Психологические особенности учебной деятельности младших школьников


НазваниеПсихологические особенности учебной деятельности младших школьников
страница1/7
Дата публикации07.03.2013
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Психологические особенности учебной деятельности младших школьников.

Учебная деятельность — деятельность, непосредственно направленная

на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.

К компонентам учебной деятельности принято относить мотивацию,

учебную задачу, учебные операции, контроль и оценку результатов.

Рассмотрим отдельно развитие каждого из компонентов. Известно,

что мотивация не может принадлежать только учителю. Она

обязательно должна иметь место и у ученика, иначе деятельность

просто не начнется. Другое дело, что в начале обучения мотивация

младшего школьника обычно бывает внешней по отношению к учебной

деятельности, т.е. не самой лучшей для формирования деятельности.

Наиболее адекватными будут учебно-познавательные мотивы,

т.е. стремление узнать, научиться чему-либо новому. Такой

мотив следует отличать от чисто познавательного, близкого к любопытству,

когда ребенок может стремиться узнать как можно больше

увлекательных и интересных фактов, не интересуясь взаимосвязями

между ними.

Из наиболее часто встречающихся мотивов учения первоклассников

следует выделить мотив соответствия позиции школьника, который может включать в себя стремление выполнять требования

учителя, подчиняться правилам школьного распорядка, получать

хорошие отметки и т.п. Стремление к выполнению роли

школьника, несомненно, мотивирует ученика к выполнению необходимых

действий, однако остается внешним по отношению к содержанию

деятельности. Довольно часто встречается, а иногда даже и становится доминирующей

в младших классах мотивация достижения успеха и,

соответственно, при неблагоприятном варианте развития — избегания

неудачи. Мотивация достижения обязательно должна быть

задействована в учебной деятельности. Она позволяет получать

положительные эмоции от повышения собственной компетентности

и способна действовать гораздо дольше, чем познавательная мотивация.

Отличать от мотивации достижения следует престижную мотивацию,

которую у взрослых называют обычно мотивацией самоутверждения.

Она, как правило, включает в себя стремление достичь

любой ценой позитивной внешней оценки собственных действий

и самого себя. «Особенность мотивации самоутверждения —

значительная устойчивость и сила мотива, высокая степень личностной

значимости результатов для субъекта. Испытуемые этой

группы отличаются высокой эмоциональностью, в случае хронического

неуспеха переходящей в аффект неадекватности»

(О.Н. Арестова). Младшие школьники при доминировании престижной

мотивации либо начинают «погоню за отметкой», либо другими

способами стремятся добиться расположения учителя. У неуспевающих

младших школьников стремление к самоутверждению, которое

не удается удовлетворить в школе, может быть направлено в

другие сферы деятельности: спорт, музыку и т.п., лишив тем самым

учебную деятельность необходимой энергии.
^ Психологические особенности ранней одаренности.

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание

способностей. Согласно позиции Б.М. Теплова одаренность,

как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень

важно, что данное понятие прежде всего качественное. В этом

плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одаренности

и распространенное в западной психологии и тестологии

понятие ≪коэффициента интеллекта≫ как универсальной количественной

меры одаренности.

Ранняя одаренность – особенность, которая может проявиться у детей. Она может появиться в любой области, причем, в разное время. Самая ранняя по времени появления – одаренность в музыкальной деятельности, а после – в рисовании. Если взять понятийные области, то самая ранняя по времени развития конечно же математическая одаренность. При ранней одаренности появляется выраженная увлечённость тем или иным занятием, склонность к проявлению фантазии. О том, есть ли одаренность, нельзя судить после выполнения тестовых испытаний, так как их обычно составляют с учётом стандартов среднего уровня и с их помощью нельзя определить, есть ли существенные отклонения от среднего значения.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответсвующие выводы.они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (“перескакивания через этапы”). Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

^ Возрастные особенности одаренности

Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. В исследовании Н.Б.Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.

Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический период наблюдается в возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства –50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.

В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.

В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез. Высокий уровень активности в постановке таких вопросов наблюдается у небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть (40%) характеризуется пассивностью.

К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок – проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий). Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.

В дальнейшем, в период от15 до 20 лет, эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.
^ Младший школьный возраст :ведущая деятельность, когнитивное и личностное развитие.

Младший школьный возраст обычно означает период с шестисеми

до 10— 11 лет.

Ведущая деятельность — учебная — связана с

овладением способами познания действительности, которые выработало

человечество. Мышление младшего школьника из наглядно-

образного становится словесно-логическим. Все познавательные

процессы интеллектуализируются, превращаются в произвольные и

опосредствованные, подконтрольные самому ребенку; формируется

внутренний план действия.

В ведущей учебной деятельности младшего школьника формируются

теоретическое мышление и внутренний план действий. В

идеале к концу младшего школьного возраста у ребенка должна

быть сформирована собственная учебная деятельность, включающая

теоретическое, познавательное отношение к действительности,

способность формулировать познавательные задачи, т.е. как минимум

отличать известное от неизвестного (а это уже начало рефлексии).

Выражаясь житейским языком, к окончанию начальной

школы ребенок должен уметь учиться. В процессе решения собственно учебных задач идет развитие

зачатков рефлексии. Ученик может отличить то, что ему известно,

от того, что не известно, и хотя бы сформулировать вопрос. у большинства детей к окончанию начальной

школы наглядно-образное мышление уступает место словесно-логическому.

Дети уже в состоянии делать самостоятельно простейшие

умозаключения. Они теперь не столь подчинены зрительному полю. наличии у детей внутреннего плана действий, об их способности

оперировать некоторыми представлениями «в уме», а следовательно,

о зачатках абстрактно-теоретического мышления.

Формирование внутреннего плана действий и развитие произвольности

оказывают влияние на функционирование всех психических

процессов младшего школьника Младший школьник уже может в тексте выделить и воспринять

именно то, о чем спрашивал учитель. Дети учатся систематически

наблюдать объекты и явления, следуя сначала указаниям учителя, а

затем лишь удерживая поставленную цель.

Выполняя все более сложные учебные задания при постепенно

ослабевающем контроле со стороны взрослых, ребенок приучается

сам контролировать свои действия. Так формируется внимание.

Как отмечал еще Л.С. Выготский, в семь лет у ребенка начинает

появляться обобщенное отношение к себе. В то же время социальная

ситуация развития младшего школьника отличается тем, что

он входит сразу в две системы отношений, в которых его оценивают

по разным критериям. В школе оценивается в первую очередь выполнение

указаний учителя, успешность учебной деятельности, причем

это одинаково ценится как взрослыми, так и сверстниками.

Дома же его продолжают любить как ребенка, неповторимого, уникального

члена семьи, но не могут не реагировать на его успехи

или неудачи в школе. Успешность или неуспешность ребенка в учебной деятельности

оказывает сильнейшее влияние не столько на его интеллектуальное,

сколько на личностное развитие.

Успешно справляющиеся с учебной работой дети пользуются

симпатией учителя, вследствие чего к ним хорошо относятся одноклассники,

у них не возникает дополнительных проблем с родителями.

Успешные дети к окончанию начальной школы приобретают. адекватную самооценку, сознание собственной компетентности, уверенность

в своей способности преодолевать трудности и добиваться

поставленной цели. У плохо успевающих младших школьников чаще складывается

низкая и заниженная самооценка. Такие дети перестают стремиться

к успеху, у них ослабевает мотивация к учению. Иногда дети

начинают искать удовлетворения своих притязаний на признание

другим путем или в других областях. В личностном плане начинается формирование обобщенной самооценки,

складывается представление о себе, собственной компетентности

или некомпетентности, своей способности добиваться

поставленной цели.
^ Основные новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости, его особенности и направления в развитии

Подростковый возраст— период от 11 — 12 до 14— 15 лет —

зачастую называют переходным, критическим, переломным, тем самым

подчеркивая трудности личностного развития самих подростков

в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующих с ними.

меняется внутренняя позиция подростка:

совершается поворот от направленности на мир к направленности

на себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток по-

новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его

оценки, отношение к семье, школе, сверстникам. Все это и обусловливает

новую социальную ситуацию. В подростковом

возрасте, что отмечает И.В. Дубровина, нередко встречается чередование

периодов повышенной активности, значительного роста

энергии (отсюда — двигательное беспокойство, повышенная возбудимость,

шумливость, неусидчивость) и периодов повышенной утомляемости,

снижения работоспособности и продуктивности (увеличивается

количество ошибочных действий, подросток все время хочет

лежать, не может стоять прямо — постоянно стремится на что-либо

опереться, жалуется на отсутствие сил).

Чувство взрослости, представление о себе как

«не о ребенке» — центральное новообразование этого периода.

Однако подростку еще далеко до истинной взрослости: и физически,

и психологически, и социально он еще не может быть полностью

самостоятельным, действительно взрослым, и он сам ощущает,

что его взрослость еще не совсем «подлинная», чувствует неуверенность

в своей новой позиции, которую сам же отстаивает. Складывается

своеобразная ситуация: несоответствие между осознанием

себя взрослым и объективным положением зависимого от взрослых

ребенка, невозможностью включиться во взрослую жизнь «на

равных». Именно это противоречие, попытки его преодоления, попытки

выстроить свои отношения с окружающими по-новому, согласно

своему представлению о себе, и обусловливают своеобразную

социальную ситуацию развития подростков.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Психологические особенности учебной деятельности младших школьников iconУчебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений
Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается уче­ние как один из видов деятельности; выявляются его мотивы,...
Психологические особенности учебной деятельности младших школьников iconМетодика I. Диагностика психического развития младших школьников 144
Выявление уровня развития предпосылок к учебной деятель­ности (методика «Графический диктант», автор Д. Б. Эльконин)
Психологические особенности учебной деятельности младших школьников iconКараваев А. Ф
Психологические особенности деятельности сотрудников милиции общественной безопасности в экстремальных условиях
Психологические особенности учебной деятельности младших школьников iconТематический план семинарских занятий
Запад» и «Восток» в русском сознании. «Русская идея». Психологические особенности советского человека. Психологические особенности...
Психологические особенности учебной деятельности младших школьников iconРазвитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением

Психологические особенности учебной деятельности младших школьников iconТема: Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте
Психологические трудности первоклассника. Проблема школьной дезадаптации младшего школьника
Психологические особенности учебной деятельности младших школьников iconПояснительная записка к цор «Звуковая мозаика 2»
Цель создания ресурса: коррекция и развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушениями речевого развития
Психологические особенности учебной деятельности младших школьников iconПсихологические аспекты деятельности организационного психолога
Социально-психологические проблемы профессиональной деятельности организационного психолога
Психологические особенности учебной деятельности младших школьников iconСодержание 2 введение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования введенный в действие в 2011 году выделяет как приоритетную...
Психологические особенности учебной деятельности младших школьников icon1. Предмет методики преподавания естествознания. Её задачи
Она изучает процессы ознакомления младших школьников с природой, развитие личности детей средствами учебного предмета естествознания,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница