Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости


Скачать 179.1 Kb.
НазваниеКафедра общей и специальной психологии период старения и старости
Дата публикации29.07.2013
Размер179.1 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.А.ЕСЕНИНА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПЕРИОД СТАРЕНИЯ И СТАРОСТИ

КОНОТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОЗРОСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ 19 ГРУППЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

РЯЗАНЬ 2003

ПЛАН.

1 Старение сегодня, проблемы старости.

2 Причины старения.

3 Возрастная классификация в поздней взрослости.

4 Характеристика личности в старости.

5 Оценка старости в обществе.

6 Выводы.

1 Старение сегодня, проблемы старости.

Проблема исследования психологических возможностей в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку старость воспринимают как возраст печали, потерь, тоски и страданий от боли, которая потенциально таится в теле каждого старого человека. В то же время социальная геронтология и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить возрастную границу между зрелостью и старостью. Сам факт, что стареют все по-разному, указывает на то, что печаль и горе- не единственный удел старости, а угасание- не единственный путь изменения. Этот возраст отмечает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: именно старость очерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времён и поколений. Только с позиции старости можно понять и объяснить жизнь как целое, её сущность и смысл, её обязательства перед предшествующими и последующими поколениями. Старость – это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологическое определение границы, отделяющая старость от зрелого возраста, не всегда оправдано из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в проявлении функциональных возможностей человеческого организма. Однако, помимо упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими, как, например, интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Этот возраст интересен тем, что нет той позиции, с которой можно было бы дать полную и исчерпывающую характеристику старости. Геронтологи считают, что старость в первую очередь – это биологический феномен, который сопровождается серьёзными психологическими изменениями. Изменения при старении происходят на биологическом уровне, когда организм

становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне – человек выходит на пенсию, меняется его социальный статус, социальные роли, паттерны поведения; наконец , на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним. Это даёт основание определить старение как результат ограничение механизмов саморегуляции, снижение их потенциальных возможностей при первичных изменениях в регулировании генетического аппарата. Таким образом, проблема старения – это проблема гармоничного функционирования биологической системы, которая возможна без соответствующего психологического отслеживания и соответствующей адаптации человека в окружающем его социальном пространстве. Старение – это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений. В настоящее время интерес к изучению старости не вызывает сомнений, однако геронтопсихология – это самая молодая область современной психологии развития. Возросший интерес психологии к проблемам старости был обусловлен двумя группами причин. Во-первых, наука стала располагать данными о том, что старость не является процессом тотального угасания. Как отмечал Б.Г.Ананьев, геронтологи пришли к выводу о том, что в старости, наряду с инволюционными процессами, существуют другие процессы и факторы, противостоящие инволюционным силам. Так, геронтология отбросила прежние представления о тотальном и одновременном старении всех жизненных функций и уделяет большое влияние проблеме долголетия. На сегодняшний день геронтологи рассматривают старость как качественную своеобразную перестройку организма, с сохранением особых приспособительных функций нафоне общего спада. Психология пожилого возраста в целом разработана недостаточно (в психологии развития 90% занимает психология детей). Между тем этот период – значимый этап онтогенеза человека, и без его обстоятельного исследования невозможно построение концепции психического развития и соответственно, формирование образа «позитивного старения». Важность изучения и разработки психологии старения как главной составляющей социальной геронтологии очевидна. Но кроме психологических возникает много ещё не решённых проблем, в том числе в сфере теоретических объяснений, методологических подходов.

2 Причины старения.

Существует множество теорий старения, каждая из которых имеет свои достоинства, но среди них нет ни одной совершенно бесспорной. Изучение представителей разных биологических видов показало, что продолжительность жизни, характерная для каждого животного или растения, отчасти обусловлена наследственностью. У людей влияние генов особенно бросается в глаза при изучении идентичных (монозиготных) близнецов. У монозиготных близнецов, даже находящихся в долгой разлуке, типичные признаки старения( облысение, появление морщин, усыхание) появляются в одно и тоже время; они даже часто умирают одновременно (в случае естественной смерти). Однако для того чтобы наследственные компоненты процесса старения могли проявляться полностью, необходимо устранить или стабилизировать все прочие факторы, такие как стресс, несчастные случаи и болезни. К сожалению это невозможно. На старение могут влиять различные внешние факторы, от роковых автокатастроф до детских болезней и загрязнения воздуха. Джонс (1959) изучил некоторые постоянные и переменные внешние факторы, способные увеличить или уменьшить среднюю продолжительность жизни. Например, сельские жители живут на 5 лет дольше городских, а состоящие в браке на5 лет дольше тех, кто ведёт холостую жизнь. Тучность неизменно негативно влияет на продолжительность жизни, отнимая 3,6 года у тех, кто весит на25% выше нормы, и 15,1 лет утех, кто весит на 67% выше нормы. С распространением ядерных реакторов ещё одним внешним фактором старения стала радиация. Высокие дозы – как при лучевой терапии повреждают хромосомы в ядрах клеток, что, по некоторым данным, может ускорять процесс старения. Помимо наследственных и средовых факторов, связанных со старением, существуют также стохастическая теория и теория генетически запрограммированного старения. Согласно стохастическим теориям старения, организм стареет в результате случайных повреждений, как вызываемых происходящими в нём процессами, так и наносимых окружающей средой. Эти теории , иногда называемые теориями изнашивания организма, сравнивают организм человека с механизмом, который просто-_напросто изнашивается от постоянного использования, причём у человека к этому износу добавляется накапливание клеточных дисфункций и повреждений. Хотя стохастические теории имеют привлекательные стороны, они ограничено объясняют старение в целом. Например, почему внутренняя «ремонтная мастерская» организма, какое-то время успешно справлявшаяся с устранением повреждений, вызванных неблагоприятными внешними воздействиями, вдруг перестаёт работать. Кроме того, они не объясняют, почему физическая нагрузка, которая, казалось бы, должна способствовать износу, благоприятно действует на организм.

Другой класс теорий старения связан с генетическим программированием. Согласно теориям генетически запрограммированного старения, старение определяют запрограммированные действия специфических генов. Запрограммированное старение часто связывают с ходом биологических часов. Иначе говоря, предполагается существование своего рода встроенного таймера, который устанавливается на определённое время, когда должна наступить смерть. Эти часы, возможно, содержатся в каждой клетке, а возможно их роль выполняет единый клеточный пейсмейкер, находящийся, например, в головном мозге.

Ни одна теория полностью не объясняет процесс старения. Для этого, вероятно, необходимо объединение по крайней мере 2-3 теорий. Учёные активно исследуют процесс старения на всех уровнях, а также способы его замедления; некоторые из исследований связаны с изучением связи преждевременного старения из различных заболеваний, например раком в детстве или артритом в юношестве. Цель других исследований – помочь людям прожить здоровую, не омрачённую болезнями жизнь вплоть до конца естественного жизненного цикла. Однако, несмотря на новые открытия в области медицины, маловероятно, что в ближайшее время удастся значительно увеличить продолжительность жизни человека.

3 Возрастная классификация в поздней взрослости.

Очень сложной является проблема выделения границ старости. Границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы. Один из основоположников отечественной геронтологии – И.В.Давыдовский _ категорически заявлял, что ни каких календарных дат наступления старости не существует. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин. По мнению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на непрерывный и постепенный процесс, а не на определённую и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу. Итак, в соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, с 75 лет наступает старость, у женщин – с55 до 74 лет, с75 наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 65-летний рубеж нередко выделяют особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию. Но это лишь градация биологического возраста. Всё больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством прожитых лет. Метрическое свойство времени указывает только на количественные показатели возраста, он очень приблизительно фиксирует физиологическое и социальное «качество» человека и его самочувствие. Календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей или поведения в соответствующем возрасте. Выполнением этих ролей в соответствии с определёнными общественными нормами и предписаниями определяется социальный возраст человека, часто не соответствующий с календарным. Биологический возраст не может рассматриваться как некая внешняя социальному, но не сопряжённая с ним параллель. Поэтому психологический аспект старения М.Д.Александрова рассматривает применительно к сенсорно-перцептивной и интеллектуальной сферам, к характеристикам личности, динамике творческой продуктивности. Кроме того, по мнению других авторов, при определении пожилого возраста в качестве наиболее существенного признака служит социально-экономический «порог» - уход на пенсию, изменение источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

4 Характеристика личности в старости.

Проблема взаимосвязи социального стереотипа представлена в работе Л.И.Анцыферовой «Поздний период жизни человека: время тёплой осени или суровой зимы?». Она выделяет два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношением к миру и к себе, удовлетворённостью к жизнью. Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило готовятся кэтому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать своё окружение порождает удовлетворённость жизнью и увеличивают её продолжительность.

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация – типичный пример личностной идентичности и неспособности и неспособности человека построить новую систему идентификации.

Б.Ливехуд также отмечает, что последние годы переживаются по-разному. Одни старые люди отмечают, что снижение социальной активности помогло им понять самих себя и реально и глубоко ощутить слова «Христос во мне». Другие старые люди отчаянно цепляются за жизнь, которая медленно уходит от них. Рассматривая вопрос о различии продуктивности субъекта жизни в зависимости от уровня его личностного развития, Л.И.Анцыферова выделяет следующие критерии типов поступательного развития личности в поздние годы:

1) лишился ли человек работы в эти годы, или он продолжает свою профессиональную деятельность;

2) на какие ценности ориентирована его активность в период поздней взрослости.

В этом случае, если индивид очутился в ситуации отставки, перед ним встаёт трудная задача – реализовать свои возможности в новых видах деятельности, нередко требующих изменения образа жизни. Решению этой задачи поможет актуализация тех ранних фрагментарных Я-образов, которые возникли как результат опробования человеком себя в разных жизненных ролях. Именно с этих позиций можно интерпретировать описания Эриксоном жизни некоторых старых людей. Первый тип называется «прометеевым», и к нему относят личности, для которых жизнь непрерывное сражение. В поздние годы такие люди продолжают сражаться с новыми трудностями- возрастными болезнями. При этом они стремятся не только сохранить, но расширить субъективное пространство своего жизненного мира. Испытывая , в конце концов, необходимость в опоре на других, они принимают лишь ту помощь, которая завоёвана ими. Это люди, сохранившие активность благодаря жизнестойкости и упорству духа. Они субъекты своей жизни. Заметив у себя нежелательные изменения, они изобретательно компенсируют их, не снижая самооценки. Другой тип, представители которого тоже отличаются активным отношением к жизни, носит название «продуктивно-автономный». Как в ранние, так и в поздние годы жизни личности такого типа ориентированы на высокие достижения, успех, который обеспечивается многообразными стратегиями. Они самостоятельны, критически относятся к разным социальным стереотипам и общепринятым мнениям. Люди, жизненный путь которых отличается дерзанием, креативностью, успехом, конструктивно относятся и к спутникам старости – ухудшению физического состояния, появлению разных болезней. Своеобразно протекает процесс старения у выдающихся творческих личностей, имеющих возможность до глубокой старости продолжать свою креативную жизнь. Во многих случаях жизненный путь таких людей – это сплав счастья и страданий, чередование моментов потери и обретения нового смысла своей жизни. К числу причин, вызывающих у них острое чувство недовольство собой, относятся, в частности, исчерпанность наименее ранее жизненной программы, расхождение между масштабностью творческого дара и весьма неполной его реализацией в результатах деятельности.

В индивидуально- психологическом и социальном плане деятельность старых людей может быть более богатой в духовном отношении, направленной на утверждение нравственных ценностей своей повседневной, обыденной жизни. По критерию ориентации на ценности добра, справедливости, истины можно выделить два типа старения людей:

1) реализующих себя путём утверждения нравственных ценностей и

2) не достигших высокого уровня морального развития, часто преступающих в своих действиях нормы нравственности.

В работах Эриксона выявлены некоторые условия формирования неполноценных в нравственно-духовном отношении личностей. К этим условиям относятся: рано возникающее чувство безжалостности; недоверие к миру и отчуждение от окружающих; неприятие даже близких людей; отсутствие потребности заботиться о других и т.п. А.Эллис обнаружил сходный тип людей. Обобщённое негативное отношение к миру выражается в характерных для них высказываниях, начинающихся словами: «Я ненавижу», «Я терпеть не могу» и т.п. Интегрируясь в поздние годы, эти позиции становятся преградой для поступательного общения личности: человек относится с недоверием к любой новой информации, а также к её источнику, он отчуждается от быстро меняющейся социальной действительности. Иногда люди этого типа агрессивны, чаще же замыкаются , окружая себя плотным кольцом психологических защит. Несомненно, что эти проблемы связаны с нарушением когнитивного компонента Я-концепции. Социальные стереотипы, шаблоны воздействуют на субъективное отношения человека не только к социуму, но и к себе. Особенно они влияют на самовосприятие пожилых людей, так как оценочный критерий в их Я-концепции был обозначен в других социальных условиях. Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое всегда включено в историческое пространство и неотделимо от системы знаков и отношений, лежащих в основе этого пространства.

Остановить ослабление психических процессов можно далеко не всегда и лишь средствами социальной терапии, но остановить или замедлить то, что принято называть «разрушением личности», особенно её социально- обусловленных черт, при соответствующих условиях возможно. Надо отметить, что человека делают личностью его социально психологические особенности: потребности, интересы, установки, принципы, позиции, ценностные ориентации, особенности эмоциональной сферы, а ядром личности является характер и мировоззрение. Изменения происходят в каждой из этих групп, причём наиболее быстро и сильно меняются интересы, а медленнее и слабее система ценностей и мировоззрение. Но вполне естественным, биологически обусловленным, можно признать лишь пожалуй, изменение потребностей: налицо смещение приоритетов от материальных к коммуникативным. При достаточной заботе и поддержке сферу интересов удаётся сохранять почти на уровне зрелого человека. Психологически самой сложной, но и наиболее полезной и благодарной является работа по коррекции установок пожилого человека. Соответственно понятно, что резче и больнее человек будет реагировать на внешнее вторжение в сферы, менее всего изменившиеся.

Закончить характеристику личности в старости мне бы хотелось описанием кризиса идентичности, разделяющего зрелость и старость, образно говоря открывающего «врата старости». В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев назвали его кризисом «откровения Инобытия». По мнению авторов, этот кризис протекает в 55-65 лет и сущность его заключается в том, что взгляд человека обращается вовнутрь. Кажется, что все жизненные ориентиры необходимо пережить заново. Человек начинает готовится к иному бытию и проводит серьёзную ревизию прожитой жизни. Рано или поздно, но наступает период, когда человек уже с трудом может оперировать грузом предметного содержания своей деятельности, он «поглощается» предметом и «умирает» в предмете, воплощаясь в реальность в нём. Так, мать и отец воплощаются в детях, как в предмете своих родительских усилий в своей воспитательной деятельности, учитель в ученике, как в предмете своей образовательной деятельности и т.п. Этот груз предметного содержания, достаточно тяжёлый сам по себе, удесятеряется тем, что в непрерывном развитии, что в непрерывном процессе развития жизни зарождающееся новое содержание уже грозит отодвинуть его в прошлое, заменить своим, новейшим. Открытия устаревают; у детей рождаются свои дети (внуки), требующие другого воспитания в изменившихся условиях; бурно меняется технология, иной становится предметная среда обитания человека. Отменить прогресс нельзя. Но трудно спокойно смотреть на то, как устаревает, отходит на второй план, а затем в небытие, то, что было сделано с таким трудом, ценой огромного напряжения. Всё это может вызвать не только «предметную смерть», как логическое завершение деятельности человека в определённом предмете, но и грусть, кризис идентичности. Истаивание деятельностной формы бытия человека неизбежно, ибо перед лицом разворачивающегося в истории прогресса общественной деятельности единичный человек, как бы ни была внушительна его личность и ярка индивидуальность, бессилен. Он всегда будет моментом общественно-исторического прогресса преобразования предметной сферы человеческой жизни. Как бы ни был значителен вклад отдельного человека в этот процесс, как бы не опредметился он в своей деятельности, сам факт исчерпанности отведённый именно ему возможности изменения предмета имеет всеобщее значение. Нельзя ничего сделать «навсегда» в этой жизни; все равно оно окажется моментом исторического развития рода человеческого, памятником этой истории, свидетельством, оставленным будущим эпохам, но не венцом развития. После 55 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистически оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своих свершений, задумываться над смыслом жизни и ценностью сделанного. Заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учётом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источником жизненной удовлетворённости становятся успехи детей. Кризис может быть преодолён и преодолевается многими людьми, когда они понимают роль и место сво6еей деятельности в историческом и общественном процессе и не только смиряются с необходимостью прогресса, обновления профессиональной деятельности, прихода новых людей, но и сами включаются в процесс созидания нового, используя своё влияние общественного и профессионального положения. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность в новых условиях, найти себя и своему Я место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности. Завершение кризиса связано с решением вопроса об отходе от профессиональной деятельности, о том, чем заполнить свою жизнь за пределами активной включённости в производственную жизнь общества. Переход этой границы и есть вступление в старость как стадию жизни, но не состояние души.

5 Оценка старости в обществе.

При оценке значения старости как возраста жизни большое значение имеют социальные стереотипы. Как указывает Т.В.Карсаевская, в обществе к старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Первое имеет место при сравнении старости с живой могилой, второе – при оценки старости как желанного возраста, периода опыта и мудрости. Негативные установки по отношению к старым людям, возникшие на ранних этапах прогресса общества в условиях скудности существования и сохраняющиеся в известной мере в западном сознании, оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Этим вызвана необходимость критики геронтофобных установок. С человеческой, гуманистической позиции большое значение приобретают признание общественной ценности старых людей как носителей традиций и культурного наследия наций, пропаганда современных научных знаний о психологической наполненности красоте поздних лет жизни, о путях достижения «благополучного» старения. Большое значение влияние социального стереотипа старости на выбор стратегии адаптации к возрастному фактору в старости отмечают В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев. Они пишут, что в современном обществе получил распространение образ стариков как бесполезных и обременяющих общество людей. Такие стереотипы отрицательно влияют на самочувствие пожилых людей. Ощущение себя как ненужных людей, как обузы для своих детей – психологическая основа общественной и профессиональной пассивности пенсионеров. Быстрые инволюционные процессы, обнаруживающиеся у людей в ранний постпенсионный период, - результат их неспособности противостоять мощному влиянию социальных стереотипов. Их влияние приводит к негативным изменениям в ещё совсем недавно активных и здоровых людях. Такие стереотипы приходят в противоречие с объективным медицинским и психологическим статусом пожилых людей. Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную, жизнь в обществе, могут осваивать новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторые из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии.

6 Выводы.

Старость, как предыдущие стадии жизни, состоит из последовательных изменений статуса, включая собственно наступление старости, выход на пенсию и часто – вдовство. Эта стадия отличается от предыдущих тем, что не ведёт к следующей стадии; окружающий мир, как физический, так и социальный, не расширяется, а сужается. Старческие немощи и проблемы, связанные с организацией жизненной среды, ложатся тяжёлым психологическим бременем на многих людей преклонного возраста. Пожилым людям приходится изменять свои Я-концепции по мере того, как они теряют прежнюю автономию и становятся более зависимыми от других в удовлетворении своих повседневных нужд. Одни приспосабливаются к этому легко, другие не могут приспособится. Оценка человеком своего физического состояния часто является надёжным показателем его психологического благополучия. Старея, люди начиная в своих мыслях исходить из того, сколько им осталось жить. Одна из центральных задач в преклонном возрасте связана с тем, что к концу жизни люди должны отказаться от старых связей и уступить власть другим. Старики испытывают потребность в размышлениях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то, что они оставят после себя людям. Ещё одной проблемой является острая потребность в нахождении смысла прожитой жизни. Старение может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах. Гутман обнаружил, что мужчины становятся более пассивными и позволяют проявлять себе черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. Некоторые исследования обнаружили общие тенденции к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Другие работы не обнаружили таких устойчивых и согласованных изменений жизненной ориентации и жизненных ценностей. Индивидуальная реакция человека на старение может определять как степень последующего приспособления к нему, так и особенности развития личности в преклонном возрасте. Удаление от дел является значительной переменой статуса в поздней взрослости. Реакция на уход в отставку или на пенсию зависят от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег. Приспособление к выходу на пенсию часто проходит легче, если человек планировал свой уход. Изменение статуса сказывается на семейных и личных отношениях, когда старики учатся приспосабливаться к прекращению воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом (супругой). Такие события, как потеря супруга (супруги) и близких друзей, в старости могут вызвать чрезвычайный стресс. Среди людей старше 65 лет количество вдов превышает количество вдовцов больше чем в пять раз. Стареющие вдовы вступают в новый брак гораздо реже, чем вдовцы. Многие пожилые люди, оставшись одни после смерти супруга (супруги), страдают от одиночества и навязанной им судьбой независимости. Однако вдовство может дать человеку новые возможности для личного роста.

Возрастная сегрегация и бедность – вот две главные на сегодняшний день проблемы преклонного возраста.

Литература.

1 Хрестоматия «Психология развития» Санкт-Петербург 2001г.

2 Ежеквартальный научно-практический журнал «Психология зрелости и старения», лето 1999(6), Москва «Центр Геронтолог», 1999г.

3О.В.Краснова, А.Г.Лидерс «Социальная психология старости» Москва «ACADEMA» 2002г.

4 Марина Ермолаева «Практическая психология старости» Москва «ЭКСМО-ПРЕСС» 20002г.

5 Грейс Крайг «Психология развития» Санкт-Петербург «Питер» 2002г.

6 Хрестоматия «Психология старости и старения» Москва «ACADEMA» 2003г.

Похожие:

Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости iconКафедра специальной психологии

Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости iconАкадемия социального образования Факультет педагогики и психологии...
Методы психологической коррекции, применяющиеся в работе с детьми, страдающими рда
Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости iconАкадемия социального образования факультет педагогики и психологии...

Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости iconКафедра психологии человека Российского государственного педагогического...
Оргкомитет принимает к рассмотрению материалы, посвященные широкому кругу проблем общей, возрастной, социальной, педагогической,...
Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости iconВопросы к экзамену по дисциплине «Социальная геронтология»
Социально-психологическое отношение человека к старости как необходимое условие человеческого старения
Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости icon«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке»
Объект, предмет и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики...
Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости iconТематический план изучения дисциплины Глава Предмет и задачи курса...
Основы специальной педагогики и психологии. — Спб.: Питер, 2005. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»)
Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости iconВопросы к государственному экзамену по специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность»
Предмет, задачи, принципы, категориальный аппарат специальной психологии и специальной педагогики
Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости iconПрограмма курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена...
Измайлова А. Б. Основы специальной психологии и педагогики: программа, методические рекомендации и материалы к курсу. – Владимир:...
Кафедра общей и специальной психологии период старения и старости iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Особая ответственность в этом лежит на логопедах как специалистах по выявлению коррекции речи и голоса
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница