Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д


Скачать 100.39 Kb.
НазваниеСергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д
Дата публикации26.07.2013
Размер100.39 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы

Юридическая психология

Сергеев Михаил Петрович, к.м.н., доцент кафедры у.п.д.

Юридическую психологию можно разделить на ряд отраслей, имеющих свою специфику. Так, например, криминальная психология изучает психологию преступника. Правовая психология изучает правосознание. Криминалистическая психология – отрасль, изучающая методику расследования преступлений с помощью психологических познания (наиболее тяжких преступлений, методика составления психологического портрета подозреваемого). Судебная психология – изучает все, что связано с назначением и производством судебной экспертизы (судебно-психологическая экспертиза). Пенитенциарная психология – изучает личность осужденных, психологию их деятельности, жизни в местах лишения свободы, вопросы исправления. Психология профессиональной деятельности юриста – изучает личность юриста, психологию профессиональной деятельности, составление психограмм различных специальностей.

Методы юридической психологии:

  1. Беседа/интервьюирование – в ходе беседы устанавливается ориентировочное мнение о человеке, преподносится мнение о себе, сбор ориентировочной информации о человеке, затрагивая значимые моменты

  2. Наблюдение – юрист – профессиональный коммуникатор, нужно уметь наблюдать. Максимум информации передается на невербальном уровне. Наблюдение должно быть незаметным, чтобы не вызвать неестественность действий собеседника. Существует методика присоединения – когда собеседники присоединяются, сливаются психологически. Для этого достаточно скопировать его позу, мимику, жесты, себя равно как собеседник. Так же важен компонент слияния дыхания. В процессе беседы могут появится галаэффекты – субъективная оценка черт собеседника, преувеличивать или преуменьшать действия. Супервезия – обращение за помощью.

  3. Самонаблюдение.

  4. Биографический метод – изучает личность обвиняемого «в дневнике»: особенность развития характера, условия воспитания, поведение в школе, в иных учебных заведениях, запрос характеристик с мест учебы/работы, допрос родственников/родителей/супруг/сослуживцы/соседи и иные лица, непосредственно знавшие человека

  5. Метод обобщения независимых характеристик – анализ поступивших данных о личности, отсеиваются формальные характеристики. В расчет могут браться иные характеризующие данные: допрос сослуживцев, допрос родственников и иных лиц.

  6. Составление психологического портрета подозреваемого, который используется в расследовании серийных преступлений, в частности убийства на сексуальной почве. Методика родилась в 50-60 гг. в США, психиатр Брассель составил психологический портрет «безумного крушителя», в 80% он совпадал с реальным портретом преступника. Методика составляется таким образом, чтобы на основе определенного рисунка личности выявить и помочь найти преступника. Любой след, оставленный на месте преступления – это отражение характера преступника, его черт, привычек и тд.


^

Структура личности по З. Фрейду


3) СверхЯ (супер эго) – догмы, традиции, моральные принципы,

1) Я (эго) – личностное, сознательное, реальное восприятие

2) Оно (ид) – подсознание, часть личности не подчиняется принципу реальности. Это своеобразный резервуар инстинктов, желаний, влечений. По Фрейду две движущие силы – инстинкт любви и инстинкт смерти.

Энергия инстинкта направлена вверх, стремится проявиться.

1 и 2 Фрейд представлял как всадника и лошадь.

Когда 3 давит на 1 появляется внутренний конфликт, снижается уровень самооценки.

Метод свободной ассоциации

Механизм психологической защиты:

  1. Вытеснение – изгнание из сознания психотравмирующей информации. Чаще проявляется у детей, инфантильных личностей.

  2. Отрицание – полное вытеснение психотравмирующей информации и активное непризнание этой информации.

  3. Апперцепция – невосприятие информации

  4. Проекция – отрицание своих собственных чувств, черт характера, поступков, с проекцией всего этого на окружающих «Это не я такой, это они такие». Признание негативных мыслей, черт, желаний, но оно сочетается с тем, что человек переносит ответственность за эти чувства в себе на другого человека. «Это он виноват, что я зол». Ищешь на моей спине вша, а на своей не замечаешь буйвола. Истинная проекция – авторитарная личность воспринимает других тоже авторитарно. Защитная проекция – я авторитарна, остальные ничто.

  5. Смещение – неосознаваемый перенос сильных чувств с одного объекта на другой

  6. Рационализация – самообман, стремление оправдать свои поступки

  7. Интеллектуализация – размышление вместо какого то действия

  8. Реактивное образование – эмоциональная реакция на прямо противоположное «бьет значит любит»

  9. Идентификация – неосознанная имитация себя с более сильной личностью. Идентификация с объектом агрессии.

  10. Реализация действий – формируются зависимости

  11. Регрессия – человек возвращается к более раннему периоду развития. Истерические психозы

  12. Фантазирование – желание изменить свои чувства, желания и тд

  13. Сублимация – конструктивный механизм, «в первобытном обществе человек был более счастлив, но не имел ничего, в цивилизованном – человек не удовлетворяет свои инстинкты непосредственно» З.Фрейд. Подавление инстинктов, желаний.


^

Опознавательно-психические процессы


Психико-физические процессы:

  1. Ощущения – вид психической деятельности, который возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на органы чувств, отражающиеся на них

  2. Восприятия – целостное

  3. Память – вид психической деятельности, с помощью которого отражается прошлый опыт. Различают функции памяти – фиксация, забывание

  4. Представление – свойство психики, которое позволяет удерживать информацию на непосредственном уровне, способность «оживлять» образы ранее воспринятых предметов и образов.

  5. Мышление – обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерной связи

Понятия отражают обобщенные сходные признаки ряда сходных предметов.

Эмоционально-волевая система:

Потребность это осознанная нужда в чем либо. Удовлетворение вызывает положительные эмоции, неудовлетворение - отрицательные.

Эмоции

Направленность личности (система ценностей и идеалов, ориентирующих по жизни. Тесно связано с правосознанием ), способности личности, мотивы, мотивации личности, темперамент, характер, социальные потребности.

Характер – сложившееся отношение к себе, отношение к окружающему миру, отношение к людям. Базируется на темпераменте – врожденное свойство личности. Павлов поделил людей на сильных, уравновешенных и подвижных.

Если человек смотрит вверх и влево – он радуется, если вверх и вправа – пытается вспомнить или сконструировать, взгляд влево – воспоминание оживление звуков, вправо – конструирование, взгляд прямо – сосредоточенность, влево вниз – внутренняя речь, внутренний монолог , прямо вниз и вправо вниз – уровень ощущений.

У мужчин более развито обоняние, слух, зрение, у женщин вкус и кинестетика.

Мужчинам кажется время длиннее на 35%, женщинам на 111%. Женщины лучше забывают, но чаще искажают события. У женщин меньше чем у мужчин развита способность к сомнению. У мужчин в большей степени выражена пространственная ориентация.

Физические недостатки влияют на восприятие: у слепых – хорошо развит слух, у глухих - хорошо развито зрение. Прищуривание человека, дающего информацию, говорит о т

Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная информация в системе не только ценностей человека, но и прежде всего его деятельности.

Эмоция - кратковременное переживание, выражающее его отношение.

Под влиянием психотравмирующих обстоятельство чувство тревоги может перейти в тревожное состояние (тревога, беспокойства по мелочам, ощущения скованности, раздражительность, невозможность концентрироваться, трудности засыпания). Предтревожное состояние – учащенное сердцебиение, жар/дрожь, высокая потливость, влажные ладони.

Огорофобия – боязнь дали от дома, незнакомых помещений

Ганс селье – термин стресс. Стресс фазы: напряжения, нестабильности и фаза истощения.

Стресс физиологически необходим.

Психологические критерии беспомощного состояния: оценка ситуации как безвыходной, неспособность к эффективной защите от посягательств, виктивный тип поведения.

Посттравматические состояния (афганский синдром, чеченский синдром и тп) – после, развивается избегающее поведение

Фрустрация – растерянность

Выгорание – профессиональный стресс

Агрессия – это поведение, цель которого нанесение вреда. Агрессивность - Свойство личности, которая может и не получать своего проявление в соответствующем поведении. Конструктивная форма агрессивности – открытое проявление агрессии в социально-приемлемых формах. Дефицитарная форма – ,

Аффективная форма

Аффект – это стремительно протекающий бурный процесс взрывного характера.

Диагностические признаки аффекта: возникает субъективно неожиданно для самого субъекта, кратковременный взрывной характер, высокая интенсивность эмоциональных переживаний, специфические изменения сознания и его суженность, восприятие фрагментарно.

Необходимо исследовать характер возникшей острой ситуации.

Необходимо исследовать психо-физиологическое состояние перед совершением преступления.

Признаки: Повышенная чувствительность, слезливость , пронзительность, повышенная заторможенность, уравновешенность, отсутствие агрессивности, отсутствие эмоциональности

Динамика развития аффекта

1 фаза – быстро нарастающего напряжение

2 фаза – эмоциональный взрыв

3 фаза - постаффективное истощение

Кумулятивный аффект – 1 фаза более длительная. Хроническая психотравмирующая ситуация

Аномальный аффект, патологический – помрачение сознания

Судебно-психологическая экспертиза

Исследование проведенное экспертом, лицом обладающим специальными познаниями в области психологии с целью дачи заключения, которая после соответствующей ее оценки юристом будет являться доказательством по уголовному или гражданскому делу.

Предметом являются закономерности и особенности протекания, структура психических процессов, психической деятельности, которые имеют юридическое значение и влекут за собой правовые последствия.

Объектом является психика здорового человека.

В отдельных случаях в рамках комплексного исследования привлекаются лица, страдающие психическими расстройствами пограничного уровня.

Проводится только в форме исследования для получения новых фактических доказательств.

Специалист не проводит экспертизы. Предоставляет судебно-экспертным органам консультативно-справочную информацию.

Эксперт взаимодействует только с лицами, наделенными правом назначения на экспертизу (дознаватель, следователь, судья, суд), а специалист в том числе с адвокатом, за которым закреплено право обращения к специалисту.

ФЗ о государственной экспертной деятельности устанавливает для эксперта требования:

  1. Аттестованный работник государственного экспертного учреждения

  2. Гражданин РФ, имеющий высшее образование и прошедший подготовку по специальной экспертной программе.

Ответственность работника негосударственного экспертного учреждения несет то лицо, которое ходатайствовало о привлечении данного лица в качестве эксперта.

Обязанности эксперта:

  1. Принять к производству порученную ему руководителем ГЭУ экспертизу

  2. Провести полное исследование представленных ему объектов и материалов, включая обследование лица

  3. Ответ на поставленные перед ним вопросы

  4. Составление мотивированного письменного заявления о невозможности дать экспертное заключение и направить его лицу или органу запросившего проведение экспертизы, в том числе невозможности ответить на вопросы в силу недостаточных знаний.

  5. Являться по вызову суда, прокурора, следователя в связи с назначаемой, назначенной или уже проведенной экспертизы

  6. Сохранность исследуемых материалов

  7. Неразглашение данных, ставших известные ему в ходе проведения экспертизы

  8. Неразглашение сведений, ставших ему известны в ходе ознакомления с материалами дела

Права:

  1. Вправе знакомиться с материалами дела

  2. Ходатайствовать в представлении ему дополнительных материалов

  3. Инициатива ходатайствовать о необходимости привлечь других экспертов

  4. Давать в пределах своей компетенции заключения по вопросу хотя и не поставленному в постановлении, но имеющим существенное значение

  5. Эксперт вправе делать подлежащие вынесению заявления по поводу неправильного истолкования участникам дела

эксперт не вправе

  1. Самостоятельно собирать объекты исследования и материалы, необходимые для исследования.

  2. Осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта.(но в качестве специалиста не запрещено)

  3. Вести переговоры с участниками судопроизводства, если эти факты ставят под вопрос заинтересованность эксперта в исходе дела.

  4. Сообщать о результатах, за исключением органов ее назначивших

  5. Принимать поручения о производстве экспертизы непосредственно от негосударственного экспертного учреждения

  6. Проводить экспертизы лица, если ранее он оказывал ему помощь (экспертиза живого лица, заочная, посмертная)

Виды экспертиз:

  1. Однородная

  2. Комплексная – участвуют эксперты различных специальностей

  3. Первичная

  4. Повторная

  5. Дополнительная

  6. Отделение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы

  7. Отделение стационарной судебно-психиатрической экспертизы: для лиц содержащихся и не содержащихся под стражей.

Правовую основу составляет КРФ, УК и УПК РФ, ГК и ГПК РФ, ФЗ о государственной экспертной деятельности и ведомственные нормативные акты – инструкции, протоколы и тп.

Единственным основанием для проведения экспертизы является определение суда. Ходатайствовать может само лицо, нуждающееся в экспертизе, представитель данного лица. Ходатайствовать можно только перед органом, в чьем производстве находится дело.

Каждая экспертиза должна быть тщательно подготовлена.

Минимальный набор материалов, необходимый для проведения экспертизы:

  1. Уголовное или гражданское дело, в котором обязательно представлено постановление о назначении экспертизы с указанием его вида.

  2. Подлинники медицинских документов, либо иных, содержащих информацию о психическом ,психиатрическом состоянии подэкспертного

  3. Характеристики, характеризующие материалы, содержащие объективные данные о личности подэкспертного. Желательно собрать полные биографические данные.



  1. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания.

  2. Способность понимать характер совершаемого с нею/с ним действий

  3. Экспертиза состояния лица окончившего жизнь самоубийством

  4. Экспертиза аффекта у обвиняемого, подсудимого

  5. Экспертиза способности несовершеннолетнего по уровню своего психического развития осознавать фактический характер своих действий

  6. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.

  7. Экспертиза эмоционального состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного

  8. Экспертиза преступной группы

  9. Экспертиза аварии на производстве

  10. Аудио и видео записи

  11. Экспертиза по искам родителей и передачи ребенка на воспитание одному из родителей

  12. По делам о причинении морального вреда

  13. По делам о совершении каких либо сделок

Похожие:

Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д iconЛысенко Михаил Петрович
Овд администрации Центрального района г. Гомеля разыскивается без вести пропавший Лысенко Михаил Петрович, 03. 11. 1949 г р., прож.:...
Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д iconЛысенко Михаил Петрович
Овд администрации Центрального района г. Гомеля разыскивается без вести пропавший Лысенко Михаил Петрович, 03. 11. 1949 г р., прож.:...
Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д iconНовая тематика докладов на научном кружке по теории государства и права
Доцент кафедры ТиИГиП к ю н. И. С. Романчук Доцент кафедры ТиИГиП к ю н. В. И. Попов
Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д iconРостовский филиал
Ответственный за выпуск: Мажинская Н. Г. к ю н., доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д iconМетодические указания к выполнению курсовой работы
В. И. Сушко, к э н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, уо ”Полесский государственный университет“, доцент
Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д iconА. П. Егидес. Как научиться разбираться в людях
А. П. Егидес. Как научиться разбираться в людях Аркадий Петрович Егидес кандидат психологических наук, доцент кафедры
Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д iconРимское право
Автор: Минина Н. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия,...
Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д iconПраво европейского союза
С. Н. Болдырев, доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института мвд россии, кандидат юридических...
Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д iconМетодические указания к выполнению заданий по психологии в период...
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики Московского психолого-социального института Г. Х. Башанаева; кандидат психологических...
Сергеев Михаил Петрович, к м. н., доцент кафедры у п. д iconСаморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений
Лескова Юлия Геннадьевна, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета, кандидат...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница