Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений”


Скачать 155.14 Kb.
НазваниеОсобенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений”
Дата публикации26.06.2013
Размер155.14 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Спорт > Документы
Материалы теоретического раздела программы кафедры физвоспитания и здоровья по теме:

Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений”

Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки.

Долгое время спортивную тренировку рассматривали как повторное выполнение спортивного упражнения для достижения наилучшего результата в беге, прыжках, гребле, лыжном спорте и др. Но уже в 30-ж годах этого столетия в спортивной тренировке стали видеть более сложный процесс, направленный на развитие физических и морально-волевых качеств, на обучение спортивной технике и тактике и их совершенствование.

Тренировка в том или ином виде спорта практически проводится не по непрерывно возрастающей линии, а определенными этапами. Принято тренировку в течение года делить на три периода: подготовительный, основной и переходный.

Начало и продолжительность каждого периода зависят от вида спорта, степени подготовленности спортсмена и условий, в которых проводиться тренировка. Подготовительный период тренировки, например, для лыжников обыкновенно начинается ранней осенью или в конце лета, а для легкоатлетов ранней весной или в конце зимы. При этом, естественно, основной период для лыжников падает на зимний сезон, а дл легкоатлетов — на летний.

Наибольшая физическая нагрузка приходится на основной период. В этот периоде спортсмен достигает наивысшей степени тренированности («спортивной формы») и участвует в соревнованиях.

Задачей подготовительного периода, как говорит само название, является подготовка организма спортсмена к высоким нагрузкам основного периода.

Переходный период решает задачу постепенного перехода от длительной и весьма интенсивной работы (связанной с участие в соревнованиях) основного периода к относительному отдыху.

Однако резкое снижение эффективности и длительности нагрузок в переходном периоде не рекомендуется, так как это представляет собой нарушение установившегося жизненного стереотипа, связанного с приспособлением организма к регулярным высоким нагрузкам, к определенному тренировочному режиму. При этом происходит нарушение регулярной деятельности центральной нервной системы, проявляющееся, в частности, в расстройстве функций вегетативных органов – главным образом сердечно-сосудистой системы.

Отдых в переходном периоде тренировки мыслится как активный отдых. В это время спортсмен продолжает тренироваться но с меньшей нагрузкой и преимущественно в смежных и вспомогательный для него видах спорта.

Из переходного периода тренировки спортсмен в свое время вступает в подготовительный период, затем в основной и т.д. При этом из года в год (до определенного возраста) исходный уровень работоспособности спортсмена, вступающего в подготовительный период, должен повышаться.

Несоблюдение периодизации круглосуточной тренировки может быть чревато отрицательными последствиями; очень длительное и непрерывное поддерживание организма на максимальном уровне тренированности основного периода представляет собой большой нервный труд и может, в конце концов, привести к перетренировке.

Рациональное планирование круглогодичной тренировки в значительной мере способствует так же и оптимальному планированию многолетней подготовки.

Продолжительность и структура многолетней подготовки зависят от многих факторов, в числе которых в первую очередь следует назвать:

  • структуру соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающую высокие спортивны результаты;

  • закономерности становления различных сторон спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов в ведущих для данного вида спорта функциональных системах;

  • индивидуальные и половые особенности спортсменов, темпы их биологического созревания и связанные с ними темпы роста спортивного мастерства;

  • возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке;

  • содержание тренировочного процесса – состав средств и методов, динамику нагрузок, построение различных структурных образований, дополнительные факторы, (специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства и т.п.);

Названные факторы определяют общую продолжительность многолетней подготовки, время, необходимое для достижения высших спортивных результатов, возрастные зоны, в которых эти результаты обычно демонстрируются.

Следует указать, что эти факторы имеют объективный характер и являются достаточно консервативными. Значительные отклонения, встречающиеся у отдельных спортсменов, довольно редки и, как правило, связаны с их уникальными индивидуальными возможностями.

На продолжительность многолетней подготовки могут оказать существенное влияние внешние причины: например, тенденции развития видов спорта и связанные с ними изменения правил оценки эффективности соревновательной деятельности, снижение возрастного ценза для участия в ответственных соревнованиях и др.

Рациональное планирование многолетней подготовки связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в которых демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Обычно выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней подготовки – первых больших успехов, оптимальных возможностей, поддержания высоких результатов. Такое выделение возрастных зон позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, достаточно точно определить период наиболее напряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов.

Бытующее мнение об омоложении спорта является необоснованным из-за неправильного понимания закономерностей многолетней подготовки. Оптимальные возрастные границы демонстрации наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного внимания ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.

Следовательно, тренеры должны стремиться планировать наивысший результат спортсмена на оптимальный возраст. Это очень важно для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Особенно осторожно следует планировать тренировочный процесс в пубертантном периоде, сопровождающемся диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, в связи с чем ухудшается протекание адаптационных процессов, снижается работоспособность, замедляются восстановительные процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок. Стремление некоторых тренеров как можно быстрее наиболее простыми путями добиться успешного выступления своих учеников в соревнованиях приводит к тому, что в практику подготовки юных спортсменом внедряются самые мощные средства и методы современной тренировки, применяющиеся при подготовке мастеров высокого класса. Это приводит к быстрому росту результатов, определенным успехам в детских и юношеских соревнованиях и одновременно к потере перспективы на достижение высоких результатов в оптимальном возрасте. Такая тренировка часто связана с серьезными нарушениями в состоянии здоровья юных спортсменов, их однобокой технической и функциональной подготовленностью, психическими срывами.

В итоге наблюдается спортивное недолголетие спортсменов, совершивших быстрый взлет к относительно высоким результатам в подростковом и юношеском возрасте.

Следует отметить еще одну тенденцию, отчетливо просматривающуюся в спортивной практике последних лет. Характерная для современной подготовки спортсменов высокого класса интенсификация тренировочного процесса, воз-

росшая конкуренция в крупнейших соревнованиях наряду с бурным ростом спортивных достижений повлекли за собой укорочение периода выступления на высшем уровне.

Многолетняя спортивная подготовка подразделяется на пять этапов:

  1. Начальной подготовки;

  2. Предварительной базовой подготовки;

  3. Специализированной базовой подготовки;

  4. Максимальной реализации индивидуальных возможностей;

  5. Сохранения достижений.

Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно строго очерченные цели, задачи и содержание. Однако между рядом расположенными этапами нет четких границ, их продолжительность можно в определенной мере

варьировать, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спортсменов на смежных этапах.

Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков физического развития, обучение технике избранного вида спорта.

Подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразие средств и

методов, широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр, применение игрового метода. На этапе начальной подготовки не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками.

В области технического совершенствования следует ориентироваться на необходимость освоения технических элементов в различных видах спорта – беге, ходьбе на лыжах, гребле, спортивных играх, многообразных подготовительных упражнений. Не следует пытаться стабилизировать технику движений, добиваться стойкого, позволяющего достичь определенных спортивных результатов двигательного навыка. В это время у юного спортсмена закладывается разносторонняя техническая основа для дальнейшего технического совершенствования. Это положение распространяется и на последующие два этапа многолетней подготовки, однако, особенно строго должно учитываться на этапе начальной подготовки.

Тренировочные занятия продолжительностью 30 - 60 минут, как правило, проводятся не чаще 2 - 3 раз в неделю. Они должны органически сочетаться с уроками физической культуры в школе и носить преимущественно игровой характер.

Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик 100 - 150 часов. Он в значительной мере зависит от продолжительности этапа, который, в свою очередь, определяется временем начала занятий спортом. Если, например, ребенок начал заниматься спортом в возрасте 6 – 7 лет, то продолжительность этапа может составить 3 года при относительно небольшом объем работы в течение каждого из них (1-й год — 80, 2 — 100, 3-й— 120). Если же будущий спортсмен приступил к занятиям в 9 - 10 лет, то этап начальной подготовки обычно сокращается до 1,5 - 2 лет, а объем работы с учетом эффекта предыдущих занятий физической культурой в школе может достичь 200 – 250 часов в год.

достичь 200 - 250 часов в год.

Этап предварительной подготовки. Основными задачами тренировки на этом этапе являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья, устранение недостатков физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагающее освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формированию устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправленной многолетней спортивной подготовке.

Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специализированная.

В то же время увеличить объем специально-подготовительных упражнений, выполнить разрядные нормативы приводит к быстрому росту результатов, что в дальнейшем неизбежно отрицательно сказывается на становлении спортивного мастерства.

На этапе предварительной подготовки уже в большей степени, чем на предыдущем этапе техническое совершенствование строиться на разнообразном материале вида спорта, избранного для специализации. В результате спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику многих специально-подготовительных упражнений. Такой подход в итоге формирует у него способности к быстрому освоению техники избранного вида спорта, соответствующей его морфологическим и функциональным возможностям, обеспечивает в дальнейшем умение варьировать основными параметрами технического мастерства в зависимости от условий конкретных соревнований, функционального состояния на различных стадиях соревновательной деятельности.

Особое внимание на этап предварительной базовой подготовки нужно обращать на развитие различных форм проявления быстроты, а также координационных способностей и гибкости. При высоком естественном темпе прироста физических способностей нецелесообразно планировать остро воздействующие тренировочные средства: комплексы упражнении с высокой интенсивностью и непродолжительными паузами, ответственные соревнования, тренировочные занятия с большими нагрузками и т.п.

Этап специализированной базовой подготовки. В начале этапа основное место продолжает занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной. Определяется, как правило, предмет будущей спортивной специализации, причем спортсмены часто приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы.

На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенциал организма спортсмена без применения большого объема работы, максимально приближенной по характеру к соревновательной деятельности.

К планированию функциональной подготовки на этом этапе, характерном уже высокими тренировочными нагрузками, необходимо подходить дифференцированно, с учетом специализации спортсмена. Вполне естественно, что базовая подготовка будущих спортсменов, тяжелоатлетов, гимнастов должна строиться в строгом соответствии со спецификой соревновательной работы, и прежде всего включать широкий круг средств, способствующих повышению скоростно-силовых и координационных способностей спортсмена.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей предполагает достижение максимальных результатов в видах спорта и номерах программы, избранных для углубления специализации. На этом этапе значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, а также соревновательная практика.

Основная, задача этого этапа — максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Максимума достигают суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы, значительное место занимают занятия с большими нагрузками, число занятий в недельных микроциклах может достигать 15 – 20 и более, резко возрастает объем специальной психологической, тактической и интегральной подготовки.

Принципиально важным моментом является обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности спортсмена к достижению наивысших результатов совпадает с периодом самых интенсивных и сложных в координационном отношении тренировочных нагрузок. При таком совпадении спортсмену удается добиться максимально возможных результатов; в противном случае они оказываются значительно ниже.

Продолжительность и особенности подготовки к высшим достижениям во многом зависят от специфики формирования спортивного мастерства не только в различных видах спорта, но и в отдельных номерах программы одного вида. Специфика вида спорта, пол спортсмена в значительной мере определяют темпы роста достижений.

Этап сохранения достижений. Характеризуется сугубо индивидуальным подходом к спортсменам. Объясняется это следующим. Во-первых, большой тренировочный опыт конкретного спортсмена помогает всесторонне изучить присущие ему особенности, сильные и слабые стороны подготовленности, выявить наиболее эффективные методы и средства подготовки, варианты планирования тренировочной нагрузи. Все это дает возможность повысить эффективность и качество тренировочного процесса и благодаря этому поддержать уровень спортивных достижений. Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей, обусловленное как естественными возрастными изменениями систем и органов, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней подготовки, часто не позволяет не только увеличить нагрузки, но и удержать их на ранее доступном уровне. Это требует изыскания индивидуальных резервов роста спортивного мастерства, способных нейтрализовать указанные отрицательные факторы.

Структура подготовленности занимающегося. В многолетней тренировке выделяют две стороны: ее структуру и динамику направленности занятий, которые учитываются при планировании.

Структура многолетней тренированности состоит из 4 циклов: начального, предрекордного, рекордного и завершающего. Предрекордный цикл делиться в свою очередь на два этапа.

Установлено, что самыми важными циклами многолетней тренировки являются начальный и предрекордный. Если тренеры форсируют подготовку своих воспитанников на этих циклах, то в начале результаты быстро растут, но затем где-то на уровне I разряда, наступает стабилизация роста квалификации спортсменов. С другой стороны, в каждом виде спорта есть своя возрастная граница, раньше которой невозможно выполнить звание мастер спорта. Например, в мужской гимнастике этот рубеж равен 18 годам, в плавании – 13-14 годам для девочек и 15-16 годам у мальчиков и т.д.

Исходя из положений, в каждом виде спорта быть определен оптимальный начальный возраст для специализации и лучший вариант направленности занятий в первых двух циклах многолетней тренировке.

^ Текущее и оперативное планирование.

Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы тренировочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, соревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспечивало бы условия подготовки спортсмена к проявлению наивысших возможностей на основных соревнованиях.

С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии тренировочных занятий с конкретными задачами подготовки, с другой – проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью спортсмена путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого «блока» тренировочных занятий.

Текущее планирование в основном и спортивном отделениях существенно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном — соревновательные упражнения (на вспомогательных дистанциях и их отрезках, в нестандартных упражнениях, не используемые в официальных соревнованиях).

Оперативное планирование, или управление учебно-тренировочным процессом, - определяет степень физической, технической, тактичности подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.

Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон оперативной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каждом виде спорта оперативное и текущее планирование имеют свои отличия.

^ Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений.

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий.

Однако в каждом виде спорта или в системе физических упражнений всегда присутствуют его основные разделы:

  • Перспективное планирование;

  • Годичное планирование;

  • Текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование многолетней подготовки.

Перспективное планирование спортивной подготовки студента заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему подготовки на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения (включая учебные и производственные практики, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспективный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена. Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая куль тура» перспективное планирование в данном случае состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязательного программного и элективного материала. В конечном счете, это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спортивно-технических нормативах и требованиях.

Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны оно предусматривает постепенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обучения, с другой – может охватывать не только период обучение в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного заведения. Такое планирование, захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко проявляется в индивидуальных видах спорта.

^ Годичное планирование.

При годичном планировании тренировок применяются два варианта планирования: обычный и со сложной структурой соревновательного периода – проведение нескольких соревнований.

На выбор вариантов годичного планирования тренировок влияют вид спорта, квалификация спортсменов, этап многолетней тренировки и др. факторы. Например, в сезонных видах спорта (лыжи, гребля) в основном применяется одинаковый годичный цикл с тремя периодами подготовки, в отдельных дисциплинах легкой атлетики (по которым проводятся и зимние и летние соревнования) двухпиковый и т.д.

Перед студенческим спортом всегда стояли определенные сложности при планировании тренировки. Особенности периодов наивысшей учебной нагрузки, разновременные и разнохарактерные учебные и производственные практики в разных вузах, факультетах и на разных курсах создают дополнительные сложности как для составления спортивного календаря, так и для планирования тренировочного процесса студентов-спортсменов. Эти сложности усугубляются при планировании подготовки сборных студенческих команд по спортивным играм любого уровня (факультета, вуза), где играют студенты разных курсов и факультетов. Планирование тренировки в таких случаях требует включить значительный объем самостоятельной подготовки по отдельным разделам тренировочного процесса.
^ Виды и методы контроля за эффективностью занятий.

Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный.

Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макроцикла или этапа.

Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний - срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.

Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учебным годом. Самоконтроль также входит в систему контроля за эффективностью спортивной подготовки.

Средства и методы контроля могут носить педагогический, психологический и медико-биологический характер. Они зависят от особенностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и других материально-технических возможностей и условий. Поэтому в каждом вузе по конкретному виду спорта (система физических упражнений) кафедрой физического воспитания разрабатываются и утверждаются соответствующие виды контроля и их сроки. Таким же образом определяются методы и средства контроля за эффективностью учебно-тренировочного процесса на семестр, учебный год, на весь срок обучения в вузе.

Похожие:

Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений” icon«Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений и их особенности.»
Материалы теоретического раздела программы кафедры физвоспитания и здоровья по теме
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений” iconОсобенности физических качеств при занятиях шахматами
Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений” iconУчебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры....
Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими...
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений” icon1. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой...
Эти правила изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-спортивной деятельности (по лёгкой атлетике, гимнастике,...
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений” iconВлияние физических упражнений на организм человека
Еятельности самое непосредственное участие принимает сердечно – сосудистая и дыхательная системы. В результате занятий физическими...
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений” iconУрок гимнастики
Термины упражнений на снарядах, упражнений в висах и упорах, акробатических упражнений и опорных прыжков
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений” iconВопросы к зачету по мфх ивс
Дайте определение физическим упражнениям. Назовите основные критерии классификации физических упражнений
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений” iconАрина значение физических упражнений для здоровья учащихся
Витя -разница между физической культурой и спортом, физкультурником и спортсменом
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений” iconРешение коммуникативных задач в новых ситуациях
Укажите значение термина «система упражнений». Объясните понятия «тип» и «вид упражнений». Приведите классификацию системы упражнений...
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений” iconПилатес это система физических упражнений, разработанная Джозефом...
Пилатес – это система физических упражнений, разработанная Джозефом Пилатесом. Система пилатес включает в себя упражнения для всех...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница