Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности»


Скачать 466.58 Kb.
НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности»
страница1/4
Дата публикации07.03.2013
Размер466.58 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Психология > Методические указания
  1   2   3   4

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Севастопольский национальный технический университет

ПСИХОЛОГИЯ

Методические указания

к семинарским занятиям по дисциплине

«Психология личности»

для студентов направления – 6020303 «Филология»

Специальность – 7.02030304 «Перевод»



Севастополь

2013
УДК 159.9(075)

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: методические указания к семинарским занятиям для студентов Направления – 6020303 «Филология» Специальность – 7.02030304 «Перевод» / сост. В.М. Лис. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2013. – с.



Цель методических указаний – помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям. В методических указаниях предоставлен материал для самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям  по дисциплине «Психология личности».
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Украиноведения, педагогики и культурологии (протокол № от г.)
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.

Рецензент: Шумилина Т.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………..

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ ………………………..

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………….

Тема 1. Человек как предмет познания психологии личности………………..

Тема 2. Психология познавательных процессов………………………………..

Тема 3. Личностные особенности………………………………………………..

Тема 4. Теории личности…………………………………………………………

Тема 5. Теории личности…………………………………………………………

Тема 6. Общение…………………………………………………………………..

Тема 7. Деятельность………………………………………………………………

Тема 8. Индивидуально-психологические характеристики личности…………

Тема 9. Профессиональный стресс………………………………………………

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ………………………………………………………

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ……………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..
























ВВЕДЕНИЕ


Современные проблемы социально-экономического развития Украины требуют от выпускников высших учебных заведений овладения не только специальными знаниями, умениями, навыками, но и конструктивными подходами, эффективными моделями и алгоритмами психологического познания, развития и совершенствования творческого потенциала личности и социальной группы. Выполняя профессиональные функции, человек реализует себя как личность, вступает во взаимодействие с другими участниками профессиональных отношений и формирует систему индивидуальных ценностей.

Знания по психологии личности помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности; будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и группы.

Изучение курса психологии личности повышает психологическую культуру, формирует целостное представление о психологических свойствах человека как факторах его успешной деятельности, позволяет самостоятельно находить оптимальные пути достижения целей и преодолевать жизненные трудности, создает у студентов систему знаний и способов деятельности, необходимых для успешного решения психологических задач.

Материал методических указаний полностью соответствует программе дисциплины «Психология личности», ориентирован на студентов-филологов Севастопольского национального технического университета дневной формы обучения. Дисциплина изучается студентами на лекционных и семинарских занятиях, а также самостоятельно.

Целью проведения семинарских занятий является закрепление и углубление знаний, полученных в лекционном курсе, воспитание потребности в самопознании и саморазвитии, формирование коммуникационного навыка и профессионального общения.

^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью преподавания курса «Психология личности» является:


  • ознакомить студентов с основными понятиями, теориями и проблемами психологии личности

  • помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям формирования личности;

  • формирование у студентов углубленного понимания явлений и процессов в области общей психологии и психологии личности,

  • ознакомление с основами психологии личности и личностного самосовершенствования;

  • обеспечение соответствующего уровня квалификации, дающего возможность решения поставленных профессионально-педагогических задач.

^ Основные знания, приобретаемые студентами при изучении дисциплины

В результате изучения курса «Психология личности» студент должен знать:

  • основные понятия, законы и методы психологии личности;

  • особенности общего и индивидуального в психике человека;

  • основные закономерности и индивидуальные способности психического развития и развития личности в различные возрастные периоды;

  • пути самореализации и самосовершенствования личности.

Основные умения, приобретаемые студентами при изучении дисциплины

В результате изучения курса «Психология личности» студент должен уметь:

  • грамотно применять полученные знания в профессиональной деятельности;

  • владеть приемами управления психическими процессами и состоянием в учебной, внеучебной и профессиональной деятельностях;

  • выработать личностное отношение к профессиональной деятельности;

  • профессионально выбирать целесообразные методы и средства психологического воздействия в педагогической практике.

^ Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентам для успешного изучения дисциплины

Изучение дисциплины «Психология личности» базируется на знаниях, полученных студентами при освоении следующих дисциплин:

  1. философия;

  2. введение в специальность.

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины «Психология личности» включает разделы в соответствии с учебными программами дисциплин психолого-педагогического цикла:

  1. общая характеристика психологии, основные этапы развития представлений о предмете психологии личности;

  2. психология познавательной деятельности личности;

  3. общее и индивидуальное в психике человека;

  4. самосознание личности и ее жизненный путь.

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Лекции, их содержание и объем в часах (18 часов)

Тема

Количество часов

1

Психология как наука

Понятие о предмете и методах психологии. История развития. Объект, предмет, задачи психологии. Возникновение психологии как науки. Основные исторические этапы развития психологической науки. Методы психологии. Проблема психики. Эволюция психики человека. Основные направления и отрасли психологии.

2

2

Познавательные психические процессы

Формы освоения действительности. Ощущение – первичная форма познания. Сущность и основные качества восприятия. Внимание. Память. Мышление. Воображение. Речь.

2

3

Общее и индивидуальное в психике человека

Понятие личности в психологии. Направленность личности. Потребности. Способности. Эмоции, воля, мотивы. Учение о темпераменте. Темперамент и характер. Понятие «акцентуации характера».

2

4

Теории личности в современной психологии Психодинамическое направление в теории личности. Аналитическая психология: основные концепции и принципы. Эго-психология.

2

5

Гуманистическая теория. Социокультурная теория. Диспозициональное направление. Структурная теория черт личности.

2

6

Особенности психического развития личности на разных возрастных этапах

Понятие «возраста» в психологии. Сущность понятий «кризис», «психическое новообразование» и «сензитивный период». Возрастные кризисы психического развития человека в процессе онтогенеза. Движущие силы психического развития.

2

7

Понятие «ведущий вид деятельности»

Общая характеристика дошкольного, младшего школьного, раннего юношеского возраста, ранней, средней и поздней взрослости.


2

8

^ Феноменология семьи

Понятие «семья». Психологические проблемы брака. Кризисные периоды в семье. Проблема взаимоотношений поколений. Типичные варианты отношений. Причины конфликтов и их профилактика. Рациональные условия отношений родителей и детей.


2

9

^ Психология малых групп

Понятие и виды малых групп. Развитие малой группы Групповая сплоченность. Феномен совместной трудовой деятельности. Взаимодействие индивида и малой группы. Конформизм и групповое давление. 

2

Всего 18 часов



^ Тематика семинарских занятий (18 часов)

Тема

Количество часов

1

Человек как предмет познания психологии личности.


Профессиональная ориентация личности. Изучение предпочитаемых видов профессиональной деятельности. Изучение образа профессии. Психогеометрический тест. Диагностика настроения как эмоционального состояния личности. Определение ведущей модальности.

2

2

^ Психология познавательных процессов.

Исследование высших познавательных процессов. Методы тренировки, совершенствования памяти. Рисуночный тест.

2

3

Личностные особенности.

Развитие личности: психосексуальные стадии (Зигмунд Фрейд). Основные тезисы индивидуальной психологии. Основные положения относительно природы человека Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга. Исследование тревожности. К.Р. №1.

2

4

Теории личности.

Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни. Исследование субъективного контроля, настойчивости. М.К.1

2

5

Карен Хорни: социокультурная теория личности. Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности. Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности. Ганс Айзенк: теория типов личности. Исследование типа темперамента по Айзенку.

2

6

Общение.

Понятие об общении. Психологическая характеристика общения. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения. Структура общения. Средства общения. Речь и ее функции. Язык и речь. Речевые механизмы. Виды речи. Речь и общение. Развитие речи. 

2

7

Деятельность.

Индивидуальный стиль деятельности. Понятие индивидуальный стиль деятельности. Ядро индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности и темперамент. К.Р.№2.

2

8

Индивидуально-психологические характеристики личности.

Типологии характера. Характер, акцентуации и неврозы. Исследование свойств темперамента. Изучение акцентуаций характера по методике Леонгарда. Формирование и развитие личности. Исследование уровня субъективного контроля и способности самоуправления. М.К.2

2

9

Профессиональный стресс.

Стресс и психическое здоровье. Внутренняя свобода личности. Жизненный путь человека. Критерии ценности жизненного пути. Жизненная программа. Возрастные комплексы.

2

Всего 18 часов

  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные...
Составитель: Шабанов е и. Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Международные конфликты и методы...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям для иностранных...
Методические указания предназначены для иностранных студентов основных факультетов, изучающих курс «История Украины». Их цель оказание...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» iconУчебный курс «Психология и педагогика»
Психология и педагогика: методические указания к семинарским и практическим занятиям для студентов технических специальностей очной...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» iconЗадания и методические указания
Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Философия...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» iconМетодические указания к практическим (семинарским) занятиям модуля...
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ
Ф 59 Финансовое право: метод указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ 030501. 65, 030500. 62 Юриспруденция/...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» iconМетодические указания по изучению дисциплины, подготовке к семинарским...
«Связи с общественностью», 020400 «Психология», 350500 (022100) «Социальная работа», 061200 «Менеджмент в социальной сфере», 350800...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема...
Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей с древности до начала ххв н э. (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев,...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов 4 курса...
Английский язык [Текст] + [Электронный ресурс]: методические указания к семинарским занятиям для студентов 4 курса очной формы обучения...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница