Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.)


НазваниеТеория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.)
страница1/6
Дата публикации11.04.2013
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6
Редакция газеты «Жэньминь жибао»

Теория Председателя Мао Цзэдуна
о делении на три мира — огромный вклад
в марксизм-ленинизм


(1 ноября 1977 г.)

Уже больше года, как скончался великий вождь и учитель Председатель Мао Цзэдун. Уходя от нас, Председатель Мао Цзэдун оставил нам богатейшее и ценнейшее наследие. Всепобеждающие маоцзэдунъидеи вечно будут озарять наш боевой путь, путь продолжения революции.

В своей великой революционной жизни и деятельности Председатель Мао Цзэдун унаследовал, отстоял и развил марксизм-ленинизм в теории и на практике, и его заслуги как перед китайской, так и перед мировой революцией не померкнут в веках.

Председатель Мао Цзэдун привёл китайский народ к победе революции, направленной против империализма, феодализма и бюрократического капитализма, и основал социалистическую Китайскую Народную Республику, что коренным образом изменило обстановку на Востоке и во всем мире. Председатель Мао Цзэдун в различные периоды руководимой им китайской революции правильно разрешил целый ряд кардинальных вопросов, таких, как захват власти путём вооружённой борьбы, протекавшей в форме окружения городов деревнями, установление диктатуры пролетариата и переход к социалистической революции путём завоевания победы новодемократической революции во всей стране, продвижение вперёд дела социализма и предотвращение реставрации капитализма путём продолжения революции при диктатуре пролетариата. В новый период и в новой обстановке Председатель Мао Цзэдун накопил и обобщил богатый опыт в деле революции и строительства и значительно развил марксистско-ленинскую теорию. Всё это является ценным достоянием не только китайского народа, но и международного пролетариата и революционных народов всего мира.

Неуклонно придерживаясь пролетарского интернационализма, Председатель Мао Цзэдун выработал для нашей страны целый комплекс линий, курсов и политических установок в области международных сношений и руководил их претворением в жизнь. Председатель Мао Цзэдун указывал нам на необходимость крепить сплочённость со странами социализма, сплочённость с мировым пролетариатом, угнетёнными народами и угнетёнными нациями всего мира и решительно поддерживать революционную борьбу народов разных стран; на необходимость последовательно осуществлять пять принципов мирного сосуществования в деле развития отношений со всеми странами; на необходимость решительно выступать против проводимой империализмом и социал-империализмом политики агрессии и войны, против гегемонизма сверхдержав; на необходимость бороться против всех и всяких проявлений великодержавного шовинизма в международных сношениях и никогда не претендовать на гегемонию. Ближайший соратник Председателя Мао Цзэдуна товарищ Чжоу Энь-лай в течение длительного времени решительно и блестяще претворял в жизнь революционную внешнеполитическую линию Председателя Мао Цзэдуна. Следуя примеру своего любимого Премьера Чжоу Энь-лая, китайский народ будет всегда неукоснительно выполнять эти заветы Председателя Мао Цзэдуна.

Соединив всеобщую истину марксизма-ленинизма с конкретной практикой мировой революции и подвергнув научному анализу международную обстановку в различные периоды, Председатель Мао Цзэдун выдвинул целый ряд мудрых положений и тем самым содействовал бурному развитию дела революции мирового пролетариата и освобождения угнетённых наций всего мира.

Председатель Мао Цзэдун с величайшим размахом пролетарского революционера развернул в международном коммунистическом движении великую борьбу — критику современного ревизионизма, центром которого является группировка советских ревизионистов-ренегатов, и сплачивал пролетариат разных стран на дальнейшее продвижение вперёд под высоко поднятым боевым знаменем марксизма-ленинизма.

В связи с ожесточённой схваткой двух сверхдержав — СССР и США за установление мировой гегемонии и их интенсивной подготовкой новой войны Председатель Мао Цзэдун выдвинул теорию о делении на три мира, дав международному пролетариату, социалистическим странам и угнетённым нациям мощное идейное оружие в деле сплочения своих рядов и создания широчайшего единого фронта для борьбы против двух гегемонов, Советского Союза и Соединённых Штатов, и их политики войны, для продвижения мировой революции вперёд.

Председатель Мао Цзэдун — самый великий марксист нашего времени. Как и В.И. Ленин, Председатель Мао Цзэдун является великим учителем международного пролетариата, угнетённых народов и угнетённых наций. Его вклад в дело развития истории человечества неоценим.

Данная статья специально посвящается разъяснению теории Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира и её далеко идущего значения для революционной борьбы народов мира.

^ Деление на три мира —
научное, марксистское определение
современного мирового положения


Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира является научным обобщением объективной действительности современной классовой борьбы в мировом масштабе, она унаследовала, отстояла и развила основные положения марксизма-ленинизма.

В феврале 1974 года, во время беседы с руководителем одной из стран третьего мира, Председатель Мао Цзэдун сказал: «По-моему, США и СССР образуют первый мир. Промежуточные силы, например Япония, Европа и Канада, принадлежат к второму миру. Мы же с вами относимся к третьему миру». «В третьем мире многочисленное население. Азия, за исключением Японии, принадлежит к третьему миру. Вся Африка относится к третьему миру, к третьему миру относится и Латинская Америка».

Это деление является научным определением, сделанным на основе анализа развития и изменений основных противоречий современного мира в свете теории Ленина о нашей эпохе как эпохе империализма и пролетарской революции, теории о неравномерности развития империализма и о неизбежности попыток империалистических стран к новому переделу мира посредством войны, теории о том, что империализм делит весь мир на угнетающие и угнетённые нации и что международный пролетариат обязан бороться плечом к плечу с угнетёнными нациями мира.

Для того чтобы правильно понять теорию Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира, мы должны рассматривать явления современной международной политической жизни с позиций диалектического материализма, исходя из реальной действительности, а не из отвлеченных понятий, или, как указывали Ленин и Сталин, говоря о связи между национальным и международным вопросами, рассматривать их «в мировом масштабе, а не изолированно»1, «не с точки зрения формальной демократии, а с точки зрения фактических результатов в общем балансе борьбы против империализма»2.

На первый взгляд кажется, будто теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира касается лишь современных межгосударственных, межнациональных отношений, но в сущности она непосредственно затрагивает ключевые вопросы современной классовой борьбы в мировом масштабе. Национальная борьба в конечном счёте относится к классовой борьбе3. То же самое можно сказать и о межгосударственных отношениях. Межгосударственные, межнациональные отношения, будучи основаны на классовых отношениях, чрезвычайно сложны и в то же время взаимосвязаны. Если не исходить из международной классовой борьбы в целом, не анализировать конкретные вопросы конкретно, в увязке с определённым временем, местом и условиями, а рассматривать их идеалистически и метафизически, абстрактно и изолированно, то нам трудно будет сделать правильные выводы относительно явлений международной политической жизни и трудно будет провести правильное деление политических сил мира.

Марксисты-ленинцы всегда стоят на позициях международного пролетариата, всегда отстаивают общие интересы революционных народов мира в международной классовой борьбе, всегда отстаивают свою программу-максимум — замену капиталистического строя коммунистическим. Но обстановка в международной классовой борьбе чрезвычайно сложна и изменчива. Международная буржуазия никогда не была и не может быть чем-то монолитным, да и само международное рабочее движение не раз раскалывалось под классово чуждым влиянием. Ведя борьбу на международной арене, пролетариат должен, исходя из необходимости и возможности того или иного исторического периода, сплачивать всех, кого можно сплотить, чтобы развёртывать прогрессивные силы, завоевывать промежуточные силы и изолировать твердолобых4. Поэтому невозможно раз и навсегда установить вечную и неизменную формулу размежёвки политических сил мира (то есть размежёвки их на врагов, друзей и нас самих в международной классовой борьбе).

После появления в мире социалистического государства Ленин, останавливаясь на двух формах дипломатии, буржуазной и пролетарской, говорил в 1921 году: «…есть теперь в мире два мира: старый — капитализм,… и растущий новый мир…»5. В 1919 году Сталин говорил: «На два лагеря раскололся мир решительно и бесповоротно: лагерь империализма и лагерь социализма»6. Их определение, разумеется, отражает новое основное противоречие, появившееся в мире после Октябрьской революции. Однако Ленин и Сталин никогда не считали, что в мире нет других основных противоречий, что мировые политические силы нельзя делить по-иному. Например, в докладе по национальному и колониальному вопросам на II конгрессе Коммунистического Интернационала, состоявшемся в 1920 году, Ленин говорил: «Характерная черта империализма состоит в том, что весь мир… разделяется в настоящее время на большое число угнетённых народов и ничтожное число народов угнетающих, располагающих колоссальными богатствами и могучей военной силой»7. Останавливаясь на национальном вопросе, Сталин в труде «Об основах ленинизма», написанном им в 1924 году, тоже говорил: «Мир разделён на два лагеря: на лагерь горстки цивилизованных наций, обладающих финансовым капиталом и эксплуатирующих громадное большинство населения земного шара, и лагерь угнетённых и эксплуатируемых народов колоний и зависимых стран, составляющих это большинство»8. Их определение отражает другое основное противоречие, существующее в мире. Оба эти деления, данные Лениным и Сталиным, несомненно правильны. Разница между ними объясняется тем, что они произведены под разными углами зрения. Когда нужно было проводить всестороннее и конкретное деление мировых политических сил в тот или иной период, Ленин и Сталин исследовали основные противоречия мира во всей их совокупности.

Переход в мировом масштабе от капиталистического строя к социалистическому представляет собой длительный и зигзагообразный, насыщенный сложной борьбой процесс, в различные периоды которого неизбежно происходят те или иные перегруппировки политических сил мира. Какова объективная действительность мировой классовой борьбы, таковы должны быть и деление пролетариатом политических сил в мире и вытекающие из этого деления его стратегия и тактика в классовой борьбе. Тут было бы небесполезным для нашего понимания теории о делении на три мира заглянуть в историю и посмотреть, как К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, И.В. Сталин и Председатель Мао Цзэдун проводили деление политических сил в мире.

Изучая классовую борьбу в разных странах, Маркс и Энгельс неизменно исходили из общей обстановки во всей Европе и во всём мире, несмотря на то, что главным поприщем их революционной деятельности была Западная Европа. Они впервые в истории выступили с великим призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и вместе с тем впервые указали на неразрывную связь дела международного пролетариата с освободительной борьбой угнетённых наций. Энгельс говорил: «Никакая нация не может стать свободной, продолжая в то же время угнетать другие нации. Следовательно, освобождение Германии не может совершиться без освобождения Польши от угнетения её немцами»9. Маркс писал: «После многолетней работы над ирландским вопросом я пришел к заключению, что решительный удар господствующим классам Англии (а он является решающим для рабочего движения во всем мире) может быть нанесён не в Англии, а только в Ирландии»10. Маркс и Энгельс придавали важнейшее значение не только борьбе за независимость народов Польши, Ирландии и других стран Европы, но и борьбе за независимость Китая, Индии и других стран, находящихся далеко за пределами Европы. Маркс и Энгельс всегда рассматривали каждое конкретное национальное движение и разные политические силы с точки зрения интересов международного пролетариата в целом. Как отмечал Ленин, «Маркс стоял за независимость Польши с точки зрения интересов европейской демократии в её борьбе против силы и влияния — можно сказать: против всесилия и преобладающего реакционного влияния — царизма»11. Марксу принадлежит та заслуга, писал Энгельс, что он первый, в 1848 году, указал и с тех пор неоднократно подчёркивал, что, поскольку царская Российская империя является главным оплотом европейской реакции, поскольку у этой империи постоянно имеются экспансионистские устремления в отношении Европы и поскольку она ставит себе целью сделать невозможной победу европейского пролетариата, «западноевропейская рабочая партия вынуждена бороться не на жизнь, а на смерть с русским царизмом»12. Вплоть до последних лет своей жизни Маркс и Энгельс всегда брали решительное сопротивление агрессивной политике царской Российской империи за критерий для деления политических сил Европы и определения того, заслуживало ли то или иное европейское национальное движение поддержки со стороны международного пролетариата. Совершенно ясно, что, поступая, таким образом, Маркс и Энгельс не только не забывали о международной классовой борьбе, а наоборот, исходили именно из коренных интересов пролетариата в международной классовой борьбе. Чему нужно здесь учиться у Маркса и Энгельса? Мы, по крайней мере, должны научиться у них следующему: во-первых, горячо приветствовать ту великую волну национальной революции, которая охватывает сегодня все угнетённые страны и потрясает весь мир, рассматривая её как важную предпосылку и надёжную гарантию победы международного пролетариата; во-вторых, постоянно заострять внимание на противоречиях между капиталистическими странами, выявлять главного врага международного рабочего движения, решительно бороться против главных оплотов реакционных сил современного мира — советского социал-империализма и американского империализма.

В.И. Ленин впервые в истории указал, что мир вступил в эпоху империализма и пролетарской революции, впервые создал социалистическое государство — государство диктатуры пролетариата и первый рассматривал антиимпериалистическую борьбу угнетённых народов как составную часть мирового пролетарского, социалистического движения, выдвинув стратегический курс «Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!». В 1913 году Ленин в статье «Исторические судьбы учения Карла Маркса» писал: «Не успели оппортунисты нахвалиться «социальным миром» и не необходимостью бурь при «демократии», как открылся новый источник величайших мировых бурь в Азии. За русской революцией последовали турецкая, персидская, китайская. Мы живем теперь как раз в эпоху этих бурь и их «обратного отражения» на Европе»13. В 1916 году, разъясняя взаимосвязь между революционным движением международного пролетариата и революционным движением угнетённых наций, Ленин писал: «Социальная революция не может произойти иначе, как в виде эпохи, соединяющей гражданскую войну пролетариата с буржуазией в передовых странах и целый ряд демократических и революционных, в том числе национально-освободительных, движений в неразвитых, отсталых и угнетённых нациях»14. Эта ленинская точка зрения сохраняет свою силу и по сей день.

После Октябрьской революции и окончания первой мировой войны Ленин на II конгрессе Коминтерна в 1920 году сделал «Доклад о международном положении и основных задачах Коммунистического Интернационала». В этом докладе Ленин чётко разделил на три группы страны мира, насчитывавшие тогда 1 750 миллионов человек населения, и взял это деление за основной исходный пункт для определения стратегии и тактики международного пролетариата. Он отмечал: «Вы получаете, таким образом, в основных чертах картину мира, как она сложилась после империалистской войны. Миллиард с четвертью угнетённых колоний, — стран, которые делят заживо, как Персия, Турция, Китай; стран, которые побеждены и брошены в положение колоний (в их число Ленин включал Австро-Венгрию, Германию и Болгарию, а также Советскую Россию, отброшенную войной в положение, которое равносильно колониальному. — Прим. ред.). Не больше четверти миллиарда, — это страны, которые уцелели на старом положении, но они все попали в экономическую зависимость от Америки и все во время войны были в зависимости военной, ибо война захватила весь мир, она не позволила ни одному государству оставаться нейтральным на деле. И мы имеем, наконец, не больше четверти миллиарда жителей в странах (здесь Ленин подразумевал Соединённые Штаты Америки, Японию, Англию и другие государства. — Прим. ред.), в которых, разумеется, лишь верхушка, лишь капиталисты воспользовались делёжкой земли… Я бы хотел эту картину мира вам напомнить, ибо все основные противоречия капитализма, империализма, которые приводят к революции, все основные противоречия в рабочем движении, которые привели к жесточайшей борьбе со II Интернационалом,… — всё это связано с дележом населения земли»15.

Как замечательно это у Ленина сказано! Его слова о делении мировых политических сил словно характеризуют сегодняшнюю реальную действительность. Уделяя огромное внимание противоречиям между угнетёнными нациями и угнетающими нациями, а также противоречиям между империалистическими странами, Ленин делил страны мира на три группы и тесно увязывал это деление со всеми основными противоречиями империалистического мира и всеми основными противоречиями международного рабочего движения. И эта его идея резко противостояла оппортунизму II Интернационала, всегда пренебрегавшему борьбой угнетённых наций, — то есть «социализму … буржуазному»16. В этом докладе Ленин отнюдь не делит страны мира просто на две группы — капиталистические и социалистические, а, наоборот, разбивает страны капиталистического мира на три группы, относя к одной группе угнетённые колониальные и полуколониальные страны и побежденные страны, к другой группе — страны, которые уцелели на старом положении, и к третьей группе — страны-победительницы, воспользовавшиеся делёжкой земли. Причем он включает социалистическую Россию в одну группу с угнетёнными нациями и угнетёнными странами. Ленин в полной мере оценивает великую роль вышеупомянутого миллиарда с четвертью людей в мировой антиимпериалистической революционной борьбе. «Невозможно миллиарду с четвертью людей, — указывал он, — жить так, как хочет их поработить «передовой» и цивилизованный капитализм, а ведь это 70% населения земли»17. Незадолго до своей кончины Ленин, говоря о неизбежности окончательной победы социализма в мировом масштабе, по-прежнему твёрдо стоял на той же точке зрения: «Исход борьбы зависит, в конечном счёте, от того, что Россия, Индия, Китай и т.п. составляют гигантское большинство населения. А именно это большинство населения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни тени сомнения в том, каково будет окончательное решение мировой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена»18. Совершенно ясно, что кроме советских социал-империалистов, окончательно предавших дело Ленина, никто не назовет эти ленинские идеи, проникнутые духом пролетарского интернационализма и уверенностью в победе коммунистического движения, «отказом от классового принципа», «проповедью реакционных теорий геополитики»19 и т.д. Чему нужно здесь учиться у Ленина? Мы должны, по крайней мере, научиться по-ленински горячо приветствовать и поддерживать освободительное движение угнетённых наций Азии, Африки, Латинской Америки и других регионов, считая его важной составной частью мирового пролетарского, социалистического революционного движения; делить на основе новых международных классовых отношений страны современного мира на три новые группы и усматривать в совместной борьбе международного пролетариата и народов третьего мира, превышающих 70 процентов всего населения земного шара, полную и безусловную гарантию окончательной победы мирового социализма.

После смерти Ленина Сталин отстаивал ленинское положение о необходимости объединения пролетариата с угнетёнными народами и указал, что национально-освободительное движение должно включать в себя все силы, выступающие против империалистической агрессии, независимо от их классовой принадлежности и политических взглядов. Он привёл в качестве примера то обстоятельство, что, несмотря на монархический образ взглядов афганского эмира и на то, что лидеры египетского национально-освободительного движения относятся к буржуазии и выступают против социализма, их борьба за национальную независимость своих стран является объективно революционной борьбой, ибо она «ослабляет, разлагает, подтачивает империализм»20. Критикуя троцкистскую оппозицию, Сталин отмечал: «Грехопадение оппозиции состоит тут в том, что она окончательно рвёт с этой установкой Ленина, скатываясь к установке II Интернационала, отрицающего целесообразность поддержки революционных войн колониальных стран против империализма»21.

Сталин не раз говорил о противоположности мира капитализма и мира социализма, но при конкретном делении мировых политических сил в тот или иной период он исходил из изменений, происходивших в обстановке международной классовой борьбы в целом. Еще в 1927 году, на XV съезде ВКП(б), Сталин, проводя деление тогдашних мировых политических сил, говорил: «Судите сами. Из 1 905 миллионов населения всего земного шара 1 134 миллиона живут в колониях и зависимых странах, 143 миллиона живут в СССР, 264 миллиона — в промежуточных странах и только 363 миллиона — в крупных империалистических странах, угнетающих колонии и зависимые страны»22. На XVIII съезде ВКП(б), состоявшемся в марте 1939 года, Сталин отнёс Германию, Италию и Японию к агрессивным странам, а Англию, Францию и США — к неагрессивным странам. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз в 1941 году Сталин немедленно повёл Советский Союз на создание лагеря антифашистской коалиции с США и Англией. В 1942 году он указывал: «Теперь уже можно считать неоспоримым, что в ходе войны, навязанной народам гитлеровской Германией, произошла коренная размежовка сил, произошло образование двух противоположных лагерей, лагеря итало-германской коалиции и лагеря англо-советско-американской коалиции». «Выходит, что логика вещей сильнее всякой иной логики»23. Конечно, сегодня в мире нет никакой новой итало-германской коалиции и новой англо-советско-американской коалиции, зато появились два гегемона — СССР и США — и единый фронт народов мира против этих двух гегемонов. Нам хотелось бы отметить здесь лишь то, что принятое тогда Сталиным решение ничуть не повредило существованию Советского Союза как социалистического государства и развитию революционной борьбы международного пролетариата, как раз наоборот, оно было единственно правильным курсом на защиту коренных интересов социалистического Советского Союза и международного пролетариата. Разве мы можем упрекать тут Сталина за то, что он не держался за формулу о противоположности капиталистического и социалистического мира? Разве мы можем сомневаться в великом значении деления мировых политических сил того времени на фашистский и антифашистский лагери? Разве деление мировых политических; сил нужно производить не согласно логике вещей, а согласно какой-то иной, надвещной логике?

Здесь можно ещё напомнить о следующем положении Сталина в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», написанной им за год до своей смерти. «Говорят, что противоречия между капитализмом и социализмом, — писал он, — сильнее, чем противоречия между капиталистическими странами. Теоретически это, конечно, верно». «И всё же вторая мировая война началась не с войны с СССР, а с войны между капиталистическими странами». «Следовательно, борьба капиталистических стран за рынки и желание утопить своих конкурентов оказались практически сильнее, чем противоречия между лагерем капитализма и лагерем социализма». Он далее указал, что «неизбежность войн между капиталистическими странами остаётся в силе»24. В настоящее время остаётся в силе неизбежность мировой войны главным образом между капиталистическими Соединёнными Штатами Америки и реставрировавшим капитализм Советским Союзом. Как видно, положение о том, что логика вещей сильнее всякой иной логики, отнюдь не устарело.

Отсюда явствует, что все учители пролетарской революции проводили деление мировых политических сил на основе объективного глубокого анализа обстановки международной классовой борьбы в целом в тот или иной период, а не по какой-то раз и навсегда данной формуле. Теория о делении нынешних мировых политических сил на три мира, выдвинутая самым великим марксистом нашего времени Председателем Мао Цзэдуном, и есть исторический продукт творческого применения им марксизма в течение длительного времени к рассмотрению и анализу развития и изменения всех основных противоречий мира.

В работе «О новой демократии», опубликованной в 1940 году, Председатель Мао Цзэдун унаследовал, обстоял и развил положение Ленина и Сталина о том, что после первой мировой войны, в частности после Октябрьской революции, национально-освободительное движение разных стран стало уже составной частью мировой пролетарской, социалистической революции. Председатель Мао Цзэдун со всей чёткостью указывал: «Независимо от того, какие классы, какие партии и какие отдельное представители угнетённых народов принимают участие в революции, независимо от того, сознают они это нет, понимают они это субъективно или нет, если выступают против империализма, то их революция становится частью мировой пролетарской, социалистический революции и сами они становятся её союзниками»25. Соответствует ли этот анализ Председателя Мао Цзэдуна объективной действительности мировой классовой борьбы? Совершенно ясно, что в этом никто не может сомневаться. Ибо, руководствуясь именно этой точкой зрения, Коммунистическая партия Китая в период агрессии японского империализма против нашей страны создала единый фронт со всеми силами, стоявшими за сопротивление японским захватчикам, включая чанкайшистский гоминьдан, и одержала победу в войне Сопротивления, а после войны, сплотив вокруг себя все антиимпериалистические демократические силы, которое можно было сплотить, она свергла господство гоминдановской реакции и создала Китайскую Народную Республику — государство диктатуры пролетариата.

После второй мировой войны, когда американский империализм без устали поднимал антисоветскую шумиху, Председатель Мао Цзэдун с необычайной прозорливостью разоблачил сущность этой шумихи. Председатель Мао Цзэдун указал: «Между США и Советским Союзом лежит обширнейшая зона, охватывающая многие капиталистические, колониальные и полуколониальные страны Европы, Азии и Африки». «В настоящее время практическое значение призывов США к войне против Советского Союза состоит в том, чтобы подавить американский народ и расширить агрессивные силы США в капиталистическом мире»26. Председатель Мао Цзэдун призывал американский народ и все те страны и народы, которым угрожала агрессия со стороны США, объединиться для борьбы против наступления американских реакционеров и их прихвостней. Соответствует ли этот анализ Председателя Мао Цзэдуна объективной действительности мировой классовой борьбы того времени? Совершенно ясно, что в этом никто не может сомневаться, ибо анализ Председателя Мао Цзэдуна был подтверждён многочисленными историческими фактами того времени и последующего периода.

События 1956 года, связанные с Суэцким каналом, выявили обострение противоречий между империалистическими странами. Председатель Мао Цзэдун тогда указал: «Эти события позволяют видеть центр тяжести борьбы в нынешнем мире. Противоречия между империалистическими и социалистическими странами являются, конечно, весьма острыми, однако империалисты ведут сейчас под вывеской антикоммунизма борьбу за захват территории… Там столкнулись два вида противоречий и три силы. Этими противоречиями являются, во-первых, противоречия между самими империалистическими странами, то есть между США и Англией, между США и Францией, и, во-вторых, противоречия между империализмом и угнетёнными нациями. К трём силам относятся, во-первых, крупнейшая империалистическая страна США, во-вторых, империалистические страны второго разряда — Англия и Франция и, в-третьих, угнетённые нации»27. Соответствует ли этот анализ Председателя Мао Цзэдуна объективной действительности мировой классовой борьбы того времени? Совершенно ясно, что и в этом никто не может сомневаться, ибо анализ Председателя Мао Цзэдуна тоже был подтверждён как в то время, так и позднее многочисленными историческими фактами.

Нетрудно увидеть, что сделанный здесь Председателем Мао Цзэдуном анализ относительно трёх сил является предтечей его последующей теории о делении на три мира. Разница между ними главным образом в том, что в то время социалистический лагерь ещё кое-как существовал. Но потом группировка Хрущёва-Брежнева полностью изменила делу коммунизма и реставрировала капитализм в СССР, превратив его в социал-империалистическую страну. Несмотря на существование Китая и других социалистических стран, того социалистического лагеря, что был прежде, уже нет, к тому же исторические условия не диктуют необходимости вновь образовать социалистический лагерь. Наряду с этим многие страны империалистического лагеря вышли из повиновения США и даже стали открыто действовать в противовес им. Подавляющее большинство колониальных и полуколониальных стран Азии, Африки и Латинской Америки после тяжёлой борьбы провозгласило свою независимость. Вследствие колоссальных потрясений, расслоений и перегруппировок различные политические силы в мире оказались перед лицом новой исторической ситуации. В 60-х годах советская правящая группировка уже бесповоротно изменила социализму, но американский империализм на известный отрезок времени продолжал оставаться врагом №1 для народов мира. Лишь после целого ряда серьёзных событий Советский Союз стал не только угрожающей всему миру империалистической сверхдержавой наподобие США, но и самым опасным очагом мировой войны. Измена советской правящей группировки с неизбежностью вызвала тот или иной раскол в рядах международного рабочего движения и участников мировой антиимпериалистической революционной борьбы и создала временные трудности. Где же выход? Можно ли, умышленно закрыв глаза на все перемены, произошедшие за истекший период, считать, что в мире продолжают существовать империалистический лагерь и социалистический лагерь, и рассматривать их противоборство как главное противоречие в мировой политике? Или же продолжать придерживаться этой формулы, ограничившись лишь исключением из социалистического лагеря СССР и некоторых зависимых от него стран, и считать, что все страны мира, кроме социалистических стран, составляют сплошную реакционную массу капиталистического мира? Совершенно ясно, что, поступая таким образом, можно только лишить народы мира возможности видеть вещи в их истинном свете и, стало быть, лишить их правильной ориентации в продвижении вперёд. Поскольку в нынешней международной обстановке произошли огромные изменения, поскольку силы народов мира развиваются с каждым днем и с каждым днем нарастают факторы революции, всё это требует проведения нового деления мировых политических сил, с тем чтобы в соответствии с новыми отношениями между тремя сторонами — врагами, друзьями и нами самими — разработать новую мировую стратегию международного пролетариата и угнетённых народов. Выдвинутая Председателем Мао Цзэдуном теория о делении на три мира и разрешила этот вопрос.

Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира указывает, что СССР и США — эти империалистические сверхдержавы — образуют первый мир и уже стали крупнейшими международными эксплуататорами, угнетателями и агрессорами, общими врагами народов всего мира, что схватка между ними неизбежно приведёт к новой мировой войне. Борьба между двумя гегемонами — СССР и США за захват мира, их угроза всем народам мира и то сопротивление, которое оказывают им все народы, уже стали центральной проблемой современной мировой политики. Социалистические страны как оплот международного пролетариата вместе с угнетёнными нациями, которые подвергаются наиболее серьёзному гнёту и эксплуатации и составляют большинство населения земного шара, образуют третий мир, они стоят в первых рядах борьбы против двух гегемонов — СССР и США и являются основной силой в мировой борьбе против империализма и гегемонизма. Развитые страны, находящиеся между первым и третьим мирами, образуют второй мир, они угнетают и эксплуатируют угнетённые нации и в то же время подвергаются контролю и третированию со стороны сверхдержав, они имеют противоречия как с первым, так и с третьим миром, обладают двойственной природой и являются силой, которую третий мир может завоевать на свою сторону и с которой он может объединиться в борьбе против гегемонизма. Эта теория дает общую картину стратегического положения самой крупной в масштабах современного мира классовой борьбы, которая идёт между народами всего мира, с одной стороны, и двумя гегемонами — Советским Союзом и Соединёнными Штатами, с другой. Классовая борьба внутри каждой страны фактически неотделима от этой мировой классовой борьбы. Поэтому деление на три мира является наиболее полным обобщением всех основных противоречий современного мира. Это научное определение, данное Председателем Май Цзэдуном, обогатило теорию о том, что неравномерность развития империализма и противоречия между империалистическими странами неизбежно ведут к войне, теорию о социал-империализме, теорию о том, что борьба угнетённых наций является важной составной частью мировой пролетарской, социалистической революции, теорию о необходимости взаимной поддержки мирового пролетариата, социалистических стран и национально-освободительного движения, теорию о стратегии и тактике пролетарской революции. Всё это — важный вклад в марксизм-ленинизм.

Совсем не удивительно, что эта блестящая теория Председателя Мао Цзэдуна подвергается злобным нападкам советских социал-империалистов. Ведь нельзя же рассчитывать на то, что они признают превращение находящегося под их господством Советского Союза в империалистическую сверхдержаву, в самый опасный очаг мировой войны, точно так же как нельзя рассчитывать на то, что изменники признают себя изменниками, а агрессоры — агрессорами. Они неистово проклинают теорию о делении на три мира за то, что она, мол, отрекается от классовой борьбы, ставит на одну доску социалистические страны с капиталистическими и т.д. и т.п. Все их проклятия обрушиваются не только на великого марксиста Председателя Мао Цзэдуна и великую Коммунистическую партию Китая, но и на великих Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Как мы уже видели, данное Председателем Мао Цзэдуном деление на три мира, с точки зрения принципа, находится в полном соответствии с идеями Маркса и Энгельса, взявших во второй половине XIX века отношение к царской Российской империи за критерий для размежёвки политических сил Европы, с ленинским делением мира в период после первой мировой войны на три группы стран, со сталинским делением стран до и во время второй мировой войны на агрессивные и неагрессивные, на фашистский лагерь и антифашистский лагерь и, более того, является закономерным развитием их теории о размежевании мировых политических сил. Правда, рьяные хулители теории о делении на три мира сегодня всё ещё именуют себя «верными продолжателями» дела Ленина, но разве мы можем судить о людях по их флагу, а не по их практическим действиям? И если судить по практическим действиям, то разве не ясно, что не кто иной, как они сами изменили классовой борьбе пролетариата и превратили социалистическое государство в капиталистическое?

В нашей стране тоже были люди, которые бешено выступали против теории Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира, это «группка четырёх» — Ван Хунвэнь, Чжан Чуньцяо, Цзян Цин и Яо Вэньюань. Размахивая ультрареволюционным знаменем, они выступали против нашей поддержки третьего мира, против нашего объединения со всеми силами, с которыми можно объединиться, против нанесения нами удара по самому опасному врагу. В угоду советскому социал-империализму они тщетно пытались сорвать создание международного антигегемонистического единого фронта и помешать нашей борьбе против гегемонизма. Несмотря на то, что их подрывная деятельность оказала кое-какое вредное воздействие, наша партия и наше правительство неуклонно проводили и проводят революционную внешнеполитическую линию Председателя Мао Цзэдуна. «Группка четырёх» вовсе не представляет китайский народ, они предатели, с презрением отвергнутые китайским народом.

Какую бы лютую ненависть к теории о делении на три мира ни питали советские социал-империалисты и «группка четырёх», эта теория подтверждается всё большим количеством объективных фактов сегодняшней мировой политики и поэтому обретает всё большую силу. Как сказал Председатель Хуа Гофэн в своём политическом отчете на XI Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая, «теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира наметила общее направление нынешней международной борьбы и чётко определила, кто представляет собой главные революционные силы, кто — главных врагов и кто — промежуточные силы, которые можно привлечь на свою сторону и с которыми можно объединиться, что помогает международному пролетариату сплотить в идущей в мировом масштабе классовой борьбе все силы, которые можно сплотить, и образовать широчайший единый фронт для борьбы против главных врагов». Это соответствует как стратегическим требованиям современной борьбы международного пролетариата народов и угнетённых наций всего мира, так и стратегическим требованиям борьбы за торжество и коммунизма. Она даёт ясный и твёрдый курс народам всего мира и вдохновляет их на объединение для завоевания великой победы в борьбе против империализма и гегемонизма.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.) iconЦзэдун Мао Маленькая красная книжица Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1967;
Мао Цзэдун один из величайших революционных деятелей XX века. Под его руководством Китай разгромил японских интервентов и превратился...
Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.) iconВоспроизведено с китайского издания: Пекин, 1967 год
Изучайте труды Председателя Мао Цзэ-дуна, слушайтесь его советов, поступайте по его указаниям
Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.) iconМодель политической системы Истона
Д. Истоном. Трилогия  Истона:   «Политическая  система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный...
Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.) iconМарксизм-ленинизм: сущность, признаки, особенности
Именно в этих условиях, среди прочих, и рождалось на протяжении многих лет и ещё большем количестве страниц понятие марксизма-ленинизма;...
Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.) icon|Х| Назначаю Загальского Алексея Дмитриевича своим официальным представителем...
В соответствии с положением «О выборах Председателя Студенческого совета» от 3 ноября 2012 года, прошу зарегистрировать меня в качестве...
Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.) iconАктуален ли марксизм сегодня
Или если кто-то хочет овладеть целостным мировоззрением, он другого просто ничего не найдет. Никакого другого цельного мировоззрения...
Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.) iconВоронежская зимняя математическая школа современные методы теории...
Б. И. Голубов (зам председателя), В. Н. Попов (зам председателя), А. Д. Баев (зам председателя)
Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.) iconМейнстрим: Теория стадий экономического роста. Теория модернизации
«Теория стадий экономического роста» американского ученого У. Ростоу была сформулирована в 1960г и стала предметом обсуждения на...
Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.) iconРассказ об уникальной операции по розыску и задержанию террористов,...
Рубрика «Документальный детектив» выходила в эфир с 1997 года по 2005 год по Первому каналу российского телевидения
Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира - огромный вклад в марксизм-ленинизм (1 ноября 1977 г.) iconКамалашила Стадии медитации. Советы царю
Шантаракшита (Zhi ba ‘tsho, Sāntaraksita Первый был покровителем буддизма в своем государстве, второй внес огромный вклад в распространение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница