1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира


Название1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира
страница1/10
Дата публикации10.04.2013
Размер1.66 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира.

В первой мировой войне участвовало более 30 стран, с населением более 1,5 миллиарда человек(2/3), 74 мил. убито , 10 мил. погибло на полях боя, 20 млн. ранено, более 10 млн. погибло мирного населения, уничтожена треть всех материальных ценностей участников войны, война привела международной экономической и финансовой системы, из этой системы исключена Россия, инфляция. Война заставила многие государства отказаться от золотого стандарта, и перейти к бумажным деньгам, появляются пустые не обеспеченные деньги, в Германии 600% инфляция.

Ещё одно последствие это ослобление основных валют и борьба за появление новой мировой валюты, митаризация экономики, усиление гос-го контроля за экономикой, складывание государственного монополистического капитализма – ведущая форма существования европейских гос-в, система отношений ведущих эконоимических сил, основанная на взаймодействии и взаимопомощи их между собой, на тот момент монополии и гос-ва.

Социум – появляется огромноая масс маргинального населения, т.е.не относящихся к какомуто классу или сословию.

«+» войны:

- научно-техническая революция.

- усиление производства и концентрации

- усиление монополизации в экономике.

- введение новых форм организации прав-ва.
Полит посл-ия:

1. Разрушение предшествующее системы международных отношений.

2. Появление новых центров сил и новых действующих лиц в мире.

3. Начало крушение старой колониальной системы, т.к. усиление нац-освобод движений.

4. Революционная ситуация.

5. Появление первого социалистического гос-ва.

6. Усиление борьбы за передел мира.

7. Появление новых политический движений и идеологий (фашизм).

8. Усиление социалистических движений и партий внутри страны.

9.Появление идей европейской интеграции и федерации.

10. Борьба за глобальное господство в мире.
2. Парижская мирная конференция

Всего на конференцию съехалось более тысячи делегатов. 12 января на Кэ д’Орсэ состоялось первое деловое совещание премьер-министров, министров иностранных дел и полномочных делегатов пяти главных держав. Председательствующий французский министр иностранных дел Пишон предложил присутствующим обсудить порядок работ конференции.

Сразу возник вопрос о языке конференции, протоколов и будущих текстов мирного договора. В конце концов признали стандартными языками английский и французский.

Уладив вопрос о языке, приступили к обсуждению регламента конференции. Это представляло большие трудности, ибо все 27 наций настаивали на своём участии в прениях, совещаниях и решениях. Искали прецедентов в истории, вспоминали про организацию Венского конгресса, обсуждали, нельзя ли принять за образец его «комиссию четырёх» или «восьми» и т. д. После продолжительного обсуждения приняли французский проект, составленный Вертело. Все представленные на конференции страны были поделены на четыре категории. В первую входили воюющие державы, «имеющие интересы общего характера», — США, Британская империя, Франция, Италия и Япония. Эти страны будут участвовать во всех собраниях и комиссиях. Вторая категория — воюющие державы, «имеющие интересы частного характера», — Бельгия, Бразилия, британские доминионы и Индия, Греция, Гватемала, Гаити, Геджас, Гондурас, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Сиам, Чехословацкая республика. Они будут участвовать в тех заседаниях, на которых обсуждаются вопросы, их касающиеся. В третью категорию входят державы, находящиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с германским блоком, — Эквадор, Перу, Боливия и Уругвай. Их делегации участвуют в заседаниях, если будут обсуждаться вопросы, их касающиеся. Наконец, четвёртую категорию составляют нейтральные державы и государства, находящиеся в процессе образования. Они могут выступать или устно, или письменно, в тех случаях, когда будут приглашаться одной из пяти главных держав, имеющих интересы общего характера, и только на заседания, посвящённые специально рассмотрению вопросов, прямо их касающихся. Притом, подчёркивал регламент, «лишь постольку, поскольку эти вопросы затронуты». Ни Германия, ни её союзники в регламенте не упоминались.

Представительство между странами было распределено следующим образом: США, Британская империя, Франция, Италия и Япония послали на мирную конференцию по 5 полномочных делегатов; Бельгия, Бразилия и Сербия — по 3; Китай, Греция, Геджас, Польша, Португалия, Румыния, Сиам и Чехословацкая республика — по 2; британские доминионы (Австралия, Канада, Южная Африка) и Индию представляли по 2 делегата, Новую Зеландию — один делегат. Все остальные страны получили право послать по одному делегату. Особо было оговорено, что «условия представительства России будут установлены конференцией, когда будут рассмотрены дела, касающиеся России».

По регламенту мирную конференцию должен был открыть президент Французской республики. Но впоследствии вся эта тщательная регламентация оказалась нарушенной. Одно совещание следовало за другим. Скоро все запутались в том, какое совещание является официальным а где — частная встреча.

Регламент был утверждён. Собирались уже закрыть собрание, как вдруг слова потребовал маршал Фош. Фош открыто предложил организовать поход против большевиков. Ядром войск, предназначенных для экспедиции, должны были являться армии США. Предложение маршала преследовало троякую цель: оно оказывало помощь французскому союзнику— Польше, с другой стороны, связывало США с интересами Франции и, наконец, уводило американские войска из Франции.

Вильсон непрочь был реализовать свой план борьбы с большевиками, но в таком виде предложение маршала его не устраивало. Президент высказался против идеи маршала. Ллойд Джордж также отказался обсуждать это предложение. При таких условиях Клемансо ничего не оставалось, как отказаться от плана маршала, а Пишон даже внёс предложение, «чтобы собрания продолжались без участия военных, которые должны удалиться».
^ Открытие конференции.

Конференция, которой предстояло предъявить мирный договор Германии, открылась в тот же самый день, 18 января, и в том же зеркальном зале Версаля, где 48 лет тому назад было провозглашено создание Германской империи. В большой речи при открытии собрания президент Пуанкаре потребовал санкций против виновников войны и гарантий против новой агрессии. Атака была направлена, можно сказать, прямо в лоб: Франция в лице Пуанкаре сразу выдвинула программу расчленения Германии. Но другие делегаты больших стран не поддержали французской позиции: у них имелись свои планы. Вильсон рекомендовал рассмотреть сначала вопрос о Лиге наций. Он внёс своё предложение ещё после заседания Совета десяти от 12 января. Несколько раз потом Вильсон возвращался к Лиге наций. Остальные участники Совета десяти колебались. Они боялись, что принятие устава Лиги наций может затруднить последующее решение территориальных и финансовых проблем. Так до пленума и не решили вопроса о Лиге наций
^ Программа держав на мирной конференции (противоречия).

Каковы были истинные намерения Франции, можно судить по тайному соглашению, заключённому Францией с царской Россией в феврале 1917 г., буквально накануне свержения царизма. Россия соглашалась на французский план установления границ с Германией при условии, если Франция удовлетворит стремление царской России получить Константинополь и проливы и признает за Россией полную свободу в установлении её западных границ. По этому тайному соглашению Франция получала Эльзас-Лотарингию и весь углепромышленный бассейн долины реки Саар. Граница Германии проходила по Рейну. Германские территории, расположенные по левому берегу Рейна, отделялись от Германии и составляли автономные и нейтральные государства. Франция занимала эти государства своими войсками до тех пор, пока Германия окончательно не удовлетворит всех условий и гарантий, которые включены будут в мирный договор. В завуалированной форме это была едва ли не вечная оккупация, ибо всегда можно было найти доказательство, что Германия «не окончательно» удовлетворила все условия.

Выполнение этого плана, — т. е. господство над Центральной и известной частью Восточной Европы, проникновение на Балканы, твёрдые позиции в Африке и на Ближнем Востоке, — делало Францию гегемоном Европы. Это предстояло закрепить на мирной конференции. Позиция французской дипломатии на конференции была довольно сильной: за её спиной стояла огромная континентальная армия; маршал Фош диктовал Германии условия перемирия и многого уже добился.

Англия, интересы которой представлял Ллойд Джордж, добившись сокрушения Германии, хотела на конференции закрепить мирным договором то, что было добыто силой оружия. Морское превосходство Англии определяло её позицию на конференции. Германия как морская держава перестала существовать. Правда, флот её не был разбит в бою, но значительная его часть стояла в английской гавани Скапа-Флоу. Колонии Германии в большей части перешли к Англии. В её же руках находились Месопотамия, Аравия и Палестина, отнятые английской армией у Турции. Превосходство Англии подкреплялось союзом с Японией. Опираясь на Японию, Англия могла противостоять США. С другой стороны, для борьбы с непомерно возросшими претензиями Франции в Европе ей можно было опираться на те же США, которые также возражали против расчленения Германии по примеру Вестфальского мира. Проникновение Франции на Балканы Англия могла нейтрализовать, поддержав против Франции Италию и, с другой стороны, организовав балканские страны против той же Франции.

Слабым местом в плане Ллойд Джорджа было отношение к Германии. Возражая против расчленения Германии, Ллойд Джордж думал в то время использовать её против Советской страны. А это требовало сохранения Германии как военной державы, создавая тем самым возможность для Германии, собравшись с силами, вновь выступить против той же Англии.

Положение Америки в кругу мировых держав резко изменилось в конце войны. Из страны-должника США превратились в страну-кредитора, которой Европа задолжала около 10 миллиардов долларов. Обеспечить получение долгов нельзя было, не вмешиваясь в европейские дела. Приходилось окончательно отказаться от прежней позиции невмешательства — и президент США впервые в истории страны покинул пределы родины, отбыв на старый континент, в Европу.

Тогдашних руководителей Америки пугало морское могущество Англии. «Уничтожение германского военного флота, — признаёт Бекер, написавший книгу о Вильсоне, — давало британцам беспримерный в истории перевес над всеми державами... Морское могущество Англии увеличилось ещё в большей степени благодаря союзу между Британией и Японией, третьей великой державой мира».

Сам Вильсон поддерживал положение, что американский флот должен быть таким, чтобы он мог поспорить с любым флотом мира. В целях ослабления Англии и Японии США добивались расторжения англо-японского союза. С другой стороны, можно было затруднить положение Англии в Европе, не допустив полного разгрома Германии. В этом вопросе США и Англия играли одной и той же картой. Но Ллойд Джордж ставил её против Франции и России, а Вильсон — против Англии ж Советской страны.

В позиции США также были свои сильные стороны. Формально мирный договор строился на основе 14 пунктов Вильсона, — по крайней мере обе враждующие коалиции официально об этом заявили. Взоры всего мира прикованы были к Вильсону. Все видели в нём спасителя. В Европе Вильсону устраивали головокружительные встречи. В Париже его принимали восторженнее, чем Фоша, превознесённого как национального героя.

Вильсон в общем умело и настойчиво использовал сильные позиции США и добился на конференции ряда серьёзных успехов. К числу дипломатических успехов Вильсона следует отнести, в первую очередь, заключение перемирия на основе 14 пунктов, внесение устава Лиги наций в мирный договор, отказ Италии в её притязаниях. Но у дипломатии президента были и свои слабые стороны. Прежде всего Вильсон не имел большинства в Конгрессе: на последних президентских выборах в ноябре 1918 г. демократическая партия, лидером которой он был, потерпела поражение, поэтому ему приходилось всё время оглядываться на оппозицию. Во-вторых, уязвимой стороной Вильсона было его стремление не допустить полного разгрома Германии, что фактически означало сохранение для неё экономических и политических возможностей готовиться к новой войне. Наконец, крайне слабым местом дипломатии Вильсона было отношение к Советской России. В пункте 6 своих 14 условий мира Вильсон настаивал на таком разрешении вопросов, касавшихся России, которое гарантировало бы ей «полную и беспрепятственную возможность принять независимое решение относительно её собственного политического развития и её национальной политики». Но когда от этой пышной декламации Вильсон перешёл к практическим вопросам, то этот пункт превратился в программу расчленения России.

Хотя Италия на мирной конференции и числилась в группе великих держав, но после поражения у Капоретто с ней никто не считался. Поддерживая требования то одной, то другой великой державы, Италия переходила от угодливости к угрозам; она даже покинула было мирную конференцию, чего, кстати, и не заметили, как не обратили внимания и на её конфузливое возвращение в зал заседаний. Лишь в одном вопросе её представители не меняли своей позиции: Италия всё время настаивала на интервенции против Советской России.

Япония была представлена Сайондзи, Макино и другими делегатами, которых прозвали «молчаливыми партнёрами», — так редко приходилось им выступать. В спорных вопросах, касавшихся Европы и Африки, они не выдвигали своих претензий, а систематически поддерживали Англию и США, надеясь на соответствующие компенсации в вопросах тихоокеанских. В этих случаях их молчаливость сменялась неудержимым многословием. Оставаясь в стороне в американско-европейском конфликте и, тем не менее, всячески его углубляя, японские дипломаты под шум общей перепалки добивались захвата азиатского материка.

Что касается остальных стран, участвовавших на мирной конференции, то они самостоятельной роли не играли, а если и выступали, то лишь в роли свиты или клиентов великих держав.
3. В итоге работы П. м. к. были подготовлены:

Версальский мирный договор 1919 года — договор, официально завершивший первую мировую войну 1914—18, подписан 28 июня 1919 в Версале (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией и т.д. и капитулировавшей Германией — с другой. Условия договора были выработаны (после длительных секретных совещаний) на Парижской мирной конференции 1919—20. Договор вступил в силу 10 января 1920, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией. Из подписавших В. м. д. государств США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. Сенат США отказался ратифицировать В. м. д. из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге Наций (где преобладало влияние Великобритании и Франции), устав которой был составной частью В. м. д. Взамен В. м. д. США заключили с Германией в августе 1921 особый договор, почти идентичный В. м. д., но не содержавший статей о Лиге Наций.

В. м. д. — важнейший в числе договоров, составивших основу Версальско-Вашингтонской системы, направленной не только против побежденных государств, но и против Советского государства, революционного движения в капиталистических государствах и национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах. В. м. д. сохранил в Германии господство реакционных империалистических сил и поставил немецких трудящихся под двойной гнёт своих и иностранных империалистов. Недовольство немецкого населения В. м. д. было использовано гитлеровцами в целях создания массовой базы для своей партии.

Последствия

СССР был противником В. м. д., неизменно разоблачал его империалистический грабительский характер, но в то же время решительно боролся против проводившейся гитлеровцами под видом борьбы с В. м. д. политики развязывания 2-й мировой войны. Готовясь к войне за установление мирового господства, гитлеровская Германия ввела в марте 1935 всеобщую воинскую повинность, односторонним актом нарушив военные статьи В. м. д.

Значение.

Правительства стран-победительниц попустительствовали нарушению Германией В. м. д. В июне 1935 было заключено морское соглашение между Германией и Великобританией, явившееся уже двусторонним нарушением В. м. д. Захват Германией Австрии (1938), Чехословакии (1938—1939), Клайпеды (1939) и её нападение на Польшу (1 сентября 1939) означали фактически окончательную ликвидацию В. м. д. фашистской Германией, ставшей на путь Империалистической агрессии и войны.
^ Сен-Жерменский мирный договор 1919

Мирное урегулирование с двумя частями Австро-Венгрии осуществлялось посредством подписания с ними отдельных договоров. Соглашение с Австрией было подписано 10 сентября 1919 года в парижском предместье Сен-Жермене. Австрия теряла Южный Тироль и Истрию, отходившие к Италии, и большие территории в пользу трех новых государств: Чехословакии, Польши и Югославии.

— Земли, отходившие к Чехословакии, включали, в частности земли, населенные собственно австрийцами. В целом, в особенности Судетской области, в границах Чехословакии оказалось свыше 3 млн немецкоязычного населения.

— Австрии было запрещено когда-либо объединяться с Германией.

— Численность австрийской армии ограничивалась 30-ю тыс. солдат

— Австрия теперь была маленькой горной страной с населением 6 420 000 человек. Треть населения проживало в австрийской столице Вене
^ Нейиский мирный договор 1919

Нейиский договор был заключён между Болгарией и странами Антанты. Договор был подписан 27 ноября 1919 года в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен.

Болгария теряла часть территории (11 тыс.кв.км или 1/10 территории страны и 1/7 населения), которая передавалась Греции, Югославии и Румынии. Сумма наложенной на страну контрибуции составила 2,25 млрд франков золотом (407 млн дол.) или 1/4 национального достояния. Численность сухопутных вооруженых сил ограничена до 33 000 , включая и полицейские.
^ Трианонский мирный договор был заключён между странами-победительницами в Первой мировой войне и потерпевшей поражение Венгрией. Подписан 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце Версаля. Вступил в силу 26 июля 1921.

Договор оформлял юридические положение, фактически сложившееся в бассейне Дуная после войны. В результате была зафиксирована потеря Венгрией значительных территорий:

Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии

Хорватия, Бачка и западная часть Баната вошли в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев

Словакия и Подкарпатская Русь вошли в состав Чехословакии

Бургенланд был передан Австрии.

Численность венгерской армии ограничивалась 35-ю тысячами солдат и она должна была быть наемной
^ Севрский мирный договор (Севрский мир) — один из договоров Версальско-Вашингтонской системы, создание которой ознаменовало завершение Первой мировой войны. Подписан 10 августа 1920 в г. Севр (Франция) странами Антанты и присоединившимися к ним государствами (Великобританией, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и дашнакской Арменией), с одной стороны, и султанской Турцией — с другой.

Ко времени подписания договора большая часть Турции уже была оккупирована войсками великих держав.

В основу Севрского мирного договора были положены условия англо-французского соглашения Сайкс-Пико (1916 г.) и решения конференции держав в Сан-Ремо (апрель 1920 года).

По Севрскому миру, Турция утрачивала контроль над рядом территорий. Тем самым Севрский договор оформлял раздел арабских и европейских владений Османской империи между европейскими державами, а также расчленение собственно Турции, лишая её выхода к Средиземному морю и закрепляя в ней полуколониальный режим. Севрский договор был воспринят в Турции как очевидное проявление неспособности султана защищать национальные интересы.

Великое национальное собрание Турции (созданное в апреле 1920 в Анкара) отказалось ратифицировать договор. В течение двух последующих лет кемалисты при поддержке Советской России укрепили свои военные силы. В качестве первого шага было предпринято новое наступление на Армению. Одновременно турецкая армия сумела выбить из Малой Азии (и части Европы) французские и англо-греческие войска и подавить сопротивление курдов; центральное правительство при этом оставалось в положении бездействующего наблюдателя.

11 октября 1922 года в портовом городе Муданья на Мраморном море было заключено новое перемирие между Турцией и Антантой; к подписанию этого соглашения султанское правительство не было даже приглашено. 1 ноября султанат вообще был упразднён, султан Мехмет VI остался лишь в звании халифа (духовного главы мусульман), а вскоре (17 ноября) покинул страну на борту английского корабля «Малайя». На следующий день его лишили и звания халифа.

Севрский договор, фактически так и не вступивший в силу, де-юре полностью перестал действовать после пересмотра его условий на Лозаннской конференции 1923 года (Лозаннский мирный договор).
^ Согласно общепринятому определению, Лига Наций, международная организация, имевшая своей целью, согласно уставу, "развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности", но на деле представлявшая собой орудие политики империалистических держав, в первую очередь Великобритании и Франции. Действовала в 1919-39. Устав Л. Н., выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919-20, и включенный в Версальский мирный договор 1919 и др. мирные договоры, завершившие 1-ю мировую войну с 1914-18, был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней. США не ратифицировали устав Л. Н. и не вошли в число её членов. Основными органами Л. Н. являлись: Ассамблея, Совет Л. Н. и постоянный секретариат во главе с генеральным секретарём. Все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно. При Л. Н. на правах автономных организаций были созданы Постоянная палата международного правосудия, Международная организация труда и др. организаций. Основные органы Л. Н. находились в Женеве. В первые годы своего существования Л. Н. была одним из центров организации борьбы против Советского государства. Советское правительство боролось против попыток Л. Н. вмешаться во внутренние дела молодой Советской республики. Под прикрытием Л. Н. в начале 20-х гг. был произведён в форме раздачи мандатов раздел колоний между государствами-победителями. Л. Н. предпринимала многочисленные попытки сгладить острые противоречия между гл. её участниками на основе антисоветского сговора (одна из них - Локарнские договоры 1925, путём соглашений о репарациях (см. Дауэса план и Юнга план). В 1926 в Л. Н. была допущена Германия. Однако уже в 1933 Германия, а также Япония вышли из Л. Н., чтобы получить полную свободу действий для подготовки новой войны (в 1931 Япония напала на Китай, не встретив реального противодействия со стороны Л. Н., ограничившейся бесплодными "рекомендациями").
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира iconЭтапы формирования политической карты мира
Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Выделяют основные четыре периода
1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира iconЛекция 15 Причины и характер первой мировой войны. Программа «14 пунктов»
Заключение сепаратного Брест- литовского мира и его международные последствия. Начало гражданской войны и интервенции стран Антанты...
1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира iconЛекция №11. Экономическое развитие стран во второй половине 20 века. План
Германия должна была выплачивать репарацию для покрытия убытков во время войны; 6 следствия начала холодной войны 1946, образование...
1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира iconОсобенности политической карты мира докапиталистического типа
...
1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира iconХарактеристика политической карты Европы
Первая и Вторая мировые войны, а на рубеже 1990-х гг. — распад социалистической системы. Только в 1991 — 1993 гг на политической...
1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира iconПересмотр итогов Второй мировой войны удар по безопасности Европы
Не допустить таких изменений в XXI веке, сохранить незыблемость границ, сложившихся после Второй мировой войны – первостепенная задача...
1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира icon7. экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны
После войны США давали 60 % промышленной продукции, на их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % – нефти, 53 % – выплавки...
1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира iconВопросы к зачету по курсу «великая отечественная война советского...
Актуальность и необходимость изучения Второй мировой и Великой Отечественной войн. Периодизация Второй мировой войны
1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира iconТестовы задания по теме 18 «Образование независимых государств после Второй мировой войны»
В. Общий процесс демократизации политической и государственной жизни в метрополиях
1. Соц-эк последствия 1 мировой войны. Изменение политической карты мира iconВопросы к экзамену по курсу «европейское право» 2012-2013 учебный год 5 курс до, озо
Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждаю­щие Европейские сообщества, и их изменение в 60 80 е...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница