ТЕМА 7: Диагностика социальной среды Основные понятия: среда, социальная среда, методы изучения социальной среды.
Вопросы для обсуждения:
Социальная среда и ее влияние на развитие личности.
Критерий становления полноценной социализации и воспитания личности подростка и его показатели.
Методы изучения социальной среды.
Оформление результатов диагностического поиска. Социально-педагогический паспорт.
Реферат: Критерий становления полноценной социализации и воспитания личности подростка и его показатели.
Практикум: подготовить материал и на занятии составить анкеты для учащихся, родителей, классных руководителей для составления социального паспорта микрорайона, школы, класса и т.д.
^ собрать разный наглядный материал для составления социально-педагогического паспорта микрорайона, школы и класса. Литература:
Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт,2011. - 797 с.
Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Методика и технология работы социального педагога/ под ред. М.А. Галагузова– М., 2002. – 192 с.
Соц. педагогика / П. А. Шептенко; под ред. В. А. Сластенина; РАО, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва: Флинта ,2008. - 157 с.
ТЕМА 8-9: Диагностика детского коллектива и межличностных отношений в коллективе Основные понятия: детский коллектив, социализация, методы социально-педагогической диагностики детского коллектива.
^
Детский коллектив как фактор социализации личности ребенка.
Методы социально-педагогической диагностики детского коллектива: наблюдение за деятельностью коллектива, анкетирование.
Тестовые методики изучения коллектива.
Социометрия как метод социально-педагогической диагностики коллектива.
Игровые технические приемы социально-педагогической диагностики нравственного климата в детском коллективе.
Диагностика межличностных отношений в коллективе. Критерии межличностного выбора (СКР).
Методы изучения особенностей межличностного взаимодействия (СКР).
Реферат: Детский коллектив как фактор социализации личности ребенка. Практикум: подготовить и провести (по 2-3 человека): ^ собрать разный методический материал для проведения диагностики межличностных отношений в коллективе для детей разного возраста и для реализации методов изучения особенностей межличностного взаимодействия.
Литература:
Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
Никончук, А.С. Социально-педагогическая работа в группах / А.С. Никончук. - Мн.: Нац. Ин-т образования, 2011. – 152 с.
Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
Шевандрин, Н.Н. Социальная психология в образовании / Н.Н. Шевандрин. – М., 1995. – 544.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяноповой. - СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
Романова, Е.С. Психодиагностика: учебник для вузов / Е.С. Романова. - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
ТЕМА 10: Диагностика социально-педагогической запущенности детей Основные понятия: социально-педагогическая запущенность, диагностика социально-педагогической запущенности детей ^
Сущность понятий «социальная запущенность», «педагогическая запущенность».
Комплексная диагностика социальной и педагогической запущенности как основа модели реабилитации детей и подростков, ее цели и задачи.
Диагностически значимые критерии социально-педагогической запущенности детей.
Этапы комплексной диагностики социально-педагогической запущенности детей.
Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС).
Практикум: отработать приемы владения методов диагностики социально-педагогической запущенности детей: наблюдение, беседа, метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС) и др.
Литература:
Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
Шевандрин, Н.Н. Социальная психология в образовании / Н.Н. Шевандрин. – М., 1995. – 544.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяноповой. - СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
Романова, Е.С. Психодиагностика: учебник для вузов / Е.С. Романова. - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
ТЕМА 11-12: Диагностика воспитательного потенциала семьи Основные понятия: семья, диагностика воспитательного потенциала семьи Вопросы для обсуждения:
Критерии воспитательного потенциала семьи.
Система методов и методик изучения воспитательного потенциала семьи.
Оформление диагностической карты уровня воспитательного потенциала семьи, социально-педагогического паспорта семьи.
Практикум:
Отработать приемы владения методами и методиками изучения воспитательного потенциала семьи: Методика «Типовое семейное состояние», Методика «Анализ семейной тревоги» (АСТ), Опросник анализа семейного воспитания (АВС).
Показать навыки составления алгоритма изучения семьи.
Показать навыки оформления диагностической карты уровня воспитательного потенциала семьи, социально-педагогического паспорта семьи.
Литература:
Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
Никончук, А.С. Социально-педагогическая работа в группах / А.С. Никончук. - Мн.: Нац. Ин-т образования, 2011. – 152 с.
Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
Шевандрин, Н.Н. Социальная психология в образовании / Н.Н. Шевандрин. – М., 1995. – 544.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяноповой. - СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
Романова, Е.С. Психодиагностика: учебник для вузов / Е.С. Романова. - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
ТЕМА 13: Диагностика отклонений в поведении детей и подростков Основные понятия: отклонения в поведении детей и подростков диагностика отклонений в поведении детей и подростков. Вопросы для обсуждения:
Критерий воспитанности подростка и его показатели (реферат).
Методы изучения отклонений в поведении детей и подростков.
Принципы, используемые в диагностике девиантного поведения.
Формы представление результатов диагностики девиантного поведения подростков. Оформление и представление результатов диагностического поиска (СКР)
Практикум: Отработать приемы владения методов: наблюдение, беседа, интервью, моделирование определенных видов деятельности, ситуаций,
^ представить разные формы представления результатов диагностики девиантного поведения подростков.
Литература:
Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
Никончук, А.С. Социально-педагогическая работа в группах / А.С. Никончук. - Мн.: Нац. Ин-т образования, 2011. – 152 с.
Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
Шевандрин, Н.Н. Социальная психология в образовании / Н.Н. Шевандрин. – М., 1995. – 544.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяноповой. - СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
Романова, Е.С. Психодиагностика: учебник для вузов / Е.С. Романова. - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
ТЕМА 14: Диагностика профессиональной направленности подростка Основные понятия: профессиональная направленность, диагностика профессиональной направленности подростка Вопросы для обсуждения:
Диагностика профессиональной ориентации подростков.
Методика выявления индивидуальных особенностей в психическом развитии личности, необходимых для решения профориентационных задач.
Методика оформления «Диагностической профориентационной карты подростка».
Практикум:
Подготовить и провести профориентационные методики: Карта интересов на 144 вопроса, Опросник профессиональной готовности.
Подготовить материал для составления анкеты по выявлению профессиональных предпочтений старшеклассников.
Литература:
Профессиональная ориентация учащихся / [Сост. О.А. Хаткевич].- Минск: Красико-Принт, 2004.- 173 с.
Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / под ред. Л.М. Митиной.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.- 184 с.
Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» /Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 г.г. – Мн., 2007. – с.
Олекс О.А. Теория и отечественный опыт стандартизации образования в Республике Беларусь (к проблеме разработки классификаторов специальностей и квалификаций)/О.А.Олекс. – Мн.: УП «Технопринт», 2002г. – С.168.
^ Основные понятия: профессиональной компетентности, диагностика профессиональной компетентности социального педагога
Вопросы для обсуждения:
Функции профессиональной компетентности.
Принципы, предъявляемые к диагностике профессиональной компетентности.
Критерии профессиональной компетентности социального педагога.
Этапы социально-педагогической диагностики профессиональной компетентности социального педагога.
Методы, используемые в социально-педагогической диагностике профессиональной компетентности социального педагога (СКР).
Оформление диагностической карты профессиональной компетентности социального педагога.
Практикум: собрать материал для составления на занятии портфолио социального педагога, разработать структуру портфолио социального педагога.
^ собрать различные методы, используемые в социально-педагогической диагностике профессиональной компетентности социального педагога, зафиксировать в тетради карты представления результатов диагностики профессиональной компетентности социального педагога.
Литература:
Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
Никончук, А.С. Социально-педагогическая работа в группах / А.С. Никончук. - Мн.: Нац. Ин-т образования, 2011. – 152 с.
Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
Шевандрин, Н.Н. Социальная психология в образовании / Н.Н. Шевандрин. – М., 1995. – 544.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяноповой. - СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
|