Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности


Скачать 145.85 Kb.
НазваниеАндрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности
Дата публикации07.03.2013
Размер145.85 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
Андрей Сантоцкий

Психология молодости

1.1 Социальная ситуация развития личности

Молодость – самоопределение и начало профессиональной деятельности человека. Важно заметить, что понятие «молодежь» не столько возрастное, сколько социокультурное явление. Примерными границами здесь будет возраст от 18-20 лет вплоть до 30 лет.
Данный период характеризуется следующими особенностями развития личности:
1) Отстаивание своего места в социуме.
2) Сопричастность делу старших поколений, а одновременно и критика имеющихся социальных моделей.
3)Максимальная работоспособность, высокая информационная усваиваемость, особая расположенность к творчеству.
4)Достижение оптимума в психофизиологической сфере.

^ 1.2 Развитие самосознания у молодежи

Самосознание человека состоит из двух основополагающих элементов: знания о себе (я-концепция) и отношения к себе (самооценка).


А) Я- концепция – комплексный индивидуальный образ себя, который состоит из:
1. Я-телесного
2. Я-реального
3. Я-идеального
4. Я-ролевое
5. Я-будущее
В) Самооценка - эмоционально-оценочное отношение к себе, чувство самоодобрения - самопорицания.
В молодости на самооценку влияет уровень достижений личности, поэтому она повышается при успехах и понижается при неудачах. С возрастом сама самооценка становится более дифференцированной. Единая я-концепция распадается на ряд независимых личностных концепций.
^ С) Профессиональная самооценка: оценка результата + оценка потенциала. Низкая самооценка результата с высокой оценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития личности.

^ 1.3 Студенческая пора

А) Желание самоопределения и удовлетворения личностных потребностей побуждает молодежь после окончания школы перейти к высшему уровню образования - университету. Здесь на уровень достижений влияют два фактора:
а) способности и b) мотивация. Они находятся в диалектическом единстве. Поэтому часто недостаток способностей компенсируется профессиональной мотивацией.
По данным А. Реан, максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов первого курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижается вплоть до пятого курса, но само отношение к профессии остается положительным.
Важно в процессе профессиональной подготовки, чтобы «Я» профессиональное было подчинено «Я» личностному, так как это приведет к свободному выражению чувств, эмоций, а также к действительному духовному развитию. Ведь особенностью студенческой поры является:

а)^ Осознание собственной индивидуальност;
b) Становлении самосознания;
с) Формирование образа своего «Я».

В) В это время особенную значимость приобретают дружеские связи.
Дружба - результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Дружба дает человеку силу для строительства собственной личности, позволяет развивать собственное «Я».

^ 1.4 Служба в армии

Служба в армии – резкая смена образа жизни со строго заведенным распорядком и тяжелыми физическими нагрузками. На службу в армии накладывают свое место : «горячие точки» а также дедовщина.
Дедовщина – установление иерархических отношений между солдатами. Основным стимулом здесь является жажда власти над другими людьми, как компенсация ранее сформировавшегося комплекса неполноценности. Проходящие через «дедовщину» становятся взрослее либо психологически сильнее, или же агрессивнее и мстительнее.

^ 1.5 Наркотики как бегство от проблем

В молодости люди, не накопившие опыта решения трудностей, особенно податливы наркомании, так как она дает мнимое утешение и помогает не смотреть в лицо трудностям. Попадание в зависимость, как правило, наступает после третьего укола и касается даже интеллектуалов, которые составляют 20% наркозависимых.

Причины наркомании:
1. Кризис нравственности и духовных ценностей.
2. Разрушение института семьи. (У 90% наркоманов нет отца).
3. Отсутствие жизненных перспектив.
4. Плохая организация досуга.
5. Целенаправленное «подсаживание» на наркотики.

^ 1.6.1 Профессиональное самоопределение

Для человека успешность профессиональной деятельности выступает критерием успешности жизни. Поэтому работа имеет очень важное место в жизни личности.
Существует несколько ступеней профессионального самоопределения:
^ 1. Дошкольный возраст – через сюжетно-ролевые игры дети приобретают представление о значимости и необходимости труда.
2. Младший школьник – подражание значимым взрослым, родителям, учителям.
^ 3. Подростковый возраст – время мечтаний о интересной профессии и верных друзьях. Это этап пробного выбора ,где мальчики хотят иметь мужественную профессию, а девочки женственную и романтичную.
^ 4. Ранняя юность – необходимость решительного выбора профессии, где в объектив берутся: а) личные интересы, б) способности, в) духовные ценности выбирающего профессию.
5. Юность – время профессиональной подготовки, и осуществление планов. Одновременно это этап проб и ошибок, который может привести к разочарованию в выбранной деятельности.

6. Молодость – профессиональная активность, время поиска наиболее оптимального варианта для жизненной адаптации. Здесь имеет место, как и поиск работы, так и перепрофилирование.

На профессиональное самоопределение негативно может отразиться:
1) Обращение внимания только на содержание и престиж профессии без рассмотрения других значимых факторов профессии.
2) Состояние выбора, когда профессии делятся только на «плохие» и «хорошие».


Профессиональное самоопределение это:
1) Повзросление
2) Устойчивый образ «Я»
3) Самовыражение

^ 1.6.2. Пять параметров выбора удачной профессии (А.П. Чернявский)

1.Автономность. (Принятие самостоятельного, а не навязанного извне, решения)

Для этого параметра необходимо наличие следующего:
1) Наличие своих целей, инициативы, навыков.
2) Знаний и навыков в области профессии
3) Ориентация на успех
4) Опыта решения жизненных проблем(планирование поступков, общих дел, своего времени)
5) Умение прогнозировать профессиональный рост
6) Умение идти на компромисс между своими желаниями и возможностями.

2) ^ Информативность о мире профессий (На практике: соотнесение своих способностей с конкретной профессией.)

3) Умение принимать решения.

4) Умение планировать свою профессиональную жизнь.
5) Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии. (Положительное отношение к профессиям, или носителям той или иной профессии).

^ 1.7 Мотивы выбора профессии

  1. Материальный. (Высокая зарплата).

  2. Родительские установки.

  3. Интерес к профессии. (Он может быть внутренний и внешний. )
    Внутренний интерес – желание оптанта направить свои способности в определенную сферу.
    ^ Внешний интерес – навеянный романтической литературой, кинофильмами и т.д. Который при столкновении со «серыми буднями», и неподготовленностью к ним, приводит к разочарованию, и как следствию к смене профессии.)


^ 1.8 Профессиональная адаптация

Молодость, это время приобретения профессионального мастерства и компетентности, которые способствуют позитивному самовыражению личности.
Профессиональная адаптация
– взаимное приспосабливание специалиста и коллектив предприятия.

Адаптация включает:
1) Психофизиологическую адаптацию (новые нагрузки, темп, ритм труда, режим дня).
2)Социально-психологическую (приспособление к новой социальной среде).
3)Профессиональную (включение в профессиональную деятельность).

^ 1.9 Создание семьи и её существование

Молодость - время создания семьи. По исследованиям В.И. Зацепина, средний семейный человек в среднем превосходит по положительным качествам среднего человека, не состоящего в браке. Это говорит о позитивном влиянии создания собственной семьи для внутреннего мира человека.

Создание и существование семьи ставит перед молодыми людьми новые жизненные задачи, которые могут быть разделены на три группы:

  1. ^ Физиологические задачи – освоение пространства своего тела и тела супруга. Это на самом деле непростая задача, так как любое неосторожное слово может травмировать душу человека и вызвать сексуальные трудности, как у мужчины, так и у женщины.

  2. ^ Социальные задачи – строительство новой общности, со своими идеалами, правилами, нормами и ритуалами. Здесь важен диалог равных, главное значение имеют не общие цели (материальное благополучие и т.д.), а духовная связь между супругами.

  3. Психологические задачи - творчество совместной общности (двух разных, но единых душ). Познание себя и супруга, обоюдное проявления хороших качеств.

Важные замечания:

  1. Чем яснее у супругов осмысленность жизни, тем выше они ценят взаимную любовь и счастливую семейную жизнь.

  2. Сексуальная совместимость не является первичным критерием счастливой семейной жизни, так как сексуальное влечение не гарантирует ни совместимости характеров, ни общих интересов, кроме как сексуального.

^ 1.9 Семья как ответ на потребности личности

Семья в среднем создается в период от 20 и до 28 лет. Стабильная семья будет отвечать важным потребностям человека, как такового.

Среди них:
1. Физиологические и сексуальные потребности.
2. Духовная потребность.
3. Потребность безопасности и уверенности в будущем.
4. Необходимость наличия стабильности.
5. Потребность в окружении, заботе, внимании, уважении, признании.
6. Потребность в успешном лично-профессиональном росте.
7. Нужда иметь собственное жилище.

Важные замечания:

  1. Проводились исследования самооценки возраста в группе холостых и женатых мужчин. Исследования показали, что женатые мужчины 63% чувствуют себя моложе чем в действительности, в то время как среди холостых мужчин этот показатель гораздо ниже, только 20%. А максимальное удовлетворение в браке имеют те, кто вступил в брак по любви и общности интересов.

  2. Некоторые исследователи указывают на то, что любовь супругов не является достаточным фактором для сохранения союза. Дело в том, что пара должна брать на себя ответственность за свою жизнь, отказаться от помощи родителей, чтобы можно было сроить взрослую и самостоятельную жизнь.



    1. Семейные циклы



  1. Оставление родительской семьи - брак и сживание мужа и жены.

  2. Рождение ребенка - переход семьи в новое состояние ухода за ребенком, чувство ущемленности мужа ,изменение ролей внутри семьи, мама уходит в декрет, а папа вынужден больше работать, чтобы прокормить семью. Здесь к воспитанию ребенка присоединяются бабушки и дедушки. Последний факт имею как положительные, так и отрицательные стороны.
    ^ К положительным фактором следует отнести помощь родителям в адаптации к новым условиям отцовства у супругов. Бабушки и дедушки положительно влияют на разрешение конфликтов между родителями.

Отрицательным является то, что в семье, состоящей из трех человек, появилось значительное вмешательство, ведь немногие бабушки умеют соблюсти меру, оказываю помощь в воспитании детей. Последнее выражается в нравоучениях и сильном контроле. Также бабушки и дедушки всегда держат сторону детей, балуют их, и этим настраивают против родителей. В итоге в семье создается излишнее напряжение.

  1. Рождение второго ребенка (Оптимальный период послеродового покоя 2-3 года).

  2. Рождение последнего ребенка

Важные замечания:

  1. Воспитывая детей, родители воспитываются сами.

^ 2.1 Детско-родительские отношения

В детства маленькие человечки имеют огромную привязанность к своим родителям, считают их самыми лучшими людьми. Действительно, самая большая радость для ребенка – общение с родителями и совместная с ними деятельность. Важно, чтобы ребенок был уверен, что его инициатива не будет подавлена окружающими, в противном случае личность ребенка будет подавлять всякую инициативу, еще на стадии ее появления.

^ Роль матери начинается с развития материнского чувства, которое лучше развито у девочек из многодетных семей, так как они уже были включены в заботы о братьях и сёстрах.
Роль отца начинается с принятия на себя новых обязательств. С рождением ребенка у мужчины появляется «чувство отцовства», и чем раньше руки молодого папы коснутся ребенка, тем ярче у него это чувство проявится. За этим переживанием появляется осознание собственной силы и возможности защиты жизни - конкретно своего ребенка.
Отцу в изменившихся условиях рекомендуется подвергнуться содержательному анализу, проанализировав:
а) активность – пассивность
б) сдержанность-несдержанность
в) деловитость – лень

^ Важные замечания для отца:

  1. Отцу следует уделять внимание личностному общению с ребенком, а не откупливаться подарками, уважать его, а не действовать с позиции силы.

  2. Не ждать, что ребенок будет уважать папу автоматически, любое уважение, особенно детское, базируется на: а) конкретных поступках: б) на понимании.

  3. Считаться с тем, что внимание жены принадлежит маленьким детям, не ревновать, ощущая себя вторым ребенком.

  4. Строить жизнь внутри семьи как уникальную и неповторимую, не следует диктаторски принуждать членов семьи следовать за какими-то либо стандартами.

  5. Семейная система должна быть гибкой, подвижной. При излишней жестокости (недостаточной структурированности) семья не способна удовлетворить растущие потребности ребенка.



    1. Периоды детско-родительских отношений




^ 1. Период ожидания родов – обычно взаимная эмоциональная поддержка супругов.

2. Рождение ребенка – изменение привычного режима жизни, рост материальных расходов, появление потребности распределения обязанностей. Здесь происходит привыкание родителей к младенцу, формируется чувство привязанности к малышу, развивается эмоциональная заинтересованность младенцем.

^ 3. Соотнесение забот о ребенке с работой, друзьями и родителями – возникают вопросы: хорошие ли мы родители, друзья, работники?

4. Период детства – родители в воспитании ребенка пользуются своим авторитетом. Возникает взаимозависимость.

^ 5. Период подростничества – здесь воспитательный метод родителей должен эволюционировать от «авторитета родителя» до «авторитета личности». Отношения становятся партнерскими.

^ 6. Период эмансипации – время, когда родители отпускают своих детей.


2.3 Стили воспитания детей

Существуют четыре основных стиля воспитания детей, каждый из которых очень сильно влияет на личность ребенка, на его самосознание и самооценку, а также на всю его будущую жизнь. Здесь в таблице я привожу эти четыре основных стиля поведения:

^ Стиль поведения

Характер

взаимоотношений

Результат воспитания

Демократический.

Родители разумно пользуются

властью, проявляют свою заботу добрыми советами.

а) Самостоятельность

поощряется.
б) выслушивают мнение

ребенка и обсуждают решение.
в) совместное принятие

решения.

Атмосфера доверия и

уважения. Готовность к самостоятельной жизни.

Авторитарный.
Карательные и регрессивные

методы воспитание. Идет

приучение детей к послушанию.

а) Инициатива подавляется.
б) самостоятельные решения не поощряются.
в) выполняется то, чего

требуют родители, вопросы не

задаются.

Безынициативны. В компании сверстников занимают

зависимое положение. Будучи родителями, становятся
авторитарными.

Либеральный.

Без запретов и ограничений:

ребенок сам принимает решения.

а) При отсутствии ограничений

у ребенка может возникнуть страх и

неуверенность.

б) чувствуя равнодушие, отторжение становится недисциплинированным.
Возможны правонарушения.

Неуверенность, избалованность,

Эгоистичность. Обида на

родителей, по причине своего неумения жить.

Попустительский.
Не выражаются конкретные требования.

а) Отсутствует единое мнение

в вопросах воспитания.
б) Жалобы на непослушность и
агрессивность детей.

Трудности и неуверенность в вопросах поведения. Склонность

к антиобщественному поведению.

^ 2.4 Деструктивные стили воспитания детей

1. Гипоопека - безнадзорность. Недостаточный контроль за поведением ребенка. Дети становятся неустойчивыми и конформными.

2. Гиперопека – чрезмерная мелочная опека над ребенком. В ребенке развивается неуверенность в себе и нерешительность. При акцентуации происходит усиливание реакции эмансипации.

^ 3. Потворствующая гипоопека («кумир в семье») – немедленное удовлетворение всех желаний ребенка. Восторженное преувеличение качеств ребенка. Последний при акцентуации приобретает истеродный тип. Становится эгоистичным, неутолимо требует признания
и получения льгот. Порождает конфликты с окружающими.

^ 4. Жестокое отношение – расправы за мелкие проступки, «срывание зла» на ребенке. Последний при акцентуации становится эпилептоидного типа, может развиться даже психопатия.

^ 5. Эмоциональное отвержение («холод»)- при акцентуации характера, ребенок становится шизоидного типа.


6. Повышенная моральная ответственность – возложение на ребенка завышенных надежд, пристыживание его, сравнение с другими детьми не в пользу ребенка. При акцентуации ребенок приобретает психастенический тип.

^ 2.5 Конфликты в семье

В таком сложном организме как семья часто возникают конфликты, и это нормально. Прогрессивным развитием семьи является не отсутствие семьи, а их позитивное решение. В противном случае семья становится «конфликтной». А это чревато тем, что дети чаще всего инфантильны, имеют низкую самооценку и более склонны к антиобщественному поведению. Чем благоприятнее складываются отношения между дочерью и родителями, тем меньше вероятности, что она вступит в добрачные половые связи.
Неумение разрешения конфликтных ситуаций, может привести к уходу отца из семьи. А это очень негативно сказывается на детях, это настоящая трагедия. Потому что уже с 5-8 месяцев у ребенка в мозгу запечатлевается образ отца (импринтинг). С уходом отца для ребенка меняется привычная среда, и он начинает беспокоиться и считать себя ненужным.

^ 2.6 Проблема одиночества

Сейчас примерно каждый 7-й человек вообще предпочитает не вступать в брак. Многие из них имеют постоянного сексуального партнера. Здесь в основном две причины:
1. Избегание возможности неудачного брака – видя пример родителей, знакомых.
2. Желание оградить себя от вовлеченности в близкие отношения.

^ 2.7 Девиантное поведение молодежи

Девиация – отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое.
Сложилось несколько подходов в объяснении девиации. Так, например итальянский врач Ломбардзо считал, что существует прямая связь между преступлением и конституцией тела. Э. Дюркгейм выдвинул в свою очередь теорию «Отсутствия регуляции», согласно которой все, что нарушает стабильность, приводит к нарушению социального порядка и к кризису коллегиального сознания.

Мертон выделил четыре типа приспособления к обществу:
1) Конформность (Приспособляемость).

2) Инновация (новое).

3) Ритуализм (ритуал).

4) Ретритизм (возврат).

5) Бунт.

Теория стигматизации- наклеивание ярлыков(Говард Бекккер). Влиятельные группы общества (политики, юристы, врачи) способны навязывать другим определенные стандарты поведения. Те, кто нарушает эти правила – девианты. На них наклеивают ярлык «аутсайдеров».

^ 2.8 Кризис тридцатилетия

В 28-33 года у молодежи возникает кризис тридцатилетия. Связан он с тем, что личность осознает, что все еще не реализовала себя полностью. Происходит критический пересмотр своего «Я», жизненных целей, планов и ценностей. На этот счет И.С. Кон говорит, что ни один человека, на самом-то деле, не может реализовать себя полностью.

В это время возникает ощущение разочаровании, о несбывшихся надеждах. Данный кризис – переход из молодости к зрелости.


Мужчины
здесь могут сменить работу, повысить уровень образования, сменить работу.


Женщины ориентироваться на семью и воспитание детей, теперь в большей степени их начинают привлекать профессиональные цели.


Похожие:

Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология (возрастная и педагогическая)»
Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования
Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности iconУчебники: Андреева «Социальная психология»
Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей
Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности iconУчебники: Андреева «Социальная психология»
Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей
Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности iconВопросы по дисциплине «Социальная психология»
Социальная психология как естественно-научная область. Гуманитарные идеи в психологии и их влияние на социальную психологию
Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности iconПсихология личности
Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с
Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности iconМетодические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть)...
Кузнецова, Е. В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология»,...
Андрей Сантоцкий Психология молодости 1 Социальная ситуация развития личности iconМетодические указания по изучению дисциплины, подготовке к семинарским...
«Связи с общественностью», 020400 «Психология», 350500 (022100) «Социальная работа», 061200 «Менеджмент в социальной сфере», 350800...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница