Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики


Скачать 330.49 Kb.
НазваниеИзучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики
страница1/4
Дата публикации07.03.2013
Размер330.49 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ





  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ.

Фамилия, имя, год рождения, как давно обучается в данном классе.

Сведения о семье: состав, материальный и культурный уровень, психологический климат, особенности воспитательного влияния родителей.


  1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

Общая характеристика интересов, доминирующие интересы, их содержание, широта, устойчивость, действенность.

Специфика убеждений и своеобразие мировоззрения учащегося (взгляды на природу, общество, в за соотношения людей, понимание и объяснение событий и явлений).
Самооценка личности. Содержание и степень адекватности самооценки (образа «Я»), её влияние на поведение ученика и характер взаимоотношений с другими людьми.
Уровень притязаний и сознательные цели личности (близкая и далекая перспектива). В каких сфер ах деятельности сложился уровень притязаний, степень «о адекватности, соответствие целей и задач реальным возможностям личности, влияние уровня притязаний на переживание успеха и неудачи в деятельности. Какими мотивами руководствуется ученик при выдвижении своих цепей. Степень подготовленности к выбору профессии.


  1. ИНДИВИДУАЛЬНО^ -ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.


Темперамент. Тип темперамента ученика и его проявление в поведении и деятельности, в особенностях эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности.
Характер. Наиболее ярко выраженные положительные и отрицательные черты, проявляющиеся в отношениях к людям, учебе и труду, самому себе. Развитие волевых черт характера и приемы самовоспитания.
^ Склонности и способности. Есть ли особые способности к какой-либо деятельности и как они проявляются. Какие учебные предметы и виды труда предпочитает ученик? Степень устойчивости его склонностей.



  1. ^ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

Внимание. Степень развития произвольного внимания, его концентрация, устойчивость, лёгкость распределения и переключения, проявившиеся в учебной деятельности.

Восприятие. Степень осмысленности и быстрота «схватывания» учебного материала. Развитие наблюдательности.

Память. Уровень развития произвольной и логической памяти. Тип памяти. Основные приемы и способы запоминания, используемые в работе с учебным материалом. Скорость и прочность запоминания, точность и полнота воспроизведения.

Мышление. Уровень развития и скорость основных мыслительных операций (умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, конкретизировать, приводить примеры и т.п.). Степень усвоения научных понятий. Проявление элементов творческого мышления в учебной деятельности.

Речь. Развитие речи: богатство словаря, образность и эмоциональное развитие речи, точность выражения мысли, стилевые особенности. Как связаны особенности познавательных процессов с общей успешностью учебной деятельности.

  1. ^ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА.

Положение в коллективе. Содержание выполняемых общественных поручений. Отношение к ученику со стороны учащихся и учителей (пользуется ли симпатией, уважением и т.п.) и чем оно определяется. Степень удовлетворённости своим положением в классе (хочет ли его изменить?).

^ Отношение к одноклассникам. Дружеские связи (с кем?) и причины дружбы. Конфликты (с кем?) и их причины. Отношение к классу в целом (любит, не любит, равнодушен). Дорожит ли мнением товарищей, насколько связывает себя с коллективом класса? Отношение к учителям. Степень уважения. Удовлетворенность общением. Наличие конфликтов и их причины. Основные связи и привязанности вне школы, степень их влияния на формирование личности школьника.

  1. ^ ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Выводы. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности школьника: в сфере направленности и самосознания, в области индивидуально-психологических особенностей личности, в познавательной сфере, в сфере межличностных отношений.

Внутренние и внешние причины положительных и отрицательных качеств личности.

Рекомендации. Конфетные предложения о путях и методах совершенствования развивающейся л ичности школьника: закрепления и дальнейшего развития положительных качеств и исправления отрицательных.

Тем самым будет реализована основная цель составления характеристики - определение главных психолого-педагогических задач дальнейшей учебно-воспитательной работы с учащимся.

^ ОФОРМЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Основная задача при оформлении работы – полное и логически стройное изложение полученных результатов, основанное на глубоком научном анализе собранного материала, научно-обоснованные выводы, конкретные пути улучшения учебно-воспитательной работы.
В характеристике студент должен показать знание теоретических основ психологии личности, умение пользоваться разнообразными методами психологического исследования и способности к практическому использованию психологических знаний и умений.
^ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

1. Отдельная тетрадь. Указать на кого и кем составлена.

2. Структура характеристики: введение, основное содержание, заключение, приложение.

3. Введение должно отражать цели и задачи работы и краткое описание методов, использованных при сборе фактического материала.

4. ^ Основное содержание излагается с обязательной рубрикацией разделов и наиболее важных вопросов. Необходимо осветить все пункты плана, описывая то или иное свойство, следует показать, как оно проявляется в поведении. Описание и оценка должны сочетаться с анализом причин и механизмов обнаруженных явлений.

5. ^ Выводы должны быть конкретны и обоснованы, рекомендации должны с необходимостью вытекать из выводов.

6. В приложении необходимо представить весь первичный материал: записи бесед, заполненные анкеты, протоколы наблюдений и экспериментов и т.п., а также материалы качественной и количественной обработки данных. Без представления первичного материала работа не оценивается.

^ РАБОТЫ СДАЮТСЯ НА КАФЕДРУ ПСИХОЛОГИИ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ У ЛАБОРАНТА.

Структура личности учащегося

1. Направленность: доминирующие мотивы и цели деятельности, тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности). Элементы формирующегося мировоззрения. Методы и методики: анкетирование, беседа, диагностика типа направленности методом попарного сравнения, "Глазомер", "Цветик-семицветик", неоконченные предложения.

2. Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации. Методы и методики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, рисунок человека, рисунок фантастического существа, цветовой тест Люшера, обобщение независимых характеристик.

^ 3. Самосознание и система управления: Я-концепция, самооценка (уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность). Методы и методики: наблюдение, беседа, анализ документации и продуктов деятельности; "Кто я?", рисунок человека, модифицированные методики С.Будасси, Т.Дембо - С.Рубинштейна, В.Шур, детский вариант ТАТ.

^ 4. Уровень притязаний: высота, адекватность, устойчивость, ведущая тенденция. Методики: Ф.Хоппе, моторная проба Шварцландера, детский вариант ТАТ, "Кубики".

5. Способности: общие, специальные, одаренность; как и в каких формах развиваются. ^ Методы и методики: анализ документации и продуктов деятельности, наблюдение, беседа, детский вариант шкалы прогрессивных матриц Равена, рисунок человека (до 10 лет).

6. Темперамент: тип нервной системы, психологическая характеристика (сензитивность, реактивность и активность и их соотношения, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявления в поведении и общении. Методы и методики: наблюдение, методика Лейтеса (уравновешенность нервной системы), рисунок человека.

7. Внимание: виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям. ^ Методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности; корректурная проба Бурдона, красно-черная числовая таблица Ф.Горбова, тахистоскопическая методика и ее модификация.

8. Восприятие: целостность, скорость и точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, восприятие человека; наблюдательность. Методы и методики: наблюдение, задание описать предмет или человека, изучение точности глазомера методом средних ошибок; изучение скорости и точности восприятия (методика П.Кеэс).

9. Память: уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость.

10. Методики: диагностика ведущего типа памяти, выявление объема оперативной, кратко- и долговременной памяти; изучение логической и механической памяти, изучение опосредованного запоминания методом пиктограмм, изучение влияния на непроизвольное запоминание эмоциональной окраски информации.

11. Мышление: уровень развития видов и операций; самостоятельность, гибкость, активность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость. Методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности, детский вариант шкалы прогрессивных матриц Равена, определение понятий; методика Лачинса (ригидность мышления); методики А.Зака (уровень развития теоретического мышления); сравнение понятий; "4-й лишний", классификация (операции мышления); изучение скорости протекания мыслительных процессов методом заполнения недостающих в словах букв; изучение понимания учащимися принципа сохранения (феномены Ж.Пиаже).

12. Речь: фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности; содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых "штампов"; выразительность, эмоциональность; половые особенности; уровень развития устной и письменной речи. Методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

13. Воображение: воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, конвергентность, гибкость, беглость, самостоятельность, обобщенность, эмоциональность; уровень развития креативности личности. Методики: "Круги" (А.Лук, В.Козленко), "Дорисовывание фигур" (Э.Торренс - О.Дьяченко), "Сочинение на тему..." ("Сказка про..."), фантастическое существо; сочинения и рисунки на свободную тему.

^ 14. Чувства и эмоции: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; отношение к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности; фрустрационная толерантность. Методы и методики: наблюдение, детский вариант рисуночного теста Розенцвейга.

15. Воля: уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек. Методы и методики: наблюдение; изучение уровня развития волевых привычек ребенка (В.Юркевич), изучение' процесса психического пресыщения (А.Карстен).

^ 16. Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития учащегося, соответствие возрастным особенностям, необходимость психолого-педагогической коррекции и ее пути, кому адресованы рекомендации; вклад студента в формирование личности младшего школьника.

^ Критерии оценок за характеристику

Оценка "отлично" ставится, если психолого-педагогическая характеристика учащегося, написанная студентом, удовлетворяет следующим требованиям:

1. В характеристике отражено знание студентом теоретических основ психологии, видна ее психологическая направленность, дана мотивировка выбора для изучения данного учащегося.

2. Школьник изучен в различных сферах деятельности (учебной, игровой, трудовой, досуговой) и в различных сферах общения ( в школе, семье, кружке, и т.д.)

3. Обязательным является проведение не менее 8 специальных психологических методик исследования (тест, анкета, эксперимент). Материалы изучения должны быть связаны со всем содержанием характеристики, данные обработаны и интерпретированы.

4. Выводы основаны как на данных психологического исследования, так и на данных наблюдений, и соотнесены с возрастными психологическими особенностями.

5. В характеристике имеется заключение с конкретными выводами и рекомендациями о путях и средствах укрепления положительных и устранения отрицательных качеств личности учащегося.

6. К характеристике прилагается первичный материал (протоколы тестов, анкет, опросников).

7. Характеристика написана с соблюдением правил русского языка и требований к официальным документам.

8. Работа оформлена аккуратно, в соответствии с рекомендованной структурой и сдана в срок.

Оценка "хорошо" ставится при соблюдении всех вышеперечисленных требований, но:

1. при описании особенности личности недостаточно представлены данные наблюдений и психологических исследований.

2. отсутствует обращение к данным возрастной психологии при описании результатов.

3. имеются противоречия в описании личностных качеств.

4. выводы недостаточно аргументированы, не опираются на данные исследований, наблюдений, бесед с педагогами.

5. характеристика составлена с ошибками (орфографическими, пунктуационными, стилистическими).

Оценка "удовлетворительно" ставится, если содержание характеристики носит описательный характер, отсутствует фактический материал и обоснованные выводы. При этом имеют место: 1) слабая аргументированность суждений о психологических особенностях личности учащегося; 2) недостаточность экспериментальных данных; 3) работа оформлена небрежно и не сдана в срок.

Оценка "неудовлетворительно" ставится, если работа полностью не отвечает требованиям к психологической характеристике личности учащегося. Неудовлетворительной считается также работа, в которой заметно прилежание, но которая выполнена на уровне не научной, а житейской психологии. Неудовлетворительная характеристика возвращается студенту для доработки.

!!! Не принимаются работы без приложения первичного материала (протоколов исследований, опросников, тестов) !!!

^ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Личность

1. Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка"

^ Цель: изучение желаний школьников. Порядок исследования. Предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

^ 2. Методика "Цветик-семицветик"
  1   2   3   4

Похожие:

Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики iconПримерная схема изучения личности младшего школьника и составления...
Задание по психологии: психолого-педагогическая характеристика одного из учеников класса
Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики iconПримерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося
Начало проявления трудностей (в дошкольном возрасте, в 1-ом, во 2-ом классе и т д.)
Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики iconОриентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики...
Психолого-педагогическая характеристика ребенка – дошкольника с нарушениями развития речи предполагает сбор и анализ информации о...
Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики iconБожович Л. И. Б76 Проблемы формирования личности: Под редакцией Д....
Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности
Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики iconТемы контрольных работ для студентов 4 курса педагогического факультета...
Основные этапы психолого-педагогического исследования. Классификация методов исследования в педагогической психологии
Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики icon1. Ознакомление с базой практики
Изучение современного состояния психолого-педагогической работы в различных учебных учреждениях (вузах, школах, фирмах, учреждениях...
Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики iconТема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики
Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи, основные детерминанты
Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики iconСпециальность 2-02 03 08 Иностранный язык
Учащийся-практикант узнаёт отдельные объекты изучения программного учебного материала по летней педагогической практике, предъявленных...
Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики iconОтчет по практике на 4 курсе
Составить психолого-педагогическую характеристику на 1 учащегося, на основании проведенных диагностических методик (приводятся в...
Изучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики icon1. Психологическая характеристика педагогической деятельности. Профессиональные...
Психологическая характеристика педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога, понятие профессиограммы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница