Задача состояла в том, чтобы


НазваниеЗадача состояла в том, чтобы
страница1/31
Дата публикации11.03.2013
Размер3.16 Mb.
ТипЗадача
userdocs.ru > Спорт > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Оглавление

1. От автора

2. Вячеслав Макарович Евстратов о себе и о своей системе.

3. Организация подготовки бегуна

4. Планирование

5. Средства и методы

6. Физические качества бегуна

7. Специфическая подготовка

8. Тактическая подготовка

9. Психологическая подготовка

10.Техническое мастерство

11.Отбор

12.Восстановление

13.Взаимоотношения в коллективе

14.Юрий Борзаковский

15.Соревновательная деятельность

16.Воспитательная работа

17.Спортивная форма

18.Индивидуальный подход

19.Регулирование нагрузок

20.Тренировка в среднегорье

21.Юрий Борзаковский о тренере и о себе

22.Фрагменты тренировочных программ от В.М.Евстратова

23.Советы бегуну от В.М.Евстратова

От автора

Наконец-то сбылась моя многолетняя мечта. Удалось положить на бумагу все то,что

характеризует систему подготовки бегунов на средние и длинные дистанции одного из замечательных тренеров современности. Вячеслав Макарович Евстратов - человек-

легенда. За 50 лет он подготовил десятки квалифицированных мастеров бега. Его

воспитанники были победителями и призерами на многих крупнейших соревнованиях.

В.М. Евстратов широко известен в мире легкой атлетики как в России, так и за

рубежом. С его именем связаны успехи таких двух грандов "королевы спорта", как

Екатерина Подкопаева и Юрий Борзаковский. О созданной Вячеславом Макаровичем

системе тренировки по праву можно сказать: "Школа бега Вячеслава Евстратова".

Судьба подарила мне счастье быть рядом с этим замечательным человеком многие

годы. Мы - земляки (живем в подмосковном городе Жуковском), единомышленники (у нас много общих взглядов на тренировку, жизнь, знания, семью, друзей...),

трезвенники (легко обходимся без того, что "помогает" жить многим русским),

товарищи (дружим семьями)... Все это дает мне право быть уверенным, что хорошо

понимаю Вячеслава Макаровича. При этом, полностью разделяю его взгляды на

тренировку бегунов на средние и длинные дистанции.

Моя задача состояла в том, чтобы:

* обобщить опыт Макарыча (в спортивной среде его называют этим именем),

* поделиться с читателем своими наблюдениями,

* поточнее рассказать то, что услышал от него самого или его учеников.

^ Книга написана в форме повествовательного рассказа от лица героя -Вячеслава

Макаровича Евстратова.

В ней изложена философия подготовки бегунов на средние и длинные дистанции

ведущего тренера страны, сформулированы его советы и рекомендации; описаны

методические подходы и целевые установки; собраны воспоминания и заметки;

представлены тренировочные планы. Читатель узнает точку зрения В.М. Евстратова на

организацию многолетней тренировки бегунов на различные стороны спортивной

подготовки, включая физическую, функциональную, техническую, тактическую,

психологическую. В книге описаны средства и методы тренировки, которые он

использует в работе со своими учениками. Каждый, кто прочитает книгу, войдет в мир

творческой лаборатории мастера своего дела, каковым является Вячеслав Макарович

Евстратов, Название книги вынашивал долго. Советовался, размышлял и, в конце концов, решил, что это будет "Школа бега Вячеслава Евстратова". Если сложатся обстоятельства, то такую серию можно продолжить. В стране (и в мире) были, есть и будут замечательные тренеры. В названии ключевым является слово "школа". Любая Школа с большой буквы отличается тем, что она имеет свою особую атмосферу. Воспитанники такой Школы достигают вершин, результатов, всегда берут свою намеченную высоту. Это одинаково справедливо для любой Школы, будь то научная школа академика Мстислава Келдыша, школа оперного искусства Галины Вишневской, театральная школа Олега Табакова или школа бега Вячеслава Евстратова.

Данная книга, как первоначально замышлялось, должна была включать в себя лишь

методическую сторону подготовки квалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции. При детальном просмотре первого варианта оказалось, что ее содержание напоминало инструкцию: делай, как я. Получалась обычная "методичка". Стало видно ,что материал перегружен деталями и подробностями. Не хватало "души". Образно выражаясь, получился рецептурный справочник, в котором сухо перечислялись ингредиенты. Читателю, то есть коллеге-тренеру, спортсмену, специалисту предлагалось слепо копировать эти рецепты.

А вот философия В.М. Евстратова, которой он руководствуется в работе с бегунами, в

первом варианте книги не просматривалась. Поэтому пришлось многое переделать и

все развернуть под новым углом зрения: читатель должен четко представлять логику

Макарыча. Такой подход поможет тренерам, бегунам, специалистам взять на

вооружение его советы, творчески развить их и осуществить экспериментальную

проверку. В.М. Евстратов постоянно подчеркивает, что тренер ничего не должен

принимать на веру. Все нужно пробовать, а попробовав, использовать только то, что

подходит индивидуально конкретному ученику. А еще он верит в подсознательное

чутье тренера. Это чувство, основанное на многолетнем практическом опыте, выведет

из самой запутанной ситуации. В трудные минуты, когда тренер имеет жесткий лимит

времени для принятия решения, следует не забывать, что лучшим гидом является

личный опыт.

Лучшие тренеры мира выстраивают тренировочный процесс бегунов на средние и

длинные дистанции на основе индивидуального подхода. Именно такой подход

позволяет им эффективно работать многие годы. К числу лучших тренеров мира по

праву можно отнести В.М. Евстратова, система подготовки которого признана не только в России, но и за рубежом. Он - яркий приверженец индивидуального подхода.

Автор через призму своего восприятия попытался рассказать о системе подготовки

отечественных бегунов. Весь материал книги изложен так, чтобы читатели увидели

особенности тренировки глазами В.М. Евстратова, чьи ученики добились значительных спортивных успехов на международной спортивной арене.

Статистические материалы подготовлены С. А. Тихоновым. Автор выражает большую

благодарность всем, кто оказал помощь в подготовке настоящей книги. А это (в

алфавитном порядке): С.Афанасьев, Е.Афанасьева, Ю.А.Борзаковский, С.А.Вакуров,

А.Димов, Г.С.Евстратова, Я.И.Елъянов, С.Д.Епишин, Ю.А.Клеев, В.И.Куваев, ВТ.

Куличенко, У.Я.Кялле, А.В.Мельников, Е.И.Подкопаева, Ф.П.Суслов, Л.Я. Сучков,

В.Г.Хохлов, В.Н.Щербак.

^ Вячеслав Макарович Евстратов о себе и о своей системе

В последнее время, когда говорят о культуре, науке, производстве, экономике или

Бизнесе , только и слышишь об иностранном опыте. Хотя его у нас толком никто не

систематизирует и критически не осмысливает. Но все говорят, говорят... Слава богу,

что отечественная методика тренировки остается общепризнанной во всем мире. Но мы как настоящие русские забываем ее и шарахаемся из одной крайности в другую.

Основное звено многолетнего тренировочного процесса - это методика. К сожалению,

сейчас нет методической литературы для тренеров. Она просто не выпускается.

Вспомним 50-80-е годы прошлого столетия, когда наши специалисты были

признанными лидерами и в методических разработках, и в спортивных результатах.

Помню огромное количество книжек, авторами которых были известные ученые и

тренеры. Но кто может сейчас внятно сказать, какими методическими приемами

пользовались Г.И. Никифоров, Н.Е. Малышев, Н.И. Пудов, И.М. Токарь? Тысячи бегунов мечтают завоевать олимпийскую медаль. Успех придет к тому атлету, перед которым поставлена конкретная и выполнимая задача. Но очень немногим из них улыбнется счастье. И никогда награда не окажется в руках случайного человека. Уверен, что путь к медалям лежит через тренировку по продуманному на многие годы вперед плану.

У каждого свой темп адаптации: на одну и ту же нагрузку одни реагируют быстрее,

другие - медленнее. Начинающие бегуны должны быть готовы ждать несколько лет,

прежде чем они смогут реализовать свой потенциал. Единственно, что нужно

перспективным молодым атлетам для успеха - это время. Оно придет, но понадобятся

годы, прежде чем каждый из них научится всем премудростям бега. Чтобы стать

хорошим бегуном, нужно:

* научиться быть быстрым, сильным, выносливым,

* пробежать десятки (а в некоторых случаях - сотни) тысяч километров,

* выполнить тысячи тренировочных занятий,

* получить опыт в соревнованиях самого высокого уровня.

Все это невозможно получить за несколько недель или месяцев. Молодому атлету

нужно быть терпеливым и дать возможность организму адаптироваться к постепенно

прогрессирующим нагрузкам.

Не последнюю роль в становлении бегуна играют удача, спортивное счастье. Но это

никак нельзя измерить, а потому невозможно и планировать. Успеха в беге добиваются талантливые, но одних только природных способностей мало для того, чтобы стать "звездой". Не имея решимости, дисциплины, мотивации, трудно рассчитывать на успех.

Я всегда стараюсь убедить своих учеников в том, что прогресс спортивных результатов, так же, как и во всех других областях человеческой деятельности, происходит потому, что находятся люди, которые не удовлетворяются достигнутым, ставят перед собой трудные цели и верят в свои возможности добиться их.

Тренер вместе с учеником должны уметь ждать, когда придут результаты. Даже

великие бегуны добиваются успеха только после 10— 15 лет тренировки. Нужно

верить, что прогресс в результатах придет, несмотря ни на какие препятствия.

Успеха в беге нельзя добиться без дисциплины, которая помогает поддерживать

нужный уклад жизни, направленный на то, чтобы ежедневно быть готовым к

тренировке. Построение правильного уклада жизни, многолетнее планирование

помогли многим бегунам показать выдающиеся результаты. Время от времени травмы, болезни, домашние неурядицы выбивают из привычного образа жизни. Настоящий атлет должен иметь в себе силы, чтобы вернуть заведенный порядок в норму так быстро, как это только возможно.

Хороший тренер найдет способ стимулировать спортсмена к достижению высоких

результатов, а спортсмен своим преданным отношением к тренировке, в свою очередь, будет стимулировать тренера. Тренер, имеющий мало воображения и мыслей, будет только препятствовать прогрессу спортсмена. Лучше не иметь тренера вообще, чем иметь плохого. Если ученик подражает недостаткам тренера и следует его неконструктивным советам, то он не станет настоящим бегуном.

Тренер и ученик должны уметь выслушивать друг друга и обмениваться информацией о таких вещах, как ощущения в соревнованиях и тренировке, особенности тактики

соперников, возможные признаки заболеваний, способы лечения травм, житейские

трудности и пр.

Опытный и вдумчивый тренер без проведения специально организованных испытаний интуитивно может дать более или менее правильную оценку возможностей начинающего спортсмена. Тренер, имеющий дар предвидения, всегда с хорошими учениками. Его успехи в работе с бегунами - это не только педагогический результат. В немалой степени успех зависит от "наметанности глаза" при отборе новых учеников.

На семинаре европейских тренеров во Франции, когда у меня спросили о моей главной мечте, я ответил, что хотел бы, чтобы _____Юрий Борзаковский сумел пробежать 800 м, затрачивая; на преодоление каждого 200-метрового отрезка не по 26 с, как сейчас, а по 25!

Каковы дальнейшие перспективы Юрия Борзаковского на беговой дорожке? Я думаю,

что результаты, которые" он уже показал, не являются пределом. Сейчас Юра полон

веры в свои силы, он вошел во вкус побед и не любит проигрывать. Несмотря на

достаточный стаж тренировки и выступлений, он, по сути дела, еще только в начале

пути в большом спорте. И если он будет трудиться также самоотверженно, как прежде, его успехи продолжатся.

Сейчас, когда мне за семьдесят, в сознании время от времени всплывают картины из

прошлого. И если такое случается, то не спешу освободиться от воспоминаний.

Наоборот, пытаюсь погрузиться в них поглубже. Такое впечатление, что ничего плохого в жизни не случалось. В сознании закрепилось только все чистое, светлое, доброе: события, поступки, встречи, расставания, лица, голоса... Становится тепло на душе.

Чаще других в сознании появляются картины молодости, которая, как и вся жизнь,

связана с Подмосковьем.

В Раменском (а это текстильный городок в 45 км от Москвы по железной дороге в

сторону Рязани) стал работать в 1953 году. Тогда тренеры не знали, что есть понятие

"узкая специализация". Не догадывался об этом и я - молодой специалист,

приступивший к работе после окончания Малаховского техникума физической

культуры. Тренировал метателей, прыгунов, многоборцев, спринтеров, барьеристов.

Средневиков и стайеров в те годы (как, впрочем, и сейчас) было относительное

большинство среди занимающихся легкой атлетикой. Тренировочная группа состояла

из 50-60 человек. Характер взаимоотношений в группе той поры можно обозначить

тремя словами: труд, доверие, шутка. Трудились на тренировочных занятиях с азартом

и в поте лица. Было полное доверие тренеру. Шутка, ирония, розыгрыш - постоянно. И

еще: взаимопомощь во всем и всегда.

Я всегда стараюсь придерживаться определенных жизненных принципов. Считаю, что

всегда нужно поступать справедливо и оставаться честным к себе и к людям в любой

ситуации. Без этого невозможно добиться успеха. Кроме того, легко потерять

собственное "Я", то есть, уважение окружающих: родных и близких, учеников и

коллег-тренеров, руководителей и болельщиков... Высоким должен быть

профессионализм тренера, который работает с сильными атлетами. Но без

справедливости и честности - он ничего не будет стоить! Эти три составляющих

(профессионализм, справедливость, честность) должны лежать в основе

взаимоотношений с учениками. Кроме того, я всегда стараюсь сохранить со своими

воспитанниками искренние и доверительные отношения. Это помогает в работе.

Тренировочные программы, которые я использую в работе, на первый взгляд, могут

показаться очень простыми. Однако мои методические подходы при подготовке бегунов на средние и длинные дистанции вбирают в себя лучшее из всех тренировочных систем: финской, чешской, австрийской, немецкой, английской, новозеландской, американской... Должен сказать, что отечественная методика тренировки, в свою очередь, тоже глубоко проникла в иностранные системы. По сути сейчас нет секретов: все достижения методики уже давно стали интернациональными. А мы многие годы шарахались из одной системы в другую, запутались и потеряли веру в советскую школу бега, которая отвечает нашим климатическим условиям, быту и характеру россиян.

Сейчас в высоких спортивных инстанциях сформировалось мнение: "Нам нужны только лидеры! Советская система подготовки юных спортсменов изжила себя: она не

отвечает современным требованиям мирового спорта!". Эту линию поддерживают и

специалисты учебных и научно-исследовательских институтов физической культуры и

спорта. Такая позиция высшего руководства дошла, до региональных руководителей и

директоров спортивных школ. С болью в сердце наблюдаю, как в погоне за

сиюминутными успехами натаскивают на результаты юных бегунов. Такой подход

укорачивает жизнь в спорте.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Задача состояла в том, чтобы iconПауло Коэльо Дьявол и сеньорита Прим
Что делать с таким противоречием? Главная задача этой книги состояла в том, чтобы показать, что, как бы ни были сильны эти внутренние...
Задача состояла в том, чтобы iconПауло Коэльо — "Дьявол и сеньорита Прим"
Что делать с таким противоречием? Главная задача этой книги состояла в том, чтобы показать, что, как бы ни были сильны эти внутренние...
Задача состояла в том, чтобы iconЗадача менеджмента на этом этапе состояла в том, чтобы в дополнение...
Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда
Задача состояла в том, чтобы iconВопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе...
Россия оказалась перед реальной угрозой утраты статуса великой державы, жизнь властно требовала решительных шагов по обновлению страны....
Задача состояла в том, чтобы iconВ городах можно было получить работу, скрыться от уплаты дол­гов...
Одна из городских привилегий состояла в том, что се­ньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, ес­ли они прожили...
Задача состояла в том, чтобы iconЗадача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру,...
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих...
Задача состояла в том, чтобы iconЗадача состоит в том, чтобы увидеть его
Всегда, когда есть продукция для потребителя, существует поток создания ценности
Задача состояла в том, чтобы iconП. Рикер Повествовательная идентичность
Кант. Задача скорее состоит в том, чтобы исследовать многочисленные возможности установления связей между постоянством и изменением,...
Задача состояла в том, чтобы iconЗадача настоящей работы заключалась в том, чтобы, на примере хищников...

Задача состояла в том, чтобы iconРедактор И. Старых Обложка А. Янковой Рампа, Лобсанг История Рампы (Скитания разума) Пер с англ
«Брат мой, мы должны донести до ведома многих истину о том, что одна личность может добровольно покинуть свое тело и позволить другой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница