Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их


НазваниеНаучно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их
страница1/7
Дата публикации19.05.2013
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
1. Предмет дисциплины: научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их приоритетных направлений экспортного производства в России.

Структура курса: 2 части.

  1. Организация ВЭД на уровне экспортоориентированных предприятий.

1.1. Содержание процессов ВЭД.

1.1.1. ВЭД и принципы ее осуществления.

1.1.2. Внешнеэкономические функции в составе экспортоориентированных предприятий.

1.1.3. Виды ВЭД.

1.2. Участники ВЭД в РФ.

1.2.1. Участники ВЭД в составе внешнеэкономического комплекса РФ.

1.2.2. Внешнеторговые посредники и содействующие организации.

1.2.3. Организация работы внешнеторговой фирмы в составе производителей-экспортеров.

1.2.4. Стратегии развития ВЭД в РФ.

2. Механизм межгосударственного и национального регулирования в сфере ВЭД.

2.1. Методы регламентации внешнеторговых процессов в МТ.

2.2. Система государственного регулирования ВЭД в РФ.
2. ВЭД критерии и формы ее осуществления

Термин «ВЭД» был закреплен еще в Конституции СССР в 1977 г. при том, что внешняя торговля и другие виды ВЭД осуществлялись на основе государственной монополии.

Современное понятие «ВЭД» закреплено в ФЗ «Об экспортном контроле» 1999 г.

ВЭД – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности в т.ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

В ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ сформулировано понятие внешнеторговой деятельности.

Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Это определение подчеркивает коммерческий характер внешнеторговой деятельности.

Выделение понятия ВТД связано с тем, что внешняя торговля опосредует все виды ВЭД.

Из этого определения следуют 4 группы объектов или предметов ВЭД:

  1. Товары.

  2. Услуги.

  3. Информация.

  4. Интеллектуальная собственность.

При этом ВЭД осуществляется как на макроуровне, так и на микроэкономическом уровне.

Внешняя торговля товарами включает экспорт и импорт товаров.

Товаром считается движимое имущество, а также относящиеся к недвижимому имуществу морские и воздушные суда, суда внутреннего и смешанного пользования и космические объекты, электрическая и другие виды энергии. При этом в качестве товаров не рассматриваются транспортные средства, используемые по договорам международных перевозок. Термин «товар» включает овеществленные объекты внешнеторгового обмена, «видимые товары».

Российские участники ВЭД должны во всех внешнеторговых документах указывать наименование товарной позиции строго в соответствии с действующей товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая была разработана на основе международной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Внешняя торговля услугами предусматривает оказание услуг, в том числе выполнение разнообразных работ, включающих производство, распределение, маркетинг и доставку услугу или работ.

Оказание услуг осуществляется следующими способами:

  1. С территории РФ на территорию иностранного государства.

  2. С территории иностранного государства на территорию РФ.

  3. На территорию РФ иностранному заказчику.

  4. На территорию иностранного государства российскому заказчику.

  5. Российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путём присутствия его или уполномоченного на территории иностранного государства.

  6. Иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия в РФ, путём присутствия на территории РФ.

  7. Российским исполнителем услуг путём коммерческого присутствия в иностранном государстве.

  8. Иностранным исполнителем услуг путём коммерческого присутствия на территории РФ,

Применяемая в ГАТС классификация услуг по их содержанию или объекту включает 161 вид услуг, которые сгруппированы в 12 разделов:

  1. Деловые услуги.

  2. Услуги связи.

  3. Строительные и инжиниринговые услуги.

  4. Дистрибьюторские услуги.

  5. Общеобразовательные услуги.

  6. Услуги по защите окружающей среды.

  7. Финансовые услуги, включая страхование.

  8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги.

  9. Туризм и путешествия.

  10. Услуги в организации досуга, культуры и спорта.

  11. Транспортные услуги.

  12. Прочие услуги.

Значительная часть услуг – невидимый экспорт и импорт, который не входит в торговый баланс, но отражается в ПБ страны.

Внешняя торговля информацией осуществляется в двух видах:

  1. Информация выступает в качестве самостоятельной самостоятельного объекта ВТД.

  2. Информация – как неотъемлемое дополнение к другим объектам ВТД.

Как самостоятельный объект информация предоставляется по коммерческим, производственным, научно-техническим и иным вопросам.

Согласно законам, ^ ВТ информация отождествляется с другими объектами ВТД в следующих случаях:

  1. Если информация – составная часть реализуемых товаров. Это считается ВТ товарами.

  2. Если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, то это относится к ВТ интеллектуальной собственностью.

  3. Во всех других случаях – как ВТ услугами.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностьюпередача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу, либо иностранным – российскому.

К объектам относятся научно-технические изобретения, новые технологии, ноу-хау, программные продукты, произведения литературы и искусства, реализованные в виде лицензий, патентов и авторских прав.

В развернутое понимание ВЭД включают 3 основных компонента:

1. ВЭД государства в лице органов власти федеральных, региональных и муниципальных, выполняющих управленческо-регулирующие функции, обеспечивая надлежащие условия для осуществления ВЭД на территории страны и отдельных регионов и добиваясь благоприятных внешних условий ее осуществления на основе взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в рамках установившихся ВЭС.

2. ВЭД хозяйствующих субъектов – предприятий и коммерческих организаций различных форм собственности, а также ИП, осуществляющих экспортно-импортные операции и взаимодействующих с иностранными торговыми партнерами.

3. ВЭД различных содействующих организаций, прежде всего таких как Торгово-промышленная палата, различных союзов, ассоциаций, лиг российских товаропроизводителей, экспортеров и импортеров и других общественных организаций по оказанию содействия развитию ВЭД.

^ Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет. На основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально технических возможностей, ответственность за результаты ВЭД лежит на самом предприятии как в части экспортных поставок, так и в отношении импортных закупок. Для развития экспорто- и импортозамещающего производства.
^ 3 .Характер и особенности ВЭС и основы их осуществления.

Внешнеэкономические связи – формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

Смысл ВЭС состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в т.ч. валютно-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений РФ.

Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа. Новым этапом в развитии ВЭС стало принятие ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При этом необходимо отметить, что ВЭД и ВЭС не следует рассматривать раздельно. Характер ВЭС государства существенно определяет стратегию ВЭД министерств, предприятий, фирм и организаций.

^ Основной особенностью внешнеэкономических связей является наличие ведомственной опеки федеральных структур, определяющих их основные стратегические направления.

^ 4. Этапы развития ВЭД в России.

К середине 70-ых гг. выявились следующие негативные стороны в развитии ВТ:

1. Отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта.

2. Падение темпов внешнеторгового оборота.

3. Устаревшие формы организации работы на внешнем рынке.

Все это послужило причиной реформирования ВЭС, что совпало с проведением экономических реформ в стране.

Этапы развития ВЭД в РФ разные авторы формулируют по-разному. В основе нашей периодизации лежит периодизация Покровской:

1 этап. 1986-1988 гг. Отмена монополии государства на ВТ и расширение числа участников ВЭД за счет создания совместных предприятий, международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами. Отраслевые министерства и ведомства и ряд предприятий получили права на осуществление экспортно-импортных операций.

2 этап. 1989-1991 гг. в апреле 1989 г. все производители товаров и услуг получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, и число участников ВЭД достигло 28 тыс., тогда как к концу первого этапа право выхода на внешний рынок имели 55 министерств, 150 производственных объединений и 8 межотраслевых научно-технических комплексов. Такой рост числа участников ВЭД потребовал формирования системы государственного регулирования ВЭД. На этом этапе активно применялись нетарифные методы, регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование и контингентирование экспорта.

3 этап. 1992-1998 гг. Связан с распадом СССР и развитием России как самостоятельного государства. На этом этапе был разработан новый механизм государственного регулирования ВЭД, сформирована нормативная база ВТ в условиях либерализации ВЭД, введены новые формы государственного контроля за экспортом и импортными операциями. Этот период характеризовался распадом хозяйственных связей со странами бывшего СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи со странами Восточной Европы) и формированием новых отношений в рамках СНГ. Кроме внутренних проблем, связанных с разрушением хозяйственных связей внутри страны, неопределенностью нормативно-правовой базы ВЭД, кризисом неплатежей и денежного обращения добавились и внешние факторы – огромный внешний долг, невозможность выплат по долгам со стороны развивающихся стран, неблагоприятная конъюнктура цен, противодействие развитых стран выходу РФ на внешние рынки, резкое сокращение внешнеторгового оборота с бывшими партнерам из Восточной Европы.

4 этап. 1999-2003 гг. Восстановительный период экономики РФ. Внешнеэкономическая политика этого периода была направлена на:

1. Улучшение условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки.

2. Создание эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы.

3. Обеспечение доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития страны, прежде всего, к таким, как капитал и технологии, товары и услуги, производство которых ограничено или отсутствует в стране.

4. Обеспечение благоприятного ПБ страны.

5. Развитие мер государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

В этот период был провозглашен принцип взаимности, в основе которого лежит поддержка благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств в ВТ. В этот период активизировались переговоры о присоединении России к ВТО, в связи с чем была проведена работа по проведению законодательства РФ в соответствии с требованиями ВТО. Оно было направлено на снижение барьеров для участников ВЭД и инвесторов, совершенствование процедур разрешения споров и порядок применения экспортных субсидий и других форм поддержки экспорта и производства.

5 этап. С 2003 г. характеризовался переходом к инвестиционному росту, которому в 2008 г. помешал мировой финансовый кризис.

Необходимо отметить, что вопросы формирования стратегии ВЭД в РФ – прерогатива Президента и Правительства РФ. Их функции закреплены в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Ежегодно в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ формулирует основные задачи и стратегические направления, в т.ч. касающиеся сферы ВЭД. Послание 2009 г. содержит конкретные направления модернизации российской экономики, где выделяется 5 стратегических векторов:

1. РФ должна стать одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использованию энергии, для чего необходима разработка новых видов топлива и выход на новые внешние рынки.

2. Необходимо сохранить и поднять на новый качественный уровень ядерные технологии.

3. Необходимо совершенствование ИТ.

4. РФ должна располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации.

5. РФ должна занять передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечнососудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

При этом необходимо повышение конкурентоспособности и в традиционных отраслях экономики. Возникает необходимость инновационного развития экономики.
^ 5. Виды и формы ВЭД.

В ФЗ от 1992 г. «О государственном регулировании ВЭД» к видам ВЭД были отнесены (каждый из видов ВЭД осуществляется в нескольких формах):

1. ^ Внешняя торговля. Формы: экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт. Вместе с тем внешняя торговля опосредует все формы ВЭД, например одна из форм международного научно-технического сотрудничества – совместные исследования, результат которых патентуется, патент продается и представляет собой экспорт услуги.

2. ^ Международное инвестиционное сотрудничество. Формы: кредитные соглашения, международный финансовый лизинг, предприятия с иностранными инвестициями.

3. ^ Международная производственная кооперация. Формы по классификации Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН): предоставление лицензий с оплатой продукции, выпускаемой по этим лицензиям; поставка производственных линий и заводов с оплатой, производимой на них продукции; совместное производство на основе специализации; подрядная кооперация; совместное предприятие двух и более иностранным партнеров. Одной из прогрессивных форм производственной кооперации, получившая развитие в России, является франчайзинг, когда компания одной страны разрешает предприятию, фирме или компании другой страны производить продукцию под своим фирменным наименование, предоставляя технологию, комплектующие и различные виды консалтинга.

4. ^ Валютно-финансовые и кредитные отношения. Рассматриваются с одной стороны как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с осуществлением расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, а с другой стороны валютные операции, совершаемые в целях избегания курсовых потерь. В то же время международные валютно-кредитные отношения рассматриваются в качестве самостоятельного специфического вида ВЭД в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи и система международных расчетов.

Некоторые виды ВЭД для нашей страны являются наиболее значимыми или перспективными.

Во второй половине ХХ в. важную роль приобрело военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. В 1998 г. был принят ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами», в котором военно-техническое сотрудничество определено как деятельность в области МО, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой и закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. К продукции военного назначения относится: вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и информация в военно-технической области. В число объектов военно-технического сотрудничества включены системы связи и управления, инженерно-технические сооружения, средства защиты от оружия массового поражения, техническая документация, результаты НИОКР, программно-математическое обеспечение, подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств, услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного характера в области военно-технического сотрудничества.

Практическое развитие военно-технического сотрудничества осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Продажа в зарубежные страны оружия и разнообразной военной техники российского производства, прежде всего уникальные типы самолетов, вертолетов, ракет, танков, артиллерийских установок, морских кораблей, подводных лодок, некоторые виды стрелкового оружия (автомат Калашникова).

2. Сооружение оборонительных объектов за рубежом.

3. Обучение иностранных граждан военным специальностям.

4. Передача иностранным партнерам технической документации и иной информации военно-технического характера.

РФ вновь становится крупнейшим экспортером военной техники и оружия. По данным Стокгольмского института вооружений и проблем мира доходы РФ от экспорта вооружений достигают 27,5 млрд $ США, превысив аналогичные показатели других крупных экспортеров (США – 26,1 млрд $, Франция – 8,2 млрд $).

Одной из специализированных форм ВЭД в РФ являются услуги в обогащении ядерных отходов и в освоении космического пространства. В последнюю группу входят: выведение отечественными ракетами иностранных искусственных спутников на заданную орбиту, выполнение иностранных заказов на проведение научных исследований и создание новых материалов в условиях невесомости, продажа аэрофотоснимков территории иностранных государств, сделанных с российских спутников высокоточной аппаратурой, участие иностранцев в экспедициях на орбитальных станциях.

В сфере научно-технического сотрудничества стала традиционной патентно-лицензионная деятельность, регистрация товарных знаков и знаков обслуживания.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их iconТеоретические и методологические основы криминалистики
Преступная и криминалистическая деятельности как объекты изучения, их структура и криминалистически значимые черты
Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их iconВопрос Методологические основы тгп. Методология
Методология (в широком смысле) – система взаимосвязанных элементов, которые вырабатывают подходы; методы изучения
Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их iconТема История психологии: теоретические и методологические основания...
Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы определения предмета истории психологии
Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы конфликтологии»
Основные теоретические подходы к проблеме конфликта: мотивационный, когнитивный, деятельностный и организационный
Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их iconПлан: Введение и краткий исторический обзор. Предмет, задачи, система...
Васильев А. Н., Яблоков Н. П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М.,1984
Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их iconВ. В. Богачев теоретические основы
...
Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их iconФакторы, определяющие роль гос-ва в мрт
Мрт комплекс научно-производственных, валютно-финансовых и внешнеэкономических связей, основанных на специализации отдельных стран...
Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их iconСеминар Вопросы для обсуждения: Предмет и задачи общей психологии....
Предмет психологии. Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии
Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их iconКоэнзим Q10 в кардиологической практике – теоретические основы и...
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Российский Кардиологический научно-производственный комплекс...
Научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных экспортоориентированных структур, исходя их iconНаучные, методологические и теоретические основы стандартизации
Хода лежит исследование объектов как систем. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентируется...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница