«Прикладная Юридическая Психология»


Скачать 10.84 Mb.
Название«Прикладная Юридическая Психология»
страница1/93
Дата публикации07.03.2013
Размер10.84 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   93

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru

Мамонтова С.Н.
«Прикладная Юридическая Психология»
Часть I. Законность, правопорядоки психология

Глава 1. Юридическая психологиякак наука

1.1. Право, общество,человек, психология

1.2. Предмет юридическойпсихологии, ее цели и задачи, место в системе наук

1.3. Система юридико-психологическогознания

1.4. Специальнаяметодология юридической психологии

1.5. История возникновенияи развития юридической психологии

Глава 2. Психологическая детерминацияправомерного поведения

2.1. Психология права

2.2. Правосознаниекак частно-научная теория юридической психологии

2.3. Правовая психологияобщностей

2.4. Правовая психологияличности

2.5. Психологическиеаспекты правовой социализации

2.6. Факторы, влияющиена правовую психологию населения

2.7. Социально-психологическийпортрет государственного служащего и законность

2.8. Влияние средствмассовой информации на правовую психологию населения

2.9. Психологияличной безопасности человека

2.10. Психологияуголовной ответственности

^ Глава 3. Криминальная психология

3.1. Основы изученияи оценки психологии личности преступника

3.2. Психологияиндивидуальной приемлемости совершения преступного деяния

3.3. Криминогеннаямотивация и социальная перцепция в преступном поведении

3.4. Психологиякриминальной среды

3.5. Психологияпреступных групп

3.6. Психологиякриминального насилия

3.7. Психологическиеаспекты виктимности жертв преступлений

3.8. Социально-психологическиймониторинг тенденций преступности

Психологическийпрактикум (к части I)

Часть II. Психология организациидеятельности правоохранительного органа

^ Глава 4. Психология личности юриста

4.1. Основы психологииличности юриста

4.2. Профессиональнаянаправленность личности юриста

4.3. Морально-психологическиеособенности личности юриста

4.4. Способностиюриста

4.5. Профессиональноемастерство юриста и его психологические составляющие

4.6. Профессионально-психологическаяподготовленность юриста

^ Глава 5. Психология управления ворганах правопорядка

5.1. Психологическаяконцепция управления в органах правопорядка

5.2. Личность всистеме управления

5.3. Личность руководителяправоохранительного органа

5.4. Психологиястиля и методов руководства персоналом органов правопорядка

5.5. Ценностно-целевыефакторы в управлении

5.6. Психологияорганизационных отношений в управлении

5.7. Информационноеобеспечение управления и психология

5.8. Психологическиеаспекты управленческих воздействий и решений

5.9. Психологиятекущей организаторской работы

5.10. Психологиятребовательности руководителя

5.11. Психологияорганизации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка

5.12. Психологическоеобеспечение нововведений в правоохранительных органах

^ Глава 6. Психология работы с персоналомюридических органов

6.1. Психологическийотбор в правоохранительные органы

6.2. Психолого-педагогическиеаспекты юридического образования

6.3. Морально-психологическаяподготовка юриста

6.4. Профессионально-психологическаяподготовка юриста

6.5. Психологическоеобеспечение законности действий юриста

6.6. Психологиядисциплины в органах правопорядка

6.7. Профилактикапрофессиональной деформации работников органов правопорядка

^ Глава 7. Психологическая службав правоохранительных органах

7.1. Современноесостояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования

7.2. Психологическаядиагностика как функция психологической службы

7.3. Психологическаякоррекция и развитие личности как функции психологической службы

7.4. Основные направленияпсихологического обеспечения работы с кадрами

Психологическийпрактикум (к части II)

Часть III. Психологические технологиив правоохранительной деятельности

^ Глава 8. Психологические действияв правоохранительной деятельности

8.1. Понятие о психологическихдействиях и психотехнике

8.2. Психологическийанализ профессиональных ситуаций

8.3. Психологическийанализ юридических фактов

8.4. Психологическийпортрет и его составление

8.5. Изучение человекав психологическом наблюдении

8.6. Визуальнаяпсиходиагностика криминальных признаков личности

8.7. Составлениепсихологического портрета преступника по следам на месте происшествия

8.8. Психологическоенаблюдение за группой

8.9. Психологияпрофессионального общения, установления контакта и доверительных отношений

8.10. Психологическоевоздействие в правоохранительной деятельности

8.11. Психологическийанализ сообщений граждан

8.12. Психологиядиагностики лжи и скрываемых обстоятельств

8.13. Психодиагностикапричастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств

8.14. Юридическаяпсихолингвистика

8.15. Психологияразоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби

8.16. Судебно-психологическаяэкспертиза

8.17. Посмертнаясудебно-психологическая экспертиза

8.18. Внеэкспертныеформы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве

8.19. Нетрадиционныепсихологические методы раскрытия и расследования преступлений

^ Глава 9. Психотехника в работе юриста

9.1. Психотехникаречи

9.2. Психотехникаиспользования речевых и неречевых средств

9.3. Психотехникапостроения высказываний

9.4. Психотехникаречевого доказывания и опровержения возражений

9.5. Психотехникавоздейственности речи

9.6. Общая психотехникапрофессионального мышления юриста

9.7. Психотехникарефлексивного мышления

Психологическийпрактикум (к части III)

Часть IV. Психология видов правоохранительнойдеятельности

^ Глава 10. Психологические особенностипрофессионально-юридических действий

10.1. Превентивнаяи постпенитенциарная психология

10.2. Психологическиеособенности профилактики преступности несовершеннолетних

10.3. Психологияобеспечения безопасности дорожного движения

10.4. Психологическиеаспекты борьбы с экономической преступностью

10.5. Психологиярозыскной деятельности

10.6. Психологиядопроса

10.7. Психологияочной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий

^ Глава 11. Экстремально-юридическаяпсихология

11.1. Психологическиеособенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности

11.2. Боевая готовностьи бдительность сотрудника

11.3. Психологияличной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа

11.4. Психологическиеаспекты задержания правонарушителей

11.5. Психологическиеосновы ведения переговоров с преступниками

11.6. Психологическоеобеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайныхобстоятельствах

11.7. Руководительправоохранительного органа в экстремальных условиях

^ Глава 12. Психологические особенностидеятельности персонала разных правоохранительных органов

12.1. Психологияпрокурорской деятельности

12.2. Особенностипрофессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры

12.3. Психологиямилицейской деятельности

12.4. Психологиятаможенной деятельности

12.5. Психологическиеособенности суда присяжных

12.6. Психологияв адвокатской деятельности

12.7. Психологиядеятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)

12.8. Психологиядеятельности частных охранных и детективных служб

Психологическийпрактикум (к части IV)

^ Глава 1. Юридическаяпсихология как наука

1.1. Право, общество,человек, психология

Общественный прогресси наука. Важнейшей тенденцией движения человеческой цивилизациейв будущее выступает создание обществ, основанных на законе. Все гуманистическиеидеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи демократии,прав и свобод, полного удовлетворения потребностей, свободного развитияостанутся блефом вне торжества закона. Важнейшим условием их жизненностивыступает правовое государство, обеспечивающее права и свободы граждан.

Законность, правопорядоки социальный прогресс находятся в неразрывном единстве. История учит, ажизнь современной России убедительно подтверждает, что, например, экономикане может развиваться и обеспечивать материальные и духовные потребностиграждан вне уважения всех к закону. Преступность в обществе - теперь непросто некая горькая пена на поверхности его кипящей жизни. Криминализацияобщества, организованная преступность, коррупция с их масштабами и влияниями- это раковая опухоль, грозящая ему гибелью.

Во все времена государствауделяли внимание укреплению правовой сферы общества, хотя и делали этона основе разных правовых концепций. Сен-Симон (1760-1825) утверждал, чтообщество имеет двух врагов, к которым оно относится с одинаковой ненавистью:анархию и деспотизм. Сегодня, и конкретно в условиях России, создание справедливогообщества, построенного на законе, выступает глобальной задачей всех егоздоровых сил и может быть осуществлено лишь при полном использовании имеющихсявозможностей. Одна из них, далеко не последняя, связана с полным использованиембогатых возможностей науки. Действия на "глазок", самоуверенное пользованиеинтуитивными и построенными только на личном опыте соображениями, слепоеподражание зарубежным образцам, упование на силу административного нажима,действия по методу проб и ошибок - причины неудач в любом деле, а на государственномуровне они просто недопустимы. Их архаизм особенно нетерпим на фоне современныхдостижений мировой цивилизации.

Человечество в своей историивыработало три принципиальных способа совершенствования любого дела. Первыйзаключался в выявлении и устранении недостатков. Этот способ был основным,или даже единственным, в большинстве стран мира до рубежа 20-х - 30-х годовXX в. Он давал возможность как-то повышать результаты работы, но происходилоэто медленно. Ведь суть устранения недостатков - возврат к некой норме,которая представлялась желательной. Определенная польза была, но развитиедела, подъем на более высокий уровень технологий и достижений происходилимедленно. Это не отвечало возросшему динамизму жизни и потребностям общества.Поэтому после Великой депрессии в США в 30-е годы возник и стал преобладающимвторой способ - использование передового, дающего более высокие результатыопыта других. Широкие масштабы приобрело выявление носителей такого опыта,изучение, копирование в своей работе.

Появился и так называемый"промышленный шпионаж", а передовики, чтобы преуспевать в конкурентнойборьбе, стали скрывать и охранять способы своих достижений.

На рубеже 50-х годов возники третий способ: разработка и внедрение научных интенсивных технологий.В широких масштабах его стали применять японцы, скупая по всему миру патентына научные открытия и разработки. Вначале над ними посмеивались: "наукау них слабовата, своего ума не хватает". Скоро, однако, скепсис сменилсяудивлением: развитие Японии пошло семимильными шагами, являя пример всемумиру. С тех пор союз с наукой, развитие фундаментальной и особенно прикладнойнауки, всемерное использование на практике их рекомендаций и достиженийстали основным способом достижения быстрого прогресса в разных областях,а многие страны, в прошлом отсталые, применяя его, вышли в число передовых.

В нашей стране, к сожалению,описанные мировые тенденции оказались недооцененными и не реализованными.Вплоть до 90-х годов совершенствования в любых сферах пытались добитьсяпутем выявления и устранения недостатков. Многочисленные комиссии и инспекции,сменяя друг друга, без пользы отрывали людей от дела. Повсеместно шла своеобразнаяигра: "одни ищут, а другие прячут". В итоге появлялись длинные акты с перечислениемнедостатков, которые самим проверяемым чаще всего были давно известны,более того, им было известно больше, чем удалось выявить проверявшим. Бедапроверяемых была в другом: они не знали, как предупредить и устранить недостатки.Комиссии и инспекции обычно тоже не знали этого и в актах проверок пестрели"ценные указания" типа: "усилить", "обратить внимание", "принять мары","активизировать", "изыскать возможность" и пр. Всемерное развитие критики,наказания сформировали у работников установку не на выявление положительногов работе других, а на изощренный поиск недостатков. К опыту других относилисьс недоверием, скептически, а принятие его к использованию расценивалоськак косвенное признание собственных ошибок, слабостей и недоумия. Не случайнотогда, говоря о передовом опыте, употребляли слово "внедрение", ассоциировавшеесяс необходимостью применения определенной силы и преодоления чьего-то сопротивления.И до сих пор, знакомясь с работой других, многие из нас более склонны искатьв ней недостатки, чем видеть достоинства, интересные находки, крупицы положительногои перенимать хорошее.

Отставание России в развитииот многих процветающих стран в своих корнях в значительной степени обусловленодлительной ориентацией на приоритетное использование способа выявленияи устранения недостатков, формализмом и психологическими барьерами в реализацииположительного опыта других, пренебрежительным отношением практики к науке,к использованию ее достижений и рекомендаций в области интенсивных технологий.В немалой степени это относится и к решению проблем создания правовогогосударства, укрепления законности, правопорядка и борьбы с преступностью.Чтобы жить и работать цивилизованно, эти упущения необходимо ныне преодолетькак на государственном, так и на местном уровне, в работе каждого правоохранительногооргана и каждого сотрудника.

Под правоохранительными органамив данном пособии имеются в виду все государственные органы, применяющиеправо и входящие в обособленную группу органов государства с особыми правовымстатусом, задачами, функциями, направлениями деятельности. Это соответствуетраспространенной в современной юриспруденции точке зрения1.К. ним сейчас относят:

• органы судебной системы(суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный суд РоссийскойФедерации);

• государственные органыобеспечения охраны порядка и безопасности: органы внутренних дел, органыобеспечения безопасности (органы Федеральной службы безопасности, Федеральныеорганы государственной охраны, Федеральную пограничную службу и др.), органыналоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы юстиции);

• органы предварительногорасследования (органы предварительного следствия и дознания);

• прокуратуру;

• органы по правовому обеспечениюи правовой помощи (нотариат, адвокатуру);

• негосударственные организацииобеспечения правоохраны (частные детективные и охранные службы).

В пособии речь идет преимущественнооб общих (или преобладающих) для правоохранительных органов вопросах ипоэтому чаще употребляются понятия "правоохранительные органы", "правоохранительнаядеятельность" и т.п., а в частных случаях - те правоохранительные органы,о которых идет речь.

Среди работающих в правоохранительныхорганах есть специалисты, занимающиеся врачебной, инженерной, финансовой,хозяйственной, операторской, компьютерной, статистической и иной деятельностью,их и именуют соответственно. В пособии рассматривается только деятельность,непосредственно связанная с решением задач укрепления законности и правопорядка,а лиц, осуществляющих ее и составляющих к тому же большинство в правоохранительныхорганах, именуют юристами или сотрудниками. В тексте используются поэтомупонятия "юрист" и "сотрудник правоохранительных органов" как равнозначные.Как синонимы применяются и понятия "правоохранительная деятельность (работа)"и "юридическая деятельность (работа)", исключая особые случаи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   93

Похожие:

«Прикладная Юридическая Психология» iconЮридическая психология 504

«Прикладная Юридическая Психология» iconЮридическая психология: Учебник. 2-е изд., перебар. И доп. М.: Юристъ, 2006. 588 с.: ил
Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. – 2-е изд., перебар. И доп. – М.: Юристъ, 2006. – 588 с.: ил
«Прикладная Юридическая Психология» icon2. Место проведения производственной практики
«Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в менеджменте», «Автоматизированные системы обработки информации и...
«Прикладная Юридическая Психология» icon1. Криминали́стика (от лат criminalis преступный, относящийся к преступлению)...
Целью криминалистики является полное и своевременное технико-криминалистическое обеспечение и сопровождение раскрытия и расследования...
«Прикладная Юридическая Психология» iconЮридическая психология
Психология профессиональной деятельности юриста – изучает личность юриста, психологию профессиональной деятельности, составление...
«Прикладная Юридическая Психология» iconЮридическая психология
Психология профессиональной деятельности юриста – изучает личность юриста, психологию профессиональной деятельности, составление...
«Прикладная Юридическая Психология» iconЮридическая психология
Психология профессиональной деятельности юриста – изучает личность юриста, психологию профессиональной деятельности, составление...
«Прикладная Юридическая Психология» iconЮридическая психология
Психология профессиональной деятельности юриста – изучает личность юриста, психологию профессиональной деятельности, составление...
«Прикладная Юридическая Психология» iconЮридическая психология
Психология профессиональной деятельности юриста – изучает личность юриста, психологию профессиональной деятельности, составление...
«Прикладная Юридическая Психология» iconЮридическая психология
Утверждено научно-методическим советом юридического факультета 6 мая 2005 года, протокол №5
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница