1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания


Название1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания
страница1/12
Дата публикации28.07.2013
Размер1.61 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания.

.Появлению социальной психологии способствовало усложнение и развитие общественных отношений к середине 19 века, а также появление социально-психологических идей в философии и социально-психологических теорий в рамках психологии- психология народов М. Лацаруса и Х.Штейнталя, психология масс С. Сегеле и Г. Лебона, теория инстинктов социального поведения В. МакДугала. Основной идей теории народов была мысль, что ведущей силой в истории является народ (всеобщий дух), который самореализуется в искусстве,обычаях, религии, мифологии, языке, т.е. история народов является отражением духа народов, и сознание конкретной личности существует только в рамках этого народного духа. В.Вундт разделил психологию на две науки- физиологическую (экспериментальную) психологию и психологию народов (описательную дисциплину). Основной идеей теории масс была мысль, что скопление индивидов создает массу, которая утрачивает способность к наблюдению, а поведение индивида приобретает негативные качкства- обезличивание (господство импульсивных, инстинктивных реакций); преобладание чувств над интеллектом и его утрату; утрату личной ответственности. Основной идеей теории инстинктов социального поведения была мысль, что социальное поведение возникает благодаря врожденным инстинктам, которые реализуют стремление индивида к цели, а на внутреннем уровне проявляются как парные эмоции (инстикт борьбы- гнев и страх; инстинкт самосохранения-бегство; инстинкт строительства-созидание; стадный инстинкт- принадлежность; инстикт воспроизведение рода – ревность; инстинкт приобретения - обладание). Индивид стремится реализовать позитивные инстинкты и избежать негативных, так как его главное стремление – выжить. Дальнейшее развитие социальной психологии сосредоточилось на исследовании малых групп, излюбленным методом стал эксперимент, теории новая наука не имела. Первые теоретические разработки появились в 20 веке и базировались на бихевиоризме, психоанализе, когнитивизме, интеракционизме. Европейская социально-психологическая мысль 20 века дала теорию социальной идентичности (А. Тэшфел), теорию социальных представлений (С. Московичи).

^ Этапы становления: 1) Эмпирические предпосылки соц псих как опыта практических действий. 2)Философские истоки. 3) Непосредственные исторические условия 4)Формирование социально – психологического направления в человеке знаний. 5)Становление соц. п. как экспериментальной науки.

6) Оформление соц. псих в сложившеюся систему научного знания.

Псих. народов- это одна и 1-ых форм соц псих. теории. Источники: философское учение Гегеля о народном духе и идеалистическая психология Герберта. Создатели псих народов –Лацарус и Штенталь. Их идея: Глав сила истории, это народ или дух целого, который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях. Психология масс- (Либон) – это иная теории она дает ответ на вопрос о взаимоотношениях личности и общества. У человека в толпе рождаеться новое чувство: чувство силы растет, появ. восприимчивость к внушению, совесть пропадает.

Макдауэл- теория инстинктов. Причина соц поведения людей заключается во врожденных инстинктах. Стремление к цели у человека как у животных. 5 условий при которых масса будет вести себя более возвышено: 1)Постоянство в массе. 2)У индивидов, входящие в массу, образуется опред. представления об функциях и деятельности масс. 3) Масса приходит в связь с другими себе подобными. 4)Масса имеет традиции, обычаи, установки.
^ 2«Психология народов» В. Вундта.

Задачи - психические отличия рас и народов, описание данных состояний индивидуального сознания и объяснение связи его элементов и стадий развития, то и аналогичное генетическое и причинное исследование фактов, предполагающих для своего развития духовные взаимоотношения, существующие в человеческом обществе, несомненно, также должно рассматриваться, как объект психологического исследования.

Три основные проблемы психологии народов: язык, мифы и обычаи. Психология народов, со своей стороны, является частью общей психологии, и результаты её часто приводят к ценным выводам и в индивидуальной психологии, так как язык, мифы и обычаи, эти продукты духа народов, в то же время дают материал для заключений также и о душевной жизни индивидуумов. Психология народов - самостоятельная наука наряду с индивидуальной психологией, и хотя она и пользуется услугами последней, однако и сама оказывает индивидуальной психологии значительную помощь.

С точки зрения ученого, физиологическая психология - это экспериментальная дисциплина, но эксперимент не пригоден для изучения высших психических функций - речи и мышления. В психологии народов, считал он, должны применяться другие методы - анализ продуктов культуры. Параллельно Вундт занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека посредством внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспекция) и проблемой влияния психологии народа на сознание конкретного индивида. Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях, и считал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя из особенностей сознания только одного конкретного субъекта. Вундт выделил три основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи. Язык, с его точки зрения, содержит в себе общую форму представлений, имеющихся у данного народа. Социально-психологическая роль мифов заключается в том, что они создаются всей культурой общества и поэтому определяют представления людей, формируют их установки, влияют на вкусы и мнения о том, что является хорошим и плохим. Обычаи представляют собой наиболее типичные способы поведения в стандартных социальных ситуациях у конкретного народа и выполняют регулирующую и контролирующую функции.
3^ . Идеи психологии народов в работах А.А. Потебни

При рассмотрении философской концепции Потебни редко обращается внимание на то, что, кроме категорий языка и мышления, для него первостепенное значение имеют такие категории, как «народ» и «народность». Народ для Потебни является творцом языка. Язык — порождение «народного духа». Вместе с тем именно язык обусловливает национальную специфику народа, в терминах Потебни — «народность».

Психология народов, - писал он в книге "Мысль и язык", - должна показать возможность различия национальных особенностей и строения языков как следствие общих законов народной жизни" (15, 48). Потебня не принял ни гербартовской, ни штейнталевской схемы. В своих исследованиях ("Из записок по русской грамматике", 1874) он преодолевает психологизм и становится на позиции историзма: история мышления русского народа характеризуется исходя из смены объективных структур языка, а не из эволюции гипотетических душевных элементов. Этот исторический подход был утрачен последователями Потебни (Овсянико-Куликовским и др.), ставшими на путь психологизации, а тем самым и субъективизации явлений языкового и художественного творчества.4. Мнения и верования толпы.

Лебон говорит о том, что факторами, определяющими характер мнений верования толпы являются "отдаленные" и "непосредственные" факторы.Отдаленные факторы делают толпу доступной к восприятию известных убеждений и совершенно неспособной проникнутся некоторыми другими взглядами. Они подготавливают почву , на которой впоследствии внезапно развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своей силой и результатами (раса, традиции, время, образование, политические и социальные учреждения). 

Непосредственные факторы действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву и без этого не вызывают никаких результатов. Они порождают в толпе активную уверенность; т.е. облекают в известную форму идею и развивают ее со всеми последствиями. Благодаря им, в толпе возникают решения, увлекающие ее (образы, опыт, слова и формулы, рассудок). Лебон считает, что влияние расы таково, что ни один элемент не может перейти от одного народа к другому, не претерпев, тем самым, глубоких изменений. В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы, они являются своеобразным синтезом расы. Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Толпа является стойкой хранительницей идей и упорно противится их изменениям. Время способствует возникновению, развитию и уничтожению верований, дает им силу и могущество. Оно подготавливает мнения и верования толпы, или почву для них. Политические и социальные учреждения, говорит Лебон, являются продуктом расы. Не они создают эпоху, а эпоха создает их. Не во власти народа менять учреждения, в его силах лишь менять их названия посредством насильственной революции. Но сущность их не изменится.Необходимо изучить отдельно законы и учреждения каждого народа, для того, чтобы составить для себя ясное понятие о том, до какой степени они служат выражением потребностей расы, и уже потому не могут быть изменены насильственно. Народы управляются свойствами своего характера, и такие учреждения, которые не соответствуют характеру толпы, представляют собой, своего рода, заимствование одежды, переодевание. 

Образование в состоянии значительно изменить людей и непременно должно улучшить их, и даже создать между ними равенство. Главная ошибка латинской системы образования в том, что она опирается на заучивание. Рассудок, опыт, инициатива и характер являются условиями обеспечения успеха в жизни. Вожаки толпы: 

Обычно, вожаки толпы не принадлежат к числу мыслителей. Это люди действия. Роль всех великих вожаков заключается в том, чтобы создать веру, будь то вера религиозная, политическая или социальная. Сила веры является наиболее могущественной из всех тех сил, которыми располагает человечество. Все исторические события, считает Лебон, были произведены верующими людьми, вся их сила заключена в вере. 

В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения; толпа инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее лидером, властелином. Вожаков Лебон делит на две категории: 

Люди энергичные, с сильной волей, проявляющейся лишь на короткое время. Они особенно пригодны для внезапных дерзких предприятий, для увеличения массы их приверженцев, несмотря на всю опасность этого. 

Вожаки, встречающиеся гораздо реже. Обладают сильной и стойкой волей. Они - инстинктивные основатели религии и творцы великих дел. Они часто не отдают себе отчет в том, что можно достигнуть посредством упорной и сильной воли. 

Способами действия вожаков являются утверждения, повторение и "зараза". Обаяние является родом господства какой-либо идеи или дела над умом человека. Это господство парализует все критические способности индивида. Оно может быть приобретенным (дается именем, богатством, репутацией) и личным. Оно составляет основу всякого убеждения. Обаяние не может оспариваться. Мнения и верования толпы, согласно Лебону, образуют два разряда: 

постоянные верования, удерживающиеся в течение многих столетий, и на которых покоится вся цивилизация (идеи христианства, феодализма, демократии). 

временные и переменчивые мнения, проистекающие из общих понятий, которые нарождаются и исчезают с каждой эпохой (теории, руководящие искусством, литературой, которые вызвали появления романтизма, мистицизма). Эти теории поверхностны. 

Мнение толпы все более стремится к тому, чтобы стать высшим регулятором политики. При существующем могуществе толпы всякое мнение, обладающее достаточной степенью обаяния, чтобы овладеть ею, должно тотчас же получить такую тираническую власть, что эра свободных суждений прекратилась бы надолго. Лебон классифицирует толпу по ее состоянию следующим образом: низшая форма, когда толпа состоит из индивидов различных рас и не имеет другой общей связи, кроме более или менее почитаемой воли одного вождя. Примером такой формы толпы могут послужить варвары. толпа, которая под влиянием известных факторов приобрела общие черты и образовала расу. обе эти категории, под влиянием факторов, могут превращаться в организованную или одухотворенную толпу. В ней можно установить следующие различия: Толпа разнородная: анонимная (уличная толпа) и неанонимная (парламентские собрания); Толпа однородная: секты ; касты; классы. Преступные толпы всегда вызваны каким-нибудь могущественным внушением. Индивиды, принявшие участие в совершении преступления, убеждены, что они исполнили свой долг. Общими чертами преступной толпы можно назвать восприимчивость к внушениям, легковерие, непостоянство, приоритет чувств, как хороших, так и дурных. Избирательской толпой Лебон называет те собрания, которые созываются для избрания лиц на известные должности. Она представляет собой толпу разнородную. Общими чертами такой толпы являются слабая способность к рассуждениям, отсутствие критического духа, раздражительность, легковерие и односторонность. Люди в толпе стремятся к сглаживанию умственных различий. Раса имеет большое значение и учреждения, и правительства играют лишь незначительную роль в жизни народов. Раса и цель насущных потребностей повседневной жизни - вот таинственные властелины, которые управляют судьбами нации.
^ 4.Психология масс в работах Г. Лебона

"отдаленные" и "непосредственные" факторы, определяющими характер мнений верования толпы. Отдаленные факторы делают толпу доступной к восприятию известных убеждений и совершенно неспособной проникнутся некоторыми другими взглядами (раса, традиции, время, образование, политические и социальные учреждения). Непосредственные факторы порождают в толпе активную уверенность; т.е. облекают в известную форму идею и развивают ее со всеми последствиями (образы, опыт, слова и формулы, рассудок). Толпа разнородная: анонимная (уличная толпа) и неанонимная (парламентские собрания);

Толпа однородная: секты ; касты; классы.
^ 5 Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее «склонностей»).

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения — наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания iconПримерный перечень вопросов к экзамену по курсу «теория социальной...
Специфика формирования социальной работы как области научного знания и вида профессиональной деятельности в России
1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания iconВниманию студентов 1 курса фмф: Материалы к экзамену по курсу Возрастная...
Краткая история становления возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки
1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания iconТема 2 История становления и развития предмета психологии
Общая характеристика этапов становления психологии (предмет, методы, достижения)
1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания icon1. Место социальной психологии и системе научного знания
Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит...
1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания iconВопросы к экзамену Место социальной психологии и системе научного знания
Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит...
1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания icon "К истории становления социальной психологии в России" Вестник Моcковского университета
Сегодня, когда обе ветви социально-психологического знания получили в нашей стране права гражданства, уместно обратиться к некоторым...
1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания iconЭкзаменационные вопросы по «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
1. История становления социальной психологии как самостоятельной области научного знания iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница