Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания


НазваниеВопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания
страница1/6
Дата публикации21.03.2013
Размер0.64 Mb.
ТипВопросы к экзамену
userdocs.ru > Психология > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6
Вопросы к экзамену

1. Место социальной психологии и системе научного знания.

2. Основные периоды развития социальной психологии и их характеристика.

3. Теоретические ориентации в социальной психологии.

4. Отношения как базовая категория социальной психологии.

5. Место общения в системе общественных и межличностных отношений.

6. Понятие общения. Общение и деятельность.

7. Общение как обмен информацией.

8. Общение как взаимодействие.

9. Общение как познание людьми друг друга.

10. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

11. Понятие группы. Классификация групп.

12. Психология больших социальных групп.

13. Структурные характеристики малой группы.

14. Положение индивида в малой группе.

15. Групповые нормы и групповые санкции.

16. Образование малой группы как динамический процесс.

17. Групповые эффекты как формы влияния группы на индивида.

18. Групповая сплоченность.

19. Групповые решения как динамический процесс.

20. Стадии и уровни развития группы.

21. Психология межгрупповых отношений.

22. Феномены внутригруппового фаворитизма и межгрупповой враждебности.

23. Сущность, структура и функции социальных установок.

24. Социальная установка и реальное поведение.

25. Иерархическая структура диспозиций личности.


  1. Место социальной психологии в системе научного знания.

Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части.

Социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами.

Перед социальной психологией стоит две задачи:

  1. Выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых в практике.

  2. "Достраивание" своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Попробуем рассмотреть "границы", отделяющие социальную психологию от социологии, с одной стороны, и от психологии - с другой.

Что касается социологии, то ее современная структура обычно выделяется при помощи трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий ( например, теории личности ), конкретных социологических исследований. Следовательно, имеется два уровня, соприкасающихся с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории, например, исследуются проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов и т.п. В области специальных социологических теорий - социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности.

Относительно общей психологии упрощенно было бы думать, что в ней исследуется личность вне ее социальной детерминации, а лишь социальная психология изучает эту детерминацию. Весь смысл постановки проблемы личности, в частности, в отечественной школе психологии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматривается как "заданная" обществом. В общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности и т.д. И тем не менее остается класс специфических задач для социальной психологии: динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия.

С. Московиси справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы.

^ 2. Основные периоды развития социальной психологии и их характеристика.

Выделяют 3 периода:

1. V век до нашей эры - сер. XIX века

Обыденно - философский. В этот период накапливались социально - психологические знания.

Эмпирические предпосылки возникновения социальной психологии:

- опыт использования социально - психологических явлений ( зафиксирован в пословицах и сказках )

- активно развивались знания в рамках ораторского искусства ( управление вниманием )

- использование средств искусства в обыйденной праздничной жизни

- внушающее воздействие ( шаманы, религия )

- традиции цзенбуддизма лежат в основе психорегуляции

Философские предпосылки.

  1. Платон. Сформулировал идеи об иррациональности поведения массы. Считал, что обычный человек не может объяснить соблюдение обычных моральных правил. Мораль должна быть основана на объективной истине.

  1. Аристотель продолжил и развил идею Платона. Он считал человека политическим животным (полис – общество), т.е. общественное животное. Аристотель считал, что человек не может жить вне общества. Только человек способен понимать, что такое добро и зло, справедливость и не справедливость.

Люди, объединяясь, создают государства. В процессе создания государства значительную роль имеют семейные отношения. Государство символизирует разум человека. Возникает понятие лидерства.

Государство

аристократы лидерство управление массой

Состояние счастья - человек находит себя в этой жизни.

3) Томас Гобс. Считал, что люди в силу своей натуры проявляют тенденцию враждебности (  "борьба всех против всех" ).

Государство по мнению Гобса - результат заговора людей между собой.

4) Руссо, Кант, Дидро считали, что человеку присуща доброта. Общество портит его. В обществе формируются плохие черты характера.

5) Концепция социальной детерминации развития личности Гельвеция. Движущая сила - страсти человека (потребности). Решающая роль в формировании страстей - среда. Моральность поступка считается критерием того, куда направлен поступок: к самому себе ( эгоизм ) или на общество ( мораль ).

Гельвеций считал, что законодательство надо убеждать в том, что таланты являются последствием образования. Если государство хочет получать пользу  от общества, то оно должно формировать законодательство, которое способствовало развитию индивида.

6) Людвиг Фейербах внёс большой вклад в  развитие представления о роли общения как представления человеческой сущности.

7) Кант "Относись к другому и к себе также, как если бы он был твоей целью, а не средством".

8) Гегель сформулировал понятие  "дух народа" ( национальный характер ).

Каждый народ имеет свой неосознаваемый дух. Три источника:

а) нечто врождённое(расовое отличие)

б) природная среда

в) условие времени ( традиции и исторические обстоятельства )

Культура - посредник между человеком и психологией.

Гегель говорил о "межкультурном диалоге".

2. Сер. XIX века - 20е г. XX века.

Активно стали развиваться капитализм, промышленная революция. Приветствовалась личная инициатива.

  1. Психология народов ( Хейман Штейнталь, Мориц Лазарус ). Считали, что задача - открыть психологическую сущность народов.

Существует "дух народа", он проявляется в культуре. Продукт народного духа - социальная культура.

В. Вундт - представитель психологии народов - считал, что следует изучать мифы, язык, традиции.

2) Психология масс. Франция. Г. Тарт считал, что истоки социального поведения лежат в подражании лидеру. Г. Лебон исследовал взаимодействия элиты и массы, внушение, заражение и пр. ( "Психология народов и масс" ).

3) Теория инстинктов социального поведения. У. Макдугл придумал направление - гармоническая психология. Социальное поведение инстинктивно. В основе лежат врожденные инстинкты ( склонности ).

1908 год Макдугл издал в Англии "Введение в социальную психологию".

В США вышла книга Росса "Социальная психология".

3. 20е г. XX века - наше время. Экспериментальный этап.

Направления: психоанализ, бихевиоризм, гештальт теория, психодрама.

Главный объект исследования - малая группа.

30е года. Развитие социальной психологии в США. Массовые процессы не учитывались, концепции не было. Акцент делался на лабораторные исследования.

50е года. Кризис. Рост внимания к теории. Было выпущено много литературы. Обращение внимания на большие группы. А. Г. Ковалев задал начало дискуссии о предмете социальной психологии.

Первая лаборатория была открыта в ГЛУ.

^ 3. Теоретические ориентации в социальной психологии.

2.1. Необихевиористская ориентация

Необихевиористская ориентация (от англ. behaviour – поведение) в социальной психологии характеризуется перенесением законов классического бихевиоризма в область социально-психологических явлений. Предметом исследования его сторонников стало научение социальному поведению, поведению в ситуации взаимодействия

 Беррес Ф. Скиннер считал, что психология должна ограничиваться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением

В медиаторном подходе традиционная для бихевиоризма схема S – R была дополнена «промежуточными переменными» –медиаторами. Эдуард Ч. Толмен, теоретик необихевиоризма, объединил идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма.

 Основным постулатом медиаторно-стимульной ассоциативной теории Альберта Бандуры было признание трех систем регуляции поведения: предшествующих стимулов, влияния обратной связи, поступающей от реакции, и когнитивных процессов.

Н. Миллер и Д. Доллард в своей теории социального научения выделили четыре фундаментальных фактора научения: драйв, сигнал, реакция, вознаграждение

Гипотеза фрустрации – агрессии, предложенная Н. Миллером и Д. Доллардом, состояла в следующем: наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации приводит к агрессии. Основные понятия, используемые в теории: фрустрация, агрессия, сдерживание, смещенная агрессия.

Среди других теорий рассматриваемой ориентации необходимо отметить теории обмена. Основное внимание в них уделяется взаимному обмену вознаграждениями и наказаниями в ситуации взаимодействия индивидов

Другой известной теорией обмена является теория «элементарного социального поведения» Джорджа Хоманса.В его концепции классический бихевиористский закон эффекта предстает в виде «закона выгоды»: человек стремится к наибольшему вознаграждению силой минимальных затрат

 2.2. Психоаналитическая ориентация

Основы психоаналитического подхода (от греч. psyche –душа и analysis – разложение, расчленение) к изучению социально-психологических явлений были заложены в работах самого З. Фрейда.

1. Определяющим фактором формирования межличностных отношений человека является опыт внутрисемейных отношений.

2. Главенствующее значение отца для ребенка переносится на отношения с лидером группы, в которую включенвзрослый человек. От идентификации с лидером зависит включение человека в группу.

3. Групповая активность, как и личностная, реализует конфликт между индивидуально-значимым и общественным.

В динамической теории группового функционирования В. Байона выявленные в психоанализе закономерности функционирования личности приписываются группе. Как и личность, группа характеризуется потребностями, мотивами и целями

Теория развития группы Уоррена Бенниса и Герберта Шепарда сформулирована как итог изучения Т-групп, создаваемых для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия.

Трехмерная теория интерперсонального поведения Вильяма Шутца основана на постулате З. Фрейда о фатальной предопределенности социального поведения человека опытом его детства. По мнению автора, личность выбирает одну из стратегий поведения – либо свойственную для родителей в отношении его в детстве, либо свойственную для него самого в детстве.

2.3. Когнитивистская ориентация

Когнитивистская ориентация (от лат. cognitio – знание, познание) в социальной психологии имеет два теоретических источника – гештальтпсихологию и динамическую теорию поля Курта Левина. Влияние гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) прослеживается в руководстве принципом «хорошей фигуры» – в идее баланса, диссонанса когнитивных структур. Теория поля позволила выйти за рамки индивидуального, проследить значение социального фактора, влияние коммуникации на познание и поведение.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера объясняет влияние на человеческое поведение систем когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей и т. д.).

Теория структурного баланса Фрица Хайдера базируется на идее соответствия и идее атрибуции (приписывания).

В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома в качестве средства преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением личности к другому человеку и его отношением к предмету Х, рассматривается развитие коммуникации. В ходе общения, по мнению Т. Ньюкома, позиция одного из партнеров изменяется, обеспечивая восстановление соответствия.

Теория конгруэнтности Чарльза Осгуда и П. Танненбаума была разработана с целью анализа процессов массовой коммуникации

Особого внимания заслуживает теория каузальной атрибуции (от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю), разработке которой посвящен ряд работ в русле когнитивной психологии. Положения теории используются для объяснения того, как в ходе восприятия другого человека происходит интерпретация причин его поведения, приписывание личностных черт.

 2.4. Интеракционистская ориентация

Интеракционистская ориентация (от англ. interaction –взаимодействие) – направление, изначально возникшее в рамках социологии и социальной психологии, – базируется на концепции символического интеракционизма Джорджа Мида. Предметом исследования интеракционистов является интеракция (социальное взаимодействие) посредством символов. Символы определяются как выражения лица и движения собеседника, передающие определенное значение.

В русле символического интеракционизма традиционно выделяют две школы – Чикагскую (Герберт Блумер) и Айовскую (Манфорд Кун). Разницу во взглядах последователей Дж.Мида можно обнаружить при определении:

а) метода исследования,

б) приоритета одной из субстанций личности,

в) понятийного аппарата теории.

 Ролевые теории стали основным направлением интеракционистских исследований после второй мировой войны. Понятие роли введено в социальную психологию Дж. Мидом, однако, ее определение и соотношение с понятием статус еще долгое время уточнялось такими исследователями, как Р. Линтон, Т. Сарбин, Дж. Тибо и Г. Келли и др. Среди других аспектов исследований ролевого взаимодействия – классификация ролей и ролевые конфликты.

Известна концепция «социальной драматургии» Ирвинга Гоффмана, автор которой рассматривает членов общества как актеров, носителей различных ролей, заданных извне.

Вклад в разработку теорий референтной группы внесли такие авторы различных психологических школ, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон. Однако, по мнению известного исследователя референтной группы Р. Мертона, в ее понятии нашла отражение прежде всего идея Дж. Мида о группе как «обобщенном другом».

 2.5. Критические тенденции

критические тенденции в социальной психологии ХХ в. были направлены на объединение социологического и психологического подходов к определению предмета социальной психологии. Социальная реальность рассматривается как продукт конструирования сознанием человека в ходе взаимодействия с другими людьми

В США попытка разработки альтернативной методологии была реализована в подходе социального конструкционизма К. Гергена (Джерджена). Его последователи подчеркивают значение конструирования реальности социумом – в ходе общения людей.

Исследования социальных психологов в Европе привели к построению ряда близких к конструкционизму теорий, среди которых уже названный этогенетический подход Р. Харре, теория социальных представлений Сержа Московичи и теория социальной идентичности Генри Тэшфела. В данных теориях большее внимание уделяется связи индивида и общества, социальной детерминации человеческого поведения и социально-ориентированной рефлексии личности.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания icon1. Место социальной психологии и системе научного знания
Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит...
Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания iconВопросы к экзамену ия 2011-12 Педагогическая антропологи: часть 1 общая психология
Предмет психологии, история развития предмета психологии, задачи и принципы психологии. Место психологии в системе наук
Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания iconВопросы к экзамену по курсу «Педагогика» для студентов биофака (2,3 курс)
Педагогика в системе современного научного знания. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогического знания
Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания icon1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания
История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания
Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания iconВопросы для итогового контроля знаний студентов по юридической психологии
...
Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания iconВопросы для экзамена по психологии Раскрыть особенности психологии...
Объяснить место психологии в системе наук и ее связь с педагогической наукой и практикой
Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания iconПримерный перечень вопросов к экзамену по курсу «теория социальной...
Специфика формирования социальной работы как области научного знания и вида профессиональной деятельности в России
Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания iconВопросы к экзамену вопросы по психологии человека предмет и задачи курса «Психология человека»
Общее представление о методах научного исследования. Основные методы психологии, их сравнительная характеристика
Вопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания iconПредмет юридической психологии
Юридическая психология (ЮП) в системе научного знания, ее предмет, задачи и принципы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница