Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности»


Скачать 321.97 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности»
страница1/5
Дата публикации27.07.2013
Размер321.97 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Ростовский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»

Т.Н. Щербакова, Т.П. Скрипкина

тренинг
коммуникативной
компетентности
для подростков

Учебно-методическое пособие


Ростов-на-Дону

Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО

2008
ББК 88.4

Щ61
Данная публикация подготовлена в рамках проекта
«Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» (№ 070600682А)
при поддержке гранта фонда РГНФ

Рецензенты:

^ И.Б. Котова, доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО;

И.Н. Кирилленко, кандидат психологических наук, доцент

Щербакова Т.Н., Скрипкина Т.П.

Щ61 Тренинг коммуникативной компетентности для подростков: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2008. – 28 с.
ISBN 978-5-7212-0446-3
Учебно-методическое пособие представляет собой программу тренинга, посвященную актуальной теме развития коммуникативной компетентности подростков. Выраженность «доверительности» в этой системе создаёт условия для просоциального развития личности школьника и повышения его благополучия как субъекта общения.

В результате тренинговых занятий у подростков формируются умения доверительного поведения, самоконтроля и самокоррекции в процессе взаимодействия, они овладевают конструктивными приёмами общения и совладания со стрессом, гармонизируется система доверительных отношений. Происходит соотнесение индивидуально-психологических и личностных особенностей с требованиями современной социореальности, ориентация на построение позитивного, толерантного и конструктивного взаимодействия, максимально способствующего самореализации человека и достижения успеха.

Пособие адресовано педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям и может быть использовано в работе с подростками.

© Щербакова Т.Н., Скрипкина Т.П., 2008.



Введение




Модель реализации программы предполагает последовательное прохождение трех блоков: диагностика, обучение и контроль. Занятия проводятся в интерактивном режиме с соблюдением принципов и правил проведения обучающих мероприятий с использованием методов активного обучения.

Содержательно программа направлена на развитие коммуникативной компетентности как основы успешной социальной адаптации детей, ответственного ценностного отношения к себе и другому, принятие доверия как нормы индивидуального бытия, а также на развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, построение конструктивного взаимодействия и реализацию коммуникативно-компетентного поведения.

При реализации программы рекомендуется проанализировать и осмыслить целевое назначение и организационно-методические особенности каждого занятия, возрастные и социально-психологические особенности адресной группы.

Реализатор программы должен соблюдать этические нормы взаимодействия с детьми данного возраста, проявлять такт и профессионализм при рассмотрении проблемных ситуаций, помнить о целевом назначении развития коммуникативной компетентности.

Современная социореальность России начала ХХI в. характеризуется целым рядом противоречий: между расширением возможностей социализации и ограниченностью индивидуального поля экономических, социальных и социально-психологических возможностей реализации адекватного успешного поведения в социально-престиж-ных сферах жизнедеятельности; между заявляемой и рекламируемой социальными институтами необходимостью удовлетворения значимых потребностей подросткового и юношеского возраста и возможностями конкретно взятой семьи; между ориентацией родителей на позитивное будущее детей и социальной и социально-психологи-ческой компетентностью в реализации его достижения; между декларируемыми в образовательных учреждениях личностно-ориенти-рованными ценностями и недостаточным уровнем психологической готовности педагогов к их реальному воплощению.

Динамическая социореальность нашего времени помещает подростка в противоречивый контекст неоднозначных взаимоотношений, желаний, возможностей и собственной коммуникативной компетентности при моделировании и реализации реальных поведенческих моделей в конкретных ситуациях взаимодействия.

Оказавшись перед лицом многообразия и противоречивости социальной ситуации жизни, подросток не всегда располагает должным объёмом стрессоустойчивости, внутренней позитивной психологической активности, способствующих принятию правильных, социально-одобряемых и личностно-значимых реакций в ситуациях общения.

Основной акцент в программе сделан на формирование навыков общения и компетенций: умение доверять, презентировать и адекватно позиционировать себя; умение устанавливать коммуникативный контакт; умение подчиняться правилам, сотрудничать, работать в команде; умение попросить о помощи, умение защищаться, эмпатические умения; умение саморегуляции и самоконтроля, самокоррекции в ходе взаимодействия; умение решать проблемные ситуации взаимодействия.

^ Основные содержательные линии программы:

– психологические механизмы установления позитивного контакта с другими людьми;

– развитие самопознания как условие успешного взаимодействия с самим собой и миром;

– возможности и ограничения общения с другими, закономерности взаимодействия с группой и другими;

– психология доверия;

– мотивация оптимального взаимодействия;

– проектирование собственного развития – путь к успеху.

^ Критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания программы тренинга:

– развитие основных навыков построения оптимальной коммуникации;

– владение приемами адекватной самопрезентации в общении;

– расширение и углубление самопознания себя как субъекта взаимодействия;

– умение моделировать и прогнозировать общение;

– умение принимать целесообразное решение в проблемных ситуациях взаимодействия;

– развитие эмпатических, рефлексивных умений.

Диагностические пробы осуществляются в ходе выполнения упражнений каждого блока тренинга.

Содержание курса реализуется в форме тренинга, которая является наиболее адекватной для развития коммуникативной компетентности.

^ Цель: развитие коммуникативной компетентности подростков как значимого фактора социальной успешности.

Содержание и структура программы предполагает реализацию следующих задач:

1. Актуализация мотивации саморазвития.

2. Повышение коммуникативной компетентности.

3. Развитие доверия к себе и другим.

4. Развитие поведенческого уровня умений и навыков социально адекватного реагирования.

5. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в общении как проявления нового уровня осознания себя.

В результате тренинговых занятий у подростков происходит формирование умений доверительного поведения, самоконтроля и самокоррекции в процессе взаимодействия, овладение конструктивными приёмами общения и совладания со стрессом, гармонизируется система доверительных отношений. Происходит также соотнесение индивидуально-психологических и личностных особенностей с требованиями современной социореальности, одним из аспектов которой является ориентация на построение позитивного, толерантного и конструктивного взаимодействия, максимально способствующего самореализации человека и достижения успеха.

При проведении занятий рекомендуется учитывать основные правила и принципы проведения тренинга. Выполнение упражнений может быть эффективным средством отработки социально-психоло-гических навыков и развития коммуникативной компетентности при условии использования комплекса приемов, стимулирующих активность, заинтересованность, включенность. Программа может реализовываться в форме проведения факультатива-тренинга. При проведении занятий необходимо четко регламентировать время выполнения упражнений; соблюдать последовательность и алгоритмы развития тех или иных переменных. При проведении тренинга важно соблюдать содержательную направленность занятий, четко подводить итог, следить за равновесием игрового и содержательного компонента.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского...
«Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» (№070600682А)
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского...
«Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» (№070600682А)
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие по курсу «концепции современного естествознания»
М-54 концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие к лекционному курсу, семинарским занятиям и для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconПрактический курс. Грамматические аспекты Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей ипк и пк, обучающихся по специальности «Современный иностранный язык». Пособие...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности «журналистика». Ростов-на-Дону, 2008
Приводятся основные понятия и термины, связанные с этой сферой деятельности, социально-психологические, морально-этические, идеологические...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconМассовые коммуникации и медиапланирование Учебное пособие Ростов-на-Дону...
Г61 Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие / E. Л. Головлева. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 250 с. — (Высшее...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconОбразовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое...
Учебно-методическое пособие предназначено для использования в целях повышения квалификации работников сферы государственной молодежной...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебно-методическое пособие очерчивает основной круг вопросов, исследуемых...
Волкова В. В. Имиджелогия. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СевКавгту, 2005. – 168 с
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ипк и про 2008 ббк 88. 4 Щ61 Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Доверие как условие развития коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности» iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2009 удк ббк п
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов экономических специальностей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница