В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме


НазваниеВ. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме
страница1/43
Дата публикации23.03.2013
Размер5.56 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
В.А. Квартальнов
Стратегический менеджмент в туризме


Предисловие

От автора


ЧАСТЬ 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА


  1. Стратегии роста туризма

  2. Интеграция предпринимательских структур как фактор роста эффективности туризма

  3. «Тихая» революция в философии управления туризмом

  4. Эволюция топ-менеджмента

  5. Ведущий принцип и стили организационного исполнения


ЧАСТЬ 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ


  1. Организационный механизм взаимодействия и сотрудничества в управлении процессами

  2. Реорганизация как фактор стратегии роста

  3. Факторы глобализации туристского бизнеса

  4. Новые концепции инвестирования в туризм


^ ЧАСТЬ 3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ ТУРИЗМА


  1. Планирование прибыли компании

  2. Источники прибыли в туризме

  3. Факторы роста прибыли

  4. Приложение 3.1. SWOT-анализ

  5. Приложение 3.2.Определение бизнеса и миссии фирмы(на примере ОАО«Аэрофлот-Российские международные авиалинии»)

  6. Приложение 3.3. Программа «Турфирма-98» фирмы «Натали-турс» (Россия)


^ ЧАСТЬ 4. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ


  1. Формирование менеджера нового типа

  2. Проблемы управления деловой карьерой

  3. Социальные выплаты в деловой карьере

  4. Перспективы совершенствования управленческих навыков

  5. Мотивация деятельности менеджера

  6. Требование современной среды:роль компенсационных выплат

  7. Приложение 4.1. Компенсационные программы ОАО «ЦСТЭ-Интур - Центральный совет по туризму»

  8. Приложение 4.2. Компенсационные программы турагентства «Бегемот»


^ ЧАСТЬ 5. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА


  1. Современная концепция управления жизненным циклом продукта

  2. Проблемы эффективного планирования туристского продукта

  3. Издержки и процесс формирования туристской ренты

  4. Формирование каналов сбыта туристских услуг

  5. Физическая продажа: забытая граница дохода

  6. Приложение 5.1. Пять компонентов планирования продукта

  7. Приложение 5.2. Схема маркетингового планирования

  8. Приложение 5.3. Формы сбытовой сети


^ ЧАСТЬ 6. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ИННОВАЦИЯМИ В ТУРИЗМЕ


  1. Влияние технологических нововведений на эффективность туристского бизнеса

  2. Проблемы управления в условиях технологических новаций

  3. Стратегии развития бизнеса на базе новых технологий

  4. Исследования и разработки (R&D) в развитии мирового туристского бизнеса

  5. Проблемы и перспективы управления проектами


^ ЧАСТЬ 7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТУРИЗМОМ


  1. Потенциальные возможности компьютерных технологий

  2. Принципы успешной компьютеризации

  3. Анализ риска капиталовложений в индустрии гостеприимства

  4. Деловая логистика: достижение больших прибылей

  5. Управленческая информация

  6. Приложение 7.1. Критерии компьютеризации фирм


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложение. Возродим социальный туризм!

Предисловие

Представляемая читателю монография профессора В. А. Квартальнова включает результаты обобщения зарубежного и отечественного опыта стратегического управления в туризме. Многогранный анализ современных проблем, изложенный автором, позволяет получить комплексное представление о путях развития туризма на основе стратегического менеджмента. Известно, что туризм относится к высоколиквидной отрасли, т. е. отрасли с быстрой отдачей. Однако, как показывает российская практика, вклад туризма в национальную экономику явно недостаточен, что обусловлено не столько слабыми инвестиционными возможностями перевода туризма на качественно новый уровень, сколько состоянием существующей системы управления туристским предпринимательством.

Практика управления туристским бизнесом (да и другими отраслями) показывает, что преобладает менеджмент текущей ситуации, т. е. оперативное управление с большим или меньшим уровнем профессионализма. Как правило, вопросы стратегического развития и управления у руководителей верхнего звена не являются приоритетными, что негативно отражается на эффективности текущего управления. Позитивный опыт использования стратегического менеджмента преуспевающих фирм подтверждает сказанное и подчеркивает необходимость применения стратегического управления для повышения эффективности туризма.


В монографии в доступной форме излагаются важнейшие аспекты стратегического управления развитием туризма. Удачно сконцентрированы мировой и национальный опыт стратегического управления и авторские обобщения, которые позволяют читателю выявить позитивные решения исследуемых проблем.


В части 1 глубоко анализируются проблемы формирования трех возможных стратегий роста туризма. Доказывается, что развитие туристского бизнеса невозможно без изменения философии управления и эволюции мышления руководителей высшего звена. Справедливо также утверждение автора, что стратегическое развитие туризма должно сопровождаться интеграцией предпринимательских структур, что подтверждается убедительными примерами из зарубежной и отечественной практики.


В части 2 при рассмотрении организационных аспектов роста эффективности управления туризмом акцент делается на необходимости разработки организационного механизма взаимодействия и сотрудничества в реализации управленческих решений, так как уровень организованности влияет на судьбу любого решения, особенно стратегического. Любая стратегия роста включает реорганизацию, или организационные изменения, существующей системы управления, варианты которых рассматриваются в материалах монографии. Приводятся факторы глобализации туристского бизнеса, развития национального туризма во взаимодействии с мировым туризмом. Даются различные схемы инвестирования туристской отрасли.


Часть 3 посвящена анализу проблем и путей повышения доходности туризма, что является чрезвычайно актуальным для современного состояния отечественного туризма.


В части 4 рассматриваются возможности повышения уровня делового администрирования в туризме путем формирования менеджеров новой формации, целенаправленного управления деловой карьерой. Представленные в монографии материалы о мотивации деятельности менеджера и системе социальных выплат (компенсаций) за активный труд весьма интересны с точки зрения практики.

В части 5 приводится современная концепция управления жизненным циклом туристского продукта на основе маркетингового планирования.


Особое место в стратегическом развитии туризма занимают технологические инновации, новые информационные технологии, исследования и разработки. Проблемы управления этими процессами рассмотрены в частях 6 и 7.


Материалы книги, синтезирующие мировой и отечественный опыт и отражающие тенденции развития современного менеджмента, позволяют отнести данное издание к категории монографии.


Эта книга, безусловно, будет полезна как при подготовке современных менеджеров туризма новой формации, так и для состоявшихся руководителей туристского бизнеса.
^ Ю. П. Анискин,
доктор экономических наук, профессор

От автора


Замечено, что нет ничего нового под солнцем. Однако очевидно, что человек двадцатого столетия все-таки произвел нечто новое - науку управления в самом широком смысле этого понятия, обыденно употребляемого в том числе и в актуальной проблематике современного туризма.


Сложилось много определений понятия "управление туризмом", используемых учеными и практиками. В ходе многопрофильного исследования, проведенного автором, менеджмент представляется как сложная система взаимозависимых предметов, ценностей, дисциплин и методов, развиваемых для преодоления бесчисленных и различных по своей величине проблем, сложностей и неопределенностей, которые присущи туристской деятельности. Постоянный поиск все более эффективных управленческих решений, концепций и процессов для обуздания стихийных последствий туризма выступает как соревнование со временем, отчаянная схватка. Цена проигрыша - вымирание туризма. В то время как цена победы может стать толчком в развитии туристской деятельности на более высоком качественном уровне.



Тема данного исследования - управление туризмом в широком, стратегическом, смысле. Эта книга - не ученые записки и не разрозненные суждения о проблеме, а система научных воззрений по различным аспектам менеджмента туризма, подкрепленных и апробированных практикой. Каждое из этих научных представлений основано на профессиональном опыте и размышлениях ученых, практиков и, что особенно важно, молодых специалистов, имеющих уже высшее образование именно по туристским специализациям, - выпускников Российской международной академии туризма. Но, вместе с тем, каждое суждение также отражает и персональные представления, обобщенные автором монографии. Цель данного исследования -это попытка найти общий подход к проблемам управления, определить стандарт методологического обобщения.

Нет необходимости отрицать большую практическую, нежели философскую направленность принципиальных убеждений. Все объекты исследования данной антологии выбраны с учетом их прямого отношения к актуальным проблемам управления стратегического уровня и с целью удовлетворения потенциального интереса руководителей, директоров туристских организаций, относящихся к различным секторам экономики: государственному, частному, а также к социальному, чьи прямые функции и цели не ограничиваются лишь финансовыми интересами. И в этом заключена новизна проблемы, так как сегодня актуален именно научный подход к принятию управленческих решений.



Некоторые менеджеры высшего звена управления имеют тенденцию затрагивать проблемы человеческой справедливости, философских ценностей и других бесчисленных элементов управления. Исходя из этого ряд руководителей и практиков могут удивиться заголовку данной книги с ее упором на стратегию, нежели на собственно науку управления. Выбор сделан, конечно, преднамеренно и легко объясняется.



В то же время очевидно растущее беспокойство размышляющих менеджеров о том, что проблема может постепенно приближаться к научному завершению всего управленческого спектра туризма. И в этом смысле важно выявить две различных реальных опасности.



С одной стороны, возрастает вероятность, что образ управления как профессиональной карьеры начинает терять свою аттрактивность среди наиболее способной молодежи. Одна из причин - недостаток человеческого участия. Молодые люди видят в менеджменте систему увеличивающейся безликости, т. е. состояния, когда невидимый монстр выбрасывает запрограммированное решение, которое подчиняет живое существо (человека) системе. Такая реакция думающих людей в данном случае явно искажена.

Становится очевидным, что даже в XXI веке качество управления будет зависеть от личностных качеств менеджера. Видение ситуации, честность, справедливость, другие социальные и моральные ценности - все это по-прежнему будет необходимо в управлении. Даже сегодня это является общим знаменателем для устойчивых и процветающих туристских организаций. Жизнеспособность каждой организации, которая на протяжении долгого периода демонстрирует свой успех, напрямую связана со способностями людей. Нет будущего у науки управления, если эта связь слаба.



С другой стороны, исключительный размах научного осмысления методов управления таит в себе опасность непосредственно для практиков-менеджеров. Расширение универсальности новых методов управления ведет к тому, что для многих менеджеров появляется тревожная тенденция стать собственно пленниками этих методов вместо использования их в качестве инструментария действия.



Управленческие методы станут в действительности более специализированными, ибо само по себе управление как функция - общая основа любого процесса.



Касаясь практической значимости рассматриваемой проблемы, следует обратить внимание на очевидность того, что данное исследование замышлялось преимущественно для руководителей верхнего звена управленческого персонала. Однако широкий спектр представленных в одной книге концепций, проблем и подходов к управлению, выявленных профессионалами всего туристского мира, вызвал необходимость усиления степени интеллектуальности всех представленных в монографии уровней управления. Автор надеется, что менеджер на своем "пути наверх" сможет найти много полезного на страницах данного издания.



При подготовке настоящей монографии были использованы опыт, практические данные, факты и аргументы, раскрывающие характер и действия отечественных российских объединений, корпораций, учреждений и предприятий туризма; зарубежных и смешанных туристских организаций (операторов и турагентств), функционирующих в России и странах -участниках СНГ; транснациональных корпораций и объединений, вовлеченных в организацию туризма и туристского бизнеса, а также связанных с туризмом различных транспортных, производственных, промышленных и научно-технических объединений и структур.



Автор благодарит дипломников Российской международной академии туризма, участвовавших в подборе ценного фактического материала, ставшего тем необходимым эмпирическим опытом, который позволил подойти к ряду важных выводов и рекомендаций. Выражаю признательность: Е. Ализай, Н. Бу-торовой, Г. Гражданкину, А. Дороговой, В. Жуковой, О. Замятиной, Н. Иванниковой, А. Конову, Ж. Князевой, С. Кузнецовой, И. Клевцовой, И. Критинко, М. Куприковой, Е. Куликовой, Н. Кудрявцевой, А. Матвеенко, Н. Марковой, Н. Моряковой, Д. Никифоровой, Р. Никифорову, Н. Пустоутенко, Р. Пасечнику, Н. Печениной, Г. Пензенской, Е. Родигину, О. Смирнову, С. Стояновой, Л. Туркиной, Ю. Федотовой, И. Шестак. Автор не претендует на законченность и априорность ряда выдвинутых гипотез и суждений и с благодарностью отнесется ко всем высказанным замечаниям, критике и пожеланиям.

Валерий Квартальнов

^ ЧАСТЬ 1
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА



Поле деятельности бизнесмена в туризме всегда сравнивалось с шахматной доской. Сравнение интригует, но в действительности неуместно. Если акционерная стратегия ограничивается комбинацией ряда твердо установленных правил, то стратегия управления может быть весьма легко освоена. В действительности, конкурирующая экономика туризма в России практически заставляет каждое гостиничное или туристское предприятие или учреждение находить свои новые собственные решения, в то время как пределы деловой шахматной доски ограничены только воображением и наступательностью игроков.

Единый подход пронизывает все последующие соображения: успех стратегии корпорации (акционерного объединения или общества), с учетом того, что все усилия направлены на достижение эффективности, никого не будет ограничивать какой-либо формулой. Они - стратеги - могут и должны действовать в рамках весомого концептуального подхода, твердо основанного на факте эффективности.


В разделе "Стратегии роста туризма" указано на изменчивость природы окружающих обстоятельств, которым должны быть противопоставлены управленческие решения. Объем и направленность целей и задач могут быть определенно и убедительно доказаны. Но менеджмент не может всегда конфиденциально утверждать рамки, в которых туристский продукт компании пройдет свой жизненный цикл (свое обращение). Еще менее он может предсказать характер конкуренции или заранее знать причуды сложившейся конъюнктуры экономики. Следовательно, стратегия бизнеса и должна быть подготовлена к изменениям, а если необходимо, то и к быстрым изменениям.


Вовлекаясь в бизнес, необходимо быть стратегом и тактиком, гибко балансируя ответными действиями, основанными на твердых целях. Создавая устойчивую философию процесса роста, одновременно необходимо оставаться достаточно гибким, считаясь с непредвиденными возможностями. Следует быть готовым двигаться в новых направлениях, не отклоняясь от устоявшегося стратегического плана даже в угоду захватывающей новизны. В то же время, остерегаясь опасности эмоциональной приверженности "сложившейся надежности" продукции, не следует задерживаться со вкладом и вложениями, гарантирующими эквивалент возврата.


И твердость, и гибкость необходимы в преодолении обстоятельств и альтернатив, с которыми сталкивается компания и которые были избраны с целью сохранения стратегии роста и тактики привлекательности. Так, в разделе "Интеграция предпринимательских структур как фактор роста эффективности туризма" документально выявляется ряд проблем, которые больше всего докучают акционерным объединениям в туристском бизнесе и которые, подводя их к кризису, вызывают столкновение новых организационных инициатив с привычными управленческими действиями. Опираясь на опыт отдельных преуспевающих предпринимателей, предлагается перечень практических шагов по слиянию двух предприятий в единую организацию, способную потенциально стать большей по своим возможностям, чем сумма ее разрозненных составляющих.


Необходимость фактического поиска решений в противовес тем, которые основаны на интуиции, традициях и поспешных рассуждениях, - тема следующего раздела - ""Тихая" революция в философии управления туризмом". Вскрывается смысл и значение для туристской практики управленческих умений, которые еще недавно зачастую отрицались работниками государственного управления и регулирования туризма. Эти умения включают: разрешение труднодостижимых целей, которые поставлены исполнителями в повестку; делегирование ответственности первой линии управления вместо сосредоточивавшими реальную власть управления несколькими лицами высшего звена руководителей; усиленное внимание технологическим изменениям вместо разработки мер по рационализации и оправданию приверженности прежней политике; внимательное отслеживание характера конкуренции; поддержка атмосферы неудовлетворенности на всех уровнях в офисе или на предприятии.


В разделе "Эволюция топ-менеджмента" рассматриваются проблемы стратегии с высоты, т. е. как ее достижение представляется руководству корпорации. Члены совета директоров полностью ответственны - и эту ответственность они не могут делегировать или переключить на других - за создание долговременных целей и определение стратегии, которая наиболее успешно завершит задуманное ими исполнение целевых установок. Это предполагает: развитие действенных полномочий в планировании и контроле за решениями; надзор за оперативными планами управления до достижения успеха; сравнение текущих результатов с первоначальными проектами (задумками); демонстрацию воли и способности вызывать или предотвращать отклонения от плана и своевременно вмешаться, если управление не оказалось способным удовлетворительно завершить программу.


В конечном итоге успех выполнения стратегии туристского объединения является личной предприимчивостью, строго обусловленной темпераментом и способностями руководства, несущего ответственность, лучше или хуже, за поддержание своего управленческого принципа. В разделе "Ведущий принцип и стили организационного исполнения" раскрывается принцип управления отдельных руководителей. Здесь важно понять, что за один текущий день деловое окружение может глубоко изменить роль основного руководителя. Его задача - меньше самому предпринимать принципиальных изменений вопреки развитию организации и процесса, по которым следует принять решение. Не столько обладать своей собственной способностью принимать решение, сколько высвобождать компанию от личностного влияния. От того, как он реализует проблему, обеспечивая строгую направленность и филигранное умение управлять, есть суть принципа управления и испытания его как руководителя.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Похожие:

В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме iconМаркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций
Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: Инфра-м; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. —...
В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме iconМгу им. М. В. Ломоносова в качестве учебного пособия по специальностям...
Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с
В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»

В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме iconАкан Перечень вопросов для подготовки к экзамену разработаны в соответствии...
Перечень вопросов для подготовки к экзамену разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины опд. Ф. 11 Менеджмент в социально-культурном...
В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Стратегический менеджмент»
Какие из перечисленных терминов, описывают систему формулирования стратегии в стратегическом планировании: (2 балла)
В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме iconДисциплина: "Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме"
Автором стимулирующего метода руководства, «нацеленного на результаты» является
В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме iconДисциплина: "Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме"
Важнейшая роль в развитии концепции Всеобщего Управления Качеством принадлежит ученым
В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме iconДисциплина: "Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме"
Дидактическая единица: "04Цели и задачи управления предприятием тур индустрии (у;гст;;)"
В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме iconДисциплина: "Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме"
Выбор руководителем одной из альтернатив для успешной работы организации, называется
В. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме iconДисциплина: "Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме"
Автором «Плана предприемлемого путешествия в чужие края» (1777 г) науки считают
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница