Лекция №33


Скачать 141.37 Kb.
НазваниеЛекция №33
Дата публикации26.03.2013
Размер141.37 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Военное дело > Лекция
ЛЕКЦИЯ № 33

Ведущие капиталистические страны

Превращение США в ведущую мировую державу.

В ходе Вто­рой мировой войны США не только мало пострадали, но и по­лучили значительные прибыли. В стране возросли добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали, производ­ство сельскохозяйственной продукции. Основой экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США окончательно заняли лидирующее положение в мировом хозяй­стве.

Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали мно­гие ученые. После войны из Германии были вывезены значи­тельное число немецких специалистов и огромная научно-техническая документация.

Военная конъюнктура способствовала развитию сельского хо­зяйства. На продовольствие и сырье в мире существовал боль­шой спрос, что создавало благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г.

В 1945 г. президент Г. Трумэн заявил, что на Америку легло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. В условиях начала «холодной войны» США выступили с кон­цепциями «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма, т.е. СССР. Американские военные базы покрыли весь мир.

Вмешательство государства в экономику продолжалось и в мирное время. Несмотря на похвалы свободному рынку, разви­тие экономики после «нового курса» Рузвельта уже не мысли­лось без регулирующей роли государства. Была реализована про­грамма строительства дорог, электростанций и других объектов. Сохранились многие социальные программы времен «нового курса». Скорректированная политика называлась «справедли­вым курсом».

Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Тафта-Хартли). По инициативе сенатора Джозефа Маккартни развернулись гонения на обвиняемых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертва­ми «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч.Чаплин. Продолжалось наращивание воору­жений, в том числе ядерных. Завершалось формирование военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной индустрии.

50 — 60-е годы в целом были благоприятны для развития эко­номики США. Ее быстрый рост был связан прежде всего с вне­дрением достижений НТР.

В эти годы большого размаха достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил Мартин Лютер Кинг, привели к принятию в 1968 г. законов, обеспечивавших равноправие черноко­жих. Однако добиться реального равноправия было гораздо сложнее, чем юридического, влиятельные силы сопротивлялись этому, что нашло выражение в убийстве Кинга.

Ставший в 1961 г. президентом Джон Кеннеди провозгла­сил политику «новых рубежей», нацеленную на создание об­щества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравно­правия, бедности, преступности, предотвращение войны). Были приняты социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и прочим соци­альным благам.

В конце 60-х – начале 70-х гг. положение в США ухудши­лось. Это было связано с войной во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с миро­вым экономическим кризисом начала 70-х гг. Эти обстоятель­ства способствовали политике разрядки- при президенте Ри­чарде Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.

В начале 80-х гг. разразился новый экономический кризис. В поисках выхода из него президент Рональд Рейган предло­жил политику, названную «консервативной революцией». Были сокращены расходы на образование и медицину, пенсии, однако снижались и налоги. США взяли курс на развитие сво­бодного предпринимательства, сокращение роли государства в экономике. Хотя этот курс вызвал многие протесты, он способ­ствовал улучшению положения. Рейган выступал за наращива­ние гонки вооружений, но в конце 80-х гг. по инициативе лиде­ра СССР М.С.Горбачева начался процесс сокращения вооруже­ний (правда, в основном со стороны СССР).

Крушение СССР и социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. при президенте Уильяме Клинтоне. США преврати­лись в главный центр силы в мире.

11 сентября 2001 г. в высотные здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке врезались два самолета с пассажирами. Вла­сти Соединенных Штатов обвинили в этом исламских террори­стов. Под предлогом борьбы с международным терроризмом аме­риканцы при президенте Джоржде Буше-младшем усилили внешнюю экспансию. «Сферами жизненных интересов США» были объявлены огромные регионы, прежде всего богатые запа­сами энергоносителей (нефти, газа). Американцы способствова­ли организации так называемых «оранжевых революций» в рядестран и приходу к власти марионеточных режимов. Были окку­пированы Афганистан и Ирак, США угрожали напасть на Се­верную Корею, Иран и Сирию. По инициативе США в НАТО при­няли новые страны, на востоке Европы и вблизи границ России разместили системы противоракетной обороны. Экспансия США вызвала сопротивление во всем мире, а также привела к ухудшению положения в экономике. В 2008 г. США стали цен­тром глобального экономического кризиса, охватившего все стра­ны мира. Надежды на выход из него многие связывают с первым чернокожим президентом США Бараком Обамой, вступившим в должность в 2009 г.

^ Ведущие страны Западной Европы.

Вторая мировая война подорвала экономику всех стран Европы. На ее восстановление пришлось затратить огромные силы. Болезненные явления во многих странах были вызваны также крушением колониальной системы, потерей колоний. Так, Великобритания к началу 60-х гг. потеряла почти все свои колонии. Итоги войны, по сло­вам У.Черчилля, стали для нее «триумфом и трагедией». Стра­на окончательно превратилась в «младшего партнера» США. Британская экономика долго не могла возродиться после войны, до начала 50-х гг. в стране сохранялась карточная система рас­пределения продуктов.

Пришедшие к власти после войны лейбористы провели на­ционализацию ряда отраслей промышленности, расширили со­циальные программы. Постепенно ситуация в экономике улуч­шилась. В 50 — 60-е гг. происходил интенсивный экономический рост. Однако кризисы 1974—1975 и 1980—1982 гг. нанесли стране сильный урон. С 70-х гг. серьезной проблемой стала во­оруженная борьба против британской власти в Северной Ирлан­дии.

Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер выступило в защиту «истинных ценностей британского общества». Это выразилось в привати­зации, уменьшении государственного регулирования и поощре­нии частного предпринимательства, сокращении налогов и со­циальных расходов. Экономические показатели улучшились, но большинство населения осталось недовольным своим поло­жением.

В 1997 г. на выборах победили лейбористы. Однако их пра­вительство во главе с Энтони Блэром, хотя и с некоторыми коррективами, продолжало внутреннюю политику консервато­ров. Во внешней политике Блэр придерживался проамериканской линии, англичане участвовали в нападениях на Афгани­стан, Ирак. Падение популярности Блэра привело к тому, что в 2007 г. пост премьер-министра занял лейборист Г. Браун. На вы­борах 2010 г. к власти вернулась консервативная партия в коа­лиции с либерал-демократами. Премьер-министром стал Дэвид Кэмерон. Правящая коалиция приступила к реализации своей программы вывода страны из кризиса.

Во Франции после Второй мировой войны под влиянием ком­мунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, были национализированы некоторые отрасли про­мышленности, конфискована собственность пособников окку­пантов. Расширились социальные права и гарантии населения. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая ре­жим Четвертой республики. Однако внешнеполитические со­бытия (война во Вьетнаме и Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустойчивой.

На волне недовольства в 1958 г. к власти пришел генерал Шарль де Голль, избранный президентом. Он провел референ­дум, принявший новую конституцию, значительно расширяв­шую права президента. Наступил режим Пятой республики. ТТТ. де Голлю удалось решить ряд острых проблем: французы окончательно ушли из Индокитая, получили свободу все коло­нии в Африке. Первоначально де Голль пытался с помощью во­енной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся роди­ной для миллиона французов. Однако эскалация военных дей­ствий, усиление террора против участников национально-освободительной войны вели лишь к росту сопротивления ал­жирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость, а большинство французов бежали оттуда во Францию. Была подавлена попыт­ка военного переворота со стороны сил, выступавших против ухода из Алжира.

С середины 60-х гг. стала более независимой внешняя поли­тика Франции, государство вышло из военной организации НАТО (оставаясь в блоке), улучшились отношения с СССР.

Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым выступлениям студентов и рабочих в 1968 г. Под влиянием этих выступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку.

В 70-е гг. положение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президентом был избран лидер социалисти­ческой партии Франсуа Миттеран. Социалисты сформиро­вали правительство с участием коммунистов. Были проведены реформы в интересах большинства населения (сокращение ра­бочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсою­зов, национализирован ряд отраслей промышленности. Однако возникшие экономические трудности заставили правительство пойти по пути жесткой экономии. Укрепились позиции правых партий, реформы были приостановлены. В 1995 г. президентом стал голлист Жак Ширак, в 2007 г. его сменил однопартиец Николя Саркази.

Серьезной проблемой для Франции явился массовый наплыв эмигрантов, прежде всего из бывших французских колоний. Тя­желые условия существования эмигрантов, нежелание интегри­роваться во французское общество вызвали с 2005 г. серию погро­мов в городах, совершаемых молодыми выходцами из эмигрант­ских семей. Данные проблемы ведут к усилению националисти­ческих настроений («Франция для французов»), которые выража­ет Национальный фронт во главе с Жаном Мари Ле Пеном, ' часто получающим значительное число голосов на выборах.

После возникновения в 1949 г. Федеративной Республи­ки Германии ее правительство возглавил лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Конрад Аденауэр, который оставался у власти до 1963 г. Он проводил политику создания социально ориентированной рыночной экономики при значи­тельной роли государственного регулирования. Развитие немец­кой экономики шло очень быстрыми темпами («немецкое эко­номическое чудо»), чему способствовала помощь США.

В политической жизни происходила борьба между ХДС и социал-демократами (СДПГ). В конце 60-х гг. к власти пришло правительство с преобладанием социал-демократов во главе с Вилли Брандтом. Были проведены преобразования в интере­сах широких слоев населения. Во внешней политике Брандт нормализовал отношения с СССР, Польшей, ГДР. Однако эко­номические кризисы 70 — 80-х гг. привели к ухудшению поло­жения страны.

В 1982 г. во главе страны встал лидер ХДС Гельмут Коль. Было сокращено государственное регулирование экономики, проведена приватизация. Благоприятная конъюнктура способ­ствовала увеличению темпов развития. В 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР.

К концу 90-х гг. в Германии возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 г. на выборах победили социал-демократы во главе с Герхардом Шредером. Однако усиление проблем в экономике в начале XXI в. вызвало недовольство части населения политикой социал-демократов. На выборах 2005 г. христианские демократы получили небольшой перевес голосов. Сформировалось правительство «большой коалиции» (ХДС и СДПГ) во главе с лидером ХДС Ангелой Меркелъ. Ее позиции еще более упрочились после выборов 2009 г.

^ Падение авторитарных режимов в европейских странах.

В се­редине 70-х гг. в Европе исчезли последние авторитарные режи­мы. В 1974 г. в Португалии военные совершили переворот, свергнув диктаторский режим Антониу Салазара. Были про­ведены демократические преобразования, национализированы ведущие отрасли промышленности, предоставлена независимость колониям.

В Испании после смерти диктатора Ф.Франко в 1975 г. на­чалось восстановление демократии. Демократизации общества содействовал король Хуан Карлос I. Со временем были достиг­нуты значительные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения.

После окончания Второй мировой войны в Греции разгоре­лась Гражданская война (1946 —1949) между прокоммунисти­ческими и прозападными силами, поддержанными Великобри­танией и США. Она завершилась поражением коммунистов. В 1967 г. в стране произошел военный переворот и был установ­лен режим «черных полковников». Ограничивая демократию, «черные полковники» в то же время расширили социальную поддержку населения. Попытка Греции присоединить Кипр при­вела к падению в 1974 г. диктаторского режима «черных пол­ковников» и восстановлению демократии в стране.

^ Европейская интеграция.

Во второй половине XX в. намети­лись тенденции к интеграции стран во многих регионах, особен­но в Европе. В 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. шесть стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) — Общего рынка, снимающего таможенные барьеры. В 70 — 80-е гг. количество членов ЕЭС возросло до двенадцати. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием населения. В 1981 г. в ЕЭС вступила Гре­ция, в 1986 г. — Испания и Португалия.

В 1992 г. в результате долгих переговоров и десятилетий сбли­жения страны ЕЭС в голландском городе Маастрихт подписали документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже 15 государств, было пре­образовано в Европейский союз (ЕС). В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. С 2002 г. в 12 странах ЕС была введена единая валюта — евро, что усилило экономи­ческие позиции этих стран. В 2004 г. в ЕС были приняты сразу 10 новых членов (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Слова­кия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва). В 2007 г. в состав ЕС вошли Болгария и Румыния. Сейчас Союз объединяет 27 стран с населением более 500 млн человек. Это, с одной сто­роны, упрочило позиции ЕС, но с другой — способствовало обо­стрению внутренних противоречий в нем.

Началось создание наднациональных органов власти. Была разработана Конституция ЕС, которую должны одобрить либо парламенты, либо граждане на референдуме. Однако в 2005 г. на референдумах во Франции и Нидерландах эта конституция не была одобрена, что приостановило процесс формирования наднационального европейского правительства.

С целью заменить провалившуюся конституцию страны -члены ЕС заключили в 2007 г. в Лиссабоне договор о реформи­ровании своего союза. 1 декабря 2009 г. договор вступил в силу. ЕС сделался правосубъектным: он получил право заключать международные договоры (если они соответствуют программным документам ЕС). Полноценным институтом стал Европейский совет, состоящий из глав государств или правительств всех стран-членов. Был введен пост его постоянного представителя, который представляет ЕС на международной арене. Его избира­ют главы государств ЕС на 2,5 года (первым представителем стал бельгиец Х.Ромпёй). Были расширены полномочия Европейско­го парламента, который теперь избирает председателя Европей­ской комиссии (куда входит один представитель от каждой стра­ны, а также верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности). Законодательным органом ЕС является Совет Европейского союза. В него входят 27 министров стран-членов в составе, зависящем от круга обсуждаемых вопросов. Предусмотрено, что полномочия Совета будут расширяться, из­менен и порядок подсчета голосов при принятии решений. Уси­лена роль Европейского Суда.

За годы деятельности Европейского союза с помощью сбли­жения законов всех его стран было гарантировано свободное движение людей, товаров, капитала и услуг внутри союза. Меж­ду 22 странами-членами Шенгенским соглашением был отменен паспортный контроль. ЕС принимает общие для всех его членов законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере права и внутренних дел, а также вырабатывает общую по литику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.

ЕС участвует как отдельное государство в международных от­ношениях и заключении международных договоров. ЕС прово­дит общую внешнюю политику и политику безопасности. Во многих странах мира учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, представительства ЕС действуют в ООН, других меж­дународных организациях.

Европейский союз в настоящее время сочетает в себе призна­ки международной организации и государства. В определенных областях решения принимаются независимыми наднациональ­ными институтами, а в других — посредством переговоров меж­ду государствами-членами.

Кризисные явления в экономике ряда стран ЕС в 2009 — 2010 гг. поставили под угрозу сохранение зоны евро. В 2010 г. началось создание специального фонда для помощи другим про­блемным странам ЕС. В том же году ЕС принял решение оказать финансовую помощь Греции, чтобы не допустить ее выхода из еврозоны. Позже аналогичное решение было принято по Пор­тугалии и Ирландии.

^ Миграционные процессы и Европа.

На стремление людей к миграциям, т. е. переселению в другие местности, влияет целый комплекс причин. В первую очередь это социально-экономические трудности (миграцию называют «голосованием ногами»). Важ­ными остаются политические, национальные, религиозные, эко­логические, демографические и иные факторы. Считается, что в миграциях ежегодно участвуют 2 — 3 % населения Земного шара, прежде всего из неблагополучных регионов.

Со второй половины XX в. Европа стала одним из главных центров притяжения мигрантов. Самой многочисленной груп­пой мигрантов являются турки. Более 60% их живет в Герма­нии. Алжирцы и тунисцы заселяют Францию, албанцы выезжа­ют в Италию и Грецию. В Испании и Португалии основную мас­су новых жителей составляют выходцы из стран Латинской Америки. В последние годы поток мигрантов из североафрикан­ских стран несколько снизился, зато усилилось прибытие жи­телей из стран Африки южнее Сахары.

Европейские страны привлекают мигрантов в связи с потреб­ностями экономического развития и относительным недостатком собственного населения.

Если сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и местных жителей в значительной степени пересекаются, то у низкоквалифицированных работников они, напротив, заметно различаются. Так, в системе общественного питания иммигран­ты в основном заняты на низших должностях в ресторанах, тог­да как коренные жители чаще работают в сети «быстрого пита­ния»; в сфере торговли первые трудятся в небольших магазинах, вторые — в супермаркетах; в строительстве иностранные работ­ники заняты в ремонтно-реставрационном секторе, местные — в более солидных строительных фирмах. Этому способствует осо­бая роль, которую в занятости иммигрантов играют системы со­циальных связей и неформального профессионального обучения. Кроме того, в анклавах, в которых селятся мигранты, формиру­ются специфические возможности занятости.

Миграция приносит европейцам огромное число труднораз­решимых проблем. Прежде всего это серьезные изменения эт­нического и половозрастного состава населения. Европейские страны, бывшие до недавнего времени фактически мононацио­нальными, превращаются в полиэтнические. Однако меры, пред­принятые против наплыва мигрантов в 90-е гг. дали отрицатель­ный результат: увеличилась незаконная и неконтролируемая миграция.

Кроме того, миграция приводит к ухудшению ситуации на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и огра­ничением рабочих мест; к снижению цены на национальную ра­бочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рын­ке труда; наконец, к конфликтам между коренным населением и иммигрантами.

Противоречия между мигрантами и местным населением ста­новятся все более дестабилизирующим фактором в разных стра­нах. В конце 2010 — начале 2011 г. главы ряда ведущих запад­ных государств (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози) заявили о крахе политики мультикультурности, т.е. политики, направ­ленной на интеграцию выходцев из стран Азии и Африки в ев­ропейское общество.

Япония. Вторая мировая война имела для Японии тяжелей­шие последствия: разрушение экономики, потеря колоний, ок­купация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята конститу­ция, расширявшая демократические права и закреплявшая мир­ный статус страны (военные расходы по конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии поч­ти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП).

С 50-х гг. в Японии начался резкий подъем экономики, по­лучивший название «японское экономическое чудо». Помимо благоприятной конъюнктуры это «чудо» было основано на осо­бенностях организации производства и менталитете японцев, а также на малой доле военных расходов. Трудолюбие, неприхот­ливость, корпоративно-общинные традиции населения позволи­ли Японии успешно конкурировать на мировом рынке. Был взят курс на развитие наукоемких отраслей, сделавший Японию ли­дером по производству электроники.

Тем не менее на рубеже XX — XXI вв. в Японии возникли значительные проблемы. Все чаще вспыхивали скандалы вокруг ЛДП, связанные с коррупцией. Замедлились темпы экономиче­ского роста, усилилась конкуренция со стороны «новых инду­стриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Ма­лайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и во­енную угрозу.

^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Как изменилась роль США в мире после Второй мировой вой­ны? Каковы были особенности развития США во второй поло­вине XX — начале XXI в.?

  2. Как развивались ведущие страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в.? В чем состояли общие черты и в чем специфика в развитии этих стран? Попытайтесь отразить данную информацию в виде таблицы.

  3. Как и почему пали авторитарные режимы в Европе?

  4. Как начиналась европейская интеграция? Чем была вызвана ее необходимость?

  5. Охарактеризуйте структуру Европейского союза. Какую роль играет ЕС в жизни современного мира?

  6. Каковы последствия миграционных процессов для Европы?

  7. В чем состоят особенности развития Японии во второй полови­не XX — начале XXI в.?







Похожие:

Лекция №33 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция №33 iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция №33 icon«Классический и современный психоанализ в зеркале символдрамы» лекция 1
«Психоанализ: прошлое, настоящее и будущее», лекция 2 «Психоанализ характера», лекция 3 «Психоанализ, любовь, семья и супружеские...
Лекция №33 iconЛекция Понятие риэлторской деятельности 2 Лекция Характеристика рынка риэлторских услуг в РФ 13
Лекция Особенности брокерской деятельности. Реализация квартир по договорам комиссии и поручения 161
Лекция №33 iconЛекция Фоновые и предраковые заболевания. Рак матки 46 Лекция Злокачественные...
Жалобы (основные и сопутствующие). Специфические функции женского организма (половая, репродуктивная, секреторная, менструальная)....
Лекция №33 iconЛекция I. Предмет, система и основные понятия курса “Судоустройство”
Лекция II. Судебная власть и правосудие
Лекция №33 iconЛекция № Вакцинация
Лекция № История отечественной педиатрии, организация охраны материнства. Периоды детского возраста
Лекция №33 iconЛекция №1 вводная лекция
Поэтому все мы вас призываем на 3 курсе с особой серьезностью относиться к учебному процессу
Лекция №33 iconЛекция Управление как социальное явление
Лекция Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности
Лекция №33 iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница