с людьми, находящимися в "опасных" состояниях (алкогольное или наркотическое опьянение, отклонение от психической нормы поведения) чрезвычайно важно контролировать внешние параметры поведения, так как по ним можно определить мотивацию (порой неосознаваемую) их дальнейших действий.

Эффективность профессионального общения определяется также степенью соответствия реальных психологических портретов взаимодействующих лиц эталонным образам-представлениям о требованиях, предъявляемых к их личности и деятельности на конкретной должности.

При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка лица целесообразно ориентироваться на анализ следующих параметров личности:

направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);

операциональные особенности поведения (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);

психохарактерологические качества, выражающие отношения к различным сторонам действительности;

психологические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности);

социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и работы, культура коммуникативного поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности);

биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства).

Основными способами построения психологического портрета в процессе профессионального общения могут выступать: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация. Эмпатия как способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации. Рефлексия основывается на познании и оценке работником органов правопорядка своей позиции и размышлениях о позиции другого человека, ходе его мыслей, его ближайших и перспективных планов поведения. Стереотипизация строится на основе переноса выявленных в практике сотрудника типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения. Индивидуализация - способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого находится выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков.
2. Учёт репрезентативной системы взаимодействующего с сотрудником милиции общественной безопасности человека
Второй этап профессионального общения характеризуется действиями работника органов правопорядка, направленными на создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшей предпосылкой эффективного общения является выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с работником органов правопорядка человека и опора на нее в процессе непосредственного контакта. Д. Гриндер и Р. Бэдлер - создатели теории нейролингвистического программирования - отмечают, что имеется три основных входных канала, через которые люди получают информацию об окружающем мире: зрение, слух и кинестетическое чувство (представляющее собой комплекс ощущений, основанных на осязании, обонянии, положении тела в пространстве и т.п.). Каждый человек имеет наиболее часто применяемую им репрезентативную систему из числа трех указанных систем, которая может отличаться от репрезентативной системы другого человека. (Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии: Пер. с англ. -М.: Каас, 1995,с.288-292) Недостаточный учет основной репрезентативной системы человека в процессе общения может привести к взаимному непониманию , трудностям во взаимодействии.

Как определить основную репрезентативную систему человека? Имеется несколько способов определения, какая из репрезентативных систем (визуальная, аудиальная, кинестетическая) является ведущей у конкретного человека. Прежде всего следует обратить внимание на слова, которыми человек описывает свой жизненный опыт и чаще всего употребляет в процессе общения. Эти слова называются предикатами. Предикаты проявляются в виде глаголов, прилагательных и наречий, используемых человеком в конкретных предложениях. (Гриндер Д, Бэндлер Р. Указ. соч., с. 292-305; Макдональд В. Руководство по субмодальностям. -Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994, с. 34-36). Рассмотрим предикаты, наиболее часто применяемые в соответствующей репрезентативной системе.

Репрезентативные системы (модальности).

1) Визуальная:

- Предикаты:

представьте, ярко, видимо, прозрачно, перспектива, ясно, видеть, глядеть, следить, ослепительно и т.п.

- Предложения:

Моя работа выглядит безразлично. Жизнь так тускла. Это проливает больше света на это. Этот образ останется в моей памяти. Я счастлив, что мы с Вами смотрим на это одними на это одними глазами. Давайте посмотрим на это. Это слишком неопределенно, чтобы рассмотреть.

2) Аудиальная:

- Предикаты:

послушайте, громко, созвучно, логично, тихо, вскрикнуть, сказать, услышать, резко и т.п.

- Предложения:

Это правильное решение прозвучало во мне. Это просто шепот. Это слишком большие разногласия в наших отношениях. Я старался говорить себе: "Ты не можешь делать ничего правильно". Это слишком далеко от ритма.

3) Кинестетическая:

- Предикаты:

чувствую, удобно, легко, трудно, напрягаться, коснуться, сырой, ощущать, тошно и т.п.

- Предложения:

Это вызывает неоднозначные чувства. Он горячий. Она - холодная рыба. Эта вещь давит на мою память. Да, я чувствую нечто выше этого.

Наблюдение за человеком и обращение внимания на предикаты, применяемые им в процессе коммуникаций позволяет определить его основную репрезентативную систему. Как следствие этого появляется задача пост- роения диалога с учетом языка взаимодействующего человека, то есть его основной репрезентативной системы.

Другим способом диагностики репрезентативных систем является анализ движений глаз, сигнализирующих о доступе к различным каналам информации ("глазные сигналы доступа" или ГСД). В исследованиях было выявлено, что люди систематически перемещают глаза в строго определенных направлениях, от того какие процессы мышления у них доминируют. На основе анализа таких перемещений глаз можно определить репрезентативную систему человека.

Можно выделить зоны репрезентативной системы визуальной модальности (перемещения глаз вверх прямо, вверх влево, вверх вправо, прямо перед собой), аудиальной модальности (перемещения глаз направо, налево, вниз направо), кинестетической модальности (перемещения глаз вниз прямо, вниз налево).

Для определения глазных сигналов доступа перед партнером по общению можно поставить ряд вопросов. (Можете вспомнить Вашу наиболее удачную прогулку в лес за последние три года? Можете представить шум набегающих волн при звездном небе? Какое у Вас самое светлое детское воспоминание? Какого цвета обои в Вашей квартире? Какого цвета глаза у Вашей матери? Какая музыка Вам нравится больше? Как Вы чувствуете себя по утрам? Вспомните, как Вы из теплой комнаты вышли на мороз? и т.п.).

Кроме указанных способов существуют дополнительные приемы определения основной репрезентативной системы человека по жестам рук (визуальная модальность - на уровне лица, аудиальная - выше пояса, кинестетическая - ниже пояса), по темпу речи (визуальная модальность - ускоренный, аудиальная - ровный, размеренный, кинестетическая - замедленный), по интонации голоса (визуальная модальность - повышенная, аудиальная - монотонная, кинестетическая - пониженная).

Для того, чтобы партнер по профессиональному общению понимал сотрудника органов правопорядка последнему необходимо выбирать предикаты, согласующиеся с предикатами взаимодействующего лица. Стремясь получить нужную информацию, целесообразно строить свои вопросы, ориентируясь на основную систему партнера по общению. Отсутствие такого подхода может привести к непониманию и неэффективности общения.

Эффективность такого общения часто равна нулю, так как коммуникация строится в системах различных предикатов. Задача сотрудника органов правопорядка состоит здесь в следующем:

а) определить в соответствии с указанными способами модальность партнера по общению;

б) обратиться к партнеру с предикатами, отражающими его основную репрезентативную систему.

Второй этап профессионального общения имеет также целью планирования содержания и условий предстоящего контакта. Такой план должен включать в себя следующие параметры:

цель общения;

предполагаемые результаты;

место непосредственного контакта;

приемы и способы воздействия на партнера;

приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий;

необходимость присутствия в процессе общения третьих лиц;

нормативные требования к организации общения;

способы фиксации, полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.);

время общения и продолжительность контакта и др.

Иногда целесообразно продумать целую систему действий как подготовительного, так и непосредственно-коммуникативного характера, чтобы решить важные вопросы организации работы персонала органов правопорядка. Например, предлагаемый в литературе метод организации работы подчиненного на должности строится на основе специального организованного общения руководителя с подчиненным в присутствии консультанта. Метод ориентирован на реализацию четырех этапов действий:

1) диагностику руководителем уровня организации роботы подчиненного и особенностей его профессионально-должностной позиции;

2) обсуждения с консультантом состояния работы подчиненного, выработку плана непосредственного общения с подчиненным и его основного содержания;

3) целенаправленного общения с руководителя и консультанта с работником, деловой беседы с ним;

4) подведение итогов непосредственного общения и составление руководителем совместно с консультантом прогноза о дальнейшей деятельности подчиненного, о возможности зачисления его в резерв на выдвижение или перевода на другую должность, а также обсуждения мероприятий по оказанию ему помощи (Папкин А. И. Метод организации работы подчиненного в должности. Серия "Право и юридическая психология", "Электронное приложение" N 1, 1995).
3. Психологический контакт работника сотрудников милиции общественной безопасности с другими лицами
Третий этап профессионального общения представляет собой непосредственный контакт работника органов правопорядка с другими лицами (работниками правоохранительных органов, подозреваемыми, свидетелями и т.д.), имеющий целью получение определенной информации и воздействие на партнера. Можно выделить две разновидности профессионального общения: внутриорганизационное общение (общение с коллегами и руководителями органов правопорядка) и внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности.

С психологической точки зрения воздействия в процессе общения направлены на согласование позиции участников коммуникации. Воздействия могут приводить к децентрации, то есть принятию точки зрения и позиции другого человека, либо к частичному или полному несогласию, противоречиям и конфликтам.

Очень важно, что этот этап общения значим для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итоге единства подходов к решению той или иной проблемы. Приемы воздействия в процессе общения работников правоохранительных органов специфичны, так как имеют целью согласование и достижение организационного эффекта в совместной деятельности.

Общение работников органов правопорядка может осложняться теми или иными трудностями, различными факторами деятельности. К числу основных трудностей внутриорганизационного общения следует отнести:

перегруженность поручениями (в том числе и несвойственными выполняемым по должности обязанностям);

отсутствие четкой регламентации взаимодействия и неопределенность должностных обязанностей работников;

различные интересы у взаимодействующих должностных лиц;

недостаточная профессиональная подготовленность к совместной работе;

функциональная обособленность отдельных работников и подразделений.

Указанные трудности нередко ведут к противоречиям, разногласиям и конфликтам между взаимодействующими работниками органов правопорядка.

Тактика решения конфликтов в общении работников органов правопорядка изучалась с помощью опросника К. Томаса (А. И. Папкин). В соответствии с этой методической процедурой предлагается пять типичных способов реагирования людей на конфликтные ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление. Опрашивались три категории работников правопорядка: следователи, оперуполномоченные уголовного розыска, дежурные пультов централизованного наблюдения вневедомственной охраны. Выяснилось, что наиболее часто работниками применяются такие способы решения конфликтных ситуаций, как сотрудничество, компромисс, избежание. Вопросы сотрудничества и компромиссов более привлекательны при решении конфликтов работниками органов правопорядка.

Специфика внеорганизационного общения сотрудников правопорядка (контакты с подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями и т.д.) проявляется в том, что оно происходит в рамках подробного нормативно-правового урегулирования и характеризуется дополнительными трудностями, связанными с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, нежелания сотрудничать, неискренности и лжи и т. д. Все эти указанные обстоятельства приводят к затрудненным условиям общения и значительной психологической нагрузке работников правопорядка. Практический интерес в связи со сказанным представляют способы и приемы повышения эффективности общения в затрудненных условиях. Разработанная в рамках юридической психологии методика контакта между людьми в условиях затрудненного общения, например, в процессе допроса подозреваемого, (Л. Б. Филонов) предлагает поэтапное, постадийное достижение согласия между партнерами на основе применения совокупности приемов. (См. Филонов Л. Б. Психологическое изучение личности обвиняемого. Учебное пособие-М. : Академия МВД СССР, 1983; Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства-М. : Изд-во МГУ, 1979; Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения. Автореф. докторской диссертации-М.: 1985.) В содержании этой методики включаются шесть стадий (предполагается, что в начале общения партнеры незнакомы друг с другом):

1. накопление согласий между общающимися лицами;

2. поиск общих или совпадающих интересов;

3. принятие принципов и качеств, предлагаемых для общения;

4. поиск и выявление скрываемых свойств и сторон личности (выявление качеств, затрудняющих общение);

5. адаптация партнеров и реализация индивидуальных воздействий;

6. достижения контактных отношений и построение полей согласованных действий.

Для работников органов правопорядка представляет интерес то обстоятельство, что каждая стадия контактного взаимодействия имеет свой инструментарий, то есть набор конкретных приемов воздействия на другую сторону общения. Например, первая стадия включает в себя приемы "чтения состояния" и "соотнесенных вопросов", вторая стадия - приемы "нарастания", "детализации", "проблемы", "переключения", "перерывов" и т. д.

Представляют значительный научно-практический интерес способы и приемы выявления лжи и неискренности в поведении и речи людей, контактирующих с работником органов правопорядка. Его умения по мельчайшим штрихам речевых высказываний, оговорок, несоответствий в повествовании, а также не основе невербальных действий (жестов, взглядов, поз) собеседника определить степень искренности является залогом успешного решения служебных задач в процессе общения.

Четвертым этапом в динамике профессионального общения является осознание работниками органов правопорядка результатов и последствий контактов, так как взаимодействие невозможно без оценки удачи или неудачи, успеха или неуспеха, без выявления факторов, которые способствуют общению или осложняют его.

В психологической литературе большое внимание уделяется тому, как человек оценивает характер общения и взаимоотношений с другими лицами, даются определенные рекомендации по совершенствованию точности оценок контактов с другими людьми.
Основные нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.  М., 2007.

2. Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (В ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ) //СЗ РФ.  2006.  № 11.  Ст. 1146.

3. Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (В ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ) // СЗ РФ.  1998.  № 2.  Ст.219.

4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (В ред. Федерального закона от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ) // СЗ РФ.  1995.  № 50.  Ст.4873.

5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (В ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ) // СЗ РФ.  1995.  № 33.  Ст.334.

6. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 31-ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (В ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ) // Вед СНД РФ и СН РФ.  1992. № 17.  Ст.888.

7. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (В ред. Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 24-ФЗ) // Вед. СНД РФ и СН РФ.  1992.  № 15.  Ст.769.

8. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (В ред. Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 225-ФЗ) // Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР.  1991.  № 16.  Ст. 503.

9. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // САПиП РФ.  1993.  № 7.

10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.  М., 2007.

11. Уголовный кодекс РФ.  М., 2007.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2007.
Основная литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология.  СПб., 2007.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология с основами общей психологии.  М., 2007.

3. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции в вопросах и ответах.  М., 2005.

4. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности.  М., 2007.
Дополнительные нормативные правовые акты и литература
1. Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (В ред. Приказа МВД Российской Федерации от 12 апреля 2007 г. № 356).

2. Акулов В.И. Особенности действий инспектора-дежурного на месте дорожно-транспортного происшествия.  Домодедово, 2004.

3. Кисляков А. Особенности проведения воспитательной работы с осужденными, имеющими психические аномалии // Ведомости уголовно-исполнительной системы.  2004.  № 8.

4. Кораблев С.Е. Коммуникативная компетентность участковых уполномоченных милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки.  М., 2003.

5. Малыхина Н.И. История возникновения и развития методики построения психологического портрета преступника в России и за рубежом // Следователь.  2004.  № 12.

6. Меншел Р. Рынки и безумства толпы: Современный взгляд на природу массового умопомрачения.  М., 2005.

7. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании.  М., 2005.

8. Панкратов В.Н. Культура общения сотрудника ОВД.  М., 2006.

9. Сергеев С.И. Меры безопасности сотрудников ОВД и ВВ при несении службы в экстремальных условиях.  Красноярск, 2005.

10. Синьков Д.В. Преступления женщин: криминологическая характеристика и предупреждение (по материалам Восточно-Сибирского региона) // Российский следователь.  2006.  № 2.

11. Сничко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии.  М., 2006.

12. Соколова Е.Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов.  М., 2005.

13. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы.  Ростов н/Д, 2004.

14. Чебуреков А.А. Виды поведения подозреваемого и обвиняемого, подтверждающие его причастность к преступлению (улики поведения) // Следователь.  2004.  № 4.

15. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм.  М., 2005.

16. Эстерлейн Ж.В. Некоторые аспекты производства дознания по делам несовершеннолетних // Юридический консультант. 2004.  № 9.

Похожие:

Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Педагогическое управление в профессиональном коллективе участковых уполномоченных милиции
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Сущность, специфика и методы воспитательной работы участковых уполномоченных милиции
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Психологическое обеспечение дисциплины и законности действий сотрудников милиции общественной безопасности
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Взаимоотношения и социально-психологический климат в колективе сотрудников милиции общественной безопасности
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Психологические особенности деятельности сотрудников милиции общественной безопасности в экстремальных условиях
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Методы психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Основные направления использования знаний психологии в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Психологический анализ механизмов формирования общественного мнения о деятельности сотрудников милиции общественной безопасности
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Караваев А. Ф iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница