Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.)


Скачать 305.56 Kb.
НазваниеРимский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.)
страница1/4
Дата публикации08.03.2013
Размер305.56 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4
Токмаков В.Н.

Римский сенат и центуриатная военная организация

в период ранней республики (V—IV вв. до н.э.)
Вестник древней истории, 1994, № 2.
Не будет преувеличением сказать, что римский сенат — неординарное явление в истории, — поэтому его социальный состав, политические функции, сакральные основы и другие аспекты его многогранной деятельности всегда привлекали внимание исследователей. Неоднократно обращались историки и к выяснению роли сената в системе государственных институтов периода Ранней республики и в генезисе раннеримской civitas, политический строй которой обычно характеризуется как «сенатское правление», а вся мощь патрициев в общественных делах концентрировалась в основном в сенате, сохранявшем до IV в. до н.э. патрицианский характер и служившем оплотом патрициата, и во власти распределяемых между его членами магистратур1).
Однако из поля зрения исследователей обычно выпадает военный аспект деятельности сената в период зарождения в середине VI в. до н.э. при царе Сервии Туллии центуриатной военной организации2), которая к середине V в. стала господствующей и составила ядро политической системы раннеримской civitas3). По своей структуре центуриатная военная организация была противоположна патрицианскому куриатно-родовому сенату. Тем удивительнее резко возросшее после свержения царей влияние сената в военных делах и управлении воинскими центуриатными силами общины. Без выяснения причин этого до конца не освещенного в историографии феномена сложно понять как особенности политического и конституционного развития римского полиса, так и военно-правовое значение самого сената и социально-политическую сущность центуриатной военной организации, которая пронизывала все поры раннеримского общества и заложила основы последующего могущества Рима.
Поэтому в данной статье предпринимается попытка на основе анализа римской и греческой письменной традиции выяснить: 1) конкретные военные прерогативы и функции сената в V—IV вв.; 2) место и роль сената в военной организации раннереспубликанского общества; 3) причины сохранения полновластия сената после реформы Сервия Туллия и резкого возрастания его доминирования после свержения царей в конце VI в. до н.э.
В историографии существует идущая от В. Ине точка зрения об отсутствии у сената в Ранней республике как законодательных, так и исполнительных и судебных функций. Он считается просто консультативным органом, которому разрешено было давать магистратам лишь советы4). Но с другой стороны, преобладает обоснованное еще Т. Моммзеном мнение, согласно которому на всем протяжении римской истории сенат играл огромную, по существу руководящую роль. Он ведал государственными финансами, всеми внешними сношениями и политикой, назначал экстраординарных магистратов, принимал решения об объявлении войны и заключении мира5). Действительно, источники рисуют картину полновластия сената, но как бы размытую. Согласно Саллюстию (Jug. 27), сенат решал все военно-политические дела. По Дионисию (VI.67.3), «...сенат наделен высшей властью во всем, кроме назначения магистратов, проведения законов и провозглашения или окончаний войн, полномочия в осуществлении этих трех дел возлагаются на народ посредством голосования». Однако именно сенат составлял списки магистратов, предлагаемых комициям6) для избрания. А замечание Аппиана (Rom. (Celt.) III.5) о принесении Цедицием Камиллу постановления сената о своем избрании консулом позволяет заключить, что и выбранные кандидаты также одобрялись сенатом еще в начале IV в. (cp. Liv. V.18.1.).
Наиболее подробную сводку прав и прерогатив сената составил Полибий. Среди важнейших функций, имевших отношение к военной организации, он называет ведание внешней политикой, установление численности воинских контингентов, назначение сроков воинских наборов, определение состава и величины пополнения легионов, распределение театров боевых действий, или провинций, между военачальниками, руководство дислокацией армий, снабжение войск, награждение полководцев и распоряжение военной добычей (VI.17.1-7). В целом Полибий представляет сенат как полновластный орган верховного распоряжения военными силами Рима. Но отражает ли статус сената, сложившийся в III—II вв., реалии Ранней республики?
Анализ конкретных сообщений традиции о ситуации V—IV вв. позволяет подтвердить прежде всего право сената Ранней республики объявлять войну. Наиболее употребляемая Ливием для этого формула — «постановлением сената и по приказу народа объявлена война» (ex senatusconsulto populusque iussu bellum indicium: IV.11.3; VI.22.4; X.12.3). Приведенное выше возражения Дионисия (VI.67.3) следует понимать не как отстранение сената от столь важной прерогативы, а как предварительное обсуждение вопросов и вынесение специального сенатусконсульта (Liv. IV.57.8). Это вытекает из пассажа Ливия: «...сенат постановил в скорейшем времени предложить народу объявить войну» (patres... decreverunt, ut primo quoque tempore ad populum ferretur de bello indicendo: VI.21.3; cp. VIII.23.12). Впрочем, регулярное употребление формулы iussu populi встречается у Ливия применительно к событиям со второй половины V в., когда после реформ Валерия и Горация роль центуриатных комиций значительно возросла, а сферы компетенции органов управления civitas приобрели более четкие очертания.
Любопытно замечание Дионисия о том, что «решение консулов о войне было одобрено сенатом» (V.23.2; ср. VI.67.3). Отсюда вытекает, что сенат голосовал (ψήφισμα: XI.23.1.) за войну, инициатива объявления которой исходила от консулов. Но очевидно, что консулы были такими же инициаторами, как и послы соседних с Римом племен, умолявшие в римском сенате о заступничестве; иными словами, последнее слово принадлежало сенату. Его голосование и постановление (сенатусконсульт) давало правовую и сакральную санкцию на подготовку к войне и выступление войска, народ же (populus), организованный в военизированные центуриатные комиции — собрание всех военнообязанных, только одобрял это решение (Liv. VIII.29.6; Dion. VIII.91.1; IX.69.2; X.43.1).
Характерно замечание Ливия: «...сенаторы постановили, чтобы консулярные трибуны внесли в народное собрание предложение о войне» (IV.58.8). Оно выявляет особенность сенатских декретов или консультов (более подробно рассмотренную ниже), которые были обращены не напрямую к народу и комициям, а к конкретному магистрату, через которого поручение выполнялось. Возможно, это было связано с тем, что обращаться с предложениями к комициям, особенно военным центуриатным, мог только выбранный этими комициями магистрат, к коим сенаторы не принадлежали. Ливий сообщает, что «сенаторы постановили преследовать тускуланцев войной и поручили войну Камиллу» (cum bello patres censuissent Camilloque id bellum mandassent: VI.25.5). Здесь историк объединяет два постановления (впрочем, на практике они могли даваться и одновременно). В первом, о решении объявить войну, он употребляет глагол censere (решать, советовать), что указывает на рекомендательный характер постановления и намекает на передачу окончательного утверждения на усмотрение комиции, а во втором — применяется глагол mandare (передавать, поручать) в значении приказа и вручения империя для исполнения конкретному магистрату. Упомянутые Ливием в другом месте разногласия по поводу того, достаточно ли для объявления войны сенатусконсульта или все же требуется согласие народа (IV.30.15), ясно свидетельствуют, что по крайней мере до середины V в. сенат мог непосредственно объявить войну, особенно при нападении врагов.
Как показывают источники, в V в. войны нередко объявлялись Римом по просьбе союзных или просто соседних племен, в том числе недавних заклятых противников. Так, вскоре после окончания Латинской войны латиняне направляют послов в сенат, прося либо помощи в войне с эквами, либо позволения самим вооружиться, чего они не имели права делать по договору с Римом. Сенат решает, что для Рима безопаснее встать на защиту безоружных латинян, чем позволить им вновь взяться за оружие (Liv. II.30.8-9). В данном случае консула с войском послали на войну даже без согласования с комициями.
Именно сенат как постоянный орган принимал послов, получал от них сведения о намерениях других племен и исходя из интересов Рима решал вопрос о форме реагирования7). Так, в 464 г. сенату донесли о готовящемся отпадении от Рима Анция и «консулам поручили (datum negotium) вызвать в Рим вождей этого племени» для выяснения обстоятельств дела (III.4.5-6). В случае подтверждения серьезности угрозы для объявления войны племени, с которым у Рима был мир, перемирие или просто отсутствие войны, сенат голосовал послать фециалов (VII.9.2; VIII.23.3; Dion. IX.60.6).
По объявлении войны сенатусконсультом магистрат-военачальник провозглашал iustitium — закрытие судов, но всегда опять же по постановлению сената (ex auctoritate patrum: Liv. III.3.6; 5.4; IV.11.3; 26.1; Х.21.3). Так как консулу принадлежало право iustitium, складывается впечатление, что нередко сама война начиналась ради этого права, ибо оно вкупе с военным империем означало прекращение апелляций, в том числе по земельному и долговому вопросам, и отмену права провокации гражданина к центуриатному собранию (Cic. Leg. III.3.6). Недаром особенно часты упоминания традиции о закрытии судов при назначении сенатом диктаторов8), в чем особенно ярко проявилась эта связь.
Дионисий фиксирует распространенную ситуацию, когда сенат приказывает обоим консулам отправиться на войну и консулы объявляют набор (Х.43.1). Набор здесь остается прерогативой консулов, неотъемлемой частью их империя (Polyb. VI. 12.5-8), но поручение произвести его исходит, вместе с решением о войне, от сената9). Тем не менее есть и другие данные. По Ливию (VI.27.9), сенат в 380 г. постановил набрать новые легионы, причем при нежелании плебеев записываться в войско набор заботил сенат больше, чем взыскание долгов с должников. Ливий упоминает также о непосредственной агитации сенаторов во время набора (II.28.9) и о назначении двух сенаторов возглавлять каждый набранный отряд (III.69.8).
По данным Дионисия (IX.63.2), сенат приказал Квинкцию набрать цвет молодежи, пеших и всадников, и, назначив его проконсулом, повелел выйти в поле. А несколько ранее он сообщает, что сенат отправил в 461 г. обоих консулов на войну и дал им хорошо вооруженные и большие армии (IX.61.1; ср. XIV.6.5). Ливий также нередко опускает промежуточные этапы процедуры подготовки к войне и создается впечатление, что сенат приказывает произвести набор напрямую (II.28.5; III.10.9; X.21.3-4). Итак, источники позволяют проследить самое живое участие сената в наборе войск, причем основанное не на текущих обстоятельствах, а на древних обычаях и установлениях. Сенат не только поручает декретом набор консулам, но и может влиять на его величину10). Последнее подтверждает пассаж Ливия о том, что «было решено» (формула, за которой обычно скрывается именно сенатское постановление11)), набирать войско не из всего народа, а из 10 триб по жребию (IV.46.1).
Однако следует учесть, что вмешательство сената в определение численности набора происходило, как правило, в том случае, если в условиях серьезной военной угрозы превышалась численность ординарных консульских войск12). Специальное постановление применялось также при проведении чрезвычайного или дополнительного набора13). С одной стороны, это объяснялось отсутствием консулов в Городе. Например, в 350 г. консул Папирий, которому вне очереди была поручена война с галлами, набрал войско из четырех легионов, остальных набранных воинов передал претору, а сенаторам предложил собрать другое войско для защиты государства от нечаянностей войны (Liv. VII.23.3-4). С другой стороны, это связано с проблемой снабжения войск14). По сообщениям Полибия (VI.15.4) и Саллюстия (Jug. 27), именно сенат определял суммы для содержания войск и их вооружения, и без сенатского постановления никакие припасы и пополнение доставлены быть не могли.
Если учесть, что даже в период Ранней республики оружие могло выдаваться из эрария (Liv. III.15.7-8; 18.4; Dion. X.15), которым через квесторов ведал сенат15), то его значение становится понятным и оправданным. Поэтому Дионисий говорит о предоставлении консулам хорошо вооруженных войск (IX.61.1), а Ливий передает, что именно сенаторы первыми показали пример в выплате трибута для жалования войскам в 406 г. (IV.59.11; 60.6-7). Сенатское выделение жалования для армии16) также было средством воздействия на воинов в нужном для сенатской аристократии духе. Возможно, с этим связана столь судорожная реакция на попытку частного лица, Сп. Мелия, нарушить монополию сената на распоряжение оружием и снабжение хлебом, а значит и на обеспечение ими воинских сил (Liv. IV.13.8).
Даже к распределению добычи сенат имел непосредственное отношение, причем не только как хранитель эрария, но и как распорядитель казной для снабжения войска. Чем меньше добычи было в казне, тем больше приходилось собирать трибута. О праве сената на истребование части добычи в казну свидетельствует уникальный эпизод с Камиллом, который после захвата Вей отправил сенату письмо с вопросом, как поступить с добычей (Liv. V.20.2-10).
В период Ранней республики сенат назначал время выступления консулов в поход и время роспуска войска после завершения кампании. Несмотря на то что победа над противником фактически заканчивала войну, именно сенат, согласно данным традиции, специальным постановлением освобождал войско от присяги и распускал его. Но он мог и оставить воинов под знаменами (Liv. VI.14.1). Накануне первой сецессии сенаторы, боясь возобновления социальных конфликтов и не желая выполнять обещания о прощении долгов плебеям, приказывают под предлогом продолжения действия присяги воинов консулам вновь вывести войска из Рима и не распускать их (II.32.1; Dion. VI.43.2; 45.1). В 458 г. после сложения полномочий диктатором Цинциннатом продолжил военные действия консул Навций, а на смену консулу Минуцию на Альгид «послали» (декретом сената) Фабия. Причины пролонгирования войны обнаруживаются в замечании Ливия о том, что уже на исходе года плебейские трибуны пытались провести закон, но сенаторы добились запрета вносить какие бы то ни было предложения народу, пока отсутствуют оба войска (III.29.7-8). Таким образом, войска оставались под знаменами вплоть до следующих выборов, затем последовали ауспиции, весенние празднества, и наконец, «отцы» дотянули до очередного, кстати, мелкого набега эквов на Корбион, что позволило произвести чрезвычайный набор и вновь услать войско из Города, опять отложив принятие аграрного закона (III. 30.2-4).
Роль сената в роспуске войска, как мы видим, была велика и определялась необходимостью осуществления акта превращения воинов, находящихся в состоянии войны, т.е. «неграждан», вновь в граждан-общинников, обладавших правом участия в общественно-политической жизни civitas. Следует учесть, что такое превращение в Ранней республике осуществлялось путем люстрации и снятия присяги, санкционированных специальным актом сената как носителя высших ауспиций общины, ежегодно, так как войско каждую кампанию набиралось заново, хотя собственно воинская присяга приносилась военачальнику.
Характерно, что при всем полновластии военачальника (консула, диктатора, консулярного трибуна) в войске он выступал скорее как уполномоченный сената в делах, требующих санкции от имени всей общины — в досервианское время куриатной, затем центуриатной. Консул не просто созывал сенат для провозглашения войны — он обязан был это сделать и получать поручения сената, какой бы формальностью ни стала эта процедура. Он же обязан был представить сенату — обычно на Марсовом поле (Liv. III.63.6) или в Курии — отчет в своих действиях. И уже сенат своим сенатусконсультом определял степень исполнения поручения консулом и окончание войны. С этим же связано предоставление сенатом триумфа военачальнику. Оно символизировало его роль как высшего представителя всей общины, прежде всего куриатной, которая давала военачальнику империй и вручала сенату право действовать от ее имени17). Заметим, что попытки отдельных магистратов провести триумф без согласия сената, по воле народа (populus) или за свой счет не пресекались, так как сенат не обладал для этого возможностями и полномочиями, ибо высший суверенитет и империй оставался у комиций, т.е. всей civitas (Liv. III.9.5; 10.2-4), но они встречали сильное неодобрение и противодействие сената18). Тем более, что сам отказ в государственных почестях от лица всей общины полноправных граждан, сакрализованной ауспициями, умалял заслуги полководцев и использовался как средство воздействия на них для поощрения или порицания.
  1   2   3   4

Похожие:

Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.) iconПокровский
Цезаря (6). В том же смысле высказывается и Сципион: (7) Помпей готов помочь государству, если сенат пойдет за ним; но если сенат...
Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.) iconРегиональная общественная организация «СоДействие» Республики Башкортостан
Задача роо «СоДействие» рб – предотвратить социальное сиротство детей-инвалидов, в т ч детей с синдромом Дауна, поощрять развитие...
Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.) iconНиколай Андреевич Римский-Корсаков
Кроме всего, Римский-Корсаков активно участвовал в общественно-политической жизни своей страны
Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.) iconУстав республиканской общественной организации «федерация спортивного...
Республиканская общественная организация «Федерация спортивного туризма Республики Мордовия», в дальнейшем именуемая «Организация»,...
Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.) iconПоложение о б лаготворительном боулинг-турнире
Региональная общественная организация «Организация родителей детей с синдромом Дауна «СоДействие» Республики Башкортостан
Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.) iconКонцепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года
Республики Карелия. Данный документ определяет цели и приоритеты социально-экономической политики Правительства Республики Карелия...
Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.) iconПапа Римский Бенедикт XVI решил отречься от престола?
Папа римский Бенедикт XVI покинет папский престол 28 февраля. Об этом сообщает Corriere della Sera. Причина отречения неизвестна....
Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.) iconМетодические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета...
Тема семинара: Ведение воинского учета и организация бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил
Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.) iconДревнейший период истории Рима Источники по ранней истории Рима
Таким образом, литературная традиция, которая повествует нам о событиях древнейшей римской истории, требует к себе осторожного и...
Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики (V-IV вв до н э.) iconКонцепция развития экологического движения Республики Татарстан на период до 2015 года
Федеральным законом от 18 декабря 2006 года №232-фз «Об охране окружающей среды», Экологическим кодексом Республики Татарстан, Программой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница