Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности»


НазваниеУчебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности»
страница1/7
Дата публикации27.07.2013
Размер0.86 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Ростовский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»

Т.П. Скрипкина, Т.Н. Щербакова

тренинг
коммуникативной
компетентности
для учителей

Учебно-методическое пособие


Ростов-на-Дону

Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО

2008
ББК 88.4

С45

Данная публикация подготовлена в рамках проекта
«Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» (№ 070600682А)
при поддержке гранта фонда РГНФ


Рецензенты:

^ И.Б. Котова, доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО;

И.Н. Кирилленко, кандидат психологических наук, доцент
Скрипкина Т.П., Щербакова Т.Н.

С45 Тренинг коммуникативной компетентности для учителей: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2008. – 72 с.
ISBN 978-5-7212-0444-9
Учебно-методическое пособие раскрывает проблему коммуникативной компетентности – одной из сложнейших проблем, которая напрямую связана с эффективностью профессиональной деятельности учителя. Доверие, функционируя в системе «учитель – ученик», выступает в качестве одного из основных условий построения эффективного взаимодействия в этой системе. Являясь регулятором характера взаимодействия педагога и ученика, само доверие выступает ценностью и находится в тесной связи с качеством и уровнем коммуникативной компетентности.

В системе «учитель – ученик» инициатором общения всегда является учитель, поэтому разработанный тренинг по развитию доверия и коммуникативной компетентности имеет своей целью развитие у учителей навыков «опоры на себя» и свою личность в процессе взаимодействия и позволяет реализовывать коммуникативно компетентное поведение.

Тренинг содержит в себе упражнения, которые способствуют укреплению позитивного самоотношения, развитию я-концепции, коммуникативных умений. В качестве результата тренинга предполагается повышение самопознания и доверия к себе; формирование навыков ценностного отношения к другим, развитие умений построения оптимальной коммуникации, основанной на доверии.

Пособие адресовано педагогам-психологам, учителям и может быть использовано в системе работы по повышению профессиональной компетентности учителя.
© Щербакова Т.Н., Скрипкина Т.П., 2008.


ВВЕДЕНИЕ



Изменение социально-экономической ситуации в обществе, ценностных и социальных ориентаций людей привело к усугублению конфликтов, к сложностям при установлении контактов и восприятии людьми друг друга. К любой профессиональной деятельности человека в настоящее время предъявляется все больше требований. В последние годы особую актуальность приобрел так называемый компетентностный подход. В рамках данного подхода принято выявлять разного рода компетенции, то есть требования к знаниям и умениям профессионала. Особого рода требования предъявляются к так называемым коммуникативным профессиям, к которым относится, в первую очередь, труд учителя. От «качества» его коммуникативного поведения подчас зависит не только качество трансляции знаний, но и особенности формирования развивающегося человека, его отношение к жизни и к самому себе, из чего, в конечном итоге, складывается судьба. В этой связи коммуникативная компетентность учителя является важнейшей составляющей его общей профессиональной компетентности.

Проблема профессиональной компетентности – одна из сложнейших проблем, с которой сталкивается каждый человек в своей повседневной трудовой деятельности. Адекватность этой оценки, критерии этой адекватности в настоящее время являются важнейшей проблемой, которая напрямую связана с эффективностью профессиональной деятельности любого человека.

В настоящее время не существует общепринятых критериев, позволяющих оценить степень профессиональной компетентности не только выпускников вузов, но и работающих профессионалов, в особенности массовых профессий, что подчас заменяется возрастными критериями и наличием диплома. В результате создается впечатление, что профессиональная компетентность равна наличию соответствующего диплома. При этом преподаватели вузов, включенные в процесс профессионализации обучаемых и имеющие сами лишь когнитивный образ модели специалиста, часто не представляют конкретного содержания будущего труда выпускников, а потому не владеют технологиями моделирования и проектирования профессиональной образовательной деятельности. Третье обстоятельство, которое делает рассматриваемую проблему особо актуальной, связано с необходимостью кардинальной перестройки отечественного образования, в соответствии с включением в международный Болонский процесс, требующий тотальных инноваций, в основе которых только и может лежать компетентностный подход к образовательной деятельности.

С психологической точки зрения, данная проблема также является весьма актуальной, в связи с тем, что только профессионально компетентная личность – это личность, способная к саморазвитию, к наиболее полной самореализации; это личность, наполненная важнейшими жизненными смыслами и ценностями, связанными с профессиональным самосовершенствованием, раскрытием своих сущностных сил на пути к продвижению к акме.

Любому профессионалу-психологу, включенному в образовательную деятельность, известно, насколько трудной является задача операционализации и трансформации психологических знаний в конкретную профессиональную деятельность учителя. Психологическая безграмотность учителей, несмотря на имеющую место в стандартах психологическую подготовку, является мощнейшим препятствием на пути их профессионального роста, развития и повышения качества образования в целом.

В современной психологической науке имеется значительное число эмпирических исследований, касающихся отдельных видов психологической компетентности. Как показано рядом авторов (А.А. Деркач,
Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.), труд учителя является специфической областью профессиональной деятельности, так как предмет его деятельности – развитие другого человека. В то же время профессиональный рост учителя связан не с повышением профессионального ранга или статуса, а с наличием индивидуальных психологических достижений и их рефлексией, от чего зависит самооценка собственной профессиональной деятельности. Вместе с тем, в психологической науке являются недостаточно изученными проблемы, связанные с выявлением механизмов и детерминант, лежащих в основе эффективности и успешности профессиональной деятельности учителя. Так же, как показывает анализ, в настоящее время уделяется явно недостаточно внимания разработке и созданию научно обоснованных специализированных инновационных технологий обучения и повышения квалификации учителей, направленных на оптимизацию их труда и коррекцию, как особенностей личности учителя, так и особенностей его взаимодействия с детьми.

Видимо, именно в связи с данным обстоятельством, профессиональное здоровье учителя является значимой проблемой, и как показано в целом ряде исследований, именно учителя в наибольшей степени подвержены профессиональным деформациям и профессиональному выгоранию (А.К. Маркова, С.П. Безносов, Т.В. Форманюк и др.). Для этого необходимо выделить критерии коммуникативной компетентности учителя и показать существующие взаимосвязи между ними. Полученные исследователями данные позволяют выделить внутриличностный паттерн коммуникативной компетентности учителя. Он будет включать в себя следующие качества личности: высокий уровень доверия к другим и к себе, высокий уровень коммуникативной толерантности, высокий уровень развития коммуникативного самоконтроля и высокий уровень развития эмпатии. В основе коммуникативной компетентности лежит доверие к себе и к другим, а также высокий уровень эмпатии у учителей. Именно эти качества и необходимо развивать у учителей с целью повышения коммуникативной компетентности.

Данный тренинг направлен на повышение доверия к себе и другим у учителей, как основы гармонизации межличностных отношений и самой личности в целом.

Доверие рассматривается как двухполюсная установка-отноше-ние, которая выступает средством гармонизации отношений человека одновременно с миром и с самим собой. В этой связи, мы считаем, что поиск конкретных средств и методов обучения и развития оптимального соотношения доверия, как себе, так и миру, является важной социальной и практической задачей.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского...
«Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» (№070600682А)
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского...
«Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» (№070600682А)
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие по курсу «концепции современного естествознания»
М-54 концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие к лекционному курсу, семинарским занятиям и для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconПрактический курс. Грамматические аспекты Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей ипк и пк, обучающихся по специальности «Современный иностранный язык». Пособие...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008
Приводятся основные понятия и термины, связанные с этой сферой деятельности, социально-психологические, морально-этические, идеологические...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconМассовые коммуникации и медиапланирование Учебное пособие Ростов-на-Дону...
Г61 Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие / E. Л. Головлева. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 250 с. — (Высшее...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconОбразовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое...
Учебно-методическое пособие предназначено для использования в целях повышения квалификации работников сферы государственной молодежной...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие очерчивает основной круг вопросов, исследуемых...
Волкова В. В. Имиджелогия. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СевКавгту, 2005. – 168 с
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 С45 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2009 удк ббк п
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов экономических специальностей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница