Высшее образование


НазваниеВысшее образование
страница1/30
Дата публикации26.07.2013
Размер4.28 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


А.Д.ГОНЕЕВ, Н. И. ЛИФИНЦЕВА, Н.В.ЯЛПАЕВА

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Под редакцией В.А.Сластенина

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших педагогических учебных заведений
2-е издание, переработанное

УДК 376 (075.8)

ББК 74.3я73 Г65
Авторы:

А.Д. Гонеев (Введение, гл. I, IV, V); Н. И. Лифинцева (гл. II, III);

Н. В. Ялпаева (гл. III, IV)
Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор А. Г. Пашков;

кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Репринцева;

доктор педагогических наук, профессор Г. М. Потанин
Гонеев А.Д. и др.

Г65 Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

ISBN 5-7695-0979-1

В пособии охарактеризованы сущность, основные направления и содержание коррекционно-педагогической деятельности, раскрыты специальные и общепедагогические методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия на детей, обучающихся как в обычных классах, так и в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения и имеющих негрубые формы дефекта в психическом и физическом развитии, отклонения в поведении.

Рекомендуется также педагогам, работающим с соответствующими категориями детей.
УДК 376 (075.8)

ББК74.3я73
Учебное издание
Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Нина Ивановна,

Ялпаева Надежда Валерьяновна
Основы коррекционной педагогики
Учебное пособие
Редактор Р.К. Лопина. Компьютерная верстка: Е.В. Поляченко.

Корректоры Г. В.Абатурова, В. И. Хомутова
Изд. № А-174. Подписано в печать 10.04.2002. Формат 60х90/16. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 17,0. Тираж 30000 экз. (1-й завод 1-10000 экз.). Заказ №2113.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение №77.99.02.953.Д. 002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
© Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В., 1999

ISBN 5-7695-0979-1 © Издательский центр «Академия», 1999

ВВЕДЕНИЕ



Рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличение числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Структура и содержание образования в коррекционно-развивающих классах имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала учащимися данных классов несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих в коррекционных классах, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с учениками. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов педагогических вузов, в проведение целенаправленной работы по коррекционно-педагогической подготовке будущих учителей к работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении, испытывающими трудности в освоении школьных учебных дисциплин.

Курс «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», изучаемый в педагогических вузах, в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования призван подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию, поскольку в общеобразовательных классах массовой школы, в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения учатся дети не только с легкими остаточными нарушениями функций головного мозга, недоразвитием отдельных психических процессов, негрубыми недостатками речи, с проявлениями незрелости в эмоционально-волевой сфере, соматической ослабленностью, двигательной расторможенностью, но и с ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности, педагогической запущенностью и школьной дезадаптацией. Поэтому предлагаемое учебное пособие ставит перед собой задачу познакомить студентов не только с особенностями организации и построения образовательного процесса с детьми, обучающимися во вспомогательной школе, специальных образовательных учреждениях, но и ввести будущего учителя в мир коррекционной педагогики; показать сложности и трудности, социально-педагогические проблемы детей с отклонениями в развитии и поведении; определить тот круг вопросов, с которыми встречается учитель-предметник, выпускник недефектологических факультетов педвуза, при работе с учащимися, испытывающими затруднения в освоении школьной программы; раскрыть наличие арсенала специальных путей и средств в разрешении проблем отклонения в поведении и развитии детей и подростков, предупреждении их педагогической запущенности и трудновоспитуемости.

В учебном пособии анализируются научные исследования в области специальной педагогики, характеризуется школьная практика коррекционной работы с различными категориями учащихся. В нем даны основные категории и понятия коррекционной педагогики, определены предмет, цели и задачи учебного курса. Достаточное внимание уделено характеристике сущности коррекционно-педагогической деятельности, ее места в профессиональной работе учителя, раскрыты ее структура и основные компоненты.

В пособии наряду с характеристикой детей с различными видами психофизических отклонений в развитии и поведении дается обширный материал о воспитании и обучении в общеобразовательных школах детей группы риска, с неустойчивой эмоционально-волевой сферой, с задержкой психического развития, с девиациями в поведении. Особое внимание уделяется проблеме трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков, организации целенаправленной профилактической и коррекционно-педагогической работе с ними.

В пособии в каждой теме выделяется ведущая проблема, изучаемая в коррекционной педагогике, характеризуются ее основные идеи, даются подходы к ее разрешению, определяются организационно-педагогические основы и нормативно-правовая база, раскрываются пути и средства, формы и методы коррекционно-педагогической работы с той или иной группой детей, имеющих недостатки в развитии и поведении. Каждая тема пособия снабжена вопросами для самоконтроля, списком необходимой литературы. В учебном пособии дан краткий словарь специальных терминов, с которыми учителю придется встретиться в педагогической практике.

Выражаем искреннюю благодарность профессору Н.М.Назаровой за советы и конструктивные предложения, которые мы учли при переработке данного пособия, издательскому центру «Академия» за реализацию проекта этого учебного пособия.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Высшее образование iconС реднее образование в Канаде Высшее образование в Канадe
Великолепие природы во многих частях страны не омрачено присутствием человека. Канада издавна принимает у себя иностранных студентов....
Высшее образование iconУчебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование
Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Документоведение...
Высшее образование iconСтруктурное подразделение
Высшее/не оконченное высшее образование. Опыт работы на аналогичной должности не менее года
Высшее образование iconАнкета для проведения исследования
Образование: среднее, средне-специальное, незаконченное высшее, высшее, научная степень
Высшее образование iconВеликобритания я зыковые курсы в Великобритании Среднее образование...
Англии одно и то же. Мы недостаточно богаты, чтобы покупать плохое образование. Где бы Вы не учились, в Оксфорде, Лондоне, Эдинбурге...
Высшее образование iconПод системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных...
Е и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или...
Высшее образование icon1. Адвокат это это гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее...
Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на право осуществления адвокатской деятельности, обязательно...
Высшее образование iconРасписание Высшее образование

Высшее образование iconВопрос 15. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений
Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, за исключением лиц,...
Высшее образование iconБазовое образование: высшее профессиональное первого уровня

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница