Из интервью одного Начальника


НазваниеИз интервью одного Начальника
страница1/29
Дата публикации19.03.2013
Размер1.98 Mb.
ТипИнтервью
userdocs.ru > Туризм > Интервью
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29









К ВОЖАТЫМ И ОРГАНИЗАТОРАМ



- Мы стараемся не перегружать детей

разными «мероприятиями». Наша главная

забота, чтобы они хорошо отдохнули...»

Из интервью одного Начальника

летнего лагеря одной газете
Нравится ли вам такая «забота» о детях?

Каждое лето, посещая детские летние лагеря, в большинстве из них я наблюдаю одну и ту же безрадостную картину: дети «отдыхают». Схема этого «отдыха» проста: днем - ничего (может быть, футбол или речка), вечером - дискотека. Диско-тека – это вообще единственное, ради чего есть смысл ехать в лагерь.

Но этот детский «отдых» просто ничто по сравнению с тем, как в таких лагерях «отдыхают» (по ночам особенно) го-спода вожатые и их многочисленное руководство. После активного ночного отдыха потребность в отдыхе дневном зело ог-ромна.

Есть руководящая установка – занять чем-нибудь на летний период наше светлое будущее. (Чтобы в этот же период было меньше головной боли у милиции.) Раз есть та­кая установка, то ее надо выполнять. Худо ли, бедно ли, это дело финан-сируется, и на­чиная с июня, миллионы счастливых деток занимают свои койки в корпусах и домиках. Теперь чада из рук ро-дительских-учительских переходят в руки вожатых и методистов по воспитательной работе...

И вот тут-то как раз и ничего не происходит. Тезис о том, что детки за год «ну очень устали от всяких мероприя-тий», с восторгом подхватывается всем педсоставом, и с этой минуты педсостав свободен. Свободен от работы, от поисков, беготни, головной боли, переживаний, а заодно и великих радостей вдохновенной и результативной рабо­ты. А ведь счастье – это когда получается.

Впрочем, доводилось мне нередко видеть и исключения. Например, есть лагеря, где «мероприятия» проводятся поч-ти каждый день. При этом вожатые жалуются на большие перегрузки, а дети – на то, что они приехали отдыхать, а их страш-но загоняли. И действительно, можно ли такое выдержать – почти каждый день мероприятие.

Список этих творческих дел стандартен и не меняется со времен Лучшего Друга Детей: «Поиск сладкого дерева», «День бантиков», «Вечер сказки», «КВН», «Мисс лаге­ря», «Непознанные тайны». «Два корабля» и т.д.

Но Ее Величество Дискотека по-прежнему остается главной детской святыней.

Никак не могу утверждать, что детям в этих лагерях не нравится, что они не плачут в день разъезда и не обожают своих вожатых. Напротив. В нынешних условиях малой вожатской зарплаты и отсутствия обязательной практики для студе-нтов в лагеря едут в большинстве своем энтузиасты - милейшие молодые люди, искренне любящие общение с детьми и по-тому детьми в ответ любимые.

В общем, все довольны.

Особливо довольны родители, а проверяющие начальники просто тащатся:

– В достаточном ли количестве отпускается корм для наших дорогих детишек? – первым делом спрашивает «внезап-но» нагрянувшее Начальство.

– В очень достаточном, – бодро отвечают Начлаг и Завстоловой. – Остается боль­ше, чем съедают. Вчера, аж, бак для пищевых отходов лопнул.

– А соблюдаются ли правила купания и солнечного прогревания контингента? – не унимается Начальство.

– Свято н неукоснительно! Все в панамках, а к воде мы их близко не подпускаем! – рапортуют Физрук и Плаврук, дыша в сторону.

– Ну, а всевозможные мероприятия, призванные укреплять, углублять и расширять в детях буквально все, в лагере проводятся?

– Обижаете, Начальники, – шмыгают напудренными носами Старшаявожатая и Замповоспитательнойработе. – Чуть ли не каждые три дня что-нибудь организуем, упа­рились просто.

– Значит, абсолютно, абсолютно все в порядке?

– Сами удивляемся – ну так все хорошо, что можно даже и поменьше.

– Молодцы, товарищи Ответственныезажизньздоровье! Надо бы вас и на следую­щий год снова назначить в этот лагерь!

– Уря-а!

Скучно на этом свете, господа! Так было и так будет почти всегда, почти везде, ибо войну с человеческой пошлос-тью выиграть невозможно. Но это не значит, что от борьбы надо отказываться. Были, есть и будут из этого правила исключе-ния. Были, есть и будут вожатые и педагоги, которых этот гадкий «отдых» устроить никак не может. Именно им – творящим, выдумывающим, пробующим, тем, кто ошибается и исправляет, кого съедает руководство, но кого обожают и боготворят де-ти, – им предназначены эти несколько десятков страничек.

Результат месячной работы землекопа – котлован, инженера – чертеж, кандидата педагогических наук – умная ста-тья. А каков же должен быть результат трех десятков дней работы вожатского коллектива?.. Привесы? Это задача поваров... Загар?.. Но это все солнышко, при чем тут вожатый?

Ненацеленность на конкретный результат – вот главный порок всей работы многих воспитателей. «Мы приняли де-тей такими. Что собираемся получить на выходе?» - этот вопрос, должен волновать каждый педагогический коллектив.

Когда в конце 50-х ленинградский профессор И.П. Иванов организовал свои зна­менитые Фрунзенские коммуны, то это было потрясение всех основ педагогического мироздания. Методика Иванова с огромной быстротой облетела лагерные пространства (одним из первых был легендарный «Орленок»), завоевала тысячи сторонников...потом ее начали потихоньку душить... и в настоящее время она почти забыта. Ее последнее пристанище – лагерные сборы актива и прочего детского кон-тингента, проводимые раз­ными педагогическими отрядами энтузиастов. В том числе и у нас в Воронеже.

Более трех десятков лет существует и продолжает работать педагогический отряд «Искра»; огромной популярнос-тью пользуются сборы «Индейцы», «Славяне», «Развед­чик», «Юный десантник» и др. Каждый из них вносил и продолжает вносить в эту мето­дику все новые и новые разработки дел, интересные находки и «изюминки». Хотя мно­гие участники этих педотрядов уже не знают имени Иванова. Не знают, что именно он и его сподвижники придумали Вечерний огонек: «День отшумел...», Вечернее дело и многое, многое другое.

Книги самого И.П. Иванова, а также его единомышленников и последователей (С. Соловейчика, Е. Лутошкина и многих других) ранее издавались большими тиражами и наверняка не все исчезли из библиотек.

В этой небольшой книжечке вы найдете кое-что из опыта Воронежского педотряда «Эврика», в котором мне посча-стливилось работать более десяти лет. Здесь некоторые наши взгляды и подходы, разработки творческих дел, репертуар для самодеятельности. По старой традиции мы называем себя не Вожатыми, а Комиссарами и не видим в этом слове ничего та-кого или эдакого.

Для нас принцип работы: «побольше свободного времени, а мероприятий помень­ше» является абсолютно неприем-лемым, вредным и злокачественным. Нет более страшного врага для ребячьих душ, чем «свободное время». Так называемый «отдых» порож­дает скуку, леность, склоки. Как на дрожжах взрастают мальчишечьи, девчачьи и сме­шанные группировки, «дружащие» против других группировок. «Ихний второй отряд – плохой, а наш третий – круче всех». Агрессивность и нез-доровые взаимоотношения – единственный результат, который можно получить при желании дать детям «настоящий от-дых»... Врагов от скуки ищем...

У нас, не один год проработавших на сборах и в летних лагерях, есть одна истина, не требующая доказательств. Лу-чший отдых – это постоянное творческое напряжение, высокий темп жизни, изобилие волнующих событий. Как никогда ак-туален ныне девиз, пришедший к нам из Фрунзенских коммун: «Все дела творчески, а иначе зачем?».

Пусть никто не сомневается, что главное, за чем ребята едут в лагерь, - это обще­ние друг с другом. Была б тусовка... Но общение не может быть «вообще». Спорить, оценивать, радоваться и огорчаться можно только по поводу «чего-то». Без событий нет эмоций, а следовательно, и общения. Выигранный у другого отряда футбольный матч зачастую бывает единст-венным за весь день поводом для живого, захватывающего об­суждения. На смену этой теме очень быстро приходит перемы-вание косточек отлучив­шемуся товарищу или пустейший, бессмысленный треп ни о чем.

Но если день прожит бурно и насыщенно, если за 16 часов очень, очень много все­го происходит – так много, что ве-чером не все и вспомнишь, – вот тогда мы получаем совсем другую картину детского отдыха. И эта картина настолько пот-рясает, что с не­привычки можно и остолбенеть.

Посторонний человек, случайно заглянувший в лагерь, где проводится сбор, обыч­но столбенеет: «Не верю!.. Что?.. Почему?.. Где?.. Где вы таких удивительных детей на­брали?». А дети-то самые что ни на есть обыкновенные. Только они не маются дурью, под названием Отдых, а делают Дело. А для Дела требуется уйма энергии и только по­ложительной. Посто-ронний человек, приятно пораженный, уходит. Раньше он о таких детских коллективах читал только в детстве, в утопичес-ком журнале «Пионер». Но Уто­пия возможна.

День, прожитый без десятка событий - пуст, никчемен, вреден и прожит зря! Но если все так, как надо... Происходит то, что иначе как «обыкновенное педагогическое чудо» и не назовешь. Уже буквально к концу второго дня сбора с детьми явно и очевидно что-то происходит. Они меняются. Они становятся такими, про которых говорят: «очень хорошие дети» или «просто с ума сойти, какие дети» или «таких детей не бывает»... В процессе такого общения у ребят все больше и больше на первое место вы­ходят доброжелательность, радость от возможности доставлять радость, предупредительность и все то, от чего возликует сердце вожатого. Сбывается мечта Б. Окуджавы призывавшего: «Давайте говорить друг другу комплимен-ты». И путь к такому результа­ту один: ни минуты покоя и творчество, творчество, творчество.

На десятках сборов мне довелось работать с детьми, подростками, студентами во­жатыми. Это был очень разный ко-нтингент: сельские и городские ребята, трудные под­ростки и школьные активисты, победители олимпиад и дети с отклоне-ниями в развитии. Но каждый раз я не уставал поражаться тому, как здорово, как безотказно и эффективно работает эта ме-тодика. Три-четыре дня и... откуда взялось в них столько хорошего и ку­да делось все плохое? И наступал час прощания с на-шими временными питомцами. И не стесняясь слез, рыдали даже сильные, накачанные мальчики. И мы, конечно же, смахи-вая навернувшуюся влагу, тем не менее, испытывали ни с чем не сравнимое чувство ра­дости очередной педагогической по-беды. Прав, тысячу раз прав профессор Иванов.

Конечно, среди прочитавших эти строки найдутся те, кто поймет все вышеизло­женное как другую крайность – детей надо загонять, как скаковых лошадей. Но вы, на­деюсь, не из их числа. Насыщение прожитых дней разнообразными делами – вещь необ­ходимая, но однозначно недостаточная недостаточная. Педагогический талант, творче­ский огонь и безграничная любовь к своим питомцам все еще относятся к категории высших вожатских добродетелен.

Придумать совсем новое дело или раскрасить старое новыми красками, на первых порах начинающему вожатому бывает очень трудно, не говоря уж о детях. Вот тут и мо­гут пригодиться разработки и сценарии тех, кто уже прошел этот те-рнистый путь. Наде­юсь, и эта моя маленькая книжечка окажется некоторым образом небесполезной.

Хотелось бы сразу оговориться, что принципиально новое дело придумать чрезвы­чайно трудно. Все на свете уже где-то было. Закон Мэрфи для вожатых: «Любое КТД уже было и давно всем надоело». Но привнести свежую струю, обога-тить интересными подробностями, дать новый поворот сюжета можно и нужно. Поэтому основные наши творческие усилия и «мозговые штурмы» были направлены именно на это.

И еще. Воздавая огромную дань уважения открытиям И.П. Иванова и его последо­вателей, хочется, заметить, что время не стоит на месте и нынешняя система воспита­тельных ценностей несколько иная. На дворе XXI век и коммунистиче-ская аксиоматика, идеологические акценты, столь серьезно воспринимаемые тогда, сейчас, даже на лагерных сборах РКСМ, выглядят неуместными. Поэтому лично я при разработке предлагае­мых ниже дел и сценариев руководствовался принципом: «С Ивановым вперед, но не назад к Иванову». Многое из коллективно-творческих дел первых Фрунзенских коммун лично мне кажется слишком детским, порой примитивным, наигранным и, и извините. религиозным. Все-таки было много в тех коммунах эдакого показного, культивировалась готовность каждой отдельной личности принести себя в жертву массам, дети упивались своей «хорошестью» и «верностью коммунистическим идеалам». Один писатель однажды сказал про них: «Вот это и есть настоящее коммунистическое воспитание.» (!)

Например, несколько лет назад я был гостем на одном сборе, который проводил дружественный нам педотряд. И на-блюдал мероприятие под названием Факельное Ше­ствие. Зрелище было очень грандиозное и имело сильное эмоциональное воздействие. Кто осмелится возражать, что возложение венков к братской могиле павших в Великую Отечественную войну, дань – памяти дело не святое? И действительно, мероприятие удалось на славу. Колыхалось пламя факелов, звучала песня «Вспомните, ребята», тор­жественно плыли венки. Самые искренние рыдания девочек и мальчиков оглашали эту площадь скорби. При подведении итогов недели все дети единодушно назвали Факель­ное Шествие лучшим мероприятием сбора. Они собой очень гордились. И тогда я спро­сил их: «Можете ли вы назвать хотя бы несколько имен тех, кто похоронен в этой мо-ги­ле? Не расскажете ли вы мне, при каких обстоятельствах погиб этот батальон?» Ответом было молчание... И тогда я еще спросил: «Может быть, не надо было устраивать это слезоточивое шоу, а лучше узнать, не проживает ли поблизости ветеран войны, которо­му нужно наколоть дров, а оказав старику помощь, пойти в лес, нарвать скромные буке­тики и без лишнего шу-ма просто положить их на могилу?»... Меня попросили в этот ла­герь больше не приезжать.

С. Соловейчик в своей замечательной книге «Воспитание творчеством» (1972 год) с восторгом описал похожее ме-роприятие от Фрунзенских коммун. Только там детей 22 июня в 4 часа утра выводили к колосящемуся полю, но рыдания бы-ли такими же упои­тельными. Дети буквально захлебывались от восторга перед самими собой.

Педагоги, вожатые, комиссары! Работайте, воспитывайте, сейте разумное и доб­рое!.. Только делайте это искренне, врать, право, не стоит.

Очень популярны сейчас так называемые сборы-погружения. Там роли раздаются в первый день и их стараются иг-рать до самого разъезда. Например, если это сбор «Сред­невековье», то всю неделю дети и вожатые ходят в капюшонах, на-зывают свои отряды провинциями, девочек – прекрасными дамами, мальчиков – рыцарями, концерт худсамодеятельности – мистерией, а дискотеку – карнавалом. Легко представить терминоло­гию сборов «Юнга». «Индейцы», «Юный спецназовец». Не нахожу ничего плохого в том, чтобы веранду всю неделю обзывать «палубой», а Старшего Комиссара - Капита­ном кораб-ля, но самому мне это не до конца неинтересно.

Мне больше по душе сборы с разнообразием игр. Каждая игра не более чем на па­ру часов. Причем то, что это всего лишь игра постоянно подчеркивается. А вся термино­логия, костюмы, реквизит, сама подача доводятся до полного абсурда.

Например. БАЛ ПОЛНОЛУНИЯ у нас всегда заканчивается тем, что мы сжигаем на костре свои маски и бумажные элементы костюмов и с этой секунды вновь обраща­емся друг к другу по имени. А в военной игре СТРАТЕГИЯ у нас некие Рукосуи объяв­ляют войну неким Шибинникам по поводу того, как правильно следует писать слово «матрац». И эта бредяти-на позволяет даже в минуты самого отчаянного единоборства не терять чувства юмора и ощущения игры.

Такой подход мне представляется никак не лучше и не хуже метода погружения, просто он другой.

Вообще-то на наших необъятных просторах у отдельных педотрядов лагерная пе­дагогика ушла далеко вперед. Ка-ких только новейших, высокоэффективных программ не разрабатывается и не осуществляется. Каких только революцион-ных принципов не исповедывается и не культивируется. И в этом-то разнообразии есть главное завоевание демократии – свобода выбора. А что может быть ценнее?

В конце концов, всякий родитель имеет право решать, - куда отдать на пару и свое любимое чадо: в ласковые руки православной церкви или загребущие клешни «Школы выживания»; под алые кумачи Пионерии или индейские вигвамы.

Увы (а может быть к счастью) педагогика, как всякое искусство сильно подвержена моде. То совали всюду пресло-вутое «коммунистическое воспитание», а, насовав, – негодовали. То носились с «педагогикой сотрудничества», а потом бо-ролись с ней. То звали всех «назад к природе» и одновременно к всеобщей компьютеризации. Теперь проповедуют отказ от режима, свободу выбора, «развивающие подпрограммы» и (вот ужас-то!) уважение к личности ребенка.

Как мне представляется – все системы хороши. Результат зависит от личных ка­честв господ воспитателей и финан-сирования. Был бы талантливый педотряд, а система приложится. Ей-богу, воспитанники Макаренко с портретами Сталина в руках, были по своим душевным качествам ничем не хуже комсомольских активистов 70-х или нынеш­них скаутов сильно за-вязанных на религии и экологии.

Данный труд не отрицает ни одну из методик, не наезжает ни на один педагогиче­ский принцип.

Если сравнить лагерную педагогику с театральным творчеством, то можно провес­ти небольшую аналогию. При всем изобилии театральных школ (система Станиславско­го, метод Брехта, театр Виктюка, отказ от сцены, арт-анангард и т.д.) все театры, тем не менее, не могут изменить одного и главного – текстов пьес, которые они превращают в спектакли.

Так и в лагере: какой бы подход педколлектив не исповедовал бы, но сказку Фила­това «Про Федота-стрельца» ста-вят все и соревнования а-ля «Веселые старты» проводят опять таки все же. И назови ты ночное заседание вожатых «Советом старейшин». «Соб­ранием архонтов» или «Раздумьями волхвов» - планерка останется планеркой и никому содержание этой драмы (или комедии) не изменить.

Вот эти самые пьесы, дорогие коллеги, вам тут в основном и предлагаются.

Остальное – эмоции.. И они в тексте тоже присутствуют. А как же без них? Наша работа – дело эмоциональное и без избытка чувств ничего не выйдет.

Все, что до сих пор делали мы – это то, что всегда срабатывало в условиях ужа­сающей бедности, полного непонима-ния со стороны всевозможных начальников и неис­числимых организационное трудностей. Эта система прекрасно работает в тех убогих лагерях, в которых все костюмы делаются из штор и простыней, а рисунки – кирпичом на асфальте.

И есть только дети, невкусная каша и море энтузиазма.

Все предлагаемые дела и сценарии вполне можно проводить как в лагере, так и в стенах школы. Некоторые оригина-льны и неповторимы, некоторые имеют первоисточ­ники и безымянных прародителей. Но все они имеют свои собственные творческие трак­товки и прекрасные отзывы тек. кто их «в живую» делал или участвовал.

Творите, выдумывайте, пробуйте. И пусть ваши напряженные труды и поиски оку­пятся блестящими педагогически-ми результатами, любовью и благодарностью ваших питомцев.

Ну, а я охотно с вами пообщаюсь, если вы напишете мне по адресу: Е-mail: lasukoff@mail.ru

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Из интервью одного Начальника icon2. Квалификационные требования начальника домоуправления
Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность начальника домоуправления
Из интервью одного Начальника iconПсихологическая подготовка Вопросы в интервью
Следовательно, – журналист нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениями в интервью чаще всего недопустим. Интервью иногда...
Из интервью одного Начальника iconК Порядку исследования, изучения и разбора пожаров, утвержденного...
Порядку исследования, изучения и разбора пожаров, утвержденного приказом начальника Главного управления мчс россии по г. Москве и...
Из интервью одного Начальника iconИнтервью для журнала "Ziereus"
Автор, встретившийся со Шри Матаджи до Ее поездки в Америку, получил свою самореализацию во время интервью
Из интервью одного Начальника iconСистема целостного волнового движения
Санкт-Петербурге мне посчастливилось взять интервью у одного из самых известных первооткрывателей последнего десятилетия, создателя...
Из интервью одного Начальника iconИнтервью Майкла Гибсона
Брук П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью / Перев с англ. М. Ф. Стронина, предисл. Л. А. Додина. Спб.; М.: Малый драматический...
Из интервью одного Начальника iconИнтервью Александр : «Мы работаем все вместе»
Наш продюсер – Александр Давыдов. Он же пишет музыку. В этом интервью вы узнаете о жизни Саши, и о том как мы работаем…
Из интервью одного Начальника iconМастер – класс Интервью по компетенциям и психодиагностика
В сочетание с различными психодиагностическими методами интервью по компетенциям дает максимальный результат. Наш Центр специализируется...
Из интервью одного Начальника iconГотовлюсь к бессрочной голодовке прошу уволить: Начальника Петербургского...
Ко мне подошёл сам Кондрашов А. О. и пригласил на приём 29. 10. 2011. На приёме мы обсудили ряд вопросов, нашли понимание. Прошло...
Из интервью одного Начальника iconРуководителя Аппарата Совета Федерации начальника Правового управления...
Распоряжениями Заместителя Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации начальника правового...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница