Теория и практика профессионального самоопределения


НазваниеТеория и практика профессионального самоопределения
страница1/13
Дата публикации21.03.2013
Размер1.57 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Московский городской психолого-педагогический институт
Н.С. Пряжников


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА


ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Москва, 1999

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.


В пособии раскрываются основные понятия современной профориентации. В проблемном плане излагаются как традиционные представления о профессиональном самоопределении, так и новые подходы. Данное пособие является первой, теоретической частью по курсу «Профессиональное самоопределение», вторая часть – «Активные методы профессионального и личностного самоопределения» больше направлена на знакомство с организацией и планированием конкретной практической помощи самоопределяющимся клиентам.

Пособие предназначено для студентов, изучающих курсы «Профессиональное самоопределение», «Психология карьеры», «Психолог в образовании», «Школьная профориентация» и т.п.

ОГЛАВЛЕНИЕ:


  1. ^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.




6

    1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.


6

1.2. Развитие профориентации в России и СССР.

6

    1. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.


10

    1. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.


11







  1. ^ СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




13

    1. Соотношение понятий: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, профессиональный выбор и карьера.



13

2..2 Концептуальные уровни помощи человеку в

профессиональном и личностном самоопределении.

15

    1. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.


16

    1. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения.



20

    1. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.




23

    1. Приоритеты профориентационной работы в современных условиях




24

  1. ^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.





28

    1. Основные ориентиры самоопределяющегося человека.

28

    1. Различные типологии профессионального и личностного

самоопределения.


29

    1. Различные варианты планирования профессионального

развития.


30

    1. Типы и уровни самоопределения человека.

31







^ 4. СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА

ТРУДА.





34

    1. Понятие «оптант» (по Е.А.Климову).




34

    1. Помощь в профессиональном самоопределении различным

образовательно-возрастным группам населения.


35

    1. Психологические проблемы профессионального образования

и переподготовки кадров.


35







^ 5. ОПТАНТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




40

    1. Совокупный, сложноорганизованный и противоречивый

характер субъекта профессионального самоопределения.

Парадоксы «субъектности» в профессиональном

самоопределении.


40

    1. Активность и активизация в профессиональном

самоопределении.


41

    1. Главная (идеальная) цель и основные задачи

профессионального самоопределения.


42







  1. ^ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




44

    1. Основные стратегии профконсультационной помощи: приемлемые и неприемлемые стратегии.


44

    1. Общее представление о практической профконсультационной методике. Прогнозная модель общей оценки эффективности методики.



47

    1. Основные группы профориентационных методов.

48

    1. Проблема методических предпочтений («методических мод») в отечественной профориентации.


51

    1. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.


54

6.6. Типы профконсультаций.

56

6.7. Основные формы и модели профориентационной помощи.

58







  1. ^ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.




63

    1. Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову).

63

    1. «Аналитическая профессиограмма» и общая логика организации профотбора (по Е.М.Ивановой).


67







  1. ^ ПСИХОЛОГ-ПРОФКОНСУЛЬТАНТ КАК СУБЪЕКТ




ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ В

70

^ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ




САМООПРЕДЕЛЕНИИ.




    1. Проблема «модели специалиста» профконсультанта.

70

    1. Основные концептуальные установки профконсультанта.




73

    1. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой.


75

    1. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития профконсультанта.





77

  1. ^ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.




83

    1. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения.


83

    1. Роль современных средств массовой информации (СМИ) в формировании профессиональных и жизненных устремлений самоопределяющейся личности.



86

    1. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху становления «рыночных отношений».






88

Темы курсовых и дипломных работ по курсу «Теория и практика профессионального самоопределения»


95



  1. ^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.


    1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы

профессионального самоопределения.
Для понимания того, что есть профессиональное самоопределение полезно задаться вопросом: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 году в г. Бостоне (США). Обычно выделяются следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей… Но все это причины скорее социально-экономические… Нам же интересно разобраться в том, каковы психологические причины возникновения профориентации? Что изменилось в сознании людей? - …

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку).
^ 1.2. Развитие профориентации в России и СССР.
Можно посмотреть, как срабатывает критерий «свободы выбора», т.е. как уровень свободы в данном обществе коррелирует с уровнем развития профориентации. Рассмотрим это на примере родной России.

^ Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в1897 г. (но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус). Фактически, это была еще не профориентация, а трудоустройство.

В известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, посвященный выбору профессии, выделялись четыре типичные варианта выбора: согласно семейным традициям (было распространено в тогдашней России); случайно, необдуманно; по призванию; по расчету… Уже до революции в России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных: «Студенческий альманах», «Адрес-календарь»…

Еще до официального открытия профориентационных служб в С.-Петербурге профессор Н.Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете…, а чуть позже М.А.Рыбникова и И.А.Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии…

^ В целом, в дореволюционной России вызревали демократические свободы (было «модным» считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен…) – профориентации как самостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия создавались…

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в др. местах. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии… Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н.К.Крупская.

Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи… В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.

Таким образом, в период НЭПа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась (что бы ни говорили историки-популисты, но в РСФСР была реальная свобода, особенно, если сравнивать молодую советскую Россию со многими другими тогдашними «цивилизованными» странами, где существовала еще колониальная система, расизм и апартеид, где «негров и цветных» еще не пускали в «приличные» места и т.д.).

Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заметим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбора…). В 1937 г. – отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее происходит и сейчас в РФ). Таким образом, в период сталинского тоталитаризма – профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель – А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель – Б.А.Федоришин); организован Научно-исследовательсткий институт трудового обучения и профониетациии при Академии педагогических наук СССР - НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель – А.М.Голомшток). Таким образом, в период хрущевской «оттепели», т.е. в период возрождения некоторых демократических свобод в стране – явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом (и даже примитивном) уровне.

В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «… на завод!», «…на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны… В итоге ущемления многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.

Правда уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:

  • создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах – множество пунктов профконсультации - ПКП (в Госкомтруде СССР все это курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически, и для становления школьной психологической службы, о чем многие сейчас как-то забывают…);

  • на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили!);

  • в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии» (заметим, что это также был один из первых психологических курсов в школе!).

  • наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но опыт быстро приобретался).

  • в итоге, в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования;

^ Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.

На смену горбачевской «перестройки» пришла эпоха «демократических преобразований», начавшаяся «революцией с лицом Ростраповича» в августе 1991 года. За этот замечательный период также было сделано немало:

  • в 1992 г. вышел «Закон об образовании РФ» и сразу же резко сократилось финансирования школы и особенно профориентации (к этому времени многие «умные и образованные» люди уже «поняли», что есть вещи, более важные, чем образование и какая-то там профориентация, связанная со свободой выбора и самоопределением…);

  • в 1991 г. вышел «Закон о занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости (заметим, что в США для работы в бюро по трудоустройству требования к подготовке специалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры…);

  • к сожалению, школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался (денег хватало только на загранкомандировки для начальства), а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»);

  • к счастью, отдельные местные начальники (власть) иногда поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодежи, т.е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономического абсурда;

  • к счастью, некоторые руководители Центров занятости населения все-таки делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда (за это таких руководителей не раз наказывали, но видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки осталась…);

  • один из примеров невнимания к школьной профориентации - Второй съезд школьных психологов в г. Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностики, психотерапии и модного тогда «экономического образования» (это в условиях развала производства и всеобщего воровства!…); Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться;

- как это ни удивительно, но профориентация частично перекочевала и в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это также свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 20-е годы Г.Мюнстенберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией… В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадекватные тесты (идет банальное «охмурение» клиентов-претендентов и собственного руководства), но самое печальное, что такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент – это лишь «обследуемый с помощью тестов»)… Таким образом, сейчас у профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают…

В итоге получается, что в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70-80-е гг. – бюрократическими, а сейчас (в эпоху «расцвета демократии») – экономическими (почти не финансируют)… Все это позволяет нам убедиться, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества… А это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помощи) должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или не-субъекта) самоопределения, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т.е. понять. в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться…
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Теория и практика профессионального самоопределения iconЛейтс Г. Психодрама: теория и практика. Предисловие
Предлагаемая вниманию читателей книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» впервые предоставляет...
Теория и практика профессионального самоопределения iconТеория и практика социальной работы
Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009
Теория и практика профессионального самоопределения iconПрофессиональная ориентация как необходимое условие формирования...

Теория и практика профессионального самоопределения iconТеория и практика общения
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального...
Теория и практика профессионального самоопределения iconВ контексте теории педагогики самоопределения
С 1993 года экспериментально, а с 1996 года уже рефлексивно и теоретически, наша группа выстраивает практики педагогики и антропологии...
Теория и практика профессионального самоопределения iconЛитература по инновационному менеджменту основы инновационного менеджмента:...
Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб пособие/Под ред. П. Н. Завлина и др. М.: Оао «нпо «Издательство «Экономика»,...
Теория и практика профессионального самоопределения iconГеоргий Почепцов Паблик рилейшнз для профессионалов Об авторе Введение
Москва, 1998), Теория и практика коммуникации (Москва, 1998), Имиджелогия: теория и практика (Киев, 1998), Информационные войны....
Теория и практика профессионального самоопределения iconТ. В. Мартыненко теория и практика государственного регулирования экономики в современной россии
Теория и практика государственного регулирования экономики в современной России. Монография. — Ростов н/Д: Изд-во скагс, 2011. —...
Теория и практика профессионального самоопределения iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов специальности 11. 03. 00 «Теплофизика, автоматизация, экология» имогут быть использованы...
Теория и практика профессионального самоопределения iconЗарецкая Е. Н. 3-34 Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд
Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница