Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях


НазваниеТеория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях
страница1/5
Дата публикации21.03.2013
Размер0.71 Mb.
ТипАвтореферат
userdocs.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3   4   5


УДК 769/799: 378 На правах рукописи

Вуколов Владимир Николаевич



ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В ВЫСШИХ


УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ


13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат


диссертации на соискание ученой степени доктора

педагогических наук

Республики Казахстан

Алматы

2001г


Работа выполнена в Казахской государственной академии спорта и туризма


^ Научный консультант:

доктор педагогических наук,

профессор Орехов Л.И.


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор ^ Иванов Г.Д.
доктор педагогических наук,

профессор Сейтхалилов Э.А.

доктор педагогических наук,

профессор Ханкельдиев Ш.Х.
Ведущая организация: Российская государственная академия

физической культуры, кафедра туризма
Защита состоится «_____»_________ 2001 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 в Казахской государственной академии спорта и туризма по адресу: 480072, Алматы, пр. Абая, 83/85, факс: 92-68-05

E-mail: fozzik@chat.ru

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахской государственной академии спорта и туризма.

Автореферат разослан «_____»__________________ 2001г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, доцент Нурлыбекова А.Б.

^

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность. Попытки перестроения экономики в нашей стране за последние 10 лет привели к резкому падению объемов производства товаров и услуг.

Вместе с этим, указанные попытки выявили те секторы экономики, которые могут быть высокоэффективными даже в переходный период. Именно таким сектором, действительно новым для Казахстана, стал экономический туризм.

Туризм как один из наиболее популярных совместных видов отдыха является важной частью жизни человека с его естественным желанием познания нового и, хотя бы временного возвращения в природную среду. Туризм в современном мире превратился в крупную отрасль обслуживания населения.

Переход туристского дела в Казахстане на основы рыночной экономики потребовал качественного иного подхода к организации и содержанию подготовки туристских кадров, в том числе в высших учебных заведениях. Кроме экскурсоводов и инструкторов активных видов туризма, возникла необходимость подготовки управляющих (менеджеров) туристско-экскурсионных структур разной формы собственности, работающих прибыльно и с социальной пользой. Однако, до настоящего времени эта работа осуществляется во многом эмпирически, без достаточного социально-педагогического обоснования. С сожалением следует констатировать, что в Республике Казахстан исследователями не получено сколько-нибудь значительных результатов по теории высшего туристского образования. Между тем необходимость в такой теории велика и прежде всего это относится к вузовской подготовке менеджеров туризма.

Выбор именно этой категории туристских кадров определился тем, что менеджер является центральной фигурой в обеспечении успешного функционирования туристских структур. Именно от профессиональной подготовки и личностных качеств менеджера зависит потенциал туристской структуры. Туристская индустрия республики тогда будет по-настоящему эффективной, когда потоки въезжающих с туристскими целями иностранных туристов, будут более многочисленными, чем потоки граждан Казахстана, выезжающих за рубеж. Следовательно, подготовка кадров туристской индустрии должна осуществляться по международным стандартам.

Исходя из этого, в настоящей работе подробно проанализирован опыт зарубежных учебных заведений туристского профиля, а определение понятий, относящихся к системе образования, приводятся по признакам, данным в публикациях ЮНЕСКО.

Научный подход к проблеме потребовал обоснования дидактических основ обучения, которые включают в себя не только требования к учебным планам, программам и учебникам, но и к организации, методам, приемам передачи студентам знаний и умений современного менеджера туризма.

Основы процесса подготовки менеджера туризма в вузе составляют дидактические цели и подчиненная система организационных мероприятий, необходимых для их достижения.

Определение дидактической цели должно отражать в себе требуемую и прогнозируемую учебную деятельность студентов, необходимые условия ее реализации и предполагаемый, реально ощутимый результат.

^ Проблемы исследования определяются противоречием между возросшей потребностью общества к максимальной эффективности современного экономического туризма и - недостаточной теоретической и методической разработанностью системы подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

  • необходимостью развития высокопрофессиональной и творческой личности будущего управляющего туристской структуры и эмпирическим характером высшего туристского образования;

  • необходимостью интенсификации профессиональной подготовки менеджера туризма и фактическим преобладанием экстенсивных путей ее совершенствования;

  • потребностью высшей школы в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса подготовки специалистов туристской индустрии в вузах и отсутствием необходимых технологий.

Представление о туристской деятельности, как системе организационно-экономических задач (В. Владимиров, 1998; В.Г. Гуляев, 1998; И.В. Зорин, 1994; В.А. Квартальнов, 1990) придает проблеме профессиональной подготовки будущего менеджера туризма двоякий ракурс рассмотрения: с одной стороны, охватывается теоретические ее аспекты, а с другой - методико-практические.

Анализ практики современного туристского дела свидетельствует о том, что профессиональная подготовка будущих менеджеров к деятельности в сфере экономического туризма в процессе преподавания всех циклов учебных дисциплин обладает спецификой. При этом специфичны не только содержание, но формы и методы учебно-воспитательного процесса в вузе (факультете, отделении) туристского профиля.

Такое понимание роли и места профессиональной подготовки студентов факультета (отделения туризма) в вузе потребовала от нас следующих исследовательских процедур:

  • соотнесение методологического и теоретического обоснования профессиональной подготовки студентов со служебными функциями современного менеджера туристского предприятия;

  • определение теоретической стратегии подготовки будущего менеджера к руководству современным туристским предприятием;

- разработки средств обучения и методического обеспечения этой стратегии в виде дидактической системы, определения ее содержательных компонентов и основ их взаимодействия.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность для нужд индустрии туризма и высшей школы, послужили основанием для определения темы исследования "Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях".

^ Целью исследования является разработка теоретических и практических основ совершенствования подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях.

^ Объект исследования - профессиональная подготовка будущих менеджеров экономического туризма в условиях современного вуза.

Предмет исследования - процесс подготовки будущих менеджеров к эффективному управлению современным туристским предприятием.

Ход исследования определялся следующей гипотезой: существенная зависимость между содержанием изучения студентами социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и уровнем их профессиональной подготовки к управлению туристским предприятием, определяет, что формирование специалистов туристской индустрии будет эффективным если:

- теоретическая стратегия профессиональной подготовки студентов к туристской деятельности обеспечит личностную ориентацию и технологичность обучения;

- профессиональную подготовку студентов к управлению туристским предприятием проектировать на базе ее методической и практической составляющих, как целостную систему, исходя из единства цели, содержания средств и перспектив современной индустрии туризма;

- комплекс педагогических условий эффективного функционирования и развития этой системы обеспечит профессиональную направленность подготовки, овладение знаниями, умениями, интеллектуальными и нравственными качествами личности, необходимыми для выполнения должностных функций менеджера туризма, а также системное включение студентов в творческую деятельность по совершенствованию отечественной индустрии туризма.

В соответствии с целью и гипотезой в работе ставились следующие задачи:

  1. проанализировать историческую и современную роль туризма в мировой экономике и культуре;

  2. обосновать выбор оптимальной концепции развития индустрии туризма в Республике Казахстан;

  3. разработать концепцию подготовки специалистов туристской индустрии в современном Казахстане;

  4. разработать модель подготовки менеджера туризма в вузе и выявить возможности ее совершенствования;

  5. обосновать содержание и технологию теоретической подготовки менеджера туризма;

  6. разработать содержание и формы практической подготовки менеджера туризма в вузе.

^ Методологической и теоретической основой исследования является системно-структурный подход, как выражение диалектики, совокупность теории деятельности и творческой сущности личности, социального управления, разрабатываемых в экономике, социологии, психологии. Исследования туристской деятельности человека и его профессиональной подготовки к этой деятельности опираются на методологические принципы историзма, научности и системного подхода и их предмету и объекту, с совокупностью объективных и субъективных факторов, которые влияют на результаты туристской деятельности.

Под историзмом или историческим типом мышления принято понимать познание явлений действительности под углом зрения их происхождения и развития.

^ Принцип научности в исследовательской деятельности включает в себя несколько положений, главным из которых является требования всестороннего анализа и взаимосвязи процессов и явлений, опоры на факт, как на источник достоверного научного знания, взаимосвязи теории и практики.

Значение фактов для теоретических обобщений сформулировал Л.С. Выготский: "... кто рассматривает их в свете той или иной теории. Факты неразрывно переплетены с философией.... И кто хочет найти ключ к этому богатому собранию новых фактов, должен раньше всех вскрыть философию факта, его добывания и осмысления. Без этого факты немы и мертвы ".

В процессе научного исследования происходит постоянное движение от фактов к теоретическим положениям и обратно. Известный советский психолог А.Н. Леонтьев писал, что "…эмпирия не может не быть проникнута и обусловлена теорией, но сама эта теория, в свою очередь, порождается из эмпирии, из объективных фактов. Таким образом, конкретный опыт дается нам дважды: как неорганизованная хаотичная конкретность, из которой мы извлекаем, говоря языком Маркса первые "тощие абстракции" и опыт, как конкретность, стоящая в конце познавательного процесса, им организованная и воссозданная и напоминающая своим содержанием систему, абстрактно-понятийную теорию. Изучая факты, то есть конкретность, мы извлекаем из них регулятивные теоретические концепции, с точки зрения которых мы вновь и вновь обращаемся к этой конкретности, к фактам изучения которых подтверждает или опрокидывает, и главное, развивает, расширяет и вместе с тем углубляет ее. Это не суть два изолированных процесса; они представляют собой единый процесс исследования, единый познавательный процесс".

Использовать принципы историзма и научности, составляющие методологическую основу наших научных исследований, следует с опорой на взаимосвязи их содержания. В работе "О поэзии. Сочинения Аристотеля" Н.Г. Чернышевский отмечал, что "…лучшая обработка истории послужит дальнейшему совершенствованию теории и т.д. до бесконечности будет продолжаться это взаимодействие на обоюдную пользу истории и теории, пока люди будут изучать факты и делать из них выводы.... без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах".

Даже при одинаковой опоре на принципы историзма и научности, каждому исследователю приходится выбирать методологический подход к проблеме. Ведь можно исследовать отдельные вопросы подготовки специалистов туристской индустрии или исследовать всю совокупность проблем системы подготовки специалистов на практическом и теоретическом уровне.

В ходе исследования мы опирались на 5 основных принципов методологии творчества, применяемых для решения новых проблем в различных областях науки и практики:

  1. анализ поставленной задачи с точки зрения ее современности и потребности в ней. Раскрытие внутренних противоречий в процессах, обусловивших или обуславливающих постановку задачи;

  2. проверка правомерности постановки задачи с точки зрения общих законов природы;

  3. проверка осуществимости задачи на современном уровне науки и практики;

  4. разработка общей схемы решения задачи и выбор основного, то есть определяющего эксперимента;

  5. анализ полученных результатов головного эксперимента и нахождение диалектической связи их с поставленной задачей.

Проблема обучения профессионального менеджера туризма является полинаучной, поэтому при ее решении нами использовались результаты исследований, полученных в таких науках как философия, история, география, социология, психология, педагогика.

Значительное влияние на формирование нашей концепции оказали влияния философские идеи В.Ф. Гегеля, 1974; К. Маркса, 1970; Ф. Шеллинга, 1966; Ф. Энгельса, 1970;, которые обосновали диалектическое миропонимание и соответствующие ему диалектические методы исследования, ввели диалектику в рассмотрение законов развития природы и общества.

Следующим идейным потоком, питающим наше исследование, явились работы по педагогике и психологии высшей школы российских ученых А.Д. Акимовой, 1977; Ю.К. Бабанского, 1989; А.В. Барабанщикова, 1986; Т.А. Воробьевой, 1973; Ф.В. Герасина, 1976; В.В. Давыдова, 1972; А.Ф. Зотова, 1976; Т.А. Ильиной, Н.Н. Кочкина, В.В. Краевского, 1977; В.С. Леднева, 1989; С.К. Рощина, 1977; В.А. Сластенина, 1981; Н.Ф. Талызиной, 1983; казахстанских ученых С. Абдыманапова, 1998; З.У. Жантекеевой, 1989; Н.Д. Хмель, 1986.

В ходе проведенного нами исследования анализировались публикации отечественных и зарубежных специалистов по развитию индустрии социального и экономического туризма. Прежде всего, нами использовались работы российских специалистов В.А. Азара, 1975; М.А. Ананьева, 1975; Ю.К. Байназарова, Ю.А. Веденина, 1982; Н.М. Забелиной, 1980; П.Н. Зачиняева, 1972; Е.Н. Ильиной, В.А. Квартального, 1993; А.Т. Кириллова,1982; Г.М. Малышевой, 1981; Т.А. Манова, 1975; М.Э. Немоляевой, Ю.С. Путрика, 1983; В.Б. Сапруновой, 1997; Л.Ф. Ходоркова, В.И. Яковлевой, казахстанских специалистов С.Р. Ердавлетова, 1996; К.Н. Мусина, 1998; Ж. Кантарбаевой, 1997; О.Сауранбаева, 1997; А. Щуровой, 1997. А также украинского, туркменского и французского специалистов соответственно М.Н. Медведевой, 1983; С.П. Кузыка, 1986; Ж. Фоше, 1988.

При разработке концепции базовой подготовки специалистов в сфере экономического туризма с высшим образованием, нами учитывался опыт подготовки кадров социального туризма, отраженный в работах советских специалистов И. Бессоновой, 1968; К. Борисова, 1981; В.Г. Булатова, 1988; В.И. Гонопольского, 1988; Э.Г. Дмитриева, И.А. Дрогова, Г.П. Долженко, 1988; А.В. Евсеева, 1979; О.П. Ивановой, 1988; А.А. Остапца, 1985; Н.Т. Романовского, 1978; Ф.С. Фещенко, 1978; В.Х. Шебзухова, 1988.

Сочетание теоретического уровня нашего исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов.

^ Общенаучные методы:

- системный анализ применялся для решения задачи моделирования профессиональной подготовки будущих специалистов туристской индустрии к их деятельности в туристско-гостиничных структурах;

- логико-исторический анализ для выявления прогрессивных тенденций профессиональной подготовки специалистов туризма в истории отечественных и зарубежных учебных заведений;

- теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, туристской и альпинистской литературы позволил сформулировать исходные позиции исследования;

- анализ и обобщение передового туристского и педагогического опыта массовой практики работы туристских структур и учебных заведений туристского профиля, анализ документов по развитию туристской индустрии и высшей школы в собственном отечестве, дальнем и ближнем зарубежье проводились нами с целью выявления условий эффективности профессиональной подготовки специалистов индустрии туризма;

- констатирующий эксперимент позволил определить состояние готовности студентов факультета туризма к решению задач эффективного управления туристским предприятием;

- формирующий эксперимент и опытно-экспериментальная работа проводилась с целью проверки эффективности разработанной системы подготовки студентов к решению производственных задач, определения педагогических условий эффективности функционирования этой системы.

Кроме того, использовались такие вспомогательные методы исследования как: анкетирование туристов, школьников, студентов, учителей, преподавателей вузов, руководителей туристских структур и учебных заведений, методы экспертных оценок, обобщение независимых характеристик, самооценка, прямые и косвенные наблюдения за реальной деятельностью обучаемых и обучающих в общеобразовательной и высшей школе, статистические методы, которые позволили оценить результаты констатирующего и формирующего экспериментов на различных этапах исследования.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях iconПрактика является одним из этапов подготовки специалистов в высших...
Практикой предусмотрено посещение предприятий для ознакомления с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия в современных...
Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях iconПлан лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога...
Инженеру-педагогу (преподавателю) отведена ведущая роль в подготовке квалифицированных специалистов в начальных, средних и высших...
Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях iconС 25 февраля по 1 марта 2013 г. Актуальные вопросы обучения
В условиях реализации образовательных стандартов в высших учебных заведениях профессионального образования возникает необходимость...
Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях iconСбербанк россии
Образовательный кредит на оплату обучения в высших и средних специальных учебных заведениях
Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях iconСбербанк россии
Образовательный кредит на оплату обучения в высших и средних специальных учебных заведениях
Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях iconЛекция наука и научная работа в вузе
По закону Украины "О научной и научно-технической деятельности" ученые, которые по основному месту деятельности занимаются профессиональной...
Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях iconНа вступление в
В каких высших и средних специальных учебных заведениях Вы учились/учитесь (все названия указать без сокращений)
Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях iconО проведении чемпионатов санкт-петербурга среди студентов высших учебных заведений
Совета по физическому по физической культуре и учреждения «Центр подготовки воспитанию при Совете спорту Санкт Петербурга спортивных...
Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях iconУчебно-методические материалы по дисциплине Основная литература Ачаповская...
Ачаповская М. З. Экономическая теория. Курс лекций для неэкономических специальностей высших учебных заведений/ М. З. Ачаповская....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница