Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли»


НазваниеУчебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли»
страница1/12
Дата публикации05.07.2013
Размер2.31 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Спорт > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Экономика отрасли (учебное пособие)

СПб: Издательство Государственной морской академии имени

адм. С.О. Макарова., 2004.

Автор – составитель Г.В. Поплавский.

Настоящее учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» подготовлено в соответствии с учебной программой по специальности 240100 «Организация перевозок на транспорте (водном)», одобренной УМС УМО по образованию на водном транспорте и предназначено для курсантов и студентов очного и заочного факультетов ВУЗов водного транспорта.

Дисциплина «Экономика отрасли» введена на факультете «Международного транспортного менеджмента» с 2004 г. вместо дисциплины «Экономика транспорта» и по сути является новым курсом, в котором дается характеристика современного состояния морского транспорта, результатов реформирования отрасли и излагаются общие принципы функционирования в условиях рыночной экономики организаций и отдельных предпринимателей, осуществляющих перевозочную, погрузо–разгрузочную, транспортно–эксплуатационную и иную деятельность, осуществляемую на морском транспорте.

Учебное пособие подготовлено на базе основополагающих разделов Гражданского кодекса РФ о видах и деятельности предприятий, монографических комментариев к ним, федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2000–2010гг.) Кодекса торгового мореплавания, ведомственных положений и инструкций Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ, конспектов лекций автора.

С помощью учебного пособия обучающиеся имеют возможность самостоятельно изучить и закрепить лекционный курс, повторить основные положения , понятия и определения материала лекций и составить примерный план ответов по экзаменационным вопросам в соответствии с учебной программой.


Введение
Как известно, экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов (работ, услуг) и распределяет их среди различных групп людей.

В условиях рыночной экономики, рыночной системы хозяйствования ее основным звеном становиться предприятие. Именно предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом экономики, производящим промышленную и транспортную продукцию, работы и услуги, пользующиеся спросом на рынке, создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, расширенное воспроизводство и налоговые отчисления в государственный и местные бюджеты.

Взаимодействие предприятий, а также других ведущих хозяйствующих субъектов – домохозяйств и государства – и составляет предмет экономики.

В этой связи экономику отрасли можно рассматривать как совокупность взаимодействующих хозяйствующих субъектов, функционирующих в отраслевом – технически и технологически однородном пространстве – по оказанию благ и услуг.

Экономика страны, таким образом, представляет собой единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей.

Настоящее учебное пособие состоит из четырех разделов.

В первом разделе характеризуется современное состояние транспорта как одной из ведущих отраслей и роль морского транспорта в транспортной системе страны.

Дается характеристика современного состояния морских бассейнов и перспективы их развития, излагается процесс структурных преобразований отрасли, характеристика материально – производственной базы, роль морского транспорта в международном судоходстве и формируемой системе международных транспортных коридоров.

Во втором разделе излагаются организационно – правовые и экономические основы функционирования предприятия, рассматриваются такие вопросы как создание и порядок образования предприятий, их ресурсное обеспечение, формы и виды предпринимательской деятельности и классификация предприятий.

В третьем разделе дается характеристика и анализ производственного использования материальных и финансовых ресурсов предприятия, рассматриваются основополагающие экономические категории и понятия, такие как основной и оборотный капитал предприятия, физический и моральный износ основных средств, амортизация и воспроизводство основных фондов, стадии кругооборота и эффективность использования оборотных средств.

Четвертый раздел посвящен оценке и распределению результатов хозяйственной деятельности предприятий, где рассматривается сущность и механизм предпринимательской деятельности, роль государства и государственного регулирования экономики, доходы и расходы предприятия, методы расчета и калькуляция себестоимости продукции, механизм формирования и распределения прибыли, анализ показателей эффективности работы предприятия, проблемы банкротства, цен и ценообразования товарной продукции, научно–технический прогресс, управление финансами и внешнеторговой деятельностью.


Раздел I. Транспорт и транспортная инфраструктура



    1. Транспорт и его роль в обеспечении экономического роста стран.


1.1.1. .Транспорт – важнейшая отрасль экономики

1.1.2. Транспортная система.

1.1.3. Виды транспорта

1.1.1 Транспорт – важнейшая отрасль экономики России, обеспечивающая удовлетворение потребности населения в перевозке грузов и пассажиров а также обеспечении политико–административной целостности и безопасности государства. Велика роль транспорта в повышении эффективности использования факторов производства, в приближении сырья к пунктам его переработки и распределении товаров между регионами.

Удельный вес транспорта в основных фондах экономики страны составляет 11%, в валовом внутреннем продукте – 8,4%, в численности работающих 7%.

Транспортировка грузов является неотъемлемым звеном производственного цикла предприятий всех отраслей хозяйства. Своевременный вывоз сырья, перевозка промышленной и сельскохозяйственной продукции, сохранность, сроки и стоимость доставки грузов, влияющие на конкурентную способность и рынок сбыта продукции, оказывают существенное влияние на эффективность производства.

1.1.2. Транспортная система страны включает все виды современного транспорта – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный. Инфраструктура транспортатранспортная сеть – основа производственно – технической базы транспортной системы страны и включает железные дороги, эксплуатируемые Министерством путей сообщения, а также находящиеся в собственности отраслевых предприятий, учитываемые автомобильные дороги, морские и воздушные пути сообщения, внутренние судоходные пути, морские и речные порты и аэропорты, трубопроводы для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа.

Транспортная сеть – наиболее капиталоемкая часть производственно – технической базы транспорта, на долю которой приходится свыше 70 % основных фондов.

Каждый вид транспорта – самостоятельная, сложная и динамичная система, которая, обеспечивая перевозки грузов в своей отрасли, одновременно взаимодействует с другими видами транспорта, решая комплексную транспортную проблему развития перевозок и экономики страны в целом. Уровень развития транспортной системы непосредственно влияет на объемы производства и размещение производительных сил, обеспечивая эффективность экономических связей между регионами страны и другими странами, интеграцию российской экономики и транспорта в европейскую и мировую экономические системы.

1.1.3. Ведущее место в транспортной системе страны принадлежит железнодорожному транспорту. Это объясняется технико–экономическими преимуществами: универсальностью, высокой провозной способностью, относительной независимостью от географических и климатических условий и широко развитой инфраструктурой. Железные дороги обеспечивают почти 40 % грузооборота, выполняемого всеми видами транспорта.

Морской транспорт занимает 3–е место по объему перевозочной работы, выполняемой всеми видами транспорта (после железнодорожного и трубопроводного). Основная сфера его деятельности – обеспечение внешнеэкономических связей России со странами, не имеющими общей сухопутной границы, транспортное обслуживание районов Крайнего Севера и Дальнего Востока – тех регионов, где другие виды транспорта либо недостаточно развиты, либо отсутствуют.

Автомобильный транспорт используется для перевозки грузов, как на короткие, так и на довольно значительные расстояния. Основные направления его деятельности – перемещение грузов к магистральным путям сообщения (железным дорогам, морским и речным портам) и транспортировка от магистральных сетей, перевозка строительных грузов и сельхозпродукции.

С начала 90–х г.г. начали интенсивно развиваться международные автомобильные перевозки между Россией и странами СНГ, а также странами Центральной и Южной Европы, Скандинавии, Китаем, Турции. Весьма значительна роль автотранспорта в пассажирских перевозках.

На долю внутреннего водного транспорта приходится 4,1 % общего объема перевозок и 1,8 % грузооборота транспортной системы страны. Однако на отдельных направлениях в регионах на его долю приходится от 30 до 70 % объема выполняемых перевозок. Особенно важна роль внутреннего водного транспорта для районов Севера, Сибири и Северо–Востока. В последние годы внутренний водный транспорт активно участвует в выполнении международных перевозок судами смешанного (река–море) плавания.

3–е место по объему выполняемых перевозок, (после автомобильного и железнодорожного транспорта) и 1–е место по грузообороту принадлежит трубопроводному транспорту, в связи со значительными объемами добычи газа, нефти, продуктов их переработки и транспортировки, как внутри страны, так и в страны Восточной и Западной Европы.

Основное назначение воздушного транспорта – пассажирские перевозки, транспортировка ценных и срочных грузов, почтовых отправлений, выполнение специальных заданий в лесном и сельском хозяйстве, фотосъемка, аэроразведка и др. виды работ.
1.2. Морской транспорт в транспортной системе страны
1.2.1. Морские порты и терминалы отрасли.

1.2.2. Северо–Западный бассейн

1.2.3. Северный бассейн.

1.2.4. Южный бассейн.

1.2.5.Дальневосточный бассейн
1.2.1. Морской транспорт играет большую роль в транспортной системе страны, обеспечивая потребности в перевозках грузов в районы Крайнего Севера, Приморья, Сахалина, Курильских островов, Камчатки и Охотского побережья. Однако особенно значима его роль в обеспечении внешнеэкономических и международных транзитных перевозок.

На территории России функционируют 43 порта, однако, лишь 11 из них осуществляют перевалку внешнеторговых грузов, обеспечивая перевалку 75 % сухогрузов и свыше 80 % наливных грузов, перевозимых морским транспортом. В морских портах функционируют 330 перегрузочных комплекса, с общей протяженностью причального фронта 54,5 км, из них 296 комплексов перерабатывают генеральные грузы и 34 – наливные.

1.2.2. Крупнейшим морским бассейном является Северозападный, осваивающий 48 % (свыше 110 млн. т.) российских внешнеторговых и транзитных грузопотоков, приходящихся на долю морского транспорта. Основным недостатком в уровне развития портовых перегрузочных комплексов региона является дефицит мощностей, вызванный исторически сложившимся приоритетным развитием морских портов Прибалтики, обоснованным с точки зрения функционирования единого государства: нефтепровод, нефтегавань, специализированный комплекс калийных удобрений в Вентспилсе; морская железнодорожная паромная переправа в Клайпеде; мощный порт Мууга; как часть Большого порта Таллинн; мощности для перевалки крупнотоннажных контейнеров в Рижском порту и другие.

В настоящее время дефицит производственных мощностей в морских портах Балтики резко сократился, и к 2005 году они обеспечат переработку 56% (вместо 30 % в начале 90–х г.г.) всех российских и транзитных грузопотоков, освоенных морскими портами Балтийских стран. В ближайшее десятилетие планируется полностью ликвидировать дефицит портовых мощностей.

Продолжится строительство новых портов – Усть – Луга и Приморск.

В порту Усть–Луга будет введен специализированный угольный терминал мощностью 8 млн.т. в год. Планируется сооружение специализированного комплекса для минеральных удобрений (5,5 млн. т .), комплекса для перевалки лесоматериалов (1,1 млн. т.), контейнеров (4,5 млн.т.), генгрузов (2,6 млн.т.), нефтепродуктов. Будет организованно регулярное паромное сообщение Усть–Луга – Балтийск – Засниц (Германия), а также построены железнодорожные и автомобильные подходы к порту и произведены дноуглубительные работы, обеспечивающие подход крупнотоннажных судов дедвейтом до 70 тыс. т.

В Приморске заканчивается строительство второй очереди порта в дополнение к введенной в эксплуатацию в конце 2001 года первой очереди с годовой мощностью по перевалке 12 млн.т. сырой нефти. Эти мощности являются перевалочными пунктами Балтийской трубопроводной системы, реализуемой совместно Минэнерго, Минтрансом и ОАО “Транснефть” для нового направления соединяющего страны Северо – Западной Европы с Тимано–Печорским, Западно–Сибирским и Урало–Поволжским районами добычи нефти.

Более чем в 2 раза возрастут производственные мощности старейшего на Северо–западе морского порта Санкт–Петербург и к 2010 году превысят 60 млн.т. Углубление подходов к порту позволит принимать крупнотоннажные суда дедвейтом до 40 тыс.т. Реконструируются автомобильные и железнодорожные подходы к порту, а также железнодорожные станции Автово и Новый порт.

Перспективы развития имеет и Калининградский порт, его глубины будут увеличены, а в районе Балтийска будет построен глубоководный район с терминалом и дорожно–автомобильной паромной переправой Усть –Луга – Калининград – порты Германии.

1.2.3. Основное направление развития Северного региона – регулярное судоходство на трассах северного морского пути и его превращение в международный коридор между странами Евро–Атлантического и Азиатско–Тихоокеанского бассейнов. Это связано с обновлением ледокольного флота и пополнением его судами класса УЛ и УЛА, а также с освоением ресурсов нефти, газа, горно–химического сырья и лесных ресурсов. Важная проблема Арктического региона – восстановление роли Архангельского порта, реконструируемого в двух направлениях: строительство железной дороги (Белкамур), связывающей Архангельск с Уралом и взаимовыгодное сотрудничество с норвежским портом Керкинес, где российские грузы будут перегружаться в крупнотоннажные суда и следовать в Северную Европу и Америку.

1.2.4. Геополитическое значение Южного региона – Азово–Черноморского и Каспийского бассейнов – определяется тем, что это единственный регион страны связывающий по кратчайшим и экономически выгодным направлениям Россию со странами Закавказья, Центральной, Южной и Юго–Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Персидского залива, Средиземного и Черного морей.

В этой связи Федеральная целевая программа “Модернизация транспортной системы России” предусматривает ввод в действие крупных портовых мощностей для перевалки широкой номенклатуры грузов

В Новороссийисом порту будет сооружен глубоководный нефтяной причал для экспорта нефти (15 млн. т. в год), контейнерный терминал (350 тыс.т. в год), технологические комплексы для поставок на мировые рынки жидкой серы, автопаромный комплекс, расширение мощностей для приема сахара–сарца и продовольственных грузов.

Сооружения второй очереди системы трубопроводов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на направлении Тенгиз–Астрахань–Новороссийск будет сопровождаться строительством нефтяных терминалов общей мощностью 68 млн.т.

Значительное развитие получит порт Туапсе (глубоководный причал для отгрузки на экспорт 6 млн. т. нефти, причалы генеральных грузов) и Таганрог (три причала для генгрузов)

В Темрюке будет введен комплекс для перевалки экспортного угля и причалы для генеральных грузов.

В порту Кавказ наряду с сооружением гавани для нефтепродуктов намечено строительство железнодорожного паромного комплекса Кавказ – Поти–Батуми.

Большие объемы работ по развитию морского транспорта предстоят на Каспии как в связи с формированием транспортного коридора “Север–Юг”, так и с расширением разработок углеводородного сырья в Прикаспийском регионе, что вызовет развитие интермодальных перевозок через порты Махачкалы и Оля (сооружения контейнерного терминала)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» iconВопросы к экзамену по дисциплине Экономика отрасли
Отрасль в условиях рынка: понятие отрасли, перспективы развития, особенности формирования ресурсов отрасли
Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» iconЭкономика отрасли Методические рекомендации по написанию и оформлению...
В соответствии с учебным планом студенты заочного отделения специальности 140101 «Тепловые электрические станции» выполняют курсовую...
Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
...
Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» iconМировая экономика учебное пособие Второе издание, стереотипное Издательство тпу
Мировая экономика: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – Томск: Изд-во тпу, 2010. – 168 с
Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли» Тема «Инвестиционная...

Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» iconУчебное пособие по дисциплине «Экономика»
В. В. Янова. — 4-е изд., стереотип. — М: Издательство «Эк­замен», 2008. — 382, [2] с. (Серия «Курс лекций»)
Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» iconУчебное пособие для студентов очного и заочного факультетов специальности...
Учебное пособие подготовлено на кафедре "Экономики и менеджмента" проф., к т н. Барлиани И. Я., утверждено на заседании методической...
Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» iconУчебное пособие подготовлено в соответствии с типовой программой...
Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по специальности 060101 лечебное дело
Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» iconУчебное пособие по дисциплине «Правоведение»
Правоведение: Учебное пособие в 2-х частях / Одегова Л. Ю., Фесечко Л. И., Деркач Э. М., Захарченко Н. А., Турченко О. Г., Кулакова...
Учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» iconУчебное пособие по дисциплине «Правоведение»
Правоведение: Учебное пособие в 2-х частях / Одегова Л. Ю., Фесечко Л. И., Деркач Э. М., Захарченко Н. А., Турченко О. Г., Кулакова...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница