Скачать 3.57 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Кафедра автомобильного транспорта ОПТИМИЗАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Методические указания к лабораторным работам Составитель И. В. ДЕНИСОВ ![]() Владимир 2012 УДК 629.113.004.58 (07) ББК 39.3 О-60 Рецензент Кандидат технических наук, доцент Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Ю. А. Орлов Печатается по решению редакционно-издательского совета ВлГУ Оптимизационное моделирование производственных про-О-60 цессов на предприятиях автомобильного транспорта : метод. указания к лабораторным работам / Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых ; сост. И. В. Денисов. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2012. − 72 с. Представлены лабораторные работы, каждая из которых содержит теоре-тический материал, практическую часть, примеры выполнения, варианты зада-ний, контрольные вопросы. Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 190600.62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» всех форм обучения, а также для инженерно-технических работников автотранспортных предприятий. Рекомендовано для формирования профессиональных компетенций в со-ответствии с ФГОС 3-го поколения. Ил. 28. Табл. 26. Библиогр.: 11 назв. УДК 629.113.004.58 (07) ББК 39.3 ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших инструментов ускорения научно-технического прогресса всех отраслей народного хозяйства, в том числе и автомобильного транспорта, является широкое применение методов моделирования производственных процессов и особенно современных оптимизационных методов, с помощью которых можно избежать до-рогостоящих экспериментов при рассмотрении вопросов организации работы автомобильного транспорта. Практическая ценность рассматриваемых в предлагаемых рабо-тах вопросов подтверждается тем, что в современных рыночных ус-ловиях важное значение приобретают математические методы опти-мизации, позволяющие наряду с другими методами устанавливать за-висимость параметров оптимизации от различных факторов, прогно-зировать рассматриваемые процессы, находить оптимальные реше-ния. Для освоения курса «Оптимизационное моделирование произ-водственных процессов автомобильного транспорта» и получения практических навыков в решении задач оптимизации каждому сту-денту предлагается выполнить шесть лабораторных работ. Каждая работа содержит необходимый минимум теоретических сведений, пример выполнения, варианты заданий и контрольные во-просы. В приложении приведена таблица с указанием вариантов зада-ний для выполнения лабораторных работ. Лабораторные работы оформляют в логической последователь-ности решаемых задач, аккуратно, в сжатой форме в соответствии с ГОСТ 2.105-95 (общие требования к текстовым документам) на лис-тах формата А4 (297 × 210 мм). Сокращение слов при написании ра-бот не допускается за исключением установленных ГОСТ 2.316-89. 3 Лабораторная работа № 1 ^ Цель работы: изучить процесс оптимизации системы техниче-ского обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта. ^ Непрерывное увеличение мощности и производительности авто-транспортных предприятий требует развития материально-технической базы для обслуживания автомобилей. Поэтому вопрос оптимальной производственной мощности системы технического обслуживания и ремонта автомобилей является одним из важнейших в решении про-блемы повышения эффективности работы автотранспортных пред-приятий. В системах технического обслуживания современных авто-транспортных предприятий находят широкое распространение сле-дующие варианты организации обслуживания: 1 – на универсальных постах; 2 – поточной линии с независимым перемещением автомобилей с поста на пост; 3 – поточной линии с одновременным перемещением автомобилей. Каждый из вариантов организации обслуживания автомобилей имеет свои преимущества и недостатки. К достоинствам технического обслуживания на универсальных постах (вариант 1) следует отнести отсутствие непроизводительных потерь времени, связанных со стохастическим характером протекания процесса обслуживания. С точки зрения теории массового обслуживания по первому вари-анту имеем систему массового обслуживания (СМО) с n-параллельными обслуживающими постами. Выбор из очереди на обслуживание и распределение требований по свободным постам производится со-гласно принятой дисциплине очереди, т. е. первое требование посту-пает на первый пост, второе – на второй и т. д. После заполнения по-стов требования в дальнейшем поступают на тот пост, который осво-бодится первым. 4 Система обслуживания на поточной пинии с независимым пе-ремещением автомобилей с поста на пост (вариант 2) имеет преиму-щества перед системой обслуживания на поточной линии с одновре-менным перемещением автомобилей (вариант 3). В системах обслу-живания, организованных по второму варианту, сокращаются непро-изводительные простои автомобилей и обслуживающей системы, возникающие по причине асинхронности процесса, что ведет к повы-шению производительности труда. Примечание. С понятием независимое перемещение автомоби-лей связывается такая конструкция конвейера, которая позволяет пе-ремещать автомобиль с одного поста на другой по мере окончания работы на данном посту и освобождения последующего в индивиду-альном порядке вне зависимости от моментов времени перехода ав-томобилей на другие посты поточной линии. ^ К исходным данным при оптимизации системы технического обслуживания относят: Атр – среднесуточное число требований на техническое обслу-живание (фактическое или расчетное); ![]() t 0 – среднюю трудоемкость единичного обслуживания, чел.-ч; k – коэффициент, учитывающий повышение производительно-сти труда при поточном методе обслуживания; tз – заданное время работы системы обслуживания, ч. К управляемым параметрам системы технического обслужива-ния относят: Z – число линий (для первого варианта – число постов); N – число постов на линии; Р – количество исполнителей на посту. Оптимизация системы технического обслуживания сводится к тому, что путем перебора управления переменными (Z, N, Р) находим оптимальную мощность системы обслуживания с учетом выбранного варианта организации технического обслуживания по целевой функ-ции
где W – значение целевой функции; tф – фактическое время работы системы, ч. 5 Фактическое время работы системы технического обслуживания определим по формуле
где max – лимитирующая интенсивность обслуживания λ max μρmax , (1.3) где – интенсивность обслуживания на посту. Параметр max – максимальный коэффициент загрузки, характе-ризует степень использований линии (поста), выбирается по табл. 1.1. Таблица 1.1. Зависимость max от принятого варианта системы обслуживания и числа постов на линии
Интенсивность обслуживания на посту вычисляется по соотно-
где N – число постов на линии; Р – количество исполнителей на по-сту; t0 – средняя трудоемкость единичного обслуживания, чел.-ч; k – коэффициент, учитывающий повышение производительности труда при поточном методе обслуживания. ![]() ^ При разных режимах работы подвижного состава на линии су-точная программа технического обслуживания различна. Определить среднюю программу по техническому обслуживанию при различных режимах работы автотранспортного предприятия экспериментальным методом не представляется возможным. Исходя из этого среднесу-точное число требований на ТО определим с помощью расчета. Количество ТО-2 в сутки при установившемся режиме работы автотранспортного предприятия принято определять по формуле 6 Lсут , NТО2 LТО-2 ![]() где Lсут – суточный пробег автомобилей, км; LТО-2 пробег автомобиля до ТО-2: Lсут Асп αвlсс , (1.5) – нормативный (1.6) где ^ сп – количество автомобилей данной марки на предприятии; в – коэффициент выпуска автомобилей на линию; lсс – среднесуточный пробег автомобилей данной марки, км. Суточная программа по ТО-1 определяется соотношением
где LТО-1 – нормативный пробег автомобиля до ТО-1, км. В целях исследования влияния режима работы АТП на измене-ние суточной программы технического обслуживания коэффициент в можно брать равным 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9. Это позволит установить оптимальную мощность зоны технического обслуживания, соответст-вующую заданному режиму работы АТП. Значения списочного коли-чества автомобилей по маркам Асп и среднесуточный пробег lсс берут по данным конкретного предприятия. Для упрощения процесса оптимизации системы ТО среднюю тру-доемкость единичного обслуживания можно вычислить по формуле
i1 где n – число марок автомобилей на предприятии; NТО-i – суточное число обслуживаний i-й марки автомобиля; tоi – нормативная величи-на трудоемкости единичного обслуживания i-й марки автомобиля, чел.-ч; k2 – коэффициент корректирования трудоемкости ТО в зависи-мости от модификации подвижного состава и организации его работы (k2 = 1,0 – 1,25); k5 – коэффициент корректирования трудоемкости ТО в зависимости от количества обслуживаемых автомобилей на пред-приятии и количества технологически совместимых групп подвижно-го состава (k5 = 0,8 –1,3). 7 Коэффициенты k2 и k5 определяют по "Положению о техниче-ском обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта". Исходные данные для выполнения лабораторной работы приве-дены в табл. 1.3. |
![]() | Методические указания к лабораторным работам предназначены для студентов... Теория электрических цепей Методические указания к лабораторным работам для студентов специальностей 5В071900, 5В070400, 5В070300,... | ![]() | Методические указания к лабораторным работам по курсу «информационные системы в экономике» Методические указания к лабораторным работам по курсу «информационные системы в экономике» для студентов специальности 080105. 65... |
![]() | Методические указания к лабораторным работам по изучению операционной... Методические указания рекомендуется использовать для проведения лабораторного практикума в объеме 4 – 6 работ | ![]() | Методические указания к лабораторным работам по курсу рспсит для... Методические указания к лабораторным работам по курсу рспсит для специальности 080801. 65-Прикладная информатика в экономике |
![]() | Методические указания по лабораторным работам по дисциплине «Информационные... Метод указ по лаб работам по дисциплине «Информационные технологии в экономике»/ Л. И. Панофенова. – Самара. Самар гос техн ун-т,... | ![]() | Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Информационные... Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Информационные... Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Компьютерные сети» Учебная дисциплина «Компьютерные сети» является нормативной и входит в цикл профессиональной и практической подготовки бакалавра |
![]() | К. Т. Тулеуов, С. А. Абдукаримов. Термодинамика и основы теплотехники... Методические указания предназначены для студентов специальностей 050724, 050729, 050708. Они могут быть использованы студентами других... | ![]() | К. Т. Тулеуов, С. А. Абдукаримов. Термодинамика и основы теплотехники... Методические указания предназначены для студентов специальностей 050724, 050729, 050708. Они могут быть использованы студентами других... |