О. В. Суворова Нижний Новгород


Скачать 58.78 Kb.
НазваниеО. В. Суворова Нижний Новгород
Дата публикации30.07.2013
Размер58.78 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижегородский государственный педагогический университет

Факультет математики, информатики и физики

Субъектно-деятельностная парадигма

Выполнила:

студентка 352 группы

Т.В. Иванцова

Проверила:

О.В. Суворова

Нижний Новгород

2011

Оглавление


История направления 2

Основная теория 3

Метод направления 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6













^

История направления


Предпосылки формирования субьектно-деятельностного подхода в отечественной психологии были заложены в работах физиологов начала 20 века (Бехтерев, Павлов, Сеченов), выдвигавших идеи детерменированости психики и обусловленности ее развитии внешними факторами. Обобщив научные взгляды философской и психологической мысли концы 19 и начала 20 века С.Л.Рубинштейн в начале прошлого столетия выдвинул основополагающий теоретический принцип деятельностного подхода, в основу которого была положена исходная концепция о формировании внутренней сущности человеческого сознании в процессе воздействия человека на внешний мир в процессе общественной практики, в которой происходит взаимопроникновение действия и предмета в формировании субъекта и сознания через продукт общественной практики.
^

Основная теория


Социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна. Как указывает К.А Абульханова, единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей его философской и психологической концепции является идея субъекта.

Высказав кардинальное положение о включении человека в состав бытия, Рубинштейн считает субъектность наиглавнейшим механизмом этой включенности. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах - познавательной, деятельностной и отношенческой. В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности: «Субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность другого человека» . Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности. Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в формах самодетерминации, самопричинения, самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта.

В субъекте связываются познавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Субъект выступает как основание связи сознания и деятельности. И, как отмечает К.А. Абульханова, в принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектный подход в психологии. В двучленную формулу сознание-деятельность вводится третий член - субъект. И в этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается в новую парадигму построения психологической науки. Для социальной психологии ключевой является идея о модусе субъекта. Постановка проблемы связи сознания и деятельности требовала ответа на вопрос о субъекте этой связи. Этим субъектом является личность. В личности как в фокусе сосредотачиваются отражательный, познавательный аспекты сознания и его качества отношения, переживания, стремления. В социально-психологических качествах личности, выражаемых в ее интересах, идеалах, направленности, мировоззрении, синтезируются ее познавательные, отношенческие механизмы, регулирующие эти отношения. Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме, личность является субъектом жизни.

Развитие и конкретизация субъектно-деятельностного подхода содержится в трудах К.А. Абульхановой. Вклад Абульхановой в разработку социально-психологических проблем личности заключается в «развертке» основных категорий этого подхода. В концепции Абульхановой по-новому представлена категория деятельности. Сама деятельность выступает как форма существования активности. Сам субъектно-деятельностный подход преобразуется в активно-субъектный подход. Активность выступает главным объектом исследования как атрибут личности. Активность определяется «как жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) возможность быть субъектом» (2; 50). Конкретными формами проявления активности, выступающими как социально-психологические характеристики личности, являются инициатива и ответственность. Определяя разноплановые характеристики активности как качества, состояния субъекта, Абульханова дает ее обобщенную характеристику. Активность – это системное качество личности, включающее в себя различную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни. В этом смысле активность характеризует личность как субъект жизненного пути. В результате исследования жизненного пути были выделены 3 его взаимосвязанные структуры: жизненная позиция, жизненная линия и смысл или концепция жизни.

Новое видение социально-психологического аспекта сознания привело Абульханову к выдвижению нового объекта психологического исследования - социального мышления. Его составляющими выступили проблематизация, репрезентация и интерпретация. Субъектом социального мышления являются личности и социальные общности. Обобщенная картина индивидуальных и коллективных представлений о действительности в современных условиях содержится в характеристике менталитета реальной личности. Этот наивысший уровень социально-психологической характеристики личности представлен конкретными исследованиями разных его сторон Абульхановой и коллективом ее сотрудников. Таким образом, единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей философской и психологической концепции субъектно-личностного подхода является идея субъекта. Именно в субъекте связываются познавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Он же (субъект) выступает как основание связи сознания и деятельности.
^

Метод направления


Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основатель  субъектно-деятельностной  концепции  психики - С.Л.Рубинштейн

Теория личности С.Л. Рубинштейна. Понятие личности как субъекта

жизни. Определение личности в категории жизненных отношений. Ключевым  в  субъектно-деятельностной  концепции  является  понятие "субъект деятельности". отдаѐтся приоритет человеку, в центр субъектно-деятельностной концепции также ставится человек основным направлением внутренних связей его философской и психологической концепции является идея субъекта. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности. Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в формах самодетерминации, самопричинения, самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта.

Понятия внутреннего и внешнего мира личности. Единство сознания, самосознания и деятельности личности. Концепция «стратегии жизни» личности К.А. Абульха-

новой.

Основной метод парадигмы - метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Абульханова К.А. Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М.: Наука, 1989.

2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. труды. – М.-Воронеж, 1999.

3. Хьелл, Зингер «Теория личности», Питер: 1992.

Похожие:

О. В. Суворова Нижний Новгород iconПравила проезда на пассажирской канатной дороге гондольного типа...
Настоящие Правила направлены на обеспечение безопасности пассажиров, улучшение их обслуживания и обязательны к безусловному выполнению...
О. В. Суворова Нижний Новгород iconУчебно-методическое пособие /Н. И. Смаковская; Дзержинский политехн...
Практикум по психологии и педагогике: Учебно-методическое пособие /Н. И. Смаковская; Дзержинский политехн ин-т, филиал нгту. Нижний...
О. В. Суворова Нижний Новгород iconСборник стихов Юлии Вихаревой /Нижний Новгород, 30. 01. 1971 г

О. В. Суворова Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины психологический...
Психология : Методические реко­мендации по изучению курса, психологический практи­кум.– Н. Новгород: Ниже­го­родская академия мвд...
О. В. Суворова Нижний Новгород iconПрограмма нижний Новгород
Н. Н. Болгов, зав кафедрой российской и всеобщей истории Белгородского госуниверситета
О. В. Суворова Нижний Новгород iconПрограмма нижний Новгород
Н. Н. Болгов, зав кафедрой российской и всеобщей истории Белгородского госуниверситета
О. В. Суворова Нижний Новгород iconАлександр Невский Нижний Новгород Ростов-на-Дону Калужская область...

О. В. Суворова Нижний Новгород iconXviii чтения памяти ч лена-корреспондента ан СССР
Гсп-37,Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1 Нижегородский государственный педагогический университет
О. В. Суворова Нижний Новгород iconСписок участников Конгресса народов России "Стратегия будущего многонациональной...

О. В. Суворова Нижний Новгород iconД. В. Ольшанский Психология масс
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев • Харьков • Минск 2002
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница