Оценочная функция психики


НазваниеОценочная функция психики
страница1/5
Дата публикации07.03.2013
Размер0.54 Mb.
ТипАвтореферат
userdocs.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4   5
Санкт-Петербургскнп государственный университет
На правах рукописи
Батурин Николай Алексеевич

Оценочная функция психики

19.00.01 -общая психология, история психологии.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук


Санкт – Петербург

1998

Работа выполнена на кафедре общей психологии Санкт-Петербургского университета

Научный консультант - доктор психологических наук, профессор Крылов А.А.

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Ильин Е.П.;

доктор психологических наук, профессор Волков И.П.;

доктор психологических наук, профессор Дранков В.Л.

^ Ведущая организация - Институт психологии Российской академии наук.

Защита состоится « » 1998 г., в часов, на заседании диссертационного совета Д 063.57.23 яо защите диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук в Санкт-Петербургском государственном университете (199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6, факультет психологии).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. А.М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (С.-Петербург, Университетская набережная, 7/9).

Автореферат разослан «__» ___________ 1998 г.

Ученый секретарь специализированного совета АвгустоваЛ.И.

^ I. Общая характеристика работы.
Актуальность исследования. Кардинальные перемены в экономической, социально-политической и культурной сферах, происходящие в последние годы в нашей стране, поставили перед психологической наукой задачу системного изучения психики реального, «живого человека», в действиях и помыслах которого наряду с объективным и рациональным присутствует субъективное, иррациональное и алогичное. В связи с этим все большую актуальность приобретает исследование таких психических феноменов, как «ценностные ориентации», «субъективные отношения», «личностный смысл», «Я–концепция», «образ Мира», «атрибуция действий», возникновение и проявление которых в значительной степени обусловлено реализацией оценочной функции психики человека. Не меньшее значение получает изучение собственно оценочных феноменов – процессов актуального порождения оценок и самооценок разных видов и типов, различного уровня и «масштаба», интегрально-устойчивых оценочных образований сознания и самосознания; оценочных явлений личностного уровня, таких как самооценка, субъективные отношения, оптимизм-пессимизм и т.д.

Знания о природе, составе, структуре и взаимодействии оценочных явлений различного уровня, организованных в сложную систему и реализующих оценочную функцию психики, необходимы для понимания механизмов обеспечения адекватной и эффективной регуляции и саморегуляции поведения, деятельности, любого акта взаимодействия человека с предметным миром, другими людьми, обществом.

В этой же связи следует напомнить, что оценки и самооценки являются неотъемлемой частью многих видов профессиональной деятельности — учителя, врача, судьи, руководителя; более того, что существуют профессии, в которых оценка является основным «продуктом» деятельности (эксперты в сфере экономики и производства, операторы-диспетчеры, контролеры ОТК и т.д.).

Несмотря на широкое представительство оценочных феноменов и в познавательной, и в регуляторной и в коммуникативной сферах психического функционирования и на то, что они достаточно активно изучались в педагогической, возрастной и социальной психологии, а также в педагогике, экономике, медицине, метрологии и особенно интенсивно в философских науках (в частности, в логике, гносеологии, этике, эстетике, аксиологии), в общей психологии до сих пор этой проблеме не придавалось существенного значения. Достаточно сказать, что ни в одном учебнике по общей психологии нет даже упоминания об оценивании и оценке.

Однако отсутствие именно общепсихологических представлений о природе, механизмах и функциях оценивания, о специфических особенностях оценок разных видов, о месте и роли оценивания и оценок в общей структуре психических явлений и тем более о целостной системе оценочных явлений, реализующих оценочную функцию психики, во-первых, делает систему теоретических воззрений о способах и формах психического отражения, по крайней мере, неполной; во-вторых, лишает полноты представления о процессах психической регуляции и саморегуляции; в-третьих, затрудняет исследование отдельных видов оценок и частных аспектов проблемы в специальных психологических дисциплинах; в-четвертых, осложняет решение различных практических задач, например, обучение «технике оценивания»; в-пятых, сдерживает решение методических вопросов в самой психологии, поскольку многие методы исследования основаны на использовании оценок и самооценок.

Все это свидетельствует, с одной стороны, о неординарности проблемы оценки для науки в целом, об актуальности изучения оценочной функции психики для решения теоретических и практических задач, стоящих перед психологической наукой на современном этапе. С другой стороны, учитывая многоаспектность и многогранность проблемы, — о том, что она представляет собой новое самостоятельное направление исследований в психологии, которое уже в ближайшей перспективе может превратиться в новую отрасль психологического знания – психологию оценивания и оценки.

^ Цель и задачи исследования. Основной целью работы являлось теоретическое и экспериментальное изучение основных феноменов и закономерностей взаимодействия оценочных явлений различного уровня, механизмов их участия в регуляции поведения и деятельности.

^ Конкретными задачами исследования были:

— философское и общепсихологическое обоснование сущности оценки как психического явления;

— общепсихологический анализ оценочных явлений различной природы;

— системный анализ состава, структуры и закономерностей взаимодействия оценочных явлений различного уровня;

— выделение места и роли оценок и самооценок различных видов и всей системы оценочных явлений в механизмах психической регуляции и саморегуляции деятельности на различных этапах ее осуществления, а также в междеятельностной регуляции;

— экспериментальное исследование природы, структуры и функций когнитивно-аффективных оценочных комплексов: успеха и неудачи, возникающих на завершающем этапе деятельности, и их влияния на различные стороны психического функционирования;

— разработка совокупности методических процедур и методик, необходимых для исследования;

— обоснование метода системной психической саморегуляции (СПСР), специально разработанного для противодействия негативным эффектам успеха и неудачи.

^ Предметом исследования были оценочные явления различной природы, видов, и уровней, реализующие оценочную функцию психики.

Объект исследования – процессы порождения человеком оценок, самооценок и оценочных образований различной природы, видов и уровней.

^ Гипотезы исследования. Исходным психическим феноменом всей системы оценочных явлений является процесс специфического отражения некоторых видов объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, который может осуществляться на аффективном и (или) когнитивном уровне. В процессе жизнедеятельности, общения, социализации происходит формирование интегрально-устойчивых оценочных образований сознания и самосознания, а также оценочных явлений личностного уровня. Все эти три уровня оценочных явлений представляют собой иерархизованную систему, структурные элементы которой функционируют взаимосвязанно и синергично. Основное предназначение этой системы оценочных явлений заключается в преобразовании всей информации, отражаемой человеком во всех сферах психического функционирования, в форму, наиболее пригодную для ее использования в процессах регуляции и саморегуляции, от простейших психомоторных актов, поведения и деятельности, до высших проявлений человеческой активности.

К наиболее значимым для человека оценочным образованиям, возникающим на завершающем этапе деятельности, относятся когнитивно-аффективные оценочно-самооценочные комплексы – успех и неудача. Рассматривая их в качестве модели сложных оценочных образований, можно проследить их регуляторное влияние на все стороны психического функционирования: на мотивацию, целеполагание, функциональное состояние, результативность деятельности и на познавательные процессы.

^ Методы исследования. Многоаспектность и многоуровневость структуры исследования предполагала использование комплекса разнообразных методологических подходов, методических процедур, отдельных методов, методик и приемов исследования и обработки полученных данных. Для решения первых двух задач работы использовался теоретический анализ исследований и концепций на основе метода «восхождения от абстрактного к конкретному». Для решения следующих двух задач – метод системно-структурного анализа. Остальные задачи решались путем использования экспериментальных подходов, различных методов и методик, описанных в соответствующих разделах второй части автореферата. Для вызывания успеха и неудачи в лабораторных условиях применялись две специально разработанные процедуры. Изменение функционального состояния контролировалось по комплексу психофизиологических показателей, измеряемых с помощью специально разработанного прибора и энцефалографа.

Общее количество испытуемых по различным программам исследования составило 363 человека.

^ Научная новизна. Впервые в отечественной психологии предпринята попытка обоснования сущности оценки как специфической формы отражения некоторых видов отношений: оценки в широком смысле (оценки I рода) связаны с отражением объект-объектных отношений превосходства, а собственно оценки (оценки II и III рода) — с отражением субъект-объектных и субъект-субъектных потребностных или ценностных отношений предпочтения.

Для этого был проведен анализ природы объективных отношений и способов их отражения (познания).

Анализ двух принципиально различных способов отражения этих отношений — эмоционального и когнитивного — позволил обосновать существование двух равноценных видов оценок и промежуточных между ними форм.

Впервые в общей психологии выделены и описаны универсальные структурные компоненты оценочного акта: предмет, основание, процесс их сравнения (сличения, сопоставления) и оценка-результат. Исходя из этого были разработаны схемы оценочных актов различных видов и типов.

Системный анализ всей совокупности оценочных явлений позволил выявить состав, структуру и закономерности взаимодействия оценочных явлений различного уровня: процессуального, интегрально-устойчивого и личностного.

В работе обосновано, что главное предназначение как всей системы оценочных явлений, так и её отдельных составляющих заключается в преобразовании всего познаваемого субъектом в универсальные формы — оценки, предназначенные для дальнейшего использования в актах регуляции и саморегуляции всех видов и уровней от управления простым действием до общей активности личности. Показана роль оценочных явлений различных видов в механизмах психической регуляции и саморегуляции деятельности на различных этапах её осуществления.

Глобальные регулирующие эффекты сложных оценочных явлений продемонстрированы в работе на примере влияния когнитивно-аффективных оценочно-самооценочных комплексов, возникающих на завершающем этапе деятельности — успеха и неудачи, на различные стороны психического функционирования.

Впервые для экспериментального решения этой задачи были разработаны две методические процедуры для искусственного вызывания равных по величине состояний успеха и неудачи. Использование этих процедур позволило выявить влияния успеха в отличие от неудачи на мотивацию, целеполагание, функциональное состояние, результативность деятельности, познавательные процессы. Для компенсации негативных изменений функционального состояния разработан и апробирован метод системной психической саморегуляции (СПСР).

В целом результаты всего исследования позволяют более обоснованно ввести в перечень основных функций психики — оценочную функцию.

^ Теоретическая и практическая значимость. Разработка представлений о сущности оценки как специфической формы отражения отношений и двух равноценных способах отражения потребностных или ценностных отношений — когнитивном и эффективном — восполняет систему теоретических воззрений о психическом отражении, что может способствовать разрешению существующих десятилетиями противоречий в изучении проблемы ценности и оценки в логике, аксиологии, этике и эстетике.

Формирование общепсихологических представлений об оценивании и оценке, определение этих понятий, выявление состава, структуры и механизмов взаимодействия оценочных явлений различного уровня, в том числе строгое разграничение оценивания и самооценочных явлений различного уровня облегчит исследование различных видов оценок в специальных психологических дисциплинах: педагогической, возрастной, социальной психологии.

Анализ места и роли оценочных явлений различного уровня в механизмах регуляции и саморегуляции и экспериментальная демонстрация глобальности регулирующих эффектов некоторых видов оценочных явлений позволяет обосновать то, что главное регулирующее предназначение системы оценочных явлений — это реализация оценочной функции психики.

Концептуальное выделение во временной развертке деятельности завершающего этапа и экспериментальное изучение природы, функций и механизмов влияния главных психических феноменов этого этапа — успеха и неудачи — способствуют решению некоторых не раскрытых ранее аспектов проблемы психической регуляции и саморегуляции.

Выполненное исследование может послужить дополнительным стимулом и теоретической базой в разработке программы обучения «техники оценивания» в тех многочисленных видах профессиональной деятельности, в которых формирование оценок играет принципиальную роль и занимает значительную часть основного времени (учителя, врача, судьи, руководителя, и в ещё большей степени — эксперта, судьи в некоторых видах спорта, работника ОТК и т.д.).

Разработанная система представлений об оценивании и оценке и о механизмах взаимодействия оценочных явлений разного уровня позволит уточнить и пересмотреть решение методических вопросов, связанных с разработкой психодиагностических методик, основанных на оценивании и самооценивании.

Результаты исследования позволили разработать новый метод системной психической саморегуляции функционального состояния (СПСР).

^ Апробация работы. Основные результаты работы неоднократно обсуждались на Всесоюзных и Всероссийских съездах и конференциях (1977, 1990, 1997), на региональных и городских конференциях (1978, 1984, 1986, 1990), докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр общей психологии Санкт-Петербургского университета (1984, 1985, 1998), психологии Уральской государственной академии физической культуры (1984, 1986, 1992), общей и возрастной психологии Южно-Уральского государственного университета (1997).

Материалы диссертации использовались при чтении новых разделов курса общей психологии на специальном факультете Санкт- Петербургского университета, Челябинском государственном педагогическом университете, Южно-Уральском государственном университете.

По теме диссертации опубликована одна монография, одно методическое пособие, 8 статей и 23 тезиса докладов.

^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Содержание работы изложено на 385 страницах машинописного текста, включает 21 таблицу и 18 рисунков. Список литературы содержит 386 наименований, из них 63 на иностранных языках.

^ Положения, выносимые на защиту.

1. Сущность оценки как психического феномена заключается в отражении некоторых видов объективных отношений: оценки I рода, или оценки в широком смысле, направлены на отражение объект-объектных отношений превосходства; оценки II и III рода, или собственно оценки – на отражение субъект-объектных и субъект-субъектных отношений предпочтения.

2. Существуют два принципиально различных, но взаимосвязанных способа отражения отношений в оценочной форме: эмоциональный и когнитивный – и соответствующие им два равноценных вида оценок – аффективные и когнитивные (с промежуточными между ними подвидами).

3. В каждом акте оценки можно выделить четыре универсальных структурных компонента: предмет, или объект, оценки; оценочное основание; процесс их сравнения и оценку-результат, как итог этого процесса. В зависимости от специфики структурных компонентов и конкретного рода оценки выделено несколько видов оценочных актов.

4. Оценки, порождаемые в актуальном психическом процессе, являются базой всей системы оценочных явлений, а в структурном отношении представляют собой элементы ее первого – процессуального – уровня. Второй уровень оценочных явлений – это интегрально-устойчивые оценочные образования. Третий – это уровень личностных оценочных образований.

5. Оценочные явления всех уровней сложно взаимодействуют между собой и в конечном счете направлены на реализацию оценочной функции психики, которая занимает как бы промежуточное место между познавательной и регуляторной функциями. Система оценочных явлений преобразует знания об отдельных элементах мира и о мире в целом в универсальные регуляторные кванторы – в оценки, пригодные для использования в механизмах регуляции и саморегуляции.

6. Кроме этапов инициации и исполнения, обычно выделяемых во временной развертке целостного акта деятельности, существует завершающий этап, исходным моментом которого является прекращение всех действий по достижению цели или удовлетворению потребности, а завершается он после полного «затухания» всех процессов, связанных с оценкой и самооценкой достигнутых результатов.

7. В некоторых случаях на завершающем этапе деятельности возникают когнитивно-аффективные оценочно-самооценочные комплексы, презентируемые сознанию в виде гештальтов: успеха или неудачи. Содержание успеха и в когнитивной, и в эмоциональной составляющих очень однородно и однозначно, без существенных половых различий. Неудача в отличие от успеха обладает большим содержательным разнообразием, более сложной структурной композицией элементов, с существенными половыми и индивидуальными отличиями.

8. Успех и неудача вызывают специфические изменения в функциональном состоянии, познавательных процессах, целеполагании, мотивации, промежуточной и итоговой результативности деятельности, выборе вида дальнейшей активности. Такая полиэффективность успеха и неудачи свидетельствует о том, что они выполняют особую регуляторную функцию, во-первых, по отношению к психическому функционированию в пределах завершающего этапа деятельности, являясь внутридеятельностными механизмами; во-вторых, по отношению к другим видам деятельности и активности личности, являясь междеятельностными механизмами регуляции.
^ II. Содержание диссертации.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, задачи и гипотезы, показана новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Оценочная функция психики icon1. Строение и функции кожи
К основным функциям кожи относятся: защитная функция термо-регулирующая функция, обменная функция, рецеп-торная функция, участие...
Оценочная функция психики iconРазвитие психики в филогенезе
Формы проявления психики: сознательное и бессознательное (явления в которых человек не отдает себе отчета)
Оценочная функция психики icon7. Функция планирования и система планов в организации. Механизмы...
Функция планирования – совокупность видов деятельности, определяющая задачи, которые должны выполняться предприятием и те ресурсы,...
Оценочная функция психики icon1. Определение числовой функции. Способы задания функций
Тогда говорят, что задана функция из Х в У. Числовая функция характерез тем, что оба множества Х и у состоят из чисел Х- аргумент,...
Оценочная функция психики icon1. Определение числовой функции. Способы задания функций
Тогда говорят, что задана функция из Х в У. Числовая функция характерез тем, что оба множества Х и у состоят из чисел Х- аргумент,...
Оценочная функция психики iconСпособ идентификации и ориентации общества, личности это функция…
Функция исторической науки, позволяющая выработать научно обоснованный курс на основе исторического опыта
Оценочная функция психики iconА человеческий строй психики: 
То есть для человечного строя психики нормально, когда в его иерархии интуиция выше разума, разум выше инстинктов, а все вместе они...
Оценочная функция психики iconЛабораторная работа №1 4 «Система проектирования Visual Basic 0»
«Экономика и организация производства», 1-37 01 08 «Оценочная деятельность на автомобильном транспорте» и 1-27 02 01 «Транспортная...
Оценочная функция психики iconПусть функция непрерывна в некоторой окрестности точки
О п р е д е л е н и е Функция называется непрерывной в точке, если предел функции и её значение в этой точке совпадают, т е (1)
Оценочная функция психики iconФункция исторического познания, заключающаяся в предвидении будущего это функция…
Функция исторического познания, заключающаяся в предвидении будущего – это функция… прогностическая
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница