Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России


Скачать 270.42 Kb.
НазваниеПравовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России
Дата публикации25.04.2013
Размер270.42 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Туризм > Документы
Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России.

Туристская политика: понятие, цели, функции. Права и обязанности туриста. Общая характеристика ФЗ РФ “Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации”. Общая характеристика ФЗ РФ “О защите прав потребителей”. Федеральные программы в области развития социально-культурного сервиса и туризма. Гражданский кодекс Российской Федерации как нормативный акт, регулирующий порядок заключения договоров в сфере оказания услуг, работ и других видов сервиса.
Туристская политика — это система методов, мер и мероприя­тий социально-экономического, правового, внешнеполитиче­ского, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях созда­ния условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

Туристская политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия.

Цели туристской политики связаны с конкретными экономическими и историческими условиями развития страны и степенью зрелости самой туристской индустрии. В большинстве стран, стремящихся к развитию тури­стского рынка, цели формируются следующим образом:

  1. эффективное использование имеющегося туристского потенциала;

  2. улучшение оснащения объектов туристкой индустрии;

  3. гармонизация развития туризма с учетом особенностей

природных условий;

  1. повышение надежности и рентабельности сети туристских транспортных парков;

  2. повышение процента занятых мест;

  3. увеличение рентабельности функционирования предпри­ятий туристкой индустрии в «мертвые» сезоны;

  4. обеспечение оптимального соотношения между ценами

и результатами;

  1. привлечение клиентуры путем предоставления разнообраз­ных товаров и услуг;

  2. постоянная адаптация предложения к изменениям вкусов
    потребителей;

  3. поощрение сотрудничества между организациями, занимающимися туризмом;

  4. интенсивное и действенное развитие сферы рекламы.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются локальные цели, которые реализуются на уровне определенных туристских регионов: увеличе­ние туристской привлекательности региона; сохранение окру­жающей среды; рост продолжительности пребывания туристов в регионе; увеличение денежных поступлений от туризма; улуч­шение использования материально-технической базы и турист­ской инфраструктуры.

На уровне туристского предприятия цели туристской полити­ки ориентированы на обеспечение удовлетворения потребностей туристов, увеличение доходов и прибыли от предоставления туристских услуг, оптимизацию качества туристского обслуживания, освоение новых рынков и т.д.

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет ряд функций, обеспечивающих общественные интересы и жизнедеятельность системы туризма в це­лом. К таковым в широком смысле слова относятся:

  • координация;

  • планирование;

  • регулирование;

  • маркетинг национального туристского продукта;

  • стимулирование;

  • социальный туризм;

  • защита интересов.

Координация. Особенность её заключается в том, что помимо самой системы туризма государство должно обеспечивать взаимодейст­вие собственно государственных структур (министерств и ве­домств) для решения задач развития туризма.

Планирование. Планирование в туризме на­правлено на отражение экономических, социальных и иных це­лей, достижение которых ставится государством в основу этого процесса, в результате чего отражается превалирование опреде­ленных интересов и ценностей над другими.

Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими орга­низациями на комплексной и последовательной основе.

Свое конкретное выражение функция планирования находит,
прежде всего, в программах развития туризма (национальных,
региональных, местных).

Регулирование. Основными целями государственного регулирования туриз­ма являются:

  • обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав совершения путешествий;

  • охрана окружающей среды;

  • создание условий для деятельности, направленной на вос­питание, образование и оздоровление туристов;

  • развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и его граждан, разви­тие международных контактов, сохранение объектов тури­стского интереса, рациональное использование туристских ресурсов.

^ Государственное регулирование туризма осуществляется, как правило, путем создания соответствующей законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование туристского рынка, доступ к ресурсам и их исполь­зование в целях туризма, соблюдение и защиту прав и интересов субъектов системы туризма и туристов, установление правил въез­да, выезда и пребывания на территории страны с учетом интересов развития туризма.

Маркетинг национального туристского продукта. Он направлен на формирование, продвижение и позитивное развитие туристского имиджа (ведущего туристского образа) страны, что является неотъемлемым условием привлечения ино­странных туристов.

Функция стимулирования призвана предоставлять государст­ву рычаги воздействия на систему туризма, что достигается од­ним из трех способов (или их сочетанием):

  • предоставлением финансовых стимулов;

  • поддержкой исследований и инноваций;

  • применением маркетинга с целью привлечения туристов.

Поддержка развития социального туризма, обеспечение его доступности социально незащищенным слоям населения явля­ется следующей важной функцией государства в реализации туристской политики. При этом применяются широкие программы по обеспечению возможности путешествий инвалидов, детей, молодежи и других категорий населения.

Функция защиты интересов. Реализуя ее, государство выступает в роли защитни­ка различных общественно важных интересов: потребителей, национальных производителей отдельных секторов туризма, регионов, туристских центров и т.д. Особое место в рамках данной функции имеет защита прав безопасности.

В соответствии с национальным законодательством ряда стран (в частности, Российской Федерации) турист имеет право:

  1. на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребыва­ния там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культу­ры и других объектах, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

  2. свободу передвижения, свободный доступ к туристским ре­сурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

  3. обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

  4. возмещение убытков, причиненных вследствие неисполне­ния или ненадлежащего исполнения условий договора роз­ничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом;

  5. содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иной неотложной помощи;

  6. беспрепятственный доступ к пользованию услугами связи.

Одновременно законодательно установлены и обязанности туриста, которые он должен соблюдать во время совершения путешествия, включая транзит. Турист обязан:

    1. соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

    2. сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стра­не (месте) временного пребывания;

    3. соблюдать правила въезда (выезда) в страну (место) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

    4. соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Туристскую политику принято рассматривать в двух аспектах: как национальную и международную. Содержание первой характеризуется мероприятиями, носящими локальный характер и опреде­ляемыми государством самостоятельно. Международная туристская политика включает так называемые конвенциональные воздействия и мероприятия, которые страна осуществляет согласованно с одним или несколькими государствами.

^ Государственные органы управления СКСиТ.

Органы управления туризмом: национально-туристские администрации, модели государственного управления туризмом, задачи и функции. Федеральное Агенство по туризму как орган, обеспечивающий регулирование туристской деятельности в Российской Федерации (общие положения, полномочия, организация деятельности).
Для реализации национальной туристской политики и координации усилий по достижению общественно значимых целей госу­дарство создает органы управления туризмом — национальные туристские администрации (НТА). В сфере разработки и реализации туристской политики НТА взаимодействует с законодательными и исполнительными органами власти на центральном и местном уровнях, с научно-исследовательскими организациями, турист­скими ассоциациями, союзами и другими общественными органи­зациями и объединениями.

В мировой практике существуют различные национальные системы организации, управления и регулирования туризма, условно их можно разделить на три моде­ли государственного управления туризмом.

Первая модель предполагает отсутствие НТА: все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». В качестве примера можно привести США. Лик­видация в 1997 г. государственной структуры, ведавшей туризмом, была вызвана рядом причин, среди которых сокращение расходов федерального бюджета, прочные позиции США на международ­ном туррынке, уверенность в привлекательности страны для зару­бежных туристов, а также наличие сильных частных компаний в сфере туризма, способных на мощные самостоятельные реклам­ные акции в интересах всего национального рынка.

Ликвидация государственной турадминистрации — очень серьезный шаг, и для него действительно необходимы особые усло­вия: либо решение, что туризм не нужен стране вообще, либо уверенность, что субъекты туррынка сильны и способны решать свои проблемы без государственного участия.

Вторая модель государственного управления туризмом предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, концентрирующего в своих руках значительный контроль над этой сферой. Данная модель распространена в ряде стран, ус­пешно развивающих прием иностранных туристов (Турции, Гре­ции, Египте, Тунисе, Мексике и др.). Судя по результатам, эта модель очень эффективна, но для ее реализации требуются опре­деленные условия. В первую очередь, правительства перечислен­ных стран ежегодно выделяют из своих бюджетов десятки миллионов долларов на рекламу и маркетинг, за­нимаются государственным инвестированием в туристскую ин­фраструктуру. С учетом того, что эти страны никак нельзя назвать очень богатыми, подобные финансовые вложения являются ре­зультатом по-настоящему серьезного внимания государства к ту­ризму, который служит одним из основных источников валютных поступлений.

Третья модель государственного управления туризмом предполагает, что НТА входит в состав одного из многоотраслевых министерств, чаще всего с «экономическим уклоном». Так, в Испании вопросы туристской политики курирует Министерст­во экономики (через Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу). Во Франции туризм на уровне ис­полнительной власти относится к компетенции Министерства транспорта и общественных работ, в структуру которого входят Государственный секретариат по вопросам туризма и Управле­ние туризма. В Италии Департамент по туризму, первоначально подчинявшийся непосредственно Президенту Совета минист­ров, находится в составе Министерства производственной дея­тельности. По такому же пути после длительных и не совсем ус­пешных попыток «привязать» туризм к физической культуре и спорту пошла и Российская Федерация, где туристская админи­страция с 2001 г. по 2004 г. действовала при Министерстве эконо­мического развития и торговли (с 2005 г. — Федеральное агентство по туризму). В.Путин образовал Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по физической культуре и спорту и подчинил их непосредственно правительству РФ ...

Задачи органа государственного управления в сфере туризма:

  • организовать эффективное взаимодействие с министерствами и ведомствами, прямо или косвенно соприкасающи­мися с туристской индустрией и обслуживанием туристов;

  • заставить другие государственные структуры считаться с интересами развития туризма при формировании политики в области бюджета, налогообложения, инвестиций, креди­тов, социальной сферы, разработке и принятии крупных программ в сфере экономики, экологии, трудовых отноше­ний и занятости, профессиональной подготовки и т.д.;

  • обеспечить эффективное взаимодействие с местными органами государственной власти и туристским бизнесом.

К основным функциям органа государственного управления в сфере туризма относятся:

  1. формирование и обеспечение реализации государственной туристской политики и целевых программ развития туризма;

  2. межотраслевая координация функционирования системы туризма;

  3. разработка нормативных правовых актов и финансово-экономических параметров развития туризма;

  4. лицензирование, сертификация и стандартизация в турист­ской индустрии;

  5. маркетинг национального туристского продукта;

  6. создание и обеспечение эффективного функционирования представительств органа государственного управления ту­ризмом за рубежом;

  7. организация международного сотрудничества в области туризма;

  8. содействие участию туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в международных туристских программах;

  9. разработка практических мер по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в туристскую индустрию;

  10. разработка механизма инвестиций, вкладываемых государством в развитие приоритетных направлений инфраструктуры туризма;

  11. организация взаимодействия и делового партнерства с туристским бизнесом, объединениями туроператоров, тура­гентов и туристов;

  12. разработка практических мер по поддержанию отечественных производителей туристского продукта;

  13. содействие внедрению прогрессивных технологий туристского обслуживания;

  14. оказание консультационной помощи субъектам хозяйствования, осуществляющим туристскую деятельность;

  15. разработка мероприятий по защите, поддержанию целостности и обеспечению охраны туристских ресурсов;

  16. содействие возрождению и развитию традиционных центров туризма, освоению новых туристских районов с об­ширным природным и историко-культурным потенциалом;

  17. формирование системы информационного обеспечения туристской индустрии;

  18. создание и обеспечение функционирования единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции туристских кадров;

  19. регламентация профессиональной деятельности в туризме;

  20. решение вопросов, связанных с научным обеспечением развития туризма.

Перечисленные функции — это основные области, в которых самостоятельный орган государственного управления в сфере туризма должен проявлять свою компетенцию и нести возлагаемую на него ответственность за состояние и развитие туризма.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости и целесообразности разделения органов НТА на две ветви. Одна из них, кото­рую с определенной долей условности можно назвать «бюрократи­ческой», занимается глобальными вопросами государственного управления: нормативно-правовой базой, сбором и обработкой статистической информации, координацией деятельности турист­ских предприятий и регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне.

^ Вторая ветвь — «маркетинговая». Это, как правило, ведомство, которое подчиняется или входит в состав НТА, но само по себе органом управления не является. В его компетенцию входят все вопросы, связанные с маркетингом национального турист­ского продукта, направленного на формирование привлекатель­ного имиджа страны и продвижение его на внешних рынках. Причем именно эти институты получают основную долю госу­дарственного финансирования: речь идет о десятках миллионов долларов в год и сотнях специалистов, что гораздо больше, чем у «бюрократической» ветви.
^ Гражданские правоотношения в сфере СКСиТ.

Возникновение гражданских прав и обязанностей. Субъекты гражданских правоотношений. Понятие правоспособности и дееспособности граждан. Характеристика видов гражданской дееспособности. Понятие деликтоспособности. Порядок ограничения правоспособности граждан. Порядок ограничения и лишения дееспособности граждан. Объекты гражданских правоотношений. Вещи, работа, услуги, информация, нематериальные блага. Гражданско-правовые сделки, их виды, формы и условия действительности.

Гражданские правоотношения возникают по поводу имущественных и личных неимущественных отношений.

Субъектами гражданских правоотношений могут быть граждане, юридические лица, государственные и административно-территориальные образования.

Для участия в гражданских правоотношениях граждане должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

^ Гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17 ГК). Гражданская правоспособность является равной для всех граждан и не зависит от возраста, психического и физического состояния. Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения. Иногда закон признает возможность иметь гражданские права за ещё не родившимся человеком (например, ребенок умершего отца-наследователя, родившийся после его смерти, признаётся наследником по закону).

Правоспособность прекращается со смертью гражданина. Содержание правоспособности граждан раскрывается в п. 1 ст. 18 ГК, в соответствии с которой граждане могут иметь:

  1. имущество на праве собственности;

  2. наследовать и завещать имущество;

  3. заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью;

  4. создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами или юридическими лицами;

  5. совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обстоятельствах;

  6. избирать место жительства;

  7. иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

  8. иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

В содержание правоспособности граждан входит и способность иметь обязанности.

Гражданин может быть ограничен в правоспособности только в случаях и порядке, установленном законом. При этом возможно лишение гражданина отдельных гражданских прав, а не в целом.

Лишение гражданина некоторых субъективных прав возможно на определенный срок в качестве санкций за совершенное преступление или административное правонарушение.

^ Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Дееспособность граждан не может быть одинаковой.

Закон различает несколько видов гражданской дееспособности:

1) полную дееспособность - наступает по достижении 18-летнего возраста, при вступлении в брак гражданином, не достигшим 18-летнего возраста в случае, когда законом допускается вступление в брак до 18-летнего возраста. Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если он достиг 16-летнего возраста и осуществляет трудовую деятельность по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью;

  1. дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет ( неполная дееспособность);

  2. дееспособность малолетних (частичная дееспособность).

Граждане могут быть признаны недееспособными или ограничены в дееспособности по решению суда.

Основанием для признания гражданина недееспособным является расстройство психики и последствия, которые повлекли такое расстройство. Ограничение дееспособности допускается по основаниям, установленным в законе (злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, если в результате этого семья ставится в тяжелое материальное положение. Ограничение допускается только судом).
Под объектами гражданских прав принято понимать материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правоотношения, которые регламентируются гражданским законодательством.

^ К объектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги; иное имущество, в том числе имущественные права; работа и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага.

Объекты гражданских прав подразделяются на неограниченные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота.

^ Неограниченные в обороте объекты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом.

^ Объекты, ограниченные в обороте, могут принадлежать лишь определённым субъектам. Их нахождение в гражданском обороте допускается по специальному разрешению. Перечень таких объектов определяется законом и расширительному толкованию не подлежит.

^ Объекты, изъятые из оборота, - это такие объекты, нахождение которых в гражданском обороте в силу закона не допускается. Они не могут передаваться в собственность других лиц и быть предметом гражданско-правовых сделок. К указанным объектам относятся государственная собственность, находящаяся в общественном пользовании (дороги, реки, общественные здания, целебные источники, национальные библиотеки, животный мир, леса, недра, энергетические и иные ресурсы и др.), а также объекты, запрещенные действующим законодательством (порнографические издания, самодельные наркотические вещества, поддельные денежные знаки и платёжные документы).

^ Вещи представляют собой, во-первых, непосредственно материальные объекты внешнего мира.

Во-вторых, вещи - статичные объекты по своей природе они являются результатом природных или социальных процессов.

В-третьих, вещи способны непосредственно удовлетворить материальные потребности человека.

В-четвертых, вещи имеют денежную оценку.

По признаку связи с земельным участком, участком недр или обособленным водным объектом вещи делятся на (ст. 130 ГК):

- вещи движимые;

- вещи недвижимые.

Главными признаками недвижимости являются непосредственная связь таких объектов с землей (ею может быть и сама земля: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты

К недвижимости относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и другое имущество.

Особой разновидностью недвижимых вещей, выделенной в ГК (ст. 132) , является предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и включающий в себя все виды имущества, предназначенные для его деятельности.

По признаку делимости вещи делятся на (ст. 133 ГК):

- делимые;

- неделимые.

Неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Статья 134 ГК делит вещи также на:

- простые;

- сложные.

Сложной вещью признаются разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению (как одну вещь). Юридическое значение такого деления состоит в том, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

По признаку функциональной взаимосвязи вещи делятся на (ст. 135 ГК):

- главную вещь;

- принадлежность.

Суть указанного деления состоит в том, что принадлежность призвана служить главной вещи, и связана с нею общим назначением.

Юридическое значение такого деления состоит в том, что принадлежность следует судьбе главной вещи, если иное не предусмотрено договором.

Под работой в ГП понимают действия, которые либо сопровождаются овеществлённым результатом, который можно отделить от самих этих действий (создание вещи, её ремонт, переработка), либо материализуются в личности лица, совершающего определённые действия (работа стенографиста, парикмахера, переводчика). Но в чем бы они ни выражались, их результат всегда может быть гарантирован.

Что касается услуги, то деятельность услугодателя не воплощается в овеществлённом результате. Поэтому он не может гарантировать достижение предполагаемого положительного результата. Полезный результат в данном случае заключается в самих действиях по оказанию услуги.

К услугам относят: услуги связи, медицинские услуги, услуги социального характера, ветеринарные, консультационные, аудиторские, информационные услуги, услуги по обучению и иные.

^ Туристские услуги целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туристов и не принимающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода.
К туристским относятся услуги:
- по размещению туристов;
- перемещение туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания и обратно;
- обеспечению туристов питанием;
- удовлетворению культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение театров, концертных залов, музеев, памятников истории и культуры, парков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);
- удовлетворению деловых и научных интересов (участие в конгрессах, конференциях, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);
-информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);
-средств связи (пользование Интернетом, междугородней и международной связью, факсом);
-организационные (оформление паспортов, виз, страхование, предоставление гидов, переводчиков и т.д.);
-торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков и т.д.);
-посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков, сувениров);
-бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);
-спортивно - оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).

Особую группу объектов гражданских прав образуют личные нематериальные блага, принадлежащие физическим лицам от рождения или в силу закона. К числу важнейших нематериальных благ, которые принадлежат гражданину, относятся: жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честное и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные нематериальные блага.

^ Сделками признаются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки - это акты осознанных, целенаправленных, волевых действий физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий.

Воля субъекта должна объективироваться каким-либо образом, чтобы быть ясной для окружающих. Способы выражения, закрепления или засвидетельствования воли субъектов, совершающих сделку, называются формами сделок. Воля может быть изъявлена устно и письменно.

Сделка – это правомерное действие, совершенное в соответствии с требованиями закона. Сделка, совершенная в соответствии с требованиями закона, действительна, т.е. признается реально существующим юридическим фактом, породнившим желаемый субъектами сделки правовой результат.

Устанавливая в законе основания признания сделок недействительными, законодатель тем самым указывает на то, что в таких случаях в форме сделки совершены неправомерные действия.

^ Классификация сделок:

а) в зависимости от числа участвующих сторон сделки бывают односторонними, двусторонними и многосторонними;

б) в зависимости от того, соответствует ли обязанности одной из сторон встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального или иного блага, сделки делятся на возмездные и безвозмездные;

в) если для заключения сделки достаточно лишь соглашение сторон, то это – консенсуальная сделка. Если же требуется ещё и передача имущества, которое является предметом сделки, то это реальная сделка (договор займа, дарения);

Для совершения односторонней сделки достаточно, чтобы волю изъявила одна сторона. Завещание - односторонняя сделка.

В двусторонней сделке воля изъявляется двумя сторонами, каждая из которых может быть представлена как одним, так и несколькими субъектами. Многосторонней сделке каждый ее участник является самостоятельной стороной и выражает индивидуальную волю.

^ Возмездные и безвозмездные сделки. Возмездной называется сделка, в которой обязанности одной стороны совершить определенные действия соответствует встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального и другого блага. В безвозмездной сделке обязанность предоставления встречного удовлетворения другой стороной отсутствует.

Действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта, порождающего тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки. Действительность сделки определяется законодательством через следующую систему условий: а) законность содержания; б) способность физических и юридических лиц, совершающих ее, к участию в сделке; в) соответствие воли и волеизъявления; г) соблюдение формы сделки.


^ Правовое регулирование договорных отношений в СКСиТ.

Общие положения о договоре. Договорные отношения между туроператором и турагентом: договор поручения, договор комиссии, договор купли-продажи имущественных прав (туристского продукта). Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг: существенные условия договора, порядок заключения, изменения или расторжения договора, ответственность сторон за нарушение условий договора.

Деятельность каждого туристского предприятия связана с заключением большого числа договоров с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями ус­луг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Договор выступает составной частью процесса подготовки, за­ключения и исполнения любой предпринимательской сделки.

Договор – это соглашение двух или более лиц, направленное на возникновение, изменение или прекраще­ние гражданских прав и обязанностей.

^ Содержание договора — это совокупность его условий, на кото­рых достигнуто соглашение сторон. По своему юридическому зна­чению все условия делятся на существенные, обычные и случайные.

Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Они будут определяться особенностями конкретного договора.

Обычные условия договора — это условия, которые не нуждаются в согласовании сторон. Они предусмотрены в соответствую­щих нормативных актах и автоматически вступают в действие в момент заключения договора.

Случайные условия — это такие условия, которые изменяют или дополняют обычные условия.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существен­ным условиям.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

По общим правилам существует два способа заключения договора: составление одного документа, подписанного сторонами; обмен документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Неисполнение договора по вине одной из сторон может быть основанием для требования компенсации причиненных убытков со стороны потерпевшего партнера.

Заключенный договор должен исполняться на тех условиях, на которых было достигнуто соглашение сторон.

^ Изменение или расторжение договора возможно только по взаимному соглашению сторон.

В тех случаях, когда сторонами не достигнуто об этом соглашение, договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон только по реше­нию суда и только в следующих случаях:

1.при существенном нарушении договора другой стороной (ст.450 ГК).

в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст. 451 ГК).
Договорные отношения между туроператором и турагентом

Обычно отношения между туроператором и турагентом строятся по одной из трех правовых моделей:

  1. как договор поручения, по которому туроператор (доверитель), расположенный за рубежом, поручает российскому турагенту (поверенному) заключить от име­ни доверителя договоры с потребителями;

  1. как договор комиссии, когда в роли комитента выступает зарубежный туроператор, а в роли комиссионера — отечест­венный турагент. С точки зрения валютного законодатель­ства, туристы имеют возможность оплатить стоимость услуг туроператора как непосредственно за рубежом, так и при заключении договора с турагентством;

  2. как договор купли-продажи имущественных прав (туристского продукта).

В такого рода договорах определяются права и обязанности сторон, система взаиморасчетов, формы контроля за деятельно­стью, условия продвижения туристского продукта на рынок, в ча­стности, организации рекламы; оговариваются условия продажи туристского продукта, степень ответственности сторон при пре­тензиях и др. В договоре комиссии устанавливаются размеры ко­миссионного вознаграждения (обычно это 5—12% от продаж, в зависимости от стоимости тура, сезона, географии путешествия), а также предусматриваются системы дополнительного вознаграж­дения за стабильность работы, достижение определенного объема реализации путевок и т.д.

В своей деятельности турагент руководствуется договорными поручениями туроператора, отступление от которых является нарушением обязанностей и влечет за собой юридические последствия. Все деловые операции агента должны совершаться только в интересах партнера. Права и обязанности сторон регламентируются заключенным договором, а также действующим законодательством.

Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг

Отношения между туроператорами, турагентами и потребителями туристских услуг строятся на основании туристского до­говора, к существенным условиям которого относятся:

  1. информация о туроператоре или турагенте;

  2. сведения о туристе;

  3. достоверная информация о потребительских свойствах туристсткого продукта вместе со сведениями о программе
    пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и результатах сертификации туристского продукта. Гарантией качества туристского продукта явля­ется сертификат соответствия;

  4. дата начала и окончания путешествия;

  5. розничная цена продукта и порядок его оплаты. При этом в договоре должен быть определен порядок взаиморасчетов с учетом Франкфуртской таблицы по снижению цен за по­ездки (приложение17) или без нее;

  6. порядок встречи, сопровождения и проводов туристов;

  7. права, обязанности и ответственность сторон;

  8. медицинское страхование и обеспечение. При этом, если
    законодательством страны пребывания предусмотрена оп­лата туристом услуг по медицинской помощи, страховой полис ему должен быть вручен до момента отъезда;

  9. минимальное число туристов в группе, необходимое для путешествия, указание сроков и порядка информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

  10. изменение и расторжение договора;

  11. порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон;

  12. порядок и сроки предъявления туристом претензий, порядок и сроки расчетов.

При изменении существенных условий договора турагентом
или туроператором без согласия туриста последний вправе по
своему выбору потребовать: ,

  1. исполнения условий, указанных в договоре и ваучере;

  2. возмещения убытков и компенсацию морального вреда, причиненных в результате изменения существенных условий договора;

  3. расторжения договора и возмещения убытков.

В случае неисполнения туристского договора потребитель вправе потребовать возмещения вызванных убытков, а при на­личии вины туристского предприятия — возмещения морально­го вреда. В мировой практике предельный размер возмещения убытков обычно не превышает 3-кратной стоимости тура; согласно ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности РФ» — 2-кратной стоимости;

Однако для предъявления иска о возмещении морального вреда по сложившейся судебной прак­тике туристу придется доказать «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающи­ми на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосно­венность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), нару­шающими его личные неимущественные или имущественные права».

Согласно п. 18 и 20 Типового договора на оказание турист­ских услуг (приложение 18), туристские предприятия освобож­даются от ответственности за неисполнение обязательств перед потребителем в следующих случаях:

а) когда туристу отказано в выезде за рубеж пограничными или таможенными органами по причинам, не относящимся к компетенции туристского пред­приятия;

б) по причине обстоятельств непреодолимой силы.

В этих случаях потребитель обязан возместить туристскому предприятию фактически понесенные ею расходы.

Похожие:

Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России iconПравовое регулирование pr-деятельности
Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations комплексной, информационной, коммуникационной деятельности,...
Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России icon1. 1 Предпринимательское право
Специальность 100102. 51 Дисциплина: Правовое обеспечение профессиональной деятельности Раздел I правовое регулирование предпринимательской...
Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России iconТема 1 Правовое регулирование экономических отношений
Специальность 140613. 51 Дисциплина: Правовое обеспечение профессиональной деятельности Раздел I право и экономика
Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России iconЗаконодательное регулирование со в РФ
Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations комплексной, информационной, коммуникационной деятельности,...
Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России iconЗаконодательное регулирование со в РФ
Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations комплексной, информационной, коммуникационной деятельности,...
Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России iconВопросы к экзамену по предмету: «правовое обеспечение профессиональной деятельности»
...
Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России iconМонография «Правовое регулирование отношений промышленной собственности»
«Правовое управление» нб рб им. А. З. Валиди, кандидата экономических наук, доцента по кафедре «Гражданское право», заслуженный работник...
Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России iconРабочая программа дисциплины «педагогические технологии»
«Административно-правовое регулирование в сфере образования», «Правозащитная деятельность», «Гражданско-правовое регулирование в...
Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России iconМурманский государственный гуманитарный университет проектная деятельность студентов
«Социально- культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально- культурной деятельности»)
Правовое регулирование социально-культурной и туристской деятельности в России iconТема Фамилия
Правовое регулирование деятельности судебных приставов-исполнителей и исполнительного производства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница