3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр


Название3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр
страница1/13
Дата публикации19.07.2013
Размер1.69 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
3.1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр

Характеристика спортивных игр, их специфичес-кие признаки.

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу —спортивные игры,или игровые виды спорта.

Особенности спортивных игр определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игровых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определенное место площадки соперников и не допустить такового в отношении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита-нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.

В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.

Воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных играх.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т.д.). Наряду со спецификой игровой и соревновательной деятельности спортивные игры имеют ряд других особенностей. Игровые виды спорта широко представлены в программах Олимпийских игр, при этом с участием мужчин и женщин.

Командные и лично-командные спортивные игры имеют различия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами-между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд.
^ 3.2.Группировка (классификация) подвижных игр.

Педагогическая группировка (классификация) подвижных игр

В педагогической практике используется два основных вида собственно подвижных (элементарных) игр: коллективные и индивидуальные (одиночные) игры. Основное место занимают коллективные игры, Многообразие и широкое применение коллективных подвижных игр требует их классификации.

Например К. Н. Грум, исходя из учета особенностей двигательного содержания игр, подразделял их на относительно спокойные с общим воздействием на организм, и связанные с «механическими перемещениями тела». Кроме того, игровой материал располагался у него по признакам преимущественнойупражняемости рук, ног и всего тела. Различались игры «с бегом взапуски и увертыванием», «игры со скаканием», «игры в мяч» и др.

Преподаватель подвижных игр А. Ф. Торопов распределял игры по степени трудности содержания, не считая возможным с точностью относить те или другие игры к определенному возрасту. При выборе игры он советовал «Лучше всего… иметь в виду не лета, а силы и способности играющих».

Преподаватель и методист по подвижным играм Н. С. Филитис допускал распределение игр по возрасту, в довольно широких рамках (8—12 и 13—17 лет). Н.С. Филитис приводил общие характеристики двигательных действий в рекомендуемых им играх.

Плодотворной явилась оригинальная группировка П. Ф. Лесгафта. Игры делились на два типа: 1) «простые», в которых каждый из участвующих преследует свои цели, без отношения к другим играющим, и 2) «сложные», с разделением участников на команды, в которых каждый своими действиями стремится поддерживать интересы целой группы лица (т. е. помочь своей команде).

Игры первого и второго типов делились по признаку преимущественных видов движений: 1) игры с бегом, 2) игры с метаниями. Кроме того, ко второму типу были отнесены «игры с борьбой».

А. С. Макаренко подразделял игры на три стадии соответственно различным периодам воспитания и обучения детей и подростков (1-я стадия — игры для детей до 5-6 лет, 2-я стадия — от 5—6 до 11—12 лет, 3-я стадия — игры для детей от 11—12 лет и старше).

Известное уточнение в распределение подвижных подростков с мячом было внесено А. И. Вишневским и М. С; Козловым, одними из старейших советских специалистов по игре.

Они различали: 1) игры, в которых ни один игрок команды не вступает в непосредственную борьбу за мяч с игроками другой команды (эстафеты с мячом, лей боли т. п.); 2) игры с непосредственной, но ограниченной борьбой за мяч между игроками команд соперников («Мяч в центр», «Мяч капитану» и т. п.); 3) игры с непосредственной борьбой соперников за мяч, при неограниченном количестве участников, вступающих в эту борьбу («Борьба за мяч», «Ручной мяч» и т. п.).
В ряде методических пособий и руководств подвижные игры группируются по различным признакам. Например, по формам организации занятий («игры в пионерских звеньях и отрядах»); с учетом особенностей сезона («летние» и «зимние» игры); по характеру моторной плотности (игры большой, средней подвижности, малоподвижные игры); по преимущественному проявлению у играющих физических качеств (игры, в которых преимущественно проявляются ловкость, быстрота, сила, выносливость, равновесие).

В основу классификации положен принцип взаимоотношений играющих. Поэтому высшая ступень классификации определяется, исходя из характера организации играющего коллектива. На второй ступени материал делится по формам взаимодействий между играющими. Основанием деления игр на третьей ступни являются условия преодоления препятствий, овладения приемами техники и тактикой. Наконец, на низшей ступени классификации игровой материал подразделяется по типичным действиям с применением тех или других двигательных навыков и умений, а также в зависимости от решения дополнительных задач различной сложности на ориентирование, наблюдательность, слух, что связано с развитием и совершенствованием определенных физических способностей.

Классификация подвижных игр. Различают три основных класса игр: некомандные, переходные, командные.

В простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо, только правилам игры. В переходных к командным играм появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих.В начале участники действуют самостоятельно, но по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных задач приходится действовать согласованно.

В командных играх соревнования происходят между игровыми командами. Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всей команды. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство. Возрастные степени согласованности действий требуют от участников не только психологической перестройки, но и владение навыками более сложных движений, необходимых в командной деятельности. Следовательно, содержание игровой деятельности усложняется по мере перехода от командных действий к командным играм. Чем элементарнее отношения между играющими, тем проще содержание игры. Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где, наряду с отличным владением двигательными навыками, необходима высокоорганизованная тактика действий всего коллектива.

Внутри некомандных игр принято выделять две группы: игры с водящими и без водящих. На две группы подразделяются и командные игры: с одновременным участием всех играющих и с поочередным участием – эстафеты. В свою очередь, эти группы могут подразделяться на более мелкие – по такому, например, признаку, как форма организации. Так эстафеты подразделяются на линейные, встречные, круговые. Еще более детальная классификация игр основывается на их делении по содержанию двигательных действий.

Различают игры имитационные (с подражательными движениями), с перебежками, преодолением препятствий, сопротивлением, ориентировкой (по слуховому и зрительному), с предметами. Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действие под музыку (танцы, пение). Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки. Они довольно сложны для проведения. В наше время популярность приобрели разнообразные подготовительные (подводящие) игры, упрощенное содержание которых позволяет рано знакомить детей с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей и другие. Каждая игра, выбранная в целях физического воспитания обязательно должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

^ 3.3.Методика применения подвижных игр.

Подготовка к проведению игры. Выбор игр зависит от поставленной задачи. Определяя ее, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, условия и количество детей. Выбор игры зависит также от места ее проведения, погоды и температуры воздуха, от наличия пособия и инвентаря.

^ Подготовка места для игры. Для проведения игр на воздухе надо снять терн (если требуется точная разметка и ровная площадка) или подобрать ровную зеленую площадку (особенно для детей младшего школьного возраста). Перед проведением игры на местности руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

^ Подготовка инвентаря к играм. Для проведения подвижных игр нужны флажки, цветные повязки, палки, мячи, кегли, вожжи и т.п. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре (это особенно важно для малышей). По размеру и весу инвентарь должен соответствовать силам играющих. Количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее.

^ Предварительный анализ игры. Руководитель должен предварительно продумать весь процесс игры и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. Организация играющих.

^ Объяснение игры. Успех игры в значительной мере зависит от объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен представить себе всю игру Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятие игры (исключение составляют игры с малышами, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме). Рассказ должен быть логичным, последовательным. Рекомендуется следующий план изложения: название игры, роль играющих и их места расположения, ход игры, цель и правила. Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом.

^ Выделение водящих. Выделять водящих можно разными способами:

По назначении руководителя. Преимущество этого способа – быстро выбран наиболее подходящий водящий. Но при этом подавляется инициатива играющих.

По жребию. Определение водящего по жребию не всегда удачно. Однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.

По выбору играющих. Этот способ позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных-водящих.

По результатам предыдущих игр. В качестве поощрения водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре наиболее ловким, быстрым и т.д.

^ Распределение на команды.Распределение на команды производится различными способами: по усмотрению руководителя, путем расчета в шеренге, по сговору, по назначению капитанов. Руководство процессом игры. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в игре, увлекая детей своим поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила игры. Необходимо добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры следует развивать творчество играющих. Судейство. Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства. Судья следит за правильным выполнением приемов в игре, что способствует улучшению техники игры и в целом повышает интерес к ней.

^ Дозировка в процессе игры. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Во время занятий следует чередовать игры интенсивные с малоподвижными. Не надо допускать, чтобы водящие длительное время находились в движении без отдыха.

^ Длительность игры. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Очень важно закончить игру своевременно. Как только появятся первые признаки утомления, игру следует заканчивать, но окончание не должно быть для участников ожидайным. Подведение итогов. По окончании игры руководитель должен объявить ее результат, разобрать игру, указав на ошибки в технических приемах и в тактике, отметить детей, которые хорошо играли, соблюдали правила игры и проявляли творческую инициативу.

^ Интересно должно быть всем. Продумывая своё мероприятие, делайте так, чтобы было интересно и мальчикам и девочкам.

Важно заинтересовать (задействуйте всё, вплоть до интонации голоса)

Не обращайте внимания на отговорки! Часто дети преждевременно негативно настроены к игре, не стоит расстраиваться, такое часто и со взрослыми бывает. Втягивайте их в игру и сделайте её максимально интересной, так как если будет не очень, то они лишь утвердятся в своей правоте. Следовательно, все мероприятия должны быть хорошо продуманы и проведены (чтобы те, кто не участвовал, потом позавидовали!)

^ Ведение мероприятий. Вести прикольно, с задором. Вы сами должны быть настроены оптимистично, в противном случае эффект будет не лучшим. Это относится к любому мероприятию, начиная с зарядки.

Не перегружайте! Каждые 20 минут лучше делать разрядку (пошутить, дать посмеяться, переключиться на что-нибудь другое,…)

Поддерживайте идеи. Подхватывайте любую инициативу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр iconПоложение о проведении автоквеста Ассоциации работающей молодежи «В погоне за мусором»
Автоквест интеллектуально-подвижных игр, связанных с городским ориентированием
3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр iconСоциально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в...
Работа выполнена в гоу впо «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр iconКонтрольная работа Социально-педагогическая работа с семьей
В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений...
3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр iconСеминар. Социально-педагогические проблемы детей различных категорий
Соц педагогическая помощь и социально-педагогические проблемы «трудных» детей. Понятие «трудные дети»
3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр iconЗадачи теории игр в экономике, финансах и бизнесе. Теория игр
Теория игр – раздел современной математики, изучающий математические модели принятия решений в т н конфликтных ситуациях
3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр iconЗадачи теории игр в экономике, финансах и бизнесе. Теория игр
Теория игр – раздел современной математики, изучающий математические модели принятия решений в т н конфликтных ситуациях
3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр iconЗадачи теории игр в экономике, финансах и бизнесе. Теория игр
Теория игр – раздел современной математики, изучающий математические модели принятия решений в т н конфликтных ситуациях
3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр iconЗабота о здоровом образе жизни это основа физического и нравственного...
Двигательная активность детей в детском саду обеспечивается в виде физкультурных и занятий в зале и в бассейне, утренней гимнастики...
3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр iconТема реферата: История параолимпийских игр
«Paralympics», были игры 1964 года. Тем не менее, в ряде игр вплоть до Игр 1980 года, использовался термин «Олимпийские игры для...
3. 1 Социально-педагогическая характеристика подвижных игр iconТемы для изучения
Новый предмет в 6 семестре Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом. Костюнина Н. Ю
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница