Скачать 83.97 Kb.
|
Гуманитарная парадигма Выполнила: Студентка 352гр.,ФМИФ, Кулакова Анна. 2011 год. Содержание:
Гуманитарная парадигма 1) У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Кризис натуралистического подхода к анализу социальных явлений в конце XIX — начале XX в. был связан с осознанием различий природы и культуры. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания . Гуманитарная психология обоснованно описана в конце прошлого века В.Дильтеем. Он полагал, что и по предмету, и по методу психология отличается от естествознания. Человек - существо духовное, и психология есть наука о духе. Отличие наук о духе от наук о природе состоит в том, что своим предметом они имеют субъективные, идеальные явления. Психология, согласно В. Дильтею, должна исходить из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, который изначально представляет собой живую связь и целостность. Предметом описательной психологии им мыслился развитой человек во всей полноте его душевной жизни. Перед психологией ставилась задача уловить в сети своих описаний такие состояния и переживания душевной жизни, которые доступны лишь поэтам и писателям. Гуманитарная парадигма адекватна педагогической деятельности. Отношение педагога к ученику как к объекту обучения и воспитания делает педагогический процесс бездушным и безличным. В рамках объектной педагогики невозможны понимание человеческой субъективности и полноценное развитие "собственно человеческого в человеке". Гуманитарная психология открывает новые перспективы и возможности перед психологическим образованием педагога. Ее ориентация на работу с целостным человеком созвучна задачам педагога. Педагог всегда имеет дело с человеком как с целым, в совокупности его природных, душевных и духовных сторон. Понимание другого, содействие в его развитии, работа с человеческой субъективностью составляют внутренние моменты педагогической деятельности. 2) Буквальное значение слова «гуманитарный» - относящийся к познанию человека. Различают широкое и узкое понимание термина «гуманитарный». Широкое понимание термина вбирает в себя всю проблематику человека: его общественное бытие, культуру, самого человека. В соответствии с этим некоторые из естественных наук должны относиться к классу гуманитарных, так как они изучают человека (анатомия, медицина и т. п.). Специальное понимание термина «гуманитарный» связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой субъективности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т. п. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Гуманитарное знание - это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного. Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины («точность» науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом. Одним из основных способов познания человека и его «второй природы» является понимание. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому. Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности: o Интерсубъективность o Прогрессизм o Обоснованность o Критичность Но, как отмечает В.Н. Сурков, в своей книге, эти критерии научности в психологии реализуются лишь в тенденции. При этом автор дает характеристики, традиционно выражающие специфику гуманитарного знания. Среди них в первую очередь человекосоразмерность, ценностная размерность, процессуальность, индивидуализирующая методология, субъектность, осознание особой роли понимания, преобладание качественного аспекта исследований над количественным, языковая чувствительность. В.Н. Сурков сравнивает особенности познания в гуманитарной парадигме . Предмет - Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений. Принципы - Интенциональность (индетерминизм) Научный подход – Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный. Цель - Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности. Методы - Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др. Позиция исследователя - Эмоциональная, эмпатическая, включенная. Способ построения Знания - Беспредпосылочность. Критерий истины - Опыт исследовтеля, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов. Отношение к исследуемому - Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность. 3) Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. Субъективный подход - подход, при котором диагностика осуществляется на основе описания особенностей личности, поведения и деятельности в тех или иных ситуациях, а также сведений, сообщаемых испытуемым о себе в различных опросниках и анкетах. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. «Любой объект знания (в том числе человек), писал М. М. Бахтин, - может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим». При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы. Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах и особенно в педагогической деятельности. Заключение
Используемая литература: 1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке. Статья. – М: Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2004. 2. Сурков В.Н. Гносеологические ориентиры в становлении и предметном самоопределении психологического знания. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Омск, 2004. Итог: Наряду с естественно-научной парадигмой ,гуманитарная парадигма является базовой, одной из общей методологии парадигмы. Гуманитарная, понимаемая как «человеческое измерение», вводит понятие духовной жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Субъект не может изучаться как предмет, так как он постоянно развивается, он обладает внутренним опытом, который влияет на поведение человека. Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни. Относят такие формы и методы как: интуиция и понимание; "идеографический" (описательный) метод - описание частных, индивидуальных и уникальных свойств, присущих изучаемым явлениям; качественный метод (интуитивного) постижения реальности; используют в познании субъектный подход, при котором человек воспринимается исследователем как активный субъект общения; исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. |
![]() | 1. природа гуманитарного знания в новой научной парадигме. Гуманитарное... Гуманитарное знание, природа человека и гуманитарное знание, научная парадигма, научная революция, новая гуманитарная парадигма,... | ![]() | Лекция: литература и театр История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –... |
![]() | Современная парадигма финансового менеджмента Хотя эта парадигма отражает особенности теоретических подходов разных национальных школ (американской, европейской, японской и др.),... | ![]() | 2. Новая парадигма менеджмента. Превращение организации в лидера перемен Парадигма любой общественной науки, и в частности менеджмента, основывается на представлениях о реальности. Представления о реальности... |
![]() | В. В. Анципович начоу впо современная гуманитарная академия | ![]() | Литература на старых языках Индийская литература считается одной из древнейших. В индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих... |
![]() | Методические указания и планы по темам Семинар Естественнонаучная и гуманитарная культура. Здравый смысл и научное познание (2 часа) | ![]() | Экзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,... История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков |
![]() | Экзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,... История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков | ![]() | Толерантность М. А. Волошина и актуальные вопросы культурной самоидентификации Гуманитарная картина мира в культуре Серебряного века: реалии и творческие отражения |