Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда


Скачать 407.25 Kb.
НазваниеОсновы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда
страница1/2
Дата публикации09.05.2013
Размер407.25 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2




ГЛАВА 4
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНОГО НАДЗОРА И МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВИЯМИ ВОЕННОГО ТРУДА.

Определение гигиены военного труда, цель, задачи
Гигиена военного труда – раздел военной гигиены, наука, изучающая влияние трудового процесса, а также условий труда и боевой подготовки на здоровье военнослужащих в целях разработки санитарно-гигиенических нормативов и мероприятий, направленных на сохранение здоровья и повышения боеспособности личного состава войск.

Цель гигиены военного труда – сохранение и укрепление здоровья и повышение боеспособности военнослужащих.

Основными задачами гигиены военного труда являются:

- изучение влияния на организм физических, химических, биологических факторов обитаемости;

  • разработка гигиенических нормативов производственной среды,

объектов военной техники;

- изучение трудового процесса с целью выработки рациональных режимов труда и отдыха;

- изучение производственных процессов с целью выявления промежуточных, конечных вредных продуктов и разработка рекомендаций по защите людей от неблагоприятных воздействий;

- разработка санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение профзаболеваний и оздоровление условий труда;

- изучение состояния здоровья личного состава, их общей заболеваемости, профпатологии и физического развития.

Обитаемость как физиологическая проблема в гигиене военного труда
Дальнейшее совершенствование армии, оснащение ее новыми видами оружия и техническими средствами, коренные изменения в инженерно-оборонительных сооружениях, освоение космического пространства породили новую проблему – «проблему обитаемости». Гигиена военного труда под обитаемостью понимает комплекс условий, который создается на рабочем месте конструктивными параметрами военно-технического объекта, воздействием физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, определяющих состояние человека и его функциональную деятельность в процессе военного труда. Разработка проблемы обитаемости ведется по трем основным направлениям.

^ Первое направление – изучение характера и интенсивности воздействия на человека неблагоприятных факторов в процессе труда на объектах военной техники (внедрение более сложных боевых машин и появление новых факторов, носящих экстремальный характер).

Второе направление – составление гигиенических рекомендаций по организации режима труда и отдыха военных специалистов на основе экспериментальных исследований, разработка нормативных документов по параметрам обитаемости.

^ Третье направление – разработка методов профессионального отбора и тренировки личного состава – позволяет более рационально распределять призываемые контингенты для подготовки к различным военным специальностям.

Проблема обитаемости является комплексной, поэтому она решается многими различными специалистами: гигиенистами, физиологами, токсикологами, психологами, математиками, инженерами различного профиля и др.

Можно выделить четыре основные особенности развития образцов военной техники и вооружения (ВВТ), оказывающих наиболее выраженное влияние на военно-профессиональную деятельность личного состава.

Первая особенность заключается в герметизации образцов ВВТ и создании в них избыточного давления (подпора) для защиты от РВ, СДХВ, устойчивых патогенных микробов и их токсинов. В герметизированном образце ВВТ оказываются размещенными человек и внутреннее оборудование (двигатель, средства связи, стабилизатор и т.д.), которые являются источниками выделения тепла и загрязнения воздуха. В результате изменяются физические и химические свойства воздуха и значительно возрастает их значение среди факторов, непосредственно влияющих на функциональное состояние организма.

Вторая особенность проявляется в постоянном стремлении обеспечить наименьшую уязвимость образца ВВТ на поле боя от стрелкового и реактивного оружия противника. Это достигается уменьшением высоты образца и увеличением толщины его брони. Одновременно численность агрегатов, механизмов, приборов и другого внутреннего оборудования все более увеличивается. Указанные мероприятия, естественно, приводят к уменьшению свободного пространства внутри ВВТ, необходимого для размещения личного состава, в результате деятельность его осуществляется в стесненных условиях.

Третья особенность обусловлена дальнейшим техническим совершенствованием и повышением запаса хода образцов ВВТ, что позволяет проводить длительные марши на большие расстояния. Это предъявляет повышенные требования к физической выносливости личного состава, особенно механиков-водителей.

Четвертая особенность возникла в результате оснащения образцов ВВТ сложными электронно-техническими системами (навигационная аппаратура, системы наведения снарядов на цель и т.п.), работа на которых требует большого нервно-психического напряжения, высоких волевых качеств, быстрых и точных реакций, сложных координированных движений, которые определяются состоянием многих систем организма и в первую очередь ЦНС и нервно-мышечного аппарата.

При выполнении функциональных обязанностей непосредственно в объектах ВВТ личный состав подвергается воздействию комплекса факторов, основными из которых являются: неблагоприятный микроклимат, постоянный акустический шум, ударные ускорения (тряска), вредные примеси к вдыхаемому воздуху, ограниченные размеры рабочих мест, возможность воздействия лазерного излучения, загрязненность одежды и тела горюче-смазочными материалами (ГСМ), грязью и дорожной пылью.

Основные факторы военного труда и профилактика их неблагоприятного действия
Неблагоприятные факторы среды могут быть вредными и опасными.

Вредными являются факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению будущего поколения.

Опасными являются факторы среды и трудового процесса, которые могут быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья и даже смертельного исхода. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы среды могут стать опасными.

Условия современного военного труда характеризуются многочисленностью опасных и вредных факторов среды и способов проявления их действия. К ним относятся механические, физические, химические, биологические, информационные, социально-психологические и факторы трудового процесса.

^ Механические факторы рассматриваются в качестве причины механического травматизма. К их числу могут быть отнесены неэкранированные движущиеся части машин и механизмов, падение на людей тяжелых предметов и падение с высоты работающих, такелажные работы, давление сжиженных газов на объектах их получения и использования, взрывы и т.п.

В группу физических факторов входят высокие и низкие температуры воздуха и ограждений, неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное), статическое электричество, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, шум, вибрация, ультразвук, ударные волны, газопламенная струя, ускорение, освещенность, пониженное и повышенное атмосферное давление и др.

К химическим факторам относятся различные вредные примеси к воздуху (пороховые, отработанные, аккумуляторные газы и т.п.), вещества, загрязняющие поверхность кожи и одежды, технические жидкости (растворители, охлаждающие, тормозные, гидравлические, пусковые, противообледенительные, антидетонаторы и др.), различные виды топлив и продукты их неполного сгорания, смазочные масла, аккумуляторные жидкости, аэрозоли, образующиеся при электро- и газосварке и т.п.

^ Биологический фактор представляет собой совокупность биологических объектов, воздействие которых на человека связано с их способностью размножаться в естественных и искусственных условиях или продуцировать биологически активные вещества (патогенные микроорганизмы, бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие), кровососущие паразиты, ядовитые растения и животные и др.

К информационным факторам относятся разнообразные сигналы в виде символов, знаков, кодов, поступающих по каналам связи, со шкал приборов, табло, пультов управления и т.п.

В группу социально-психологических факторов входят военно-политическая и боевая обстановка, справедливость целей, наличие коллектива или изолированность от него, характер взаимоотношений между людьми, стиль межличностных отношений, психологическая совместимость людей, наличие опасности для здоровья и жизни, связанной с обслуживанием и использованием военной техники и вооружения, налаженность быта.

К группе факторов трудового процесса ( психофизиологическим факторам) относятся физическая, динамическая или статическая нагрузка, масса перемещаемого или поднимаемого груза, стереотипные рабочие движения, вынужденная рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве, интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, их монотонность, режим работы.

Интенсивность и направленность действия названных факторов зависит от многих условий - климато-географических особенностей, местонахождения обитаемого объекта или рабочего места, характера и благоустройства рабочего помещения, степени и характера оснащенности рабочего места необходимыми техническими средствами для обеспечения трудовой деятельности и их соответствия психофизическим возможностям работающего и др.

^ Ядовитые технические жидкости. Эксплуатация и обслуживание современной военной техники и вооружения обусловливают применение широкого ассортимента технических жидкостей и масел с присадками - веществами, добавляемыми в определенных количествах для улучшения их эксплуатационных свойств. Многие из них являются ядовитыми, а иногда и агрессивными, и поэтому получили общее название ядовитых технических жидкостей. К ним относятся горюче-смазочные материалы, компоненты ракетных топлив, антидетонаторы, антифризы и другие химические вещества. Нарушение установленных правил транспортировки, хранения, выдачи и применения ЯТЖ ухудшает условия труда и может обусловить поражения и отравления личного состава.

Горюче-смазочные материалы - бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла и др. - получают при переработке нефти, по химическому строению относятся к углеводородам.

При попадании на кожу и слизистые оболочки ГСМ могут оказывать местное, а при вдыхании паров этих веществ или их попадании в желудочно-кишечный тракт - общее действие на организм человека. При местном действии патологические изменения появляются в более глубоких слоях кожи: возникают воспалительные заболевания волосяных мешочков и сальных желез (фолликулиты, фурункулы), образуются угри, иногда развивается гиперкератоз.

Токсичность паров ГСМ относительно невелика, однако длительное их воздействие может вызвать хроническое отравление людей, которое характеризуется приступами головных болей, сонливостью, кожным зудом, потерей аппетита, снижением работоспособности и другими неспецифическими симптомами.

ПДК паров бензина, керосина, лигроина и минерального масла в воздухе рабочей зоны - 300 мг/куб.м.

Антидетонаторы добавляют к моторному топливу для снижения его способности к взрыву всей массы одновременно (детонации), нарушающему нормальную работу двигателя внутреннего сгорания, снижающему КПД и ускоряющему износ последнего. К ним относятся бензол, анилин, тетраэтилсвинец (ТЭС) и др.

В качестве антидетонатора наиболее широко используется тетраэтилсвинец, точнее, этиловая жидкость, содержащая 50-60% ТЭС и добавляемая к бензину в количестве 1,5-4 мг/л. ТЭС проникает в организм через органы дыхания, ЖКТ и даже неповрежденную кожу, поражает нервную систему.

В профилактике отравлений ТЭС ведущая роль принадлежит организационным мероприятиям. Личный состав должен строго соблюдать требования инструкции по обращению с ЯТЖ.

ПДК ТЭС в воздухе рабочей зоны - 0,005 мг/куб.м.

Антифризы и другие технические жидкости представляют собой водные растворы некоторых веществ (гликолей, глицерина и др.), не замерзающие при низких температурах и применяемые в системах охлаждения двигателей при температуре ниже 0С. Чаще всего применяются антифризы, содержащие этиленгликоль. Этиленгликоль является основным токсическим агентом антифризов на гликолевой основе. Отравления возможны только при попадании этих ЯТЖ внутрь организма.

Токсичность антифризов обусловлена наличием денатурированного спирта и гликолей. Они оказывают наркотическое и паралитическое действие, поражая, главным образом, ЦНС, печень и почки.

Доза в 150-200 мл антифриза вызывает тяжелое отравление, характеризующееся быстрым наступлением бессознательного состояния с резко выраженными симптомами поражения ЦНС. Летальность достигает 50%, исход чаще наступает в первые двое суток.

Другие технические жидкости: тормозные, амортизаторные, гидравлические. В их состав входит этиленгликоль, бутиловый спирт, касторовое масло, этиловый спирт. Многие из них весьма токсичны.

^ Пороховые газы представляют смесь газообразных, парообразных и твердых веществ, образующихся в момент выстрела в канале ствола огнестрельного оружия и при догорании остатков заряда в гильзах.

Основными компонентами пороховых газов, имеющими токсическое значение, являются оксид и диоксид углерода, окислы азота. При обычном выстреле пороховые газы почти не содержат окислов азота и имеют минимальное для данного пороха количество оксида углерода. В случае же сгорания пороха при небольшом (ниже 50 атмосфер) давлении образуется больше оксида углерода и значительное количество окислов азота. Это имеет место при догорании остатков заряда в гильзах, стрельбе учебными (“холостыми”) зарядами и малых плотностях заряжения (неполных зарядах). Отравление пороховыми газами возникает при высокой концентрации в слабовентилируемых сооружениях (помещениях), что имеет место при стрельбе в боевых отделениях подвижных объектов военной техники (танков, бронетранспортеров и т.п.), при скоплении стреляных гильз в закрытых помещениях.

Среди продуктов разложения пороха наибольший интерес представляет оксид углерода, в основном обусловливающий клиническую картину отравления пороховыми газами. Блокируя гемоглобин путем образования карбоксигемоглобина, оксид углерода лишает его функции переносчика кислорода тканям, что ведет к развитию гипоксии. Картина отравления вначале характеризуется эйфорией, активизацией моторной деятельности, многословием, шумом в ушах, повышением артериального давления. Затем следует стадия депрессии - появляются ощущения тяжести в голове, головная боль, сонливость, нарастает мышечная слабость, возникает одышка, сердцебиение, спутанность сознания, судороги. В тяжелых случаях отравления может наступить летальный исход.

Оксид углерода также оказывает прямое токсическое влияние на дыхательные ферменты тканей и, в особенности ЦНС. Это действие может усиливаться содержащимися в пороховых газах окислами азота, соединениями свинца, ртути и других веществ. В случае преобладания в пороховых газах окислов азота развиваются нарушения функций органов дыхания – от симптомов раздражения слизистых оболочек до отека легких.

Профилактика отравлений пороховыми газами предусматривает применение специальных технических средств, обеспечивающих быстрое удаление газов из рабочей зоны или уменьшение их концентрации (использование эжекционных устройств для удаления пороховых газов из канала ствола, устройств для выбрасывания гильз после выстрела из обитаемых отделений, применение сгорающих гильз и т.п.

ПДК пороховых газов устанавливается по оксиду углерода. Впервые ПДК его для объектов бронетанковой техники установлены на кафедре общей и военной гигиены проф. Н.Ф.Кошелевым в 1951 г. Действующими в настоящее время официальными документами допускается содержание окиси углерода в воздухе рабочей зоны до 20 мг/м3.

^ Отработанные газы (прежнее название - выхлопные газы) представляют собой сложную смесь газообразных, парообразных веществ и аэродисперсий, образующихся при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания.

Состав отработанных газов колеблется в значительной степени в зависимости от типа двигателя, режима его работы и нагрузки, технического состояния, вида и качества топлива, квалификации и опытности водителя и других факторов. В выбросах карбюраторных двигателей основными вредными продуктами являются оксид углерода, углеводороды и окислы азота. Так, отработанные газы автомобиля содержат, в среднем 6,3% оксида углерода, 8,9% диоксида углерода, 2,3% кислорода, 0,9% метана, 3% водорода, 78,6% азота (Фельдман Ю.Г., 1975). При добавлении к горючему антидетонатора ТЭС в отработанных газах обнаруживаются неорганические соединения свинца в пределах 0,025-0,066 мг/м3. Некоторые компоненты отработанных газов являются активными аллергенами.

ПДК отработанных газов устанавливается по оксиду углерода. Поскольку действие отработанных газов, как правило, бывает длительным, величины ПДК приняты такими же, как и для промышленных предприятий: 20 мг/м3 - при действии в течение рабочего дня, 50 мг/м3 - в течение часа, 100 мг/м3 - в течение 30 мин, 200 мг/м3 - в течение 15 мин. Повторные работы при этих концентрациях допускаются с перерывами продолжительностью не менее двух часов.

^ Аккумуляторные газы. Действию аккумуляторных газов подвергается личный состав, занятый зарядкой и эксплуатацией аккумуляторов- приборов для накопления электрической энергии, основанных на химическом взаимодействии электролита и погруженных в него электродов при прохождении постоянного электрического тока.

При работе с принятыми на снабжение свинцовыми (кислотными) аккумуляторами основными компонентами являются кислород, водород, аэрозоль серной кислоты, сернистый ангидрид и сурьмянистый водород. Мельчайшие капельки серной кислоты захватываются выделяющимися при этом электролизе пузырьками водорода, а сурьмянистый водород появляется вследствие восстановления сурьмы, добавляемой в свинцовые пластины для улучшения их эксплуатационных свойств.

В аккумуляторных газах 33-47% составляет кислород, 52-67% - водород. Они токсического действия не оказывают. При длительном хранении аккумуляторных батарей в замкнутых невентилируемых объектах содержание водорода в воздухе может повышаться до взрывоопасных величин (4%).

Аэрозоль серной кислоты в концентрациях 0,35-5,0 мг/м3 оказывает выраженное раздражающее и прижигающее действие. При ингаляционном воздействии он вызывает першение в горле, насморк, чиханье, кашель, жжение в глазах, слезоточивость, а в дальнейшем - воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глаз, реже - заболевания желудочно-кишечного тракта, печени и поджелудочной железы. ПДК серной кислоты и серного ангидрида в воздухе рабочих помещений составляет 1 мг/м3, сернистого ангидрида - 10 мг/м3.

Клиническая картина острого отравления сурьмянистым водородом развивается после скрытого периода продолжительностью от 0,5 до 24 ч. Чем тяжелее отравление, тем короче скрытый период, а иногда он может вовсе отсутствовать. Отравление проявляется недомоганием, тошнотой, слюнотечением, болями в мышцах, в крови отмечается эозинофилия.

ПДК сурьмянистого водорода в воздухе рабочей зоны 0,3 мг/м3.

Мероприятия по предупреждению поражений аккумуляторными газами включают соблюдение гигиенических нормативов при строительстве и оборудовании аккумуляторных эффективной вентиляцией, обеспечение личного состава специальной одеждой, соблюдение правил техники безопасности и личной гигиены.

^ Шум и вибрация. Среди профессиональных факторов, связанных с использованием военной техники и вооружения и оказывающих неблагоприятное влияние на организм военнослужащих, шум и вибрация приобретают все большее значение. Их воздействию подвергается значительное количество личного состава, причем действие этих профессиональных вредностей является систематическим и длительным. Кроме того, в войсковых условиях широко распространены источники таких уровней шума, которые и при однократном воздействии могут вызвать необратимые изменения в слуховом анализаторе и даже острую акустическую травму.

Высокие уровни шума создаются при стрельбе артиллерийских орудий различного калибра, танков, самоходно-артиллерийских установок, зенитно-ракетных комплексов и других систем вооружения и техники.

Микроклимат представляет собой комплекс физических факторов окружающей среды в ограниченном пространстве, оказывающий влияние на теплообмен и тепловое состояние организма. Он определяется основными физическими параметрами - температурой, влажностью и скоростью движения воздуха, температурой окружающих поверхностей и их тепловым излучением. Атмосферное давление имеет существенное значение только в особых условиях деятельности человека (авиация, кессонные работы и т.п.).

Профилактические меры против воздействия разнообразных вредностей строятся индивидуально для каждой из них. Общие меры профилактики: эффективная вентиляция, строгий контроль за содержанием вредных веществ в изолированных пространствах, соблюдение правил по охране труда, применение индивидуальных средств защиты, своевременные медосмотры, регламентация режимов труда и отдыха, полноценное питание и др.

Гигиена труда в механизированных частях
Современные образцы вооружения и боевой техники механизированных частей представляют собой бронетехнику с мощным двигателем и снабженные мощным вооружением. Стремление конструкторов создать боевую машину (танк) более маневренной, менее уязвимой со стороны противника и менее заметной на местности привело к уменьшению внутри воздушного объема. Последнее сопряжено, в свою очередь, с теснотой размещения, с неудобствами для работы экипажа. Это способствует существенному влиянию микроклиматических условий на организм человека, нарушению теплового обмена между организмом и окружающей средой. Малые размеры внутренних отсеков вызывают ограниченность движений, вынужденную позу на рабочих местах, повышенное физическое утомление. При движении боевой техники экипаж испытывает сотрясения, толчки и вибрацию, интенсивный шум, загрязнение воздуха пылью, выхлопными газами, а при стрельбе создается загрязнение воздуха пороховыми газами. Отрицательным моментом следует считать ограниченную видимость и наблюдение за местностью, низкую освещенность.

При выполнении боевого задания количество неблагоприятных факторов увеличивается - возрастает психоэмоциональная нагрузка, становится реальной угроза пожара, взрыва, воздействия ударной волны. К этому надо добавить физические нагрузки, приходящиеся на членов экипажа, особенно на водителя.

Большое сходство с танками по специфике военного труда имеют боевые машины пехоты (БМП) и бронетранспортеры. Характер труда экипажей БМП и бронетранспортеров сходен с таковым экипажей танков с аналогичными профессиональными вредностями.

Вибрация в танке носит характер сотрясений и толчков, которые вынуждают людей напрягать мышцы, чтобы удержать свое тело в равновесии и предупредить возможные ушибы. Это ведет к развитию преждевременного утомления, способствует возникновению ушибов и травм при тряске. Профилактика утомления и ушибов заключается в конструктивных решениях подвески и амортизаторов боевых машин. Определенное значение имеет и опыт механика-водителя.

Сильные шумы в танке затрудняют речевую связь между членами экипажа, мешают их слаженной работе. Сверхсильные шумы (стрельба, запуск ракеты) могут вызвать травму органов слуха. Снижению уровня шума будут способствовать более совершенные конструкции машин, исправное состояние всех ее узлов, регулярная смазка. Целесообразно применение индивидуальных средств защиты (шлемы, шлемофоны, противошумы).

Условия естественной освещенности в боевых машинах зависят от времени года и суток, положения солнца на горизонте, степени облачности. Освещение боевого отделения характеризуется резкими переходами от яркого света к тени и обратно. При закрытых люках естественная освещенность внутри танка резко падает – до 10 лк, даже до 2 лк, при открытых – она может колебаться от 30 до 250 лк.

Рекомендуются уровни искусственной освещенности рабочих поверхностей в дневное время не ниже 50 лк, а в ночное – не выше 5-7 лк, но и не ниже 2-3 лк. Контрольные приборы следует освещать скрытыми лампочками, а шкалы приборов желательно покрывать светящимися составами (люминофорами).

В виду большой теплопроводности броневых плит метеорологические условия в танке подвержены большим колебаниям, зависящим от времени суток и сезона года. Летом в танке жарко, температура воздуха достигает 35-400С, зимой – холодно. Здоровые люди довольно хорошо приспосабливаются к холоду. Хорошая одежда, полноценное питание, достаточный отдых и сон повышают устойчивость людей к охлаждению. Больные, утомленные, голодные люди в тесной, недостаточно теплой или в сырой одежде более подвержены действию низких температур. В целях профилактики переохлаждения и отморожения металлические поверхности, с которыми соприкасаются члены экипажа внутри танка – сиденья, пол, педали, рычаги – необходимо покрывать теплоизоляционным материалом (войлоком, сукном, поролоном). Во время марша следует делать остановки, экипаж должен покидать машины, делать разминку, пробежки, несложные физические упражнения. Важное значение имеет горячая пища и питье.

Для предупреждения перегревания в теплое время года следует носить соответствующую одежду, обеспечение экипажей прохладной питьевой водой, при возможности перенесение тяжелых физических работ на более прохладное время дня. Большое значение имеет тренировка и хорошая физическая подготовка.

К одежде танкиста предъявляют особые требования. Она должна отвечать специфическим условиям службы. Зимняя одежда должна быть ветрозащитной и соответствовать температурным условиям. Для летнего времени одежда должна быть достаточно вентилируемой, с хорошей воздухо- и паропроницаемостью. Одежда танкиста должна быть достаточно просторной, не имеющей длинных, свободно свисающих пол, мешающих при входе через люки и затрудняющих работу в танке. Она должна защищать поверхность тела от загрязнений горюче-смазочными веществами, пылью, обладать способностью легко подвергаться очистке и стирке. Одежда танкиста должна иметь приспособления для защиты открытых частей тела от ожога в момент выхода из горящего танка, легко и быстро одеваться и сниматься. Верхний слой ее должен изготовляться из негорючих или невоспламеняющихся материалов. Обувь должна быть достаточно мягкой, водоупорной, не впитывающей горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей.

При движении колонн танков и боевых машин пехоты в сухую погоду в воздух поднимается огромное количество грунтовой пыли, которая, проникая внутрь боевой техники, попадает в органы дыхания членов экипажа. Вместе с пылью могут проникать различные патогенные микроорганизмы, РВ, СХДВ. Пыль может вызвать воспалительные заболевания органов дыхания, способствовать раздражению и воспалению конъюнктивы, повреждению роговицы. Она может быть одной из причин повышенной гнойничковой заболеваемости кожи.

Внутрь танков и БМП могут поступать отработанные газы. Чаще всего они поступают от впереди идущих машин при несоблюдении дистанции. В отработанных газах содержатся окись углерода, акролеин, окислы азота и другие продукты неполного сгорания топлива. Под воздействием их могут возникать острые или хронические отравления членов экипажа.

Предельно допустимая концентрация в воздухе танка СО – 20 мг/м3 , акролеина – 2 мг/м3 .

Во время стрельбы из пушек и пулеметов воздух в танке загрязняется пороховыми газами, поступающими после выстрела из канала ствола и из стреляной гильзы.

Основными токсичными компонентами продуктов сгорания пороха являются окись углерода (33% всего объема пороховых газов) и окислы азота. В небольших количествах пороховые газы способны вызвать острые и хронические отравления.

Профилактика поступлений в танк пыли и отработанных газов – соблюдение дистанции на марше -25-50 м между машинами. Предупреждение отравлений пороховыми газами предусматривает применение вентиляторов и специальных технических средств. Вентиляторы работают при работающем двигателе. При заглохшем двигателе необходимо применение противогазов с гопкалитовым патроном. Танкисты должны уметь оказывать первую помощь при отравлениях.

Подводное вождение танков. В настоящее время имеются танки, которые могут преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и более. Вождение танка под водой имеет свои особенности. Танк должен быть герметизирован, а для подачи воздуха и отвода отработанных газов должны быть установлены специальные трубы. На случай аварии (затопление танка водой, поступление в танк отработанных газов) экипаж обеспечивается изолирующими дыхательными аппаратами. Для обеспечения нормальной работы дыхательного аппарата необходимо следить, чтобы в нем был вставлен пусковой патрон и под колпаком была поставлена ампула со слабой серной кислотой, а перекисное соединение натрия было бы свободно от углекислоты (иначе не пойдет химическая реакция).

Важное значение имеет надежная работа клапана дыхательного мешка. В противном случае возможно повышение давления в дыхательном мешке и перерастяжение легочных альвеол вплоть до их разрыва.

В профилактике возможных неблагоприятных последствий подводного вождения танка большое значение имеют тренировки танкистов, в которых должен принимать участие врач. Под его руководством личный состав изучает физиологические особенности пребывания под водой в изолирующем дыхательном аппарате, правила техники безопасности и меры по оказанию первой помощи.

Санитарно-гигиенические мероприятия при передвижении войск в пешем строю
Несмотря на моторизацию нашей армии, войскам все же довольно часто приходится совершать марши в пешем порядке – в высокогорной местности, весной в распутицу, зимой при снежных заносах, в других случаях, когда применение транспорта невозможно или сильно затруднительно.

Передвижение пешью – тяжелый вид физического труда, степень тяжести которого зависит от дальности перехода, скорости передвижения, рельефа местности, метеоусловий, весовой нагрузки солдат (снаряжение, вооружение). Следует отметить, что вес выкладки в настоящее время достигает 30-35 кг на 1 человека. Поэтому передвижение пешью является средством для всестороннего физического развития, повышения силы и выносливости. Передвижения пешью требуют постоянных тренировок.

Виды передвижений:

Обыкновенное передвижение – движение по ровной местности, величина суточного перехода 25-30 км за 6-7 часов.

Форсированное передвижение – переходы могут достигать 40-50 км в сутки, удлиняется время перехода.

Передвижение - бросок – совершается на небольшое (5-10 км) расстояние, но в минимальные сроки, скорость 7-8 км/ч, быстрая ходьба чередуется с бегом. Передвижение - бросок применяется при преследовании, занятии рубежа, преодолении участков заражения и т.д.

При передвижении отмечается значительное изменение функции со стороны сердечно-сосудистой системы, пульс учащается до 120-140 в мин, объем крови увеличивается в 6-7 раз (у тренированных за счет увеличения системы объема, у нетренированных – за счет учащения сердечных сокращений). Изменяется работа органов дыхания – вместо обычных 15-18 дыхательных движений отмечается 20-25, легочная вентиляция увеличивается в 5-6 раз, достигая 20-30 л/мин вместо 5-6 л/мин в покое. У нетренированных людей дыхание при передвижении частое и поверхностное. За время отдыха на малом привале частота пульса и дыхание должны прийти к норме, а если это не происходит, то следует удлинить время отдыха (особенно следует соблюдать это при тренировках).

При передвижении значительно повышается расход энергии (до 10 ккал/мин и более). В связи с этим следует повышать калорийность рациона питания и снижать непроизводительные затраты организма, учитывать потерю водорастворимых витаминов с потом и возмещать их.

Существенно влияет на величину энергозатрат размещение груза. Неправильное, неудобное положение тела вследствие нерационального расположения выкладки значительно повышает энергозатраты, стесняет экскурсию грудной клетки, затрудняет кровообращение. Кроме того, предметы походного снаряжения, покрывая около 70% поверхности туловища, затрудняют теплоотдачу и испарение пота с поверхности тела.

Установлено, что при передвижении пешью, как при тяжелой физической работе, подавляется секреторная и моторная функция желудка, понижается кислотность и переваривающая способность желудочного сока, уменьшается сокоотделение в поджелудочной железе. Следовательно, при передвижении работа желудочно-кишечного тракта затруднена, поэтому приходится видоизменять режим питания. Первый прием пищи, довольно значительный по калорийности, выдается за 1-1,5 часа до выступления; второй прием пищи – на большом привале; обеденная часть рациона выдается после окончания передвижения и предварительного отдыха.

При движении по равнинной местности отдых личному составу предоставляется в виде малых (10-минутных) привалов через каждые 50 минут и больших привалов (продолжительностью 2-3 часа) через каждые 4-5 часов движения. Первый малый привал назначается через 30 минут от начала движения для устранения недостатков подгонки снаряжения, обуви и т.д.

Кроме малых и больших привалов личному составу предоставляется 7-8 часов непрерывного сна, желательно ночного.

Особенности санитарно-гигиенических мероприятий при передвижении войск зимой и в условиях высоких температур
При передвижении войск зимой личный состав подвергается воздействию низких температур, холодных ветров, снегопадов, метелей. Движение затруднено также по причине значительного снежного покрова и снежных заносов. Большие затруднения испытывают войска и при выборе места отдыха при низкой температуре. Личный состав должен быть обеспечен теплой одеждой и обувью. Перед движением необходимо познакомиться с прогнозом погоды, разработать режим передвижения и отдыха. Дистанции передвижения зимой должны быть короче, чем летом, для привалов выбирать защищенные от ветра места. Личный состав, особенно офицеры, должны быть знакомы с симптомами отморожения, с мерами защиты от холода. Горячая пища и чай являются важной мерой профилактики переохлаждения при передвижении в зимнее время.

Передвижение в жаркую погоду на открытой местности тоже имеет свои особенности. В этих случаях имеют место интенсивная солнечная радиация, появление жажды, нарушение процессов теплообмена.

При организации медицинского обеспечения передвижения пешью в этих условиях необходимо разработать график движения и отдыха с назначением привалов у источников воды на пути следования; организовывать санитарную разведку маршрута, заблаговременно произвести тщательное обследование источников воды по маршруту и дать санитарную оценку воды в них и в случае необходимости подготовить мероприятия по улучшению ее качества. При переходах необходимо тщательно соблюдать водно-питьевой режим и меры по профилактике перегревания и теплового удара.
Санитарно-гигиенические мероприятия при перевозке войск автомобильным транспортом и по железной дороге
Как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях нередко прибегают к перевозкам личного состава на автомобилях или бронетранспортерах. Автоколонна при обычном марше преодолевает 180-200 км/сут, при форсированном – до 300 км. При длительных переездах организм военнослужащего испытывает длительные статические напряжения в связи с неподвижным вынужденным положением тела, необходимость сохранять равновесие. Оказывают влияние также пыль, шум, тряска, отработанные газы от моторов, метеофакторы (ветер, осадки, низкие или высокие температуры).

Под влиянием указанных факторов у личного состава могут возникать конъюнктивиты, блефариты, повышенное утомление, мышечные и суставные боли, головные боли, застойные боли в конечностях, шум в ушах, раздражительность, укачивание.

В целях профилактики этих последствий необходимо:

- для защиты от переохлаждения, перегревания, атмосферных осадков и ветра машины должны быть оборудованы тентами, а при их отсутствии личный состав использует плащ-палатки.

- для защиты от переохлаждения и отморожения ног использовать в качестве прокладок между портянками газетную бумагу, обувь и портянки должны быть сухими, пол кузова настилать утеплителем (соломой).

- соблюдать дистанцию между движущимися машинами (25-50 м) для профилактики воздействия отработанных газов и пыли; на стоянках глушить моторы или личный состав располагать с наветренной стороны.

- через каждые 2-3 часа пути делать малые привалы на 20-30 минут, личный состав должен на это время покинуть машины, сделать пробежки, разминку. В начале второй половины пути – большие привалы на 2-4 часа, а затем дневной или ночной отдых в зависимости от состоявшегося марша днем или ночью. Прием пищи организуется за 1-1,5 часа до начала движения и личному составу выдается сухой паек.

- обеспечивание водой осуществляется через пункты водоснабжения (на военно-автомобильных дорогах через 20-30 км). Вне зависимости от наличия пунктов водоснабжения воинская часть должна везти с собой суточный запас воды в автоцистернах, полевых кухнях, термосах и флягах.

- смена солдат местами для предупреждения перегрева или переохлаждения, рациональная одежда и обувь.

- горячая пища и питье – зимой, холодное питье – летом.

Процент перевозок железнодорожным транспортом по сравнению с автомобильными и авиаперевозками в последнее время значительно снизился, однако, своего значения этот вид перевозок не потерял. Железнодорожные эшелоны формируются из 4-х и 2-осных вагонов.

В 4-осном вагоне, оборудованном 3-ярусными нарами, можно разместить 72 человека; в 2-остном – 36. При этом на 1 человека в среднем приходится 0,5 м2 площади и 1,5 м3 объема. Если перевозка длится менее одних суток, то в 4-осном вагоне можно поместить 100 человек, а в 2-осном – 50 человек.

Одной из главных задач, стоящих перед медицинской службой при перевозках войск железнодорожным транспортом, является предотвращение возникновения инфекционных заболеваний среди личного состава перевозимых воинских частей и подразделений. Эта опасность велика при перевозке войск на большие расстояния, когда военнослужащие в течение многих дней находятся в вагонах. Скученность, отсутствие возможности вымыться под душем и сменить белье, неизбежность контакта с населением, возможность приобретения продуктов у местного населения на остановках – все это способствует заносу инфекционных заболеваний в воинские коллективы. Поэтому необходимо проводить санитарно-гигиенические мероприятии, предупреждающие появление и развитие инфекций.

Перед посадкой в вагоны личный состав подвергается медицинскому осмотру. Лица, больные и подозрительные на заболевание, изолируются; лица, имевшие с ними контакт, подлежат тщательному наблюдению. При проведении медицинского осмотра изучаются документы о проведенных прививках, в необходимых случаях проводится иммунизация. Прививочный материал и весь необходимый инструмент медицинский работник, сопровождающий эшелон, получает на месте формирования эшелона.

Вагоны должны быть вымыты и продезинфицированы, а личный состав перед посадкой должен пройти санитарную обработку в гарнизонной бане или на железнодорожном изоляционно-пропускном пункте.

В составе эшелона должны быть выделены вагоны для изолятора, размещения походных кухонь и продовольственного склада.

В пути следования медицинские работники ведут постоянное наблюдение за санитарным состоянием вагонов (температурный режим, уборка, проветривание и др.), своевременным выявлением заразных больных, периодически проводят выборочные медосмотры личного состава на завшивленность. При появлении вшей или в случае пребывания в пути свыше 7 дней необходима санитарная обработка людей и вагонов. По прибытии эшелона на место назначения производится санитарная обработка и медицинский осмотр всего личного состава.

Гигиена труда при обслуживании ракетной и артиллерийской военной техники и вооружения
Основными особенностями службы в ракетных частях являются постоянная боевая готовность и работа с разнообразной сложной техникой и вооружением, в процессе эксплуатации которой могут возникать неблагоприятные факторы и условия, отрицательно влияющие на здоровье и боеспособность личного состава:

1) компоненты ракетных топлив (КРТ);

2) комплекс факторов, возникающих в период запуска ракет (токсические продукты неполного сгорания ракетных топлив, газопламенная струя работающих ракетных двигателей, сильные и сверхсильные шумы и т.п.);

3) ионизирующие и сверхвысокочастотные излучения;

4) длительное пребывание в ограниченных пространствах подземных сооружений, подвижных пусковых установок, узлов связи, командных пунктов и т.п.;

5) большая нервно-психическая нагрузка, обусловленная необходимостью переработки потока информации и соответственностью принимаемых решений;

6) неблагоприятный режим труда и отдыха (сменная работа);

7) обилие такелажных работ, связанных с транспортировкой и монтажом крупногабаритных изделий большого веса; проведение высотных работ при обслуживании некоторых образцов ракетной техники;

8) работа с газами, находящимися под высоким давлением, с электрическими токами высокого напряжения, с взрывоопасными и огнеопасными продуктами, криогенными жидкостями и т.п.
  1   2

Похожие:

Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда iconТема Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского...

Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда iconЗанятия, реактив Тильманса, 2% раствор hcl, дистиллированная вода, хвойный настой
Тема Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за питанием войск в полевых условиях
Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда icon1. Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского...
Ешить задачи, дать гигиеническую оценку полученным показателям и разработать мероприятия по их улучшению
Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда iconОрганизация и особенности питания в полевых условиях
Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за питанием войск в полевых условиях
Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда iconОсновы организации и проведения санитарного надзора и медицинского...
Оль за водоснабжением представляет собой систему контроля за соблюдением гигиенических норм и требований при выборе источника, а...
Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда iconФедеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных...
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального...
Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда iconМетодическая разработка для проведения семинарских и практических...
Каждому занятию предшествует самостоятельная подготовка студентов на кафедре согласно учебного задания
Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы охраны труда»
Полномочия и права профсоюзов в осуществлении контроля за соблюдением законодательства по охране труда
Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда iconРоссийской Федерации «Управление государственными финансами»
Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Нормативно-методическое обеспечение и осуществление контроля...
Основы организации и проведения санитарного надзора и медицинского контроля за условиями военного труда iconВ. В. Семенихин сущность налогового контроля и виды проверок
В данной статье будут рассмотрены механизм контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах и его основной инструмент...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница