Скачать 58.78 Kb.
|
Содержание История направленияОсновная теория Метод направления |
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный педагогический университет Факультет математики, информатики и физики Субъектно-деятельностная парадигма Выполнила: студентка 352 группы Т.В. Иванцова Проверила: О.В. Суворова Нижний Новгород 2011 ОглавлениеИстория направления 2 Основная теория 3 Метод направления 5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6 ^ Предпосылки формирования субьектно-деятельностного подхода в отечественной психологии были заложены в работах физиологов начала 20 века (Бехтерев, Павлов, Сеченов), выдвигавших идеи детерменированости психики и обусловленности ее развитии внешними факторами. Обобщив научные взгляды философской и психологической мысли концы 19 и начала 20 века С.Л.Рубинштейн в начале прошлого столетия выдвинул основополагающий теоретический принцип деятельностного подхода, в основу которого была положена исходная концепция о формировании внутренней сущности человеческого сознании в процессе воздействия человека на внешний мир в процессе общественной практики, в которой происходит взаимопроникновение действия и предмета в формировании субъекта и сознания через продукт общественной практики. ^ Социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна. Как указывает К.А Абульханова, единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей его философской и психологической концепции является идея субъекта. Высказав кардинальное положение о включении человека в состав бытия, Рубинштейн считает субъектность наиглавнейшим механизмом этой включенности. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах - познавательной, деятельностной и отношенческой. В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности: «Субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность другого человека» . Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности. Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в формах самодетерминации, самопричинения, самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта. В субъекте связываются познавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Субъект выступает как основание связи сознания и деятельности. И, как отмечает К.А. Абульханова, в принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектный подход в психологии. В двучленную формулу сознание-деятельность вводится третий член - субъект. И в этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается в новую парадигму построения психологической науки. Для социальной психологии ключевой является идея о модусе субъекта. Постановка проблемы связи сознания и деятельности требовала ответа на вопрос о субъекте этой связи. Этим субъектом является личность. В личности как в фокусе сосредотачиваются отражательный, познавательный аспекты сознания и его качества отношения, переживания, стремления. В социально-психологических качествах личности, выражаемых в ее интересах, идеалах, направленности, мировоззрении, синтезируются ее познавательные, отношенческие механизмы, регулирующие эти отношения. Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме, личность является субъектом жизни. Развитие и конкретизация субъектно-деятельностного подхода содержится в трудах К.А. Абульхановой. Вклад Абульхановой в разработку социально-психологических проблем личности заключается в «развертке» основных категорий этого подхода. В концепции Абульхановой по-новому представлена категория деятельности. Сама деятельность выступает как форма существования активности. Сам субъектно-деятельностный подход преобразуется в активно-субъектный подход. Активность выступает главным объектом исследования как атрибут личности. Активность определяется «как жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) возможность быть субъектом» (2; 50). Конкретными формами проявления активности, выступающими как социально-психологические характеристики личности, являются инициатива и ответственность. Определяя разноплановые характеристики активности как качества, состояния субъекта, Абульханова дает ее обобщенную характеристику. Активность – это системное качество личности, включающее в себя различную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни. В этом смысле активность характеризует личность как субъект жизненного пути. В результате исследования жизненного пути были выделены 3 его взаимосвязанные структуры: жизненная позиция, жизненная линия и смысл или концепция жизни. Новое видение социально-психологического аспекта сознания привело Абульханову к выдвижению нового объекта психологического исследования - социального мышления. Его составляющими выступили проблематизация, репрезентация и интерпретация. Субъектом социального мышления являются личности и социальные общности. Обобщенная картина индивидуальных и коллективных представлений о действительности в современных условиях содержится в характеристике менталитета реальной личности. Этот наивысший уровень социально-психологической характеристики личности представлен конкретными исследованиями разных его сторон Абульхановой и коллективом ее сотрудников. Таким образом, единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей философской и психологической концепции субъектно-личностного подхода является идея субъекта. Именно в субъекте связываются познавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Он же (субъект) выступает как основание связи сознания и деятельности. ^ Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность). ЗАКЛЮЧЕНИЕОснователь субъектно-деятельностной концепции психики - С.Л.Рубинштейн Теория личности С.Л. Рубинштейна. Понятие личности как субъекта жизни. Определение личности в категории жизненных отношений. Ключевым в субъектно-деятельностной концепции является понятие "субъект деятельности". отдаѐтся приоритет человеку, в центр субъектно-деятельностной концепции также ставится человек основным направлением внутренних связей его философской и психологической концепции является идея субъекта. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности. Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в формах самодетерминации, самопричинения, самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта. Понятия внутреннего и внешнего мира личности. Единство сознания, самосознания и деятельности личности. Концепция «стратегии жизни» личности К.А. Абульха- новой. Основной метод парадигмы - метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Абульханова К.А. Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М.: Наука, 1989. 2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. труды. – М.-Воронеж, 1999. 3. Хьелл, Зингер «Теория личности», Питер: 1992. |
![]() | Правила проезда на пассажирской канатной дороге гондольного типа... Настоящие Правила направлены на обеспечение безопасности пассажиров, улучшение их обслуживания и обязательны к безусловному выполнению... | ![]() | Учебно-методическое пособие /Н. И. Смаковская; Дзержинский политехн... Практикум по психологии и педагогике: Учебно-методическое пособие /Н. И. Смаковская; Дзержинский политехн ин-т, филиал нгту. Нижний... |
![]() | Сборник стихов Юлии Вихаревой /Нижний Новгород, 30. 01. 1971 г | ![]() | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины психологический... Психология : Методические рекомендации по изучению курса, психологический практикум.– Н. Новгород: Нижегородская академия мвд... |
![]() | Программа нижний Новгород Н. Н. Болгов, зав кафедрой российской и всеобщей истории Белгородского госуниверситета | ![]() | Программа нижний Новгород Н. Н. Болгов, зав кафедрой российской и всеобщей истории Белгородского госуниверситета |
![]() | Александр Невский Нижний Новгород Ростов-на-Дону Калужская область... | ![]() | Xviii чтения памяти ч лена-корреспондента ан СССР Гсп-37,Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1 Нижегородский государственный педагогический университет |
![]() | Список участников Конгресса народов России "Стратегия будущего многонациональной... | ![]() | Д. В. Ольшанский Психология масс Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев • Харьков • Минск 2002 |