Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре


Скачать 274.89 Kb.
Название         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре
страница1/3
Дата публикации10.05.2013
Размер274.89 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
КАНДОМБЛЕ

ВВЕДЕНИЕ

    


         Кандомбле - бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г. в Сальвадоре (бразильский штат Баия) бывшими рабынями. Распространена преимущественно на северо-востоке Бразилии.
         По вероучению и культовой обрядности кандомбле находится близко к сантерии. Она основана на религии народа йоруба и сохраняет йорубанские названия божеств. Вся духовная практика исполняется женщинами, мужчины выполняют исключительно политические функции. Формально все приверженцы кандомбле считаются католиками. Культовая практика основана на жертвоприношениях и возможности богов-ориша вселяться в тела людей в то время, когда они находятся в трансе. Особое значение придается "исцелению духа", которое происходит в тот момент, когда человек становится единым со своим богом-ориша, что происходит при посвящении в секту. Во главе пантеона кандомбле - богиня воды Иеманжа. Важное значение в культе кандомбле играют эшу - изначальные природные силы-трикстеры, служащие посланниками богов и способствующие объединению с ориша.
         Умбанда - бразильская афро-христианская синкретическая секта. Основана в 1907 г. в Рио-де-Жанейро и является самой многочисленной сектой, входящей в состав макумба. Окончательно движение умбанда сформировалось к 1920 г.
         Вероучение умбанда основано на христианских элементах в сочетании с местными африканскими верованиями, преимущественно народа йоруба. Важную роль в практике умбанда играет спиритуализм. Формально все умбанда считаются католиками.
         В отличие от других схожих афро-христианских сект, приверженцы умбанда опасаются непосредственного контакта с ориша и предпочитают общаться с духами-наставниками, в роли которых выступают духи предков или умерших детей. Самые популярные бразильские духи-наставники - Прету Велью (Старый Негр) и Прета Велья (Старая Heгритянка), которые когда-то были мудрыми африканскими рабами-знахарями.
         Боги в культе умбанда называются именами католических святых, но имеют черты, характерные для местных божеств. Существует понятие некоего верховного бога, окруженного менее влиятельными богами. Развита сложная структуризация духов, которые делятся на духов-божеств, злых духов и духов умерших людей, и далее каждая группа духов делится на своеобразные социальные классы.
         Важное значение в культе играют эшу - изначальные природные силы-трикстеры, служащие посланниками богов. Умбандисты убеждены, что физическое излечение невозможно без излечения духа, и обращают на это особое внимание. Считается, что практика экстатического транса необходима для духовного развития. Общее число приверженцев умбанда на конец XX века - около 1 миллиона человек, преимущественно проживающих в Бразилии.
         Квимбанда (Кимбанда) - бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба и иногда используется как синоним макумба.
         Культовая практика основана на жертвоприношениях и возможности богов-ориша вселяться в тела людей в то время, когда они находятся в трансе. Характерно большое использование колдовских элементов из области черной магии и обращение к темной стороне низших духов. Важное значение в культе играют эшу - изначальные природные силы-трикстеры, служащие посланниками богов и способствующие объединению с ориша. Эшу Рэй (Эшу-Царь), Эшу Мор и Эшу Перекрестков часто отождествляются соответственно с Люцифером, Вельзевулом и Астаротом. Особой силой в магической практике квимбанда играет Эшу Транка Руас (Закрывающий пути), при обращении к которому человека можно лишить удачи, семьи и даже убить.

^ КАНДОМБЛЕ - РЕЛИГИЯ ЧЕРНОКОЖИХ

         Боевое искусство и ритуальный танец, старинные музыкальные инструменты и современный быт... Чтобы в полной мере осознать, сколь тесно все это связано, стоит отправиться в Бразилию, в штат Байя, где потомки чернокожих рабов бережно хранят память о своей африканской родине. Они искренне верят в Иисуса и Деву Марию, но при этом продолжают поклоняться языческим божествам.
         Сальвадор, столица бразильского штата Байя, - самый черный город в стране, белые здесь явно в меньшинстве. И так было всегда - потому что именно через Сальвадор на протяжении трех с половиной столетий шел в Бразилию основной поток африканских рабов. В порт с середины XVI века и до 1880 г., когда рабство в Бразилии было запрещено, работорговцы завезли больше пяти миллионов африканских невольников. Почти все население Бразилии - в том числе и потомки рабов - католики. Католических храмов в Сальвадоре, если верить местным жителям, 365 - по одному на каждый день года. Но это не мешает подавляющему большинству сальвадорцев, регулярно эти храмы посещающих, быть приверженцами культа кандомбле, корни которого африканские. Работорговцы не позволяли африканцам брать с собой в Новый Свет никакого имущества. Но распространить этот запрет на музыку, богов и язык они не могли. Язык со временем забылся, а верования и музыкальные ритмы, хоть и несколько трансформировались, живы до сих пор.
         Слово "кандомбле" на языке народа йоруба, и теперь живущего на территории Нигерии, означает "обычай черных людей", но на самом деле происхождение данного слова до конца не ясно. Согласно другим исследователям, данное слово есть фонетическая модификация слова "Candonbe" (тип барабана в традициях Анголы); согласно третьим исследователям оно произошло от слова "Candonbide", которое означает акт восхваления, просьб.
         Рабы, которых везли из Африки, естественно, поклонялись своим богам. Португальцы же активно принялись обращать их в католичество. Африканцы этому не противились, но и от прежних богов не отказывались. Вера в Христа и почитание святых никак, по их мнению, не могла помешать человеку поклоняться божествам-оришам. В результате рабы стали отожествлять своих богов с христианскими святыми. Кандомбле - один из многих возникших в среде африканских рабов культов, соединяющих в себе христианские и языческие элементы. К ним же относится кубинская сантерия, гаитянское вуду.
         И португальцы и бразильские власти запрещали кандомбле. Гонения прекратились лишь в середине прошлого века. Теперь фонтан со скульптурами божеств кандомбле украшает самый центр Сальвадора.
         Обряды кандомбле проводятся в так называемых "террейро". Террейро - это самое обычное здание, без всяких видимых отличий. Так повелось со времен, когда открыто собираться приверженцы кандомбле не могли. Сама церемония кандомбле - это бесконечный танец под аккомпанемент барабанов-атабаке и плетенных из коры погремушек. Ведет ее обязательно женщина, жрица террейро - их еще называют на католический манер аббатисами. Обряд она совершает вполне языческий, но благословение на его проведение аббатиса просит в католическом храме. Танцы в террейро могут продолжаться день напролет. Когда от бесконечного повторения одних и тех же движений и однообразного ритма барабанов люди впадают в транс - это означает, что в их тела вселился один из богов ориша. Разным богам посвящены разные танцы. Верующие могут обращаться к оришу с вполне конкретными просьбами. Но главная их цель - через слияние с богом очистить свою душу. Кандомбле - это традиция, которая основана на религии йоруба и сохраняет йорубанские названия божеств.
         В различных частях Бразилии африканские традиции имеют значительные отличия друг от друга (как в теории, так и на практике) и называются по-разному: Кандомбле - в штате Баия, Шанго - в штатах Пернамбуку и Алагоас, Тамбур ди Мина - в штатах Мараньян и Пара, Батуке - в Риу Гранде ду Сул, Макумба - в Рио де Жанейро и т.д. Обычно считается, что бразильская Традиция Кандомбле происходит из Нигерии от народа Йоруба. Это утверждение верно, но лишь отчасти. На самом деле, в Бразилии, во-первых, существует более чем одна Традиция Кандомбле, а во-вторых, эти Традиции Кандомбле происходят более чем от одного народа Африки. Можно сказать, что на формирование всех разновидностей Кандомбле оказали влияние, преимущественно, четыре группы африканских племен - Банту, Йоруба, Наго и Эве-Фон.
         Первый центр кандомбле открыли в 1830 г. в Сальвадоре, старой бразильской столице и нынешней столице штата Баия, три бывшие рабыни. В эпоху рабства, когда мужчинам приходилось целыми днями работать в поле, негритянские женщины приняли на себя жреческие функции. Многие негритянки становились любовницами белых хозяев и благодаря этому укрепляли свои позиции духовных лидеров, убеждая португальцев, что свобода поклонения африканским богам способствует сексуальности. Первые три жрицы ("матери святых") обучали других женщин ("дочерей святых"); мужчинам не находилось места в этой иерархии. Даже сегодня мужчины в кандомбле исполняют скорее политические, чем духовные функции.
         Церемонии кандомбле во многом напоминают ритуалы вуду и сантерии: такие же призывания богов, молитвы, жертвоприношения и "одержимость" верующих богами-ориша. Все афро-бразильские традиции придают особое значение исцелению духа; последователи кандомбле считают, что величайшее духовное исцеление происходит в тот момент, когда человек становится единым целым со своим ориша при посвящении в культ. Самые сильные ориша такие, как Шанго или Огун, воплощаются в людей наиболее насильственным и интенсивным образом. Часто жрец просит ориша снизойти на вновь посвящаемого помягче. За такое милосердие божеству предлагается подношение, например, жертвенный голубь.
         Аналогом Легбы или Элеггвы в кандомбле являются эшу - изначальные природные силы, божественные трикстеры, которые служат посланниками богов. Их призывают, чтобы они позволили войти другим духам. В сантерии некоторые манифестации Элеггвы также носят имя Эшу; это боги злого умысла, неожиданностей, жизни и смерти.
         Один из главных праздников кандомбле, приходящийся в Рио-де-Жанейро на канун Нового Года, ежегодно транслируется по бразильскому телевидению. Это праздник Йеманжи, богини вод. В сумерках 31 декабря более миллиона участников ритуала, одетые в белое, устраивают миниатюрные личные алтари со свечами на пляжах. Жрицы, или мао ди санту ("мать святого"), очищают и посвящают в сан новых жриц. В полночь все верующие заходят в океан и каждый опускает на воду свой собственный деревянный кораблик, украшенный цветами, свечами и фигурками святых. Если кораблики тонут, это означает, что Йеманжа (она же Дева Мария) принимает подношение своих детей и обещает помогать им в наступившем году.

ОРИША

         Йорубанское слово ориша раскладывается на две части: ори ("голова", или "сознание") и ша ("выбранный"). Таким образом, ориша - это "выбранная голова". Согласно теологии йоруба, существует единый вездесущий Бог, в котором все вещи и явления являются составными частичками, как бы "клетками" тела. Если продолжить эту аналогию дальше, то отдельные органы тела, в которых клетки объединены общей функцией, - это "боги", или ориша. Для удобства обсуждения этого непостижимого явления люди говорят, что каждый ориша является личностью и имеет свою историю, свой характер и свои атрибуты. Каждый человек при рождении "выбирает голову", то есть приобщается к тому или иному энергетическому потоку ориша. Эта концепция в целом идентична водуистской концепции лоа. Йорубанские ориша, как и дагомейские лоа, могут воплощаться в избранных ими людей. При этом "одержимые" люди проявляют личные качества своих ориша, проявляют сверхчеловеческую силу и ловкость, потребляют нечеловеческие количества пищи, алкоголя и табака, предсказывают будущее с потрясающей точностью и эффективно исцеляют больных.
         Как уже упоминалось, имена ориша могут довольно сильно отличаться в разных местах. Дело в том, что они могли по-разному звучать еще в различных диалектах исходного языка йоруба. В креольских диалектах разных латиноамериканских стран эти имена подвергались различным искажениям, а в США, в англоязычном языковом окружении, - еще сильнее изменялись. Кроме того, у каждого ориша есть различные функциональные аспекты, что также может отражаться в форме их имен. Поэтому, перечисляя важнейших ориша сантерии, будем приводить в скобках наиболее распространенные варианты имен, но вариантов может быть гораздо больше.

         Олоруи (Олофин, Олодумаре)
         Сантеро, как и водуисты, верят во Всевышнего Бога-Творца, но он считается принципиально непостижимым и слишком удаленным от мира, чтобы ему стоило поклоняться (впрочем, далеко не все с этим согласны). Во всяком случае, непосредственно Богу-Творцу Олоруну в сантерии не поклоняются, и он никогда не воплощается в людей.

         Обатала (Ошала)
         Обатала - "Король Белой Ткани". В языке Йоруба Оба означает "король", а тала [ала] - неокрашенная ткань, незаполненный холст, потому, что Король Белой Ткани - беспристрастный судья.
         Другая версия перевода слова Обатала довольно сложна и означает - "Мужская экспансивная энергия". Это отчасти верно, поскольку именно Обатала спустился на землю и насадил сад. Что это, если не экспансия? Обатала является самым важным Ориша в мифе Творения древней культуры народа Йоруба в Западной Африке, где он - также олицетворение "Белых богов", творческого потенциала и правосудия.
         Он представляет этику и ритуальную чистоту, требуя высокую моральность от своих последователей, которая является очень редкой в наши дни.
         По легенде Обатала спустился с неба на землю по цепи и лепил первых людей и сейчас он лепит каждого ребенка в матке. Вдыхать же жизнь в создания Обатала может только Олодумаре - Всемогущий Бог. Обатала же был и навсегда останется скульптором человека и человеческого тела.
         Обатала также обеспечивает моральную цель исторического короля - Шанго, Ориша молнии и грома. Ориша охоты Ошосси - бойскаут Обатала, инспектор и охранник (внутренний суд Обатала) в древнем городе Ифа, "Где мир начался".
         Обатала - король. Он - король Ориша из-за его большого возраста. Обатала - символический старик, достойный почитания из-за своего возраста. Йоруба изображают этого Ориша как представительного старика с белыми волосами.
         Вся сила мудрости в его власти и он всегда одевается в белое. В Ифа есть много образов Обатала, в некоторых из них он сопровождается своей женой, Ембо. В этом городе он представляет землю и ее воды, таким образом представляя пару создания. Во многих городах Йоруба его обряды разнятся. Однако, на Кубе обряд этого Ориша почти неизменен и носит те же признаки, что и в Африке.
         Важность этого Ориша настолько велика, что "Они" (король духовных лидеров) должен идти перед этим Ориша, чтобы выражать его духовное изящество.
         Эмблемы всех Обатала так же белы, как снег, символизирующий чистоту. Все его священники и жрицы должны одеваться в белое, не должны есть большое количество соли и других приправ. И не должны вести мирскую жизнь, поскольку они могут потерять дар, который этот Ориша дает им. Пищевые продукты, подносимые Обатала, не должны быть приготовлены с маслом пальмы, но на масле какао. Он - хозяин головы и на Кубе и в Африке.
         Ориша уважают его за чистоту намерения. Он представляет собой и предписывает другим идею этической справедливости, которая является его величием, и наиболее убедительной силой. Обатала - король силы, но его арсенал - его мудрость. Его сила в характере, который олицетворяет идею морали и обязует поступать "правильно". Он - сознательное чувство правильного выполнения всех дел. Именно здесь большая сила Обатала становится наиболее очевидной. Обатала требует высокой этики и защищает её. Обатала самый старый из Ориша и из-за его смирения, его спокойствия, его этики, его четкости мысли и его чистоты он был выбран Олодумаре, чтобы быть хранителем головы. Обатала - голова, и он - хозяин всех голов, даже других Ориша. Он управляет головой, а голова управляет телом. Голова - символ Обатала и самого большого создания Олодумаре - души. Душа человека существует в голове, поэтому, голова - место души. Он также выступает, как справедливый и безпристрасный судья в том числе потому, что он Ориша спокойствия и ясности, который представляет холодную мысль и рациональное мышление. Обатала кроме того, что повелевает всеми головами, он также нападает на голову. Его нападения, характеризуются потерей ума и/или мозговыми кровоизлияниями. Его дети должны быть осторожны и остерегаться безумия всех типов, поскольку он - отец безумия. Обатала связан с белым цветом, потому что белый связан с идеей чистоты и четкости, а также, как символ того, что не должно быть затронуто.
  1   2   3

Похожие:

         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре iconПочвоведение наука о почве. Она входит в состав естествознания. Почвоведение...
Почвоведение – наука о почве. Она входит в состав естествознания. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав,...
         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре icon«Христианская антропология»
Конспект лекций по дисциплине «Христианская антропология» для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Е. В. Шестун,...
         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре iconВопросы к зачёту по лучевой диагностике
Медицинская радиология и лучевая диагностика: определение, состав (что входит), цели и задачи
         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре iconБилетная программа
Основные типы течения психических заболеваний, связь типа течения с формой болезни (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз,...
         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре iconВ состав молекулы хлорофилла в качестве металла комплексообразователя входит
Препараты какого из перечисленных элементов показаны при расстройствах высшей нервной деятельности?
         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре iconТекст мастер-класса тм «Биопласт»
Жидкие обои представляют собой разновидность декоративных штукатурок на основе текстильных и целлюлозных волокон, также в их состав...
         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре iconУильям Бренхем: "Человек исключительных знамений и чудес" 11. Джек...
Углев, перевод на русский язык, 1998 Христианская миссия "Прорыв", издание на русском языке, 1998
         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре iconУильям Бренхем: "Человек исключительных знамений и чудес" 11. Джек...
Углев, перевод на русский язык, 1998 Христианская миссия "Прорыв", издание на русском языке, 1998
         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре iconЯрослав Пеликан Христианская традиция: История развития вероучения....
Ярослава Пеликана «Христианская традиция: История развития вероучения» (1971-1989) осуществлено в рамках совместного научно-издательского...
         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре iconФингалова пещера
Стаффа, входящем в группу Внутренних Гебридских островов. Стены составлены из вертикальных шестигранныхбазальтовых колонн глубиной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница