Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012


Скачать 360.54 Kb.
НазваниеПрограмма итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012
страница1/3
Дата публикации22.03.2013
Размер360.54 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Психология > Программа
  1   2   3


Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301.65 «Психология». — М.: ННОУ ВПО «Гуманитарный институт» (г.Москва), 2012.
Программа разработана на основе государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов психологического факультета, сдающих итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специальности 030301.65 «Психология».

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Чтобы получить квалификацию специалиста, выпускник любого вуза должен сдать итоговый экзамен, который призван показать уровень теоретической готовности студента к решению профессиональных задач. Согласно государственному образовательному стандарту по психологии, «на государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области обще профессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний».

Данная программа предназначена для подготовки студентов выпускных курсов психологического факультета, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология», к сдаче итогового междисциплинарного экзамена.

Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта и программ курсов, читаемых на психологическом факультете Гуманитарного института (г.Москва).

Программа состоит из трех частей. Первая часть — общепсихологическая — включает вопросы курсов «Общая психология», «Психофизиология», «История психологии», «Психология личности», «Сравнительная психология», «Введение в профессию».

Вторая часть содержит вопросы специальных психологических дисциплин: «Возрастная психология», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Социальная психология», «Психология труда», «Психология управления».

Третья часть включает вопросы практического характера, задачи, с которыми студенты сталкивались в рамках учебно-ознакомительной, производственной, педагогической, научно-исследовательской и квалификационной практик, а также при работе над собственным дипломным исследованием. Данные вопросы предназначены для оценки индивидуального опыта выпускников в решении прикладных психологических задач.
Оценка ответов на вопросы программы на итоговом экзамене производится по 4-балльной системе и определяется следующими критериями:

«отлично» (оценка «5») — полное соответствие ответов государственному стандарту и программе междисциплинарного экзамена;

«хорошо» (оценка «4») — полное соответствие ответов государственному стандарту и программе междисциплинарного экзамена, но имеют место небольшие недочеты;

«удовлетворительно» (оценка «3») — соответствие ответов в целом государственному стандарт и программе междисциплинарного экзамена, но имеются значительные недочеты;

«неудовлетворительно» (оценка «2») — несоответствие ответов государственному стандарту и программе междисциплинарного экзамена.

Оценка ответов на вопросы третьей части производится по 2-балльной системе:
^ ПРОГРАММА ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
Часть 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

Раздел 1. Психология как наука и как профессия. Основные категории психологии

^ Психология как наука. Определение психологии как науки. Житейская и научная психология — сходство и различие. Психология как естественная наука. Психология как гуманитарная наука. Предмет психологии. Объект психологии. Место психологии в системе научного знания. Система психологических наук. Фундаментальные отрасли психологии. Прикладные отрасли психологии. Значение психологических знаний для практики.

^ Специфика профессии «Психолог». Сферы профессиональной деятельности психолога. Направления и виды деятельности практического психолога. Профессионально важные качества психолога. Этические вопросы в работе практического психолога.

^ Понятие психики. Функции психики. Свойства психики. Психические явления: процессы, состояния, свойства. Психическое отражение, его специфика и основные характеристики. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в исследовании психики.

^ Сознание и бессознательное. Уровни психики: сознание, предсознание, бессознательное. Сознание и его характеристики. Функции сознания. Проявления сознания. Состояния сознания. Основные концепции сознания. Предсознание. Бессознательное как категория. Характеристика бессознательного. Проявления бессознательного. Развитие представлений о бессознательном.

^ Сон и бодрствование. Бодрствование. Сон. Фазы сна. Функции сна. Сновидения. Природа сновидений. Значение сновидений. Измененные состояния сознания.

Поведение и его формы. Поведение как психологическая категория. Психика как важнейший фактор приспособления к среде и выживания. Поведение как адаптация. Видоспецифические и индивидуальные формы поведения. Классификация форм поведения. Инстинкты. Фиксированные комплексы действий. Проявление инстинктивного поведения. Виды инстинктов. Научение как форма поведения. Виды научения. Привыкание. Сенситизация. Ассоциативное научение: классические условные рефлексы, научение «методом проб и ошибок», оперантное научение, связанное научение. Имитация. Импринтинг. Инсайт. Когнитивные карты. Диспозиции.

^ Принципы работы нервной системы. Принципы функционирования нервной системы. Нейрон. Свойства нейронов. Синапсы. Процесс передачи информации в нервной системе. Рецепторы. Нейронные сети. Рефлекторная дуга. Рефлекторная природа психики. Анализаторы.

^ Строение и функции нервной системы. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Функции различных отделов головного мозга (продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга, больших полушарий).

^ Развитие психики в филогенезе. Этапы развития психики в филогенезе. Элементарная сенсорная психика. Перцептивная психика. Интеллектуальное поведение. Сходство и различия психики человека и животных. Происхождение сознания. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Деятельность.
^ Раздел 2. История психологии

Представления о предмете психологии в истории науки. История взглядов в понимании души. Представления о душе в античности (Платон, Аристотель, Демокрит, Гиппократ). Представления о душе в католическом христианстве (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Изменение взглядов на проблему души в Новое время. Механицизм. Дуализм Р. Декарта. Сознание как предмет психологии. Замена понятия «душа» на понятие «психика» в истории психологии (Т. Гоббс, Дж. Локк). Отрицание познаваемости сознания бихевиористами. Поведение как предмет психологии. Современные представления о предмете психологии.

^ Развитие экспериментальной психологии. Зарождение естественнонаучных взглядов в психологии. Развитие психологии в эпоху Нового времени. Механицизм. Редукционизм. Британский эмпиризм. Зарождение и развитие ассоциативной психологии. Становление физиологической психологии (Л. Гальвани, Д. Раймон, Г. Мюллер, Г. Гельмгольц и др.). Психофизика Г. Фехнера. Развитие ассоциативной психологии в XVIII—XIX вв. Позитивизм. Новая психология В. Вундта. Критика В. Вундта. Гештальтпсихология. Экспериментальная психология в XX в. Нейропсихология.

^ Бихевиоризм и необихевиоризм. Зарождение и развитие бихевиоризма. Работы Д. Уотсона. Основные представления бихевиористов. Критика бихевиоризма. Необихевиоризм. Поведенческая психотерапия.

^ Психоанализ и неопсихоанализ. Зарождение и развитие психоанализа. Работы 3. Фрейда. Модели организации психики по 3. Фрейду. Методы психоанализа. Развитие классического психоанализа. Критика психоанализа. Работы А. Адлера (индивидуальная психология и психотерапия) и их значение для развития психологии. Неопсихоанализ (работы К. Хорни, Э. Эриксона, Э. Фромма и др.). Аналитическая психология К. Юнга.

^ Гуманистическая психология. Гуманистические идеи в психологии и педагогике. Экзистенциальная психология. Феноменологический подход в психологии. Работы А. Маслоу, К. Роджерса. Методологические принципы гуманистической психологии. Клиентцентрированная терапия.

Когнитивизм. Истоки когнитивизма. Генетическая психология Ж. Пиаже. Компьютерная метафора. Основные принципы когнитивной психологии и психотерапии.

^ Развитие отечественной психологии. Важнейшие отечественные школы психологии. Русская рефлексология (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов). Рефлекторная теория И. М. Сеченова. Учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности И. П. Павлова. Культурно-исторический подход к психике (работы Л.С.Выготского и его учеников).
^ Раздел 3. Когнитивные процессы

Внимание как процесс. Внимание и его специфика в системе познавательных процессов. Основные функции внимания: поддержание общего тонуса психической активности, обеспечение избирательной направленности внешней и внутренней деятельности. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и их характеристика. Механизмы внимания. Основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем). Отвлекаемость и рассеянность. Факторы, определяющие устойчивость и интенсивность внимания.

^ Ощущение как психическое явление. Ощущение и его место в структуре познания. Классификация ощущений. Характеристики ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Чувствительность и ее измерение. Пороги ощущений (абсолютный и дифференциальный). Адаптация. Последствие раздражителей. Сенсибилизация. Синестезия.

^ Виды ощущений. Механизмы формирования ощущений. Анализаторы. Зрительные ощущения. Зрительная система. Строение глаза. Зрительный анализатор. Слуховые ощущения. Слуховой анализатор. Кожные ощущения. Осязание. Химическое чувство. Вкусовые ощущения. Обоняние.

^ Восприятие как психическое явление. Восприятие. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Типы восприятия. Механизм восприятия - теория и модели. Факторы, определяющие интеграцию ощущений и целостные образы восприятия (взгляды гештальтпсихологов). Избирательность восприятия. Опосредованность восприятия жизненным опытом и потребностями (апперцепция).

^ Память как психическое явление. Память и се роль в организации психической деятельности. Классификации типов памяти. Различие памяти по виду активности (двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая, механическая). Произвольная и непроизвольная память. Индивидуальные особенности памяти. Активная природа памяти (избирательность в работе памяти). Структура памяти. Модели памяти. Сенсорная память. Кратковременная память. Долговременная память. Оперативная память. Уровни переработки информации. Мимические процессы. Запоминание и его характеристики. Хранение. Воспроизведение и его виды. Представление. Припоминание. Узнавание. Условия эффективного запоминания и вое произведения. Забывание. Реминисценция. Амнезия. Виды амнезии.

^ Мышление как психическое явление. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности. Признаки мышления. Понятия, формирование понятий. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Интуитивное мышление. Инсайт. Креативность. Проблемные ситуации как «инициаторы» мыслительного процесса. Мышление и решение задач.

^ Характеристики понятийного мышления. Формы мышления (понятия, суждения, умозаключения). Процесс мышления Операции понятийного мышления. Сравнение. Анализ и син тез. Абстракция. Рассуждение: индукция и дедукция. Принятие решений.

^ Понятия языка и речи. Общее понятие о языке и речи. Социально-психологические функции речи (средство общения коммуникации и орудие мышления). Развитие речи у детей. Виды речи (внешняя, внутренняя, устная, письменная, монологическая, диалогическая). Связь речи с понятийным мышлением. Понятия и прототипы понятий. Иерархия понятий. Приобретение понятий.

^ Воображение как психическое явление. Понятие воображения. Виды воображения (пассивное, активное, воссоздающее творческое) и их характеристика. Основные способы «конструирования» образов воображения (агглютинация, гиперболизация, типизация). Механизмы воображения.

^ Интеллект и способности. Понятие о способностях. Способности и задатки. Структура способностей. Общие и специальные способности. Интеллект. Развитие представлений об интеллекте. Подходы к оценке интеллекта: факторный, ситуативный и др. Виды интеллекта. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта. Диагностика интеллекта.
^ Раздел 4. Мотивационные и эмотивные процессы

Потребности, мотивы, мотивационные состояния. Потребности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Метапотребности. Мотивы. Базовые мотивы. Социальные мотивы. Виды мотивов. Взаимодействие мотивов. Борьба мотивов. Мотивация. Направленность мотивации. Мотивационные состояния личности: влечение, желание, стремление, страсть, интерес. Ценностные ориентации.

^ Теории мотивации. Развитие представлений о мотивах и мотивации. Бихевиористические теории мотивации. Психоаналитические теории мотивации. Гуманистические теории мотивации. Когнитивистские теории мотивации. Теория К. Левина.

^ Воля как психическое явление. Воля как психический процесс. Теории воли. Функции воли. Структура волевого действия. Наличие препятствий и борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Волевая регуляция и волевое усилие. Волевые качества личности: сила воли, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность и др. Волевые состояния. «Свобода воли» и детерминизм поведения.

^ Функциональные состояния. Компоненты функциональных состояний. Релаксация. Оптимальное рабочее состояние. Утомление. Состояние психологической готовности.

^ Эмотивная сфера психики. Эмоция как процесс. Положительные, отрицательные, ориентировочные эмоции. Характеристики эмоций. Побуждающая, сигнальная и регулирующая функции эмоций. Механизмы эмоций. Базовые эмоции. Индивидуальные особенности проявления эмоций. Влияние эмоций на поведение и деятельность.

^ Теории эмоций. Адаптационные теории: эволюционная Ч. Дарвина, гомеостатическая (таламическая) У. Кэннона — П. Барда, биологическая П. К. Анохина. Теория У. Джеймса — Г. Ланге. Психоаналитические теории эмоций. Когнитивные (информационные) теории эмоций (С. Шехтера, М. Арнольд — Р. Лазаруса, П. В. Симонова). Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Факторные теории эмоций (Р. Плучек) и др.

^ Эмоциональные состояния. Эмоциональный тон ощущений. Эмоциональный тон впечатлений. Аффект. Настроение. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту. Свойства чувств. Классификация чувств. Высшие чувства. Амбвивалентность чувств. Виды эмоционального поведения.

^ Понятие стресса. Концепция физиологического стресса. Теория стресса Г. Селье. Эустресс и дистресс. Стрессреализующие и стресслимитирующие системы организма. Регуляторные процессы при стрессе. Теория эмоционально-когнитивного стресса Р. Лазаруса — С. Фолкмана. Совладающее поведение (coping behavior). Копинг-стратегии. Копинг-ресурсы. Методы саморегуляции стрессорных состояний.

Агрессия. Виды агрессии. Теории агрессии: социобиологический подход, психоаналитические и фрустрационные теории, бихевиористический и когнитивный подходы. Агрессивное поведение.
^ Раздел 5. Психология личности

Проблема личности в психологии. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид» и «личность». Основные подходы к оценке личности. Индивидуальность. Индивидуальные и типологические характеристики личности. Биологическое и социальное в личности человека.

^ Теории личности. Представления о личности в различных направлениях психологии: глубинная психология, теория черт, бихевиоризм, экзистенциальная и гуманистическая психология, когнитивная психология, деятельностный подход.

Темперамент. Развитие представлений о темпераменте. Современные представления о темпераменте. Свойства темперамента. Проявление темперамента в поведении и деятельности. Критерии темперамента. Классические типы темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

^ Теории темперамента. Гуморальная теория темперамента Гиппократа. Современные гуморальные теории. Конституционные теории темперамента Э. Кречмера и У. Шелдона. Нейродинамическая теория темперамента И. П. Павлова и его последователей (Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и др.). Факторные теории темперамента.

Характер. Характер и его проявления в поведении. Связь темперамента и характера. Структура характера. Черты характера, Я-концепция. Социализация. Характер как результат активности личности. Самосовершенствование. Самоактуализация. Акцентуации характера.
^ Ч а с т ь 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

  1   2   3

Похожие:

Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012 iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности «Финансы и кредит». Ярославль.: Фгоу впо яргсха,...
Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012 iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена итоговой аттестации...
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Кузгпа (2004г.), приказа ректора Кузгпа «О форме проведения итогового...
Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012 iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии
Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012 iconПрограмма государственного экзамена по дополнительной специальности «Педагогика и психология»
Педагогика и психология, предъявляемым к профессиональной подготовленности специалиста – социального педагога, педагога-психолога,...
Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012 iconПрограмма экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные...
Программа предназначена для оказания помощи студентам при самостоятельной работе по изучению психологических дисциплин, а также при...
Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012 iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080105 «финансы и кредит»

Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012 iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена теория и технологии рекламы
Реклама, который наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, определяемых вузом, учитывает общие требования к выпускнику,...
Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012 iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности...
П 784  Программа государственного междисциплинарного экзамена по специ­аль­ности «филология» (английский язык) / под общ ред. Н....
Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012 iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология». М.: Нноу впо «Гуманитарный институт» (г. Москва), 2012 iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65 «финансы и кредит»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница