Программа дисциплины «Социальная виктимология»


Скачать 235.54 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Социальная виктимология»
Дата публикации21.03.2013
Размер235.54 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
userdocs.ru > Психология > Программа дисциплины
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Социальная виктимология» разработана на основании Образовательного Стандарта по специальности «социальная работа» Министерства Образования Республики Беларусь. Программа курса может быть использована для профессиональной подготовки специалистов по социальной работе.

Цель и задачи дисциплины:

    • Дать знания студентам и слушателям по теории социальной виктимологии, принципам и методам изучения данного явления.

    • Сформировать умения социальной помощи и защиты человека, оказавшегося в ситуации жертвы.

    • Раскрыть условия и факторы, влияющие на виктимогенность в обществе.

    • Сформировать у студентов наиболее полное представление о характере социальных проблем человека в ситуации кризиса.

Исходные концептуальные идеи, положенные в основу содержания курса, «Социальная виктимология», базируются на современных данных различных отраслей наук, предметом которых выступает человек, общность, социальные системы: философии, социологии, педагогики, правоведения, медицины, социального управления.

В данной дисциплине социальная виктимология рассматривается как отдельная самостоятельная область знания о проблемах человека в ситуации «жертвы», о социальных отношениях в обществе как предпосылке виктимизации и маргинализации, о специфике развития социальной помощи отдельным демографическим группам.

Социальная виктимология рассматривает проблемы индивида, группы, которые не просто нуждаются в помощи, а находятся в ситуации беды, горя, насилия и не могут решить свои проблемы без посторонней (профессиональной) помощи, при этом считая себя жертвой социальной ситуации. В этой связи важен анализ социального запроса наиболее уязвимых слоев населения, а также концептуально-методологическое и социально правовое обоснование социальной помощи данной категории населения.

Виктимология как специальная отрасль знания, ориентируется на исследование и решение проблем, типичных для каждого типа жертв с учетом их специфики и общих тенденций. В настоящее время Институтом криминологии и медицинской экспертизы Республики Беларусь разрабатывается проблема изучения, диагностики, коррекции негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия на человека стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта. Данные разработки также представлены в программе.

В контексте теории социальной виктимологии рассматриваются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации и коррекции, тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой.

Ведущими принципами социальной виктимологии выступают принципы понимания человеческих прав и законодательное признание их в документах, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека (1948). Согласно данной философии прав, идеал человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, если будут обеспечены такие условия в обществе, условия жизни людей, позволяющие каждому свободно развивать свою человеческую природу.

Концепция уникальности судьбы и жизни человека является важной методологической посылкой в определении программы помощи, поддержки, защиты человека в ситуации жертвы.

Гуманизм как стратегия утверждает, что здоровое общество должно быть милосердно, оно активно стремиться предупредить личную трагедию человека, справиться с социальной патологией, помогает незащищенным и страдающим группам людей, которые могут быть поддержаны. Эта стратегия должна выступать базовой основой социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения.

В последние годы в теории и практике социальной работы были введены новые понятия и принципы помощи и поддержки. Таким принципом выступает импауэрмэнт как положение об актуализации собственных внутренних сил клиента, повышение его самосознания в позиции определении сути проблемной ситуации, своего положения и средств по ее разрешению. Импауэрмэнт – это также и способ формирования услуг и социальной помощи, которые необходимы человеку в проблемной ситуации как внешняя предпосылка ее разрешения.

Важным является также и развитие внутренней позиции клиента (потребителя) в процессе восстановления его личностных возможностей в движении по разрешению проблемы. Такая методология предполагает радикальное изменение отношения общества к потребителю социальных услуг, который находится в ситуации жертвы, так как она носит антидискриминационный характер, учитывает способность человека изменить свою жизнь к лучшему, путем «придания возможностей», приобретения и восстановления его личной позиции.

Теория ипауэрмэнта (empowerment theory), также рассматривается и как теория наделения полномочиями самого клиента, где анализируются способы и методы, которые могут быть применимы группами людей и сообществами, для достижения контроля над своей жизнью и судьбой, а также является методом социальной работы в сообществе (виктимологические проблемы инвалидов и представление их интересов).

^ Структура дисциплины:

Курс «Социальная виктимология» построен как модульный. Курс разделен на сегменты — модули, которые можно легко трансформировать в зависимости от задач обучения, конкретной аудитории, а также от текущих социальных проблем, которые происходят в обществе. Модульная система позволяет вносить изменения и дополнения в отдельные учебные темы в связи с нуждами и потребностями, а также уровнем подготовки слушателей. Каждый модуль раскрывает ключевые понятия изучаемого явления. Специфические проблемы предмета раскрываются на семинарских и практических занятиях, которые можно проводить в социальных агентствах, учреждениях, кризисных центрах, в центрах медико-социальной реабилитации.

Программа курса включает ряд вопросов для самостоятельной работы, для лабораторно - практических занятий, а также темы для курсовых и контрольных работ (для заочного обучения), список литературы. Для работы на семинарских занятиях принимаются рефераты и эссе, а также ситуационные модели, разработанные слушателями.

В список литературы не включены зарубежные источники. Это связано с тем, что большинство источников на иностранных языках и доступ к ним на местах затруднен. В список включена литература переводная, где представлены теоретические и практические подходы западных и отечественных специалистов к проблемам виктимологии.

Согласно базовому учебному плану курс «Социальная виктимология» является разделом дисциплины «Общественное развитие и социальная работа» (336 ч.: лекции – 192 ч., семинары – 72 ч., практ. – 72 ч.), состоящим из следующих разделов:

  • «Социальная политика» (72 ч.: лекции – 48 ч., семинары – 24 ч.);

  • «Прикладная социология» (48 ч.: лекции – 24 ч., практ. – 24 ч.);

  • «Социальные службы» (48 ч.: лекции – 24 ч., практ. – 24 ч.);

  • «Социальная экология» (48 ч.: лекции – 24 ч., семинары – 24 ч.);

  • «Социальная виктимология» (48 ч.: лекции – 24 ч., семинары – 24 ч.);

  • «Правовые основы социальной работы» (72 ч.: лекции – 48 ч., практ. – 24 ч.).

^ Объем в часах. Всего по дисциплине – 48 часов, из них 24 часов лекционных, 24 – семинарских.

Студент должен овладеть знаниями:

- о деструктивных явлениях, деструкции, о девиантологических характеристиках личности, виктимологических особенностях аддикций, суицидальном и предсуицидальном поведении, деформациях социализации личности, маргинальности как предпосылке виктимизации, делинквентном поведении.

Умениями:

- организации профилактической работы, диагностики виктимологических процессов, координации межведомственного взаимодействия и коррекции виктимологических проблем человека и группы.

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1.

СОЦИАЛЬНАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ КАК ВИД НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Тема 1. Общетеоретический и прикладной аспект знаний о человеке в ситуации жертвы

Зарубежные и отечественные исследователи о проблемах виктимизации в обществе. Введение в проблему виктимизации в обществе. Обострение виктимологических проблем в условиях трансформации общества. Анализ актуальных социальных проблем и факторов воздействия в социальном пространстве, которые описывает социальная виктимология. Категории объективного и субъективного в обозначении социальных процессов на макро-, мезо-, микро уровне жизнедеятельности человека, которые приводят индивида в ситуацию жертвы. Специфика социально-демографических групп, подверженных виктимогенным факторам. Зарубежные и отечественные исследователи по проблемам виктимизации в обществе.
^ Тема 2. Практическое значение социальной виктимологии

Многоуровневый и междисциплинарный аспект социальной виктимологии как направления социальной практики. Виктиимология возникла из потребностей криминалогии, но в современной ситуации актуализируется ее социальный аспект, который позволяет осмыслить многие социальные проблемы человека в ситуации беды, горя, насилия, зависимости и депривации. Новизна социальной виктимологии в том, что она обратилась к предмету до настоящего времени малоизученному и осуществляет проникновение в существо процессов, раскрывая резервы и возможности социального оздоровления на практике.
^ Тема 3. Принцип социального равенства и организация социальной помощи и поддержки уязвимых группам населения

Тема 4. Системный подход в построении социальной помощи уязвимым группам населения

Социальная помощь уязвимым группам населения на уровне государства, общества, других социальных и индивидуальных инициатив. Необходимость в формировании единой социальной политики поддержки виктимных групп населения. Антидискриминационный принцип в организации социальной работы с виктимными группами населения. Современная отечественная и зарубежная практика социального обслуживания виктимных групп населения с учетом нужды и потребности.
^ Тема 5. Единство социального и природного в детерминации социальных отклонений индивида и группы

Детерминация как совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих процесс виктимизации в обществе. Детерминирующие факторы, действующие на различных уровнях социальных систем и организаций, в которой личность является одной из подсистем. Внешние и внутренние факторы виктимизации. Внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки виктимности. Социальные факторы виктимизации и явление аномии.

РАЗДЕЛ 2

^ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ВИКТИМОЛОГИИ
Тема 6. Закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза

Социальная виктимология как отрасль социального знания исследует феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность становится жертвой социогенных и персоногенных воздействий. Условия возникновения жертв социальных факторов связанные с различного рода проявлениями девиаций и аддикции в поведении индивида. Социальные и психологических исследованиях виктимогенных девиаций. Социальные нарушения и поведение человека.
^ Тема 7. Теории социальных рисков и проблема виктимизации в подростково-молодежной среде

Вычленение маргинальных групп в расслоившемся обществе и актуализация проблемы социальных рисков. Английский социолог Э. Гидденс и его концепция рисков. Риск как социальное явление в современном обществе. Существенные сферы жизнедеятельности и проблемы общества риска. Риск как неотъемлимая часть социальности, влияющая на индивидуальную жизнь человенка.
^ Тема 8. Философия ценностей социальной работы как методология анализа виктимологических проблем молодежи

Ценности социальной работы как базовая основа профессионального обслуживания клиентов. Профессионально-этические нормы и принципы социальной работы с виктимными группами населения. Принципы уважения прав и свобод человека, принцип социальной справедливости, гуманизма, конфеденциальности и антидискриминации.
^ Тема 9. Принципы стратегии ресоциализации

Зарубежный и отечественный опыт организации социальной помощи. Чикагская школа социальной работы и «социологии» «Золотой берег и трущобы». Концепция вмешательства в жизнь групп социального риска. Социальная терапия для групп риска (Мэри Ричмонд- мать социальной терапии (1861-1928). Берта Рейнолдс (1883-1978) — концепция «клинической» социальной помощи.Дэвид Брэндон, Майкл Ласэн, Шуламит Рамон- концепция «Жизнь в сообществах». Концепция импауэрмэнта и ресоциализации как современная философия социальной практики(1989 2007).
^ Тема 10. Психосоциальные характеристики условий жизнедеятельности человека.

Адаптация. Дезадаптация. Индикатор дезадаптации человека. Социальная адаптация индивида к изменяющейся среде: основные характеристики. Процесс взаимодействия индивида со средой как цель и результат адаптации. Деформации и другие нарушения процесса адаптации как условие депривации и дезадаптации. Индикатор дезадаптации человека.

Человек как интарпсихическая система и его внутренние ресурсы.
РАЗДЕЛ 3

^ СОЦИАЛЬНО-ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП.
Тема 11. Виктимологические проблемы инвалидности и современные модели помощи.

Концепция равных возможностей в работе с инвалидами. Государственная и общественная помощь инвалидам. Интеграция инвалидов в общество: принципы и современные подходы, научные парадигмы и практические разработки. Люди с функциональной недостаточностью как специфические типы жертв социализации. Ограничение и угроза жизнедеятельности индивида в состоянии инвалидности. Детская инвалидность в контексте виктимологических проблем. Социально-экологические причины детской инвалидности как последствия Чернобыльской катастрофы. Основные направления социальной политики в области организации поддержки людей с ограниченными возможностями.
^ Тема 12. Социальное сиротство как виктимологическая проблема.

Сиротство как перманентная социальная проблема и фактор виктимогенности. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Легальные и нелегальные виктимогенные формы социального сиротства. Профилактика социального сиротства в системе работы служб опеки и попечительства. Попечительство над недееспособными по состоянию психического, физического, социального здоровья. Заброшенность как виктимологический аспект социального сиротства.
^ Тема 13. Виктимологические проблемы алкоголизма в подростково-молодежной среде.

Со-зависимость как явление. Социальная деградация и состояние хронического алкоголизма как факторы виктимогенности в обществе. Современные концепции алкоголизма и обоснование социальных причин данного явления. Социальная деградация больных алкоголизмом и жизненные доминанты. Алкоголизм подростков и женщин: проблемы виктимологических состояний. Современные модели социальной помощи при алкогольной зависимости.
^ Тема 14. Профилактика девиации в подростково-молодежной среде.

Изучение девиантного поведения подростков и молодежи. Девиация как явление или действие человека не соответствующее установленным в обществе нормам и ценностям. Девиация как фактор социальной виктимизации в обществе. Девиация и группы социального риска. Типы жертв социальной девиации. Подростково-молодежная среда как фактор девиантного поведения молодежи. Подростково-молодежные группы риска.
^ Тема 15. Бездомность, бродяжничество, нищенство как виктимологическая проблема.

Современные модели социальной помощи и социальной поддержки маргинальных групп и индивидов. Анализ причин, по которым индивид или отдельная демографическая группа, оказываются в состоянии, не позволяющем им обеспечивать свои основные потребности. Прожиточный минимум в контексте социального нищенства и бедности как фактор виктимогенности в обществе. Бродяжничество как девиация и виктимность индивида. Пожилые малоимущие в контексте виктимологических проблем. Виды и типы насилия над бродягами, малоимущими и пожилыми людьми и пути обеспечения гарантий прав человека для всех категорий людей. Социальная работа по поддержке маргинальных групп и индивидов.

^ Тема 16. Современные стратегии социальной помощи в кризисных ситуациях

Стратегия и методы тактико-опреративного воздействия на виктимологические объекты. Социологические доминанты в концепциях защиты человека. Антидискриминационные принципы в организации социальной помощи и поддержки маргинальных групп. Участи межведомственных организаций и развитие сервиса поддержки человека в ситуации кризиса 6 опыт и проблемы.
^ Тема 17. Зарубежные теории кризис-интервентной помощи

Современные научные дискуссии по проблеме «вмешательства» и ценности социальной работы. Права человека и проблема «вмешательства». Социальная помощь «Здесь и сейчас»: кризис-интервенция. Социальное адвокатство или наделение полномочиями как идея и как альтернативная практика. Анализ интегративно-комплексного подхода к оказанию экстренной помощи человеку в беде, в горе, в насилии. Волонтерская помощь и система специальной подготовки волонтеров для специальной работы в кризисных ситуациях.
^ Тема 18. Методология и практика импауэрмэнта в системе социальной работы с виктимогенными группами.

Импауэрмэнт как способ и самоценность человека в приобретении услуг и принятие помощи. Импауэрмэнт как позиция пользователя социальных услуг и движение потребителя к сфере услуг. Импауэрмэнт как автономная, индивидуальная возможность пользователя в определении своих позиций к своей проблеме и к системе «вмешательства» через социальные услуги. Самопомощь как философия социальной работы, процесс и результат. Импауэрмэнт как предупреждение дискриминации и социальной поляризации в обществе.

^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Ананин Л.Л. Социально-поравовые исследования проблемы проституции.М., 1997.

  2. Анталогия социальной работы. В 5 т. /Сост. М.В. Фирсов.-М., 1995.

  3. Баранов А.А. Охрана материнства и детства на современном этапе: проблемы и пути их решения. - М.,2008.

  4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи.- М., 2004..

  5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль.- М., 2001.

  6. Воронов М. В., Гримблат С.О. Групповой портерет депрессии. – Киев. 2005.

  7. Беличева С.А. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних- М., 1991.

  8. Беличева С.А. Основы привентивной психологии.- М., 1994.

  9. Всеобщая декларация прав человека. ЮНЕСКО. - 2007

  10. Гамезо М.В., Герасимова В.С. Возростная психология: личность от молодости до старости.- М.,1999.

  11. Денисов В.В. Социология насилия. – М., 2000.

  12. Дюркгейм Э Самоубийство: Социологический этюд.- М., 2001.

  13. Дети улицы: растущая трагедия городов. Пер. с англ. -М., 2003.

  14. Клейберг Ю.А. Девиантология. М., 2007.

  15. Кулаков С. А., Ваисов С. Б. Руководство по реабилитации наркозависимых. - М., 2006.

  16. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Пер. с а нг. –М., 1993. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы - М., 1994.

  17. Москаленко В.В. Социализация личности. Киев. 1998.

  18. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., 2006.

  19. Муратова И.Д. антиалкогольное воспитание в школе. - М.2007.

  20. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М., 2007.

  21. Пирожков В.Д. криминальная психология. – 2001.

  22. Профилактика наркомании и токсикомании среди детей и молодежи ,Ред кол. Г.В. Куприянова. М., 2004.

  23. Женщины в современном мире.- М.,2007.

  24. Жилая среда для инвалидов.- М., 1999.

  25. Жестокое обращение с детьми и детская заброшенность. М., 2007.

  26. Злоказов И.А. Беженцы.-М., 2003.

  27. Практика социальной работы. Амстердам-Киев, 1996.

  28. Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов. Минск, 1995.

  29. Рукавишников В.О. социальная напряженность: диагноз и прогноз. - М., 1997

  30. Служба семьи: изучение опыта и принципов организации.- М.,1997.

  31. Социальная работа с детьми девиантного поведения. – М., 2007.

  32. Социальные отклонения/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 2000.

  33. Технология социальной работы с детьми, пострадавшими от емейного насилия: Научно-методическое пособие /Под ред. Л.С. Алексеевой. М., 2007.

  34. Фролов С.Ю. Социология: сотрудничество и конфликты.-М.,1997.

  35. Философские проблемы теории адаптации.- М.,2005

  36. Феминология социальной патологии / Сост. М.В.Фирсов. М.,2004.

  37. Холлигер В. Человек в научной картине мира. М., 1987.

  38. Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия. М., 2006.

  39. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания.-М.,1987.

  40. Шереги Ф. Социология девиаций: прикладные исследования. – М., 2004.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии. М., 2000.

  2. Баранз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. М.,2007.

  3. Баркер Р. Словарь социальной работы.- М., 1994.

  4. Бедность. /Энциклопедия социальной работы. В 3т.: Пер. с англ. Т.1.- М.,1997.

  5. Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А. некоторые проблемы формирования духовных потребностей, здорового образа жизни / Выбор судьбы. – Барнаул,1999.

  6. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. Киев. 1998.

  7. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно-аналитический обзор.- М., 2000.

  8. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы.- М.: Социум, 2001.

  9. Койнова Ю.В. Из опыта работы социальных служб Германии с дезадаптированными детьми и подростками. - М., 2001.

  10. Леви-Стросс К. Структурная антропология.-М., 2007.

  11. Луков В.А. Социальная экспертиза /Ин-т молодежи.- М.,1996.

  12. Лебедева Н..М. Социальная психология этнических миграций. - М., 199

  13. Демографическая политика в современном мире /Отв. Ред. А.Г. Вишневский.-М.,2000.

  14. Предупреждение семейно-бытовых правонарушений. - М.,1998. Пятницкая И.Н. Наркомании. М. 2000.

  15. Преодолевая барьеры инвалидности. - М., 2007.

  16. Реабилитация социально дезадаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / сост. Г.М. Иващенко, В.Н. Бушуева при участии В.И. Ширинского . - М., 1999.

  17. Социальная работа с пожилыми людьми /Настольная книга специалиста по социальной работе. - М.: Институт социальной работы, 1996.

  18. Старость: Популярный справочник /Под ред. Л.И. Петровской. - М.,1996, 2001.

  19. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты.- Саратов. 1996.

  20. Системный подход в социальной работе. - М.: Институт социальной работы, 2007.

  21. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных ситуациях. М., 2001.


^ ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ»


  1. Социальная виктимология как отрасль современного научного знания.

  2. Системное рассмотрение различными науками социального явления «человек-жертва».

  3. Основные законодательные меры по адаптации человека в среде обитания. ООН о правах человека.

  4. Концепция безопасной жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность как социальная категория и категория социальной виктимологии.

  5. Международные стандарты в сфере защиты прав и обеспечения гарантий человека. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации. Конвенция о правах ребенка. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин и детей.

  6. Закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза: социогенные и персоногенные факторы.

  7. Виктимологические явления и социальные проблемы человека как жертвы неблагоприятных социальных условий и кризисов.

  8. Социокультурные, демографические факторы как предпосылки виктимизации групп и индивидов.

  9. Социально-ролевые, статусные факторы виктимизации индивида.

  10. Отражение в поведении человека детерминации макро- и микросоциальных общественных отношений и их влияние на процесс виктимизации.

  11. Феномен маргинальности: маргинальный субъект, маргинальное пространство, маргинальное существование.

  12. Виктимность как социально-психологическая характеристика предрасположенности человека быть жертвой.

  13. Прогностические признаки особенностей развития и социального поведения индивида как жертвы социализации.

  14. Социальные противоречия общественных отношений и социальная деструктивность личности.

  15. Виктимогенная ситуация как предпосылка виктимизации малых групп.

  16. Методологические основы организации социальной помощи виктимным группам населения.

  17. Социальное пространство и социальная субъективность как категории виктимологии и социальной работы.

  18. Неблагоприятные социальные условия как зоны повышенного риска. Угроза жизненным силам, индивидуальной и социальной субъективности населения в зонах риска.

  19. Кризис. Кризис как социальная проблема индивида. Кризис как фактор виктимности личности.

  20. Кризисное вмешательство. Кризис-интервентная модель в системе социальной помощи. Экстремальные состояния и стрессовые реакции в системе социальной адаптации человека. Индикатор дезадаптации человека.

  21. Виктимогенность как обстоятельства социализации человека. Виктимогенные факторы, негативно воздействующие на возрастных этапах развития индивида.

  22. Виктимизация как процесс и результат превращения человека в тип определенной социальной жертвы.

  23. Нищенство как виктимологическая проблема. Основные типы нищих: нищие-дети, нищие-инвалиды, одинокие пенсионеры, беженцы, матери-одиночки, индивиды потерявшие работу.

  24. Системный и социально-функциональный подход в процессе анализа виктимологических проблем человека и группы..

  25. Виктимология в системе наук о человеке. Междисциплинарный подход в анализе проблем человека-жертвы.

  26. Философия ценностей социальной работы как методология анализа виктимологических проблем.

  27. Система и принципы антидискриминации в современной социальной политике и практике.

  28. Стратегии социализации и ресоциализации как виктимологическая проблема в практике социальной работы.

  29. Категории: адаптация и дезадаптация в системе виктимологических проблем человека.

  30. Индивидуально-психологические особенности социализации личности как предпосылка виктимности.

  31. Поведение человека в стрессовых ситуациях как единица анализа виктимологических проблем индивида.

  32. Бездомность, бродяжничество как социальная проблема и объект виктимологической практики. Социальные ресурсы помощи и поддержки бездомных.

  33. Социальное сиротство в контексте виктимологических характеристик: причины, последствия, социальная помощь.

  34. Девиантное поведение в подростково-молодежной среде: причины, последствия и профилактические меры.

  35. Молодежная субкультура как фактор виктимизации подростков и молодежи.

  36. Молодежная субкультура и формирование неформальных подростково-молодежных объединений и групп.

  37. Атрибуты подростково-молодежной субкультуры как обязательные элементы в системе отношений в подростковых группах

  38. Профилактика девиантного поведения подростков и молодежи в образовательно-воспитательных учреждениях.

  39. Вторичная профилактическая социальная работа с подростками «группы риска»: особенности и технология организации в условиях общеобразовательных и воспитательно - реабилитационных учреждений.

  40. Социальные проблемы проституции. Современные теории анализа проституции как социального явления.

  41. Социальный контроль и социально-нравственные аспекты проституции как социального явления.

  42. Современные социальные проблемы миграции населения и тенденции развития виктимизации в обществе.

  43. Социальные проблемы предсуицидального поведения индивида. Стратегии социального поведения и жизнедеятельности человека в ситуации предсуицидального состояния.

  44. Социальные модели помощи молодежи в ситуации предсуицидального поведения.

  45. Виктимологические проблемы инвалидности. Концепция равных возможностей.

  46. Социально-виктимологические характеристики молодежи, имеющей функциональную недостаточность.

  47. Социальные условия интеграции молодежи с функциональной недостаточностью в общество.

  48. Виктимологические характеристики криминальных подростково-молодежных групп (В. Пирожков, В.Фоке, Л. Махачек, А. Павленко).

  49. Факторы, влияющие на формирование криминальных подростково-молодежных групп.

  50. Подростковый вандализм и непослушание как проявление виктимности.

  51. Теоретические объяснения проявления агрессии: биологический, психологический, социально-когнитивный, социальный аспект.

  52. Деформация процесса социализации личности как виктимологическая проблема.

  53. Причины и условия, порождающие деструктивное начало процесса социализации личности.

  54. Жестокое обращение в семье: виктимологический аспект.

  55. Аддиктивное поведение личности как виктимологическая проблема.

  56. 48.Наркомания как виктимологическая проблема: причины возникновения и условия профилактики.

  57. Наркомания и таксикомания в поростково-молодежной среде: причины, особенности проявления.

  58. Виктимизация, виктимогенность, виктимность: сущностные характеристики и особенности.

  59. Алкоголизм как виктимологическая проблема.

  60. Женский алкоголизм и проблемы предупреждения.

  61. Подростковый алкоголизм: профилактика и коррекция.

  62. Причины и последствия раннего материнства.

  63. Интернет – зависимость и актуальные проблемы профилактической работы в подростково-молодежной среде.

  64. Социальные риски и угроза жизнедеятельности человека: практика помощи.

  65. Принцип импауэрмэнта в системе организации социальной помощи виктимным группам.

  66. Практика организации социальной помощи незащищенным социальным группам населения в системе государственных структур.

  67. Развитие социального сервиса для маргинальных групп населения: опыт и практика.

  68. Предсуицидальное поведение подростков и молодежи: причины и предупреждение.

  69. Социально-психологические стратегии поведения индивида в состоянии предсуицидального поведения.

  70. Виктимологические аспекты проблемы пожилых людей.

  71. Жестокость в подростково-молодежных группах как проявление виктимности.



^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование темы
^

Количество часов


лекции

семинары

СОЦИАЛЬНАЯ ВКТИМОЛОГИЯ КАК ВИД НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

1

Общетеоретический и прикладной аспект знаний о человеке в ситуации жертвы

2




2

Практическое значение социальной виктимологии




2

3

Принцип социального равенства и организация социальной помощи и поддержки уязвимых группам населения

2




4

Системный подход в построении социальной помощи уязвимым группам населения

2




5

Единство социального и природного в детерминации социальных отклонений индивида и группы




2

^ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ВИКТИМОЛОГИИ

6

Закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза и социальная помощь молодежи

2

2

7

Теории социальных рисков и проблема виктимизации в подростково-молодежной среде

2

2

8

Философия ценностей социальной работы как методология анализа виктимологических проблем молодежи

2

2

9

Принципы стратегии ресоциализации




2

10

Психосоциальные характеристики условий жизнедеятельности человека




2

^ СОЦИАЛЬНО-ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП

11

Виктимологические проблемы инвалидности и современные модели помощи детям и молодежи.

2

2

12

Социальное сиротство как виктимологическая проблема.

2




13

Виктимологические проблемы алкоголизма в подростково-молодежной среде.




2

14

Профилактика девиации в подростково-молодежной среде.




2

15

Бездомность, бродяжничество, нищенство как виктимологические проблемы.

2

2

16

Современные стратегии социальной помощи в кризисных ситуациях.

2

2

17

Зарубежные теории кризис-интервентной помощи.

2




18

Методология и практика импауэрмента в системе социальной работы с виктимогенными группами.

2







Итого

24

24




Всего

48

Похожие:

Программа дисциплины «Социальная виктимология» iconВиктимология
Термин «виктимность» заимствован из криминологии, спец раздел которой — юридическая виктимология имеет своим предметом изучение жертв...
Программа дисциплины «Социальная виктимология» iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Программа дисциплины «Социальная виктимология» iconРабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

Программа дисциплины «Социальная виктимология» iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Программа дисциплины «Социальная виктимология» iconПрограмма дисциплины «современная социальная политика»
Курс «Современная социальная политика» состоит из теоретической и прикладной частей. Первая часть – лекционная. В рамках теоретической...
Программа дисциплины «Социальная виктимология» iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Программа дисциплины «Социальная виктимология» iconДавид Вениаминович Ривман Криминальная виктимология Серия «Учебники...
Р49 Криминальная виктимология — спб.: Питер, 2002. — 304 с. — (Серия «Учебники для вузов»)
Программа дисциплины «Социальная виктимология» iconПрограмма государственного экзамена по основной специальности «Социальная...
Типовые задачи профессиональной деятельности в соответствии со специальностью, на решение которых направлено содержание проверяемых...
Программа дисциплины «Социальная виктимология» iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Программа дисциплины «Социальная виктимология» iconПрограмма дисциплины "ценообразование" Учебная программа разработана для дисциплины "
Учебная программа разработана для дисциплины "Ценообразование", предусмотренной учебным планом для студентов заочного отделения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница