Скачать 4.28 Mb.
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ А.Д.ГОНЕЕВ, Н. И. ЛИФИНЦЕВА, Н.В.ЯЛПАЕВА ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ Под редакцией В.А.Сластенина Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений 2-е издание, переработанное ![]() УДК 376 (075.8) ББК 74.3я73 Г65 Авторы: А.Д. Гонеев (Введение, гл. I, IV, V); Н. И. Лифинцева (гл. II, III); Н. В. Ялпаева (гл. III, IV) Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А. Г. Пашков; кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Репринцева; доктор педагогических наук, профессор Г. М. Потанин Гонеев А.Д. и др. Г65 Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с. ISBN 5-7695-0979-1 В пособии охарактеризованы сущность, основные направления и содержание коррекционно-педагогической деятельности, раскрыты специальные и общепедагогические методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия на детей, обучающихся как в обычных классах, так и в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения и имеющих негрубые формы дефекта в психическом и физическом развитии, отклонения в поведении. Рекомендуется также педагогам, работающим с соответствующими категориями детей. УДК 376 (075.8) ББК74.3я73 Учебное издание Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Нина Ивановна, Ялпаева Надежда Валерьяновна Основы коррекционной педагогики Учебное пособие Редактор Р.К. Лопина. Компьютерная верстка: Е.В. Поляченко. Корректоры Г. В.Абатурова, В. И. Хомутова Изд. № А-174. Подписано в печать 10.04.2002. Формат 60х90/16. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 17,0. Тираж 30000 экз. (1-й завод 1-10000 экз.). Заказ №2113. Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение №77.99.02.953.Д. 002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092. Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. © Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В., 1999 ISBN 5-7695-0979-1 © Издательский центр «Академия», 1999 ВВЕДЕНИЕРост количества детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличение числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Структура и содержание образования в коррекционно-развивающих классах имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала учащимися данных классов несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих в коррекционных классах, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с учениками. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов педагогических вузов, в проведение целенаправленной работы по коррекционно-педагогической подготовке будущих учителей к работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении, испытывающими трудности в освоении школьных учебных дисциплин. Курс «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», изучаемый в педагогических вузах, в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования призван подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию, поскольку в общеобразовательных классах массовой школы, в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения учатся дети не только с легкими остаточными нарушениями функций головного мозга, недоразвитием отдельных психических процессов, негрубыми недостатками речи, с проявлениями незрелости в эмоционально-волевой сфере, соматической ослабленностью, двигательной расторможенностью, но и с ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности, педагогической запущенностью и школьной дезадаптацией. Поэтому предлагаемое учебное пособие ставит перед собой задачу познакомить студентов не только с особенностями организации и построения образовательного процесса с детьми, обучающимися во вспомогательной школе, специальных образовательных учреждениях, но и ввести будущего учителя в мир коррекционной педагогики; показать сложности и трудности, социально-педагогические проблемы детей с отклонениями в развитии и поведении; определить тот круг вопросов, с которыми встречается учитель-предметник, выпускник недефектологических факультетов педвуза, при работе с учащимися, испытывающими затруднения в освоении школьной программы; раскрыть наличие арсенала специальных путей и средств в разрешении проблем отклонения в поведении и развитии детей и подростков, предупреждении их педагогической запущенности и трудновоспитуемости. В учебном пособии анализируются научные исследования в области специальной педагогики, характеризуется школьная практика коррекционной работы с различными категориями учащихся. В нем даны основные категории и понятия коррекционной педагогики, определены предмет, цели и задачи учебного курса. Достаточное внимание уделено характеристике сущности коррекционно-педагогической деятельности, ее места в профессиональной работе учителя, раскрыты ее структура и основные компоненты. В пособии наряду с характеристикой детей с различными видами психофизических отклонений в развитии и поведении дается обширный материал о воспитании и обучении в общеобразовательных школах детей группы риска, с неустойчивой эмоционально-волевой сферой, с задержкой психического развития, с девиациями в поведении. Особое внимание уделяется проблеме трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков, организации целенаправленной профилактической и коррекционно-педагогической работе с ними. В пособии в каждой теме выделяется ведущая проблема, изучаемая в коррекционной педагогике, характеризуются ее основные идеи, даются подходы к ее разрешению, определяются организационно-педагогические основы и нормативно-правовая база, раскрываются пути и средства, формы и методы коррекционно-педагогической работы с той или иной группой детей, имеющих недостатки в развитии и поведении. Каждая тема пособия снабжена вопросами для самоконтроля, списком необходимой литературы. В учебном пособии дан краткий словарь специальных терминов, с которыми учителю придется встретиться в педагогической практике. Выражаем искреннюю благодарность профессору Н.М.Назаровой за советы и конструктивные предложения, которые мы учли при переработке данного пособия, издательскому центру «Академия» за реализацию проекта этого учебного пособия. |
![]() | С реднее образование в Канаде Высшее образование в Канадe Великолепие природы во многих частях страны не омрачено присутствием человека. Канада издавна принимает у себя иностранных студентов.... | ![]() | Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Документоведение... |
![]() | Структурное подразделение Высшее/не оконченное высшее образование. Опыт работы на аналогичной должности не менее года | ![]() | Анкета для проведения исследования Образование: среднее, средне-специальное, незаконченное высшее, высшее, научная степень |
![]() | Великобритания я зыковые курсы в Великобритании Среднее образование... Англии одно и то же. Мы недостаточно богаты, чтобы покупать плохое образование. Где бы Вы не учились, в Оксфорде, Лондоне, Эдинбурге... | ![]() | Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных... Е и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или... |
![]() | 1. Адвокат это это гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее... Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на право осуществления адвокатской деятельности, обязательно... | ![]() | Расписание Высшее образование |
![]() | Вопрос 15. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, за исключением лиц,... | ![]() | Базовое образование: высшее профессиональное первого уровня |