Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном


Скачать 121.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном
Дата публикации12.06.2013
Размер121.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Спорт > Методические рекомендации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
в 2012/2013 учебном году


  1. Форма и порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады по обществознанию


1.1. Участниками школьного этапа олимпиады по обществознанию могут быть на добровольной основе все учащиеся 6-11 классов образовательного учреждения. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются (п. 8 Положения).

1.3. Требования к проведению школьного этапа олимпиады разрабатываются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады и утверждаются оргкомитетом школьного этапа Олимпиады (п. 21 Положения).

1.6. В требованиях, составляемых раздельно для школьного и муниципального этапов Олимпиады, рекомендуется включить следующие общие позиции:

1) Дата проведения этапа Олимпиады на основании пп. 20,29 Положения.

2) Время проведения Олимпиады для каждой параллели (см. данные рекомендации ниже).

3) Функции Оргкомитета и Жюри школьного и муниципального этапов Олимпиады, предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады, разрабатывающей требования к проведению этапа и задания школьного этапа, предметно-методической комиссии регионального этапа, разрабатывающей требования к проведению муниципального этапа и задания этого этапа, распределение их полномочий и зоны ответственности (см. пп. 11, 17. 18. 19. 21, 30, 31 Положения).


  1. Составление заданий школьного этапа олимпиады, их проверка и оценивание


4.1. Общие положения
1.1. Содержание заданий Олимпиады по обществознанию определяются:

- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который готовится для внедрения в образовательные учреждения РФ.

2. Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится «по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (п.7 «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»).

3. С учетом особенностей требований к олимпиадным заданиям, которые в своей совокупности отличаются от традиционных форм контроля, текущей и итоговой аттестации учащихся в них должны найти отражение:

- нормативные требования к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- творческий характер соревнований;

- общая культура участников, их эрудированность.
^ 4.2. Принципы формирования олимпиадных заданий
Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровнях:

1. Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов Олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах Олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения Олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.

3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени, глубины их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. Сочетание заданий с кратким ответом до развернутого текста.

6. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа или сочинения-эссе) с сохранением как основы заданий инвариантных.

7. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

8. Опора на межпредметные связи в части заданий.

9. На школьном и муниципальном этапах Олимпиады большое значение имеет отражение в ее заданиях краеведческого материала как регионального компонента школьного курса обществознания.

Возможен следующий алгоритм подготовки заданий Олимпиады по обществознанию для каждой параллели участников школьного и муниципального этапов:

В основе работы – определение целей проведения этапа на основе общего целеполагания всероссийской олимпиады школьников;

  1. определение того, какие содержательные линии, в какой степени и на основе какого учебно-методического комплекса изучены школьниками данной параллели к началу этапа Олимпиады;

  2. вычленение дидактических единиц, вынесение которых в олимпиадные задания наиболее целесообразно;

  3. выделение типов заданий, доступных для выполнения учащимися данной параллели, позволяющих в наибольшей степени выявить уровень их подготовленности, творческие задатки;

  4. определение ориентировочного времени выполнения каждого из предлагаемых заданий для вывода о возможном наборе комплекта для параллели.


^ 4.3. Типы олимпиадных заданий.
Наиболее распространенными типами заданий олимпиады по обществознанию являются (примеры для каждого типа задания даны в соответствующих изданиях, о которых сказано ниже):

    1. Задания с рядами понятий, имен, фактов общественной жизни и т.д.:

1.1. По какому принципу образованы ряды? Назовите общее для приведенных ниже элементов, объединяющее их.

1.2. Продолжите ряды (вариант с дополнительным заданием – приведите примеры, характеризующие дополнительные элемента рядов).

1.3. Заполните пропуск в ряду.

1.4. Выявление лишнего в ряду и объяснение своего выбора.

2. Выбор из перечня. Поиск в данном перечне элементов по определенным критериям.

3. Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).

4. Соответствие элементов из двух перечней (например, имена ученых и научные идеи).

5. Работа со схемами (например: 1) составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение; 2) начертите схему, которая отражает принципы взаимодействия, например, государства, права и личности в демократическом правовом государстве с использованием… (дается список терминов).

6. Работа с таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных.

7. Задания по работе с обществоведческими понятиями:

7.1. Грамотность написания обществоведческих терминов.

7.2. Замена выделенного фрагмента обществоведческим термином.

7.3. Обществоведческий кроссворд.

8. Работа с обществоведческими текстами:

8.1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (варианты: из данного списка; без приведенного списка).

8.2. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции.

8.3. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.

8.4. Поиск и исправление ошибок в тексте.

9. Познавательные задачи (например: анализ правовой ситуации, рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа).

10. Задания по работе с изобразительным рядом (опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с обществоведческими понятиями, теориями, социальными явлениями).

11. Развернутые тексты:

11.1. Формулирование краткого ответа на задание (например, «Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом»).

11.2. Подготовка мини-проекта. Пример задания, использованного в 2010 г. на заключительном этапе Олимпиаде в условиях практически двух астрономических часов на его выполнение:

«Современная Россия нуждается в инновационных идеях, активности молодежи в решении проблем, стоящих перед страной. Вам предлагается составить заявку на проведение исследования по актуальной для России проблеме общественного развития. Вы сами должны сформулировать эту проблему.

Рекомендуем следовать тому плану работы, который дан ниже. Но, если ваше решение будет состоять в иной последовательности раскрытия перечисленных вопросов, постановке вопросов дополнительных, то жюри отнесется к этому с пониманием. Однако не забывайте необходимость раскрыть все 9 позиций, указанных ниже.

1. Формулировка проблемы.

В чем состоит проблема (дайте ее четкое определение)?

Какое противоречие в развитии российского общества лежит в основе названной вами проблемы?

Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, актуальна для общества?

В чем ее значимость для вас лично?

2. Цель работы.

На что нацелена работа? Какие результаты вы планируете получить?

3. Имеющийся опыт решения проблемы.

Какой опыт решения выбранной вами проблемы был в истории России?

Можно ли сослаться на опыт решения подобной проблемы за рубежом?

Что для решения данной проблемы уже делается сегодня?

4. Значимая информация о реальном положении дел по избранной проблеме.

Какой информацией о реальном положении дел по избранной проблеме вы уже обладаете (в т.ч. назовите источники этой информации)?

Какой информации вам не хватает? Обоснуйте ее важность для вас.

5. Способы и методы исследования.

Какие способы (методы) исследования вы планируете применить?

Обоснуйте ваш выбор с точки зрения достижения поставленной цели.

6. Ожидаемые результаты.

Какие результаты вы ожидаете получить?

7. Адресность работы.

Кому, каким органам власти, общественным организациям могут быть полезны результаты вашей работы? Свой вывод аргументируйте.

8. Смежные исследования.

Перечислите темы исследований, которые поддержали бы работу по избранной вами проблеме. Кратко обоснуйте свой выбор.

9. Личное участие в решении проблемы.

Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы (кроме очевидного – разработка заявки на исследование)».

11.3. Написание сочинения-эссе.

«Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

  1. Раскрытие обоснованности выбора темы.

  2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

  3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

  4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса.

  5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

  6. Свободная композиция и непринужденность повествования.

  7. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

  8. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам».


^ 4.4. Проверка и система оценивания олимпиадных заданий
Предметно-методическая комиссия каждого этапа Олимпиады обеспечивает ее проведение не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их оценивания.

Необходимо создание ее дифференцированной шкалы, позволяющей учитывать различные нюансы ответов участников соревнований. В значительном числе случаев итог выполнения задания не подводится через дихотомию: «решил – не решил», а требуют оценивать отдельные их стороны, нередко автономно.

Среди особенностей предмета «обществознание» – дискуссионность в содержании и подаче материала, которая требует при оценивании части заданий: учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с взглядами членов жюри. В том случае, когда эта высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, и оценивается уровень ее подачи, научность и грамотность приведения аргументов и др.

Уже названная особенность предмета приводит к необходимости принимать как правильные ответы такие из них, которые даны не по предложенному эталону, сформулированы иначе, но верны по-сути.

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения. Ниже дается таблица, которая содержит рекомендации по времени, отводимому для работы школьников на этапе Олимпиады.
При оценивании олимпиадных работ рекомендуется каждую из них проверять двум членам комиссии с последующим подключением дополнительного члена жюри (председателя) при значительном расхождении оценок тех, кто первоначально проверил работу. Это особенно важно при обращении к творческим заданиям, требующим развернутого текста.
^ 4.5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета
Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по обществознанию. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий, или быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.

- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии / Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.

- Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие / Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2008.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3 – М.: Просвещение, 2010.

Из года в год олимпиадные задания с «ключами» к ответам и критериями оценивания публикуются в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе».

* * *

http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.

http://www.medvedev-da.ru/ – сайт Президента РФ Д.А. Медведева.

http://premier.gov.ru/ – официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.

http://www.edu.ru/ федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

http://www.mioo.ru – сайт Московского институт открытого образования.

http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

http://www.philos.msu.ru/library.php – библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

http://www.philososophe.ru/ – философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.

http://www.garant.ru/ – «Гарант» (законодательство с комментариями).

http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc – учебные программы курсов по выбору по истории, обществознанию, экономике.

http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь».

http://people.nnov.ru/iq/soc.htm – курс лекций по социологии.

http://www.isn.ru/sociology.shtml – российская сеть информационного общества.

http://socio.rin.ru/ – на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература.

http://socio.lex.narod.ru/ – лекции по социологии.

http://soc.lib.ru/ – электронная библиотека «Социология, психология, управление».

http://polit.mezhdunarodnik.ru/ – сайт «Политология в России».

http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ – практикум по политологии:

http://www.religio.ru/u4.html – информационный портал «Мир религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы.

http://www.antropolog.ru/ – электронный альманах о человеке.

http://filosofia.ru/ – электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты и др.

http://filosof.historic.ru/ – электронная библиотека по философии.


Похожие:

Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа...
Тестовые задания. Этот тип вопросов может составлять около 70-90 процентов от общего числа заданий. Например
Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном  iconО проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...
Образования и науки РФ от 02. 12. 2009 №695 (зарегистрированное Министерством юстиции РФ от 20. 01. 2010 №16016), приказом Министерства...
Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном  iconЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2012-2013 учебном году

Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном  iconЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012-2013 учебном году
Задание в каждом тестовом задании выберите один правильный ответ. Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 баллами. Всего...
Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном  iconI (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по физической...
Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном  iconI (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по физической...
Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном  iconI (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по физической...
Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном  iconЗадания школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников...
Каков максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних осужденных в возрасте до 16 лет по уголовному законодательству РФ
Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном  iconРегламент проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
Настоящий регламент определяет порядок проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в городе Новосибирске
Методические рекомендации по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном  iconЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 2011-2012 год

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница