Вопросы к экзамену по дисциплине
«Психология (возрастная и педагогическая)»
(исторический факультет, 2 курс, группы 071001 и 071002).
Предмет и задачи, основные проблемы возрастной психологии.
Классификация методов исследования (по Б.Г. Ананьеву).
Характеристика эмпирических методов исследования.
Характеристика методов обработки и интерпретации результатов.
Основные направления в современной возрастной психологии.
Биологизаторский подход в возрастной психологии.
Социологизаторский подход в возрастной психологии.
Культурно-историческая концепция психического развития личности.
Категории развития в психологии. Признаки психического развития.
Категория возраста в психологии. Понятие. Структура.
Закономерности психического развития.
Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования.
Проблема периодизации психического развития.
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
Периодизация А.В. Петровского.
Периодизация психического развития Э. Эриксона.
Периодизация психического развития З. Фрейда.
Периодизация психического развития Ж. Пиаже.
Периодизация психического развития по Колбергу.
Связь обучения и развития личности.
Новорожденность. Особенности психического развития. Основные линии психического развития младенца. Кризис первого года жизни.
Развитие личности ребенка в раннем детстве. Основные новообразования. Кризис трех лет.
Социальная ситуация развития дошкольника. Игра как ведущая деятельность дошкольника, ее роль в психическом развитии ребенка. Развитие личности дошкольника. Познавательная деятельность, особенности развития в дошкольном возрасте. Основные новообразования.
Особенности психического развития ребенка 6 - 7 лет. Кризис семи лет. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.
Анатомо-физиологические особенности младшего школьника. Особенности его социальной ситуации развития.
Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника, ее роль в психическом развитии.
Формирование личности младшего школьника. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Основные новообразования.
Социальная и биологическая детерминация психического развития подростков.
Психические новообразования в подростковом возрасте.
Кризис подросткового возраста. Роль общения с взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.
Анатомо-физиологические особенности старшеклассника. Социальная ситуация развития юношества.
Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в юношеском возрасте. Психологические особенности формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей в юношеском возрасте.
Основные новообразования ранней юности. Развитие самосознания в ранней юности. Особенности общения со сверстниками и взрослыми в юношестве.
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Характеристика возрастных периодов взрослости.
Возрастные кризисы взрослости.
Предмет и задачи педагогической психологии. Методы исследования.
Понятие об обучении. Модели обучения.
Понятие о психологии учения. Структура учебной деятельности.
Мотивация учения. Классификация учебных мотивов.
Содержательные и динамические характеристики учебных мотивов (по А.К. Марковой).
Развитие учебной мотивации в период школьного обучения.
Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты.
Типы неуспевающих по Н.И. Мурачковскому и по Ю.З. Гильбух.
Формирование учебных умений и навыков. Типы ориентировочной основы действия.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
Понятие воспитания. Цели воспитания. Психологические механизмы воспитания.
Психологические условия формирования свойств личности.
Понятие о смысловом барьере в процессе воспитания. Их типы.
Отклонения в семейном воспитании.
Структура профессионально значимых качеств личности учителя (В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова). Понятие и модели педагогических способностей.
Понятие и структура педагогической деятельности.
Индивидуальные стили труда учителя по А.К. Марковой и А.Я. Никоновой.
Стили педагогического общения (В.А. Канн-Калик).
|