ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
г. Ростов-на-Дону
ПРИНЯТО
на заседании кафедры (наименование кафедры)
«____»______________20____ г.
Протокол №__________
| УТВЕРЖДАЮ (должность)
__________________/______________
(подпись) (ФИО) «___»____________________20___г.
|
^
Психология
(наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» № 0801102.65
Профиль подготовки (программа): «Государственное и муниципальное управление»
^
Форма обучения: очная
2012г.
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению и профилю подготовки (или на основании дидактических единиц утвержденных кафедрой) и учебного плана (шифр, название) Автор(ы) Великодная И.В, доцент, к.п.н
(ФИО, должность, ученое звание)
Подпись Рецензент(ы)_______________________________________________________
(ФИО, должность, ученое звание)
Подпись (название факультета)
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета ___________________ __________ __________
(название факультета) (подпись) (ФИО) ^
Рекомендуется для направлений подготовки
«Государственное и муниципальное управление»
1. Цели и задачи дисциплины «Психология» является получение специальных знаний по теме и возможность их использования в процессе дальнейшего обучения, профессионального становления и развития. Введение студента в мир человеческой психики, приобщение к научному его пониманию, отличающемуся от бытовых, упрощенных и иррациональных описаний. Главное заключается в усвоении студентом основных, конституирующих понятий современной психологии, в привитии научного подхода к изучению вездесущей психологической феноменологии
Задачей курса «Психология делового общения» являются:
знакомство студентов с предметным полем психологии делового общения;
формирование навыков социально-психологического познания и рефлексии студентов;
повышение культурной, психологической и социальной компетентности общеобразовательного уровня;
оптимизация личностного роста и более глубокой работы, направленной на развитие как личностного потенциала слушателей, так и их профессиональных компетенций, как специалистов сферы деятельности Человек-Человек.
^
В результате освоения дисциплины студенты должны знать:
основные категории и понятия научной психологии;
основные направления, подходы, теории в психологии и современные тенденции развития психологических концепций и;
иметь представление об индивидуальных особенностях человека, эмоционально-волевой регуляции его поведения, мотивационной сфере, самосознании, познавательных процессах и личностном росте в целом.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет __108___ зачетных единиц
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| Общая трудоемкость дисциплины
|
|
|
|
|
| ^
| 57
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 36
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| ^
| 54
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| И(или) другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)
| 4
|
|
|
|
|
^ 4.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Практи-
ческие
| Лабора-
торные
| Семи-
нары
| СРС
| 1
| Психология как наука. Предмет, состояние, структура, методы.
| 6
| 2
|
|
|
| 2
| Современные психологические теории и концепции. Основные направления в психологии XX века
| 6
| 2
|
|
|
| 3
| Личность как социально-психологический феномен
| 4
| 2
|
|
|
| 4
| Индивидуально-типологические особенности личности
| 6
| 2
|
|
|
| 5
| Деятельность
| 4
| 2
|
|
|
| 6
| Общение
| 4
| 4
|
|
|
| 7
| Социальные группы, их классификация,
характеристики и особенности управления
| 6
| 4
|
|
|
|
^
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| Психология как наука. Предмет, состояние, структура, методы.
| Психология как наука. Смена представлений о предмете психологии в истории науки. Понятие о психике как отражении человеком окружающей действительности. Учение И.М. Семенова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психического.
Методы исследования в психологии: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование. Их достоинства и недостатки.
Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия.
| 2
| Современные психологические теории и концепции. Основные направления в психологии XX века
| Кризис психологии на рубеже ХХ столетия. Краткая характеристика новых направлений в науке о человеке: бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Современное состояние психологической науки за рубежом.
Становление основных принципов психологии в истории отечественной науки. Роль видных отечественных психологов в развитии психологии.
Современная психология, ее место в системе наук. Основные направления развития психологической науки. Принципы классификации отраслей психологии.
Современные представления об этапах развития психики.
Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей. Когнитивные теории мотивации. Познавательные процессы. Общая характеристика, произвольность, опосредованность психики. Психологические особенности восприятия, каналы получения и переработки информации. Эмоционально-волевая сфера. Мышление, память и общение. Внутренний мир и состояние сознания. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным.
| 3
| Личность как социально-психологический феномен
| Понятие об индивиде. Философские воззрения на сущность и природу личности. Психологические теории личности, основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности человека. Индивидуальность, ее структура и особенности. Проблема исследования психических свойств.
Личность как субъект межличностных отношений, опосредованных деятельностью. Личность как социальное качество индивида и ее системное строение. Сравнительная характеристика различных подходов к структуре личности.
Развитие и характеристика основных факторов развития личности, соотношение биологического и социального факторов.
| 4
| Индивидуально-типологические особенности личности
| Общее понятие о темпераменте. История возникновения теорий темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Основные психологические параметры темперамента. Активность. Эмоциональность. Сензетивность. Физиологические основы темперамента. Темперамент и тип ВНД. Учение И.П. Павлова о темпераменте. Развитие теорий темперамента в трудах Б.В. Теплова и В.Д. Небылицина. Связь темперамента с особенностями протекания психических процессов и чертами личности. Темперамент и индивидуальность, стиль деятельности.
Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Типология характера. Учение о характере в истории психологии. Структура характера и его черты. Характер и направленность личности. Характер и воля. Характер и чувство. Характер и темперамент. Связь черт характера. Акцентуации черт характера. Психопатии. Проблемы самовоспитания и перевоспитания характера.
Понятие о способностях. Роль способностей в практической деятельности человека. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Природа человеческих способностей. Задатки как природные предпосылки способностей. Качественная и количественная характеристики способностей. Уровневая характеристика способностей. Мастерство. Талант. Гениальность. Проблема наследования способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности. Способности и профориентация. Компенсация при отсутствии природных задатков.
| 5
| Деятельность
| Общее понятие о деятельности. Деятельность и активность. Потребности как источник активности. Виды потребностей. Потребности человека и мотивация деятельности. Единство сознания и деятельности человека, мотивация деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.
Структура деятельности человека. Действия и движения человека. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. Навыки, их структура и закономерности выработки. Проблема переноса навыков.
Игра, учение, труд как основные виды человеческой деятельности, их характеристика. Понятие ведущей деятельности и ее роль в развитии психики.
| 6
| Общение
| Понятие об общении. Многоплановый характер процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Общение как обмен информацией. Общение и язык. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Структура вербальной коммуникации: коммуникатор, рецепиент, сообщение, канал, единица информации. Смысловые барьеры общения. Расстройства речи. Невербальная коммуникация. Классификация невербальных средств общения. Общение как межличностное взаимодействие. Роль и ролевые ожидания в процессах общения. Социальный контроль и социальные нормы. Ролевые конфликты. Теория трансактного анализа Э. Берна. Влияние в условиях межличностного взаимодействия. Психологический контакт в общении.
Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Психологические феномены восприятия человека человеком: идентификация, эмпатия, стереотипизация, каузальная атрибуция, рефлексия, эффект ореола.
Семья и ее роль в формировании механизмов общения. Деловое общение.
| 7
| Социальные группы, их классификация,
характеристики и особенности управления
| Понятие о группах и коллективе. Классификация групп. Типология групп по уровню их развития.
Коллектив как форма развития групп. Понимание межличностных отношений в малых группах зарубежными психологами. Дифференциация в группах и в коллективах. Социометрия. Референтность. Метод референтометрии. Понятие лидерства. Статус личностного роста. Интеграционный процесс в группах и коллективах. Сплоченность, возложение и принятие ответственности, эмоциональная идентификация. Конформизм. Альтруизм. Коллективистическое самоопределение.
|
^
№
| Номер раздела дисциплины
| Наименование лабораторных (практических) работ
| 1
|
| Психология как наука. Предмет, состояние, структура, методы.
| 2
|
| Современные психологические теории и концепции. Основные направления в психологии XX века
| 3
|
| Личность как социально-психологический феномен
| 4
|
| Индивидуально-типологические особенности личности
| 5
|
| Деятельность
| 6
|
| Общение
| 7
|
| Социальные группы, их классификация,
характеристики и особенности управления
|
^
Наука психология, ее предмет и место в системе наук.
Методы психологии.
Характеристика психологических теорий.
Понятие о деятельности, ее структура и виды.
Понятие об общении, характеристика функции общения.
Трудности в общении и пути их преодоления.
Понятие о группах, виды и типология групп.
Понятие о личности и факторах ее развития. Индивид, личность, индивидуальность
Понятие о структуре личности. Различные подходы к пониманию структуры личности.
Общее понятие о темпераменте. История вопроса.
Типология и психологическая характеристика типов темперамента.
Понятие о характере. Структура и физиологические основы характера.
Понятие о способностях, виды способностей.
Наука педагогика. Понятие о системе педагогических наук.
Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики. Сущность и содержание воспитания на современном этапе, характеристика основных его направлений. Понятие о принципах воспитания, их характеристика.
Понятие о методах воспитания, их классификация и характеристика.
Содержание образования на современном этапе. Характеристика основных нормативных документов содержания образования.
Методы обучения, их классификация и характеристика.
Психолого-педагогическая культура менеджера. Характеристика основных ее компонентов.
^
а) основная литература Андреева Г.М. Социальная психология. / 3-е издание. – М., 1994. – доступ в сети Интернет: Электронная библиотека PSYLIB – режим доступа: http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. / Перевод А.А. Грузберга. – К.: PSYLIB, 2004. - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psylib.org.ua/books/berne02/
Ведение переговоров и разрешение конфликтов. – М., Harvard Business Review, 2006. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/kollektiv_avtorov/
Десять правил ведения переговоров. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://soc.lib.ru/su/445.rar
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.koob.ru/docenko_e/
Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск, 1992.
Каймакова М.В. Коммуникации в организациях. Текст лекций. – Ульяновск: УГТУ, 2008. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=58874&file=152.pdf
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск, 1999.
Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. – М., 1995. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/kreger/
Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. – Воронеж: НПО „МОДЭК", 1995. – 176с. – доступ в сети Интернет: http://silva-metod.ru/file/item/_id-225/; либо: http://www.twirpx.com/file/54782/
Майерс Д. Изучаем социальную психологию. // Библиотека Ихтика. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ihtik.lib.ru
Психические типы в бизнесе и политике. // Омский Форум.Ру. – Чудеса науки. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://forum.omsk.ru/showthread.php?tid=48135
Психологические проблемы самореализации личности. // Московский психотерапевтический журнал. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/links/p9.shtml
Розанова В.А. Психология управления. – М., 1999. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/rozanova_v/psihologiya_upravleniya_roz
Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. – М., 2001. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/scott_gini_graham/
Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. – М., 2002.
Социальная психология: Хрестоматия. / под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. – М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. - доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/belinskaya_e_p/socialnaya_psihologiya
Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – Ростов н/Д, 2003.
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - 416 с. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/stolyarenko_l_d/psih_del_obsh
Управление персоналом: словарь-справочник. // «ПСИ-ФАКТОР». – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psyfactor.org/personal0.htm
Харрис Т.А. Я – ок, Ты – ок. - доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/harris/harris_ja_ok_ti_ok
Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2006. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/cialdini/influation_psihology
Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – СПб, 2000. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/cherednichenko_i_p/
Шибутани. Социальная психология. – М.,1992.
Этштейн М.З. Бизнес – этикет (дайджест). Томск, 2001.
б) дополнительная литература
Аугустинавичуте А. Соционика: Введение. М., СПб., 1998.
Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992.
Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М., 1990.
Гисберт Б. Руководство по ведению переговоров. М., 1996.
Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб., 1999.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.
Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М., 1996.
Лебедев В.И. Психология и управление. М., 1990.
Леонгард К. Акцентуированная личность. СПб., 2003. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/leongard_karl/akcentuirovannie_lichnosti
Мелибруда Е.Я. Я – Ты – Мы. М., 1986.
Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко. Л., 1990.
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. М., 1996.
Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1992.
Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. М., 2004.
Тиггер П., Беррон-Тиггер Б. Делай то, для чего ты рожден. М., 1996.
Томсон П. Самоучитель общения. – М., 2004. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/tomson_piter/
Уитмор Дж. Coaching – новый стиль менеджмента и управления персоналом: практическое пособие. М., 2001.
Управление персоналом: что делать с акцентуированными личностями? // «ПСИ-ФАКТОР». – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psyfactor.org/mr-al.htm
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Храмов О.В. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций. Л., 1989.
Шостром Э. Человеческий выбор – манипуляция или актуализация. М., 1989.
Юнг К.-Г. Психологические типы. СПб., М., 1995. в) программное и коммуникационное обеспечение
Интернет-ресурсы 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины компьютеры, мультимедийные средства 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
(указываются рекомендуемые образовательные технологии, а также системы оценки для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, примеры оценочных средств)
УМК, лекции, практические и семинарские занятия, доклады, рефераты, тесты |