Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.)


Скачать 386.81 Kb.
НазваниеЭкономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.)
страница1/3
Дата публикации06.06.2013
Размер386.81 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН МЕЖДУ ПЕРОВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918 - 1939 гг.)
Первая мировая война, охватив вначале 8 европейских государств, в дальнейшем втянула более 30 стран (1,5 млрд. - 2/3 населения планеты). Из 74 млн. мобилизованных погибло около 10 млн., ранено > 20 млн. Около 10 млн. человек умерло от эпидемий и голода. А если к этому добавить сокращение рождаемости, то общее число потерь составило около 36 млн .человек.

Военные потери и расходы - потоплены ок. 500 боевых кораблей, тысячи вспомогательных и 6 тыс. торговых судов. Перевод экономики на военные рельсы, привело к структурным диспропорциям, бездарному расходованию массы сырья, средств, трудовых усилий. В 1917 г. на войну работали со стороны Антанты (без США) более 40 тыс. предприятий с 13 млн. рабочих. В странах германо-австрийского блока — около 10 тыс. предприятий с 6 млн. рабочих. За годы войны изготовлено в ведущих странах около 30 млн. винтовок, более 1 млн. пулеметов, свыше 150 тыс. артиллерийских орудий, более 9 тыс. танков, свыше 180 тыс. самолетов и пр.

В целом военные расходы стран-участниц выросли более чем в 20 раз, составив свыше 200 млрд. долл. (в ценах соответствующих лет) и в 12 раз превысив наличные золотые запасы. Война уничтожила 1/3 материальных ценностей человечества.

Только Япония на 25 %, и США на 40 % увеличили за годы войны свое национальное богатство. Япония установила монополию на торговлю в юго-восточной Азии, а США, находясь в географическом удалении от основных театров военных действий и осуществляя за ширмой нейтралитета торговлю оружием с обеими воюющими группировками и вступив в войну лишь в апреле 1917 г., сосредоточили у себя ок. 1/2 мирового запаса золота и сделали своими должниками почти все западные страны.

Германия Территория сократилась на 1/8, а население — на 1/10. Компенсацией за разрушение угольных копей северной Франции и в счет суммы репараций стала передача Саарского угольного бассейна, территория которого поступала на 15 лет под управление Лиги наций. По истечении этого срока его судьба определялась плебисцитом. Демилитаризации подлежали германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной 50 км.

По Версальскому договору Германия отказалась от заморских владений площадью в 3 млн. кв.км с населением 13 млн. человек - Великобритания захватила германские колонии в Восточной и Юго-Западной Африке, Франция — большую часть Камеруна, половину Того в Африке и т.д. Утрата колоний сужала площадь производственных и сырьевых возможностей.

Германию лишили военно-морского флота, военной авиации. Запрещался выпуск броневиков, танков, военных судов, производство удушливых, ядовитых и других газов. Подлежало существенному сокращению производство оружия и военных материалов. Подлежало разрушению большинство укреплений и крепостей. Сухопутная армия Германии была сохранена, но ограничена 100 тыс. чел. с не более чем 4-тыс. офицерским корпусом. Кстати, США выступали сторонниками сохранения 200-тыс. германской армии.

Германия обязана была возместить убытки, понесенные державами-победительницами, в виде репараций (окончательно - 132 млрд. золотых марок). Экономические и финансовые обязательства включали платежи в золоте и товарах, поставки оборудования, угля, скота, стройматериалов, содержание оккупационных войск, установление наиболее благоприятного режима для судоходства и торговли со странами союзных держав.

Версальский договор ставил Германию в неблагоприятные условия, но господствующее положение важнейших германских монополий в экономике не было поколеблено.

^ Возрождение экономики Германии. Планы Ч.Дауэса и О.Юнга

За годы войны погибло почти 2 млн. немцев, 1,5 млн. были ранены и покалечены, около 1 млн. погибло от эпидемий и голода.

Экономику подорвали военные расходы (150 млрд. марок). Из строя выходило изношенное и устаревшее оборудование. Статьи Версальского договора, касающиеся территориальных проблем, лишили Германию добычи каменного угля (на 25%), железной руды (на 75%), стали (на 35%) и т.д. Объем пром. производства по сравнению с 1913 г. сократился на 43%.

Сужение внутреннего рынка, инфляция, безработица (1/4 трудоспособного возраста к концу 1923 г.). Подорвана финансовая система.

Реформы

Наиболее радикальной стала денежная реформа (1923г.), проведенная в целях прекращения инфляции. В октябре 1923 г. учрежден Рентный банк, капитал которого состоял не из золота, а из долговых обязательств (закладные листы и облигации) его учредителей — собственников сельхоз-земель, промышленников, владельцев банков. Однако обязательства учредителей банка исчислялись в золотых марках. Капитал банка составил 3,2 млрд. марок, из которых чуть менее половины (1,2 млрд.) кредитовались государству для покрытия его задолженности Рейхсбанку и сбалансирования бюджета. Другая часть (1,2 млрд.) передавалась Рейхсбанку для кредитования частнохозяйственного оборота и, наконец, остальные 800 млн. марок оставались в резерве.

В ноябре 1923 г. стали выпускаться рентные марки, вскоре стабилизированные (1 рентная марка приравнивалась к 1 трлн. бумажных марок). Рентные марки признавались законным обеспечением наравне с золотом. Стабилизация валюты позволила относительно быстро упорядочить бюджет и в течение 1924 г. даже добиться определенного превышения поступлений над расходами.

После денежной реформы выявилась острая нехватка оборотных средств, и давление на руководителей Рейхсбанка со стороны торгово-промышленных кругов привело к возрастанию вексельного портфеля (менее чем за полгода он увеличился почти в 50 раз — с 39,5 млн. до 1867 млн. марок). В свою очередь быстрый рост денежной массы стал угрожать срывом денежной реформы. Это подтолкнуло Рейхсбанк к решительным действиям: на время прекращается банковская эмиссия, ужесточаются меры по ликвидации значительной части выданных кредитов, нормируется продажа Рейхсбанком иностранной валюты, производится изъятие из обращения денежных суррогатов.

В переходный период параллельно функционировали два эмиссионных банка — Рентный и Рейхсбанк с двумя различными денежными системами. С завершением денежной реформы в августе 1924 г. и изъятием рентных марок из обращения по мере погашения задолженности банку перестал существовать Рентный банк, функции которого передавались реорганизованному Рейхсбанку. Новые банкноты обеспечивались золотом на 40% и подлежали обмену на золото, правда, временно отсроченному.

Новый Рейхсбанк в отличие от предыдущего, был банком независимым от правительства, но поставленным под контроль репарационных кредиторов. Новый банковский закон, принятый рейхстагом в день международно-правового оформления плана Дауэса, послужил одним из инструментов его реализации.

^ Другие процессы Усиление позиций немецких монополий, заменивших ранее господствовавшие картели и синдикаты на тресты и концерны, повышение эксплуатации трудящихся при более низкой реальной заработной плате, чем у французских рабочих на 20%, чем у английских на 40%. Продолжительность рабочего дня 10-12 часов.

В августе 1924 г. на Лондонской конференции держав-победительниц принимается программа ослабления условий репараций – План Дауэса (чикагский банкир, связанный с банковской группой Моргана) вступил в силу 1 сентября 1924 г.

План предусматривал три основных источника обеспечения репарационных платежей. ^ 1 за счет пошлин, косвенных налогов, главным образом, на предметы массового потребления и выпуска специальных облигаций. 2 доходы германских железных дорог. 3 налогообложение промышленности. Жесткий механизм иностранного контроля не допускал даже малейшего нарушения плана. Кроме того, сразу после введения плана Дауэса, Германии был предоставлен американскими кредиторами заем в 800 млн. марок, способствовавший укреплению бюджета.

Репарационные платежи составили по 1—1,75 млрд. марок в год, а с сентября 1928 г. - по 2,5 млрд. марок ежегодно. В 1932 г. репарационные платежи были отменены.

За период реализации плана Дауэса (1924—1929 гг.) значительно усилилось проникновение западных капиталов в промышленность Германии в виде займов, прямых инвестиций, скупки акций. Всего Германия получила в виде кредитов от США и Великобритании до 21 млрд. марок, 70% кредитов были американскими.

Во второй половине 1920-х промышленное производство оживилось - был превышен довоенный уровень промышленного производства, в том числе на 30% увеличилась добыча каменного угля и выплавка стали, более чем на 40% — выплавка чугуна, почти на 75% — добыча бурого угля и т.д.

Расширение производства на новой технической продвинуло электротехническую, машиностроительную и химическую индустрию. Внедрение американских организационно-технических новаций Форда и Тейлора способствовало росту производительности труда на 40%.

К концу 1920-х германские магнаты смогли вернуть международные позиции. Так, из 300 международных монополистических объединений германский капитал участвовал в 200. Созданный по инициативе Германии Европейский стальной трест (1926 г.) - 2/3 европейского производства стали. Германия обошла Великобританию по вывозу машин и оборудования, увеличив общий объем торговых операций по экспорту на 17% и по импорту на 30%. По объему пром.производства Германия вышла на второе место в мире (после США).

В июне 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен новым репарационным Планом Юнга (президент электротехнического треста Моргана, один из авторов плана Дауэса). Предложенный им проект был принят за основу. В отличие от плана Дауэса план Юнга ограничивал общий объем репараций суммой в 113,9 млрд. марок. Размер ежегодных платежей на ближайшие 37 лет (с января 1929 г.) определялся в 2 млрд. марок.

Изменился порядок взимания репараций. Их единственными источниками остались госбюджет и прибыль от железных дорог. Отменялись отчисления от прибылей промышленности и финансовый контроль за экономикой Германии. По сути дела решения Версальского договора подвергались все большей ревизии.

В целях получения и распределения репараций, осуществления расчетов по межсоюзническим долгам был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансирование тяжелой промышленности и военного производства и укрепивший позиции американского капитала в Германии.

Однако мировой кризис свел на нет реализацию плана Юнга. В середине 1931 г, американский президент Г.Гувер предложил приостановить платежи на год. Формально план Юнга был отменен.

^ США, «Великая депрессия», «Новый курс» Ф.Рузвельта

С переходом к монополистическому капитализму центр мирового экономического развития переместился из Европы в США. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет прибыли от поставок вооружения и боеприпасов.

Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась «великой иллюзией». В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. Кризис начался с краха на фондовой бирже, охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. Он представлял собой циклический кризис перепроизводства. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна — на 79%, стали — на 76%, автомобилей — на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи. 1929 — 1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.

Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки» — поселения безработных на окраинах городов, выстроенные из ящиков и строительных отходов. Голод — только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибли 2 тыс. человек.

Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы — на 45%. Цены на сельхоз продукты снизились на 58%. За годы кризиса разорились около 1 млн. ферм.

Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок их уничтожали — пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали.

Первоначально президент Герберт Гувер ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был принят высокий таможенный тариф. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины.

С конца 1931 г. предпринимались попытки государственного кредитования банков, промышленности, транспортных предприятий. Для этого была создана Национальная кредитная корпорация с капиталом в 3,5 млрд. долл., которая в январе 1932 г. была преобразована в Реконструктивную финансовую корпорацию. Для оказания помощи крупным фермерам организовано правительственное «Федеральное фермерское бюро». Задачи заключались в поддержании цен на сельхозпродукцию – на полученные от государства 500 млн. долл. в течение 1,5 лет бюро скупило свыше 250 млн. бушелей пшеницы и около 1,3 млн. кип хлопка. Во второй половине 1932 г. оно начало распродажу накопленных таким образом запасов. Деятельность бюро в конечном итоге привела к дезорганизации рынка и дальнейшему разорению фермеров.

Страна была охвачена массовыми выступлениями, организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон (в 1931—1932 гг.), поход ветеранов первой мировой войны (1932 г.). Был создан Национальный Совет безработных. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовали 1,2 млн. безработных. В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. В 1933 г. численность стачечников превысила миллион человек.

Обещание Гувера быстро преодолеть кризис оказалось невыполненным. В 1933 г. президентом США избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). «Новый курс Рузвельта» не был заранее обдуманной системой нововведений, Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».

Отрицая политику «грубого индивидуализма» Гувера, Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами. Теоретической базой «Нового курса» стало учение английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни.

Два этапа «Нового курса»: первоначальный — с 1933 до 1935 гг. и второй этап — с 1935 г.

Прежде всего началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это. В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение кредитов от ФРС, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили.

Созданная при Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции — за первые 2 года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41 %.

Девальвация доллара, предпринятая правительством Рузвельта, затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не решался. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото — 35 долл. за унцию, действовавший до 1971 г.

Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства (в т.ч. и в кредитной сфере), уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.

Центральное место отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. — принят закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Председателем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бойкотировало.

Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования. Он включал три раздела. Первый раздел – меры по оживлению экономики. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции» (правила конкуренции, занятости и найма). Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялся минимум зарплаты и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли.

Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств фонда. Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел Г. Иксе. На организацию работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. Безработные обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Работами руководили офицеры резерва ВС.

В целом же на общественных работах было занято гораздо больше людей – к январю 1934 г. ок. 5 млн. человек. Это была расчистка лесов и лесонасаждения, мелиорация, ремонт дорог. Администрация чрезвычайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным. Пособия получали 20 млн. американцев.

Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими. Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В то же время профсоюзы получали право на коллективную защиту. В пункте 7а «Кодекса честной конкуренции» за рабочими признавалось право объединения в профессиональные союзы, но и заключения коллективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы.

Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как а конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА следует рассматривать, хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования.

Вначале НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, но к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона и создали «Лигу американской свободы». В 1935 г. Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия закона, но натолкнулся на сопротивление. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. Сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935г Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась.

Второй важный закон — закон о регулировании сельского хозяйства — Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 — 1914 гг. В их числе:

1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации - средства мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры цены на зерно уже делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

2. Инфляционные меры. В результате фермеры за 1933—1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе — доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600 тыс.) разорились и были проданы с молотка. Меры, предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермеры имели и большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился.

В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился поворот влево. В 1933—1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки были эффективны и способствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.

В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления «Нового курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Закон Вагнера — «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г. (по имени сенатора Р.Вагнера) - признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профсоюзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона.

Несколько недель спустя после закона Вагнера был принят закон о социальном обеспечении. Вводилась система пенсий по старости (с 65 лет) и пособий по безработице; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.

Вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда.

В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда - запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы зарплаты, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели — 44 часа.

На втором этапе проведения «Нового курса» увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. — 4,9, а в 1938 г. — еще 5 млрд. долл. Создана новая Администрация по реализации общественных работ, возглавляемая Г. Гопкинсом.

Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 1930-е годы.

Оценивая «Новый курс», мы должны отметить, что важнейшим его инструментом стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пop, пока существует армия нуждающихся».

В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» — увеличения спроса с помощью новых государственных вложений. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд.долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.

Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция «Новому курсу» усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушению закона Вагнера. Созданная Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся.

В результате кризиса укрепились позиции крупной буржуазии во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.
  1   2   3

Похожие:

Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.) iconПензин Константин Васильевич Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море. 1939-1945 гг
Подготовка флотов основных капиталистических государств к войне (1918–1939 гг.) [15]
Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.) iconЛекция №11. Экономическое развитие стран во второй половине 20 века. План
Германия должна была выплачивать репарацию для покрытия убытков во время войны; 6 следствия начала холодной войны 1946, образование...
Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.) iconЕго доклада — «Влияет ли культура на экономическое развитие?». Этот...
Одни культурные особенности благоприятствуют модернизации, другие же, наоборот, тормозят экономическое развитие страны, уверен директор...
Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.) iconБархатные революции в странах Восточной Европы
Для каждой страны в 1945 – 1980-х гг социально-экономическое и политическое развитие (желательно по 2 человека), для стран в XX –...
Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.) iconПроисхождение, сущность и виды денег
Понятие денежной системы. Особенности денежных систем развитых капиталистических стран
Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.) iconСамостоятельная работа не тему: «Национальная стандартизация зарубежных стран»
Исторически стандартизация получила развитие в Японии после Второй мировой войны
Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.) iconЧехо словакия (1919 1939)
В октябре 1918 г пражский Национальный комитет, который представлял чешские политические партии, провозгласил образование независимой...
Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.) iconЛекция №41
В конце XIX — нача­ле XX в в большинстве христианских стран произошло отделе­ние Церкви от государства и школы от Церкви. Эта тенденция...
Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.) iconРуководство проведением соревнований
Популяризация черлидинга, развитие в области, укрепление межрегиональных связей между Челябинской областью и другими регионами России...
Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 1939 гг.) iconВопрос №45 Основные периоды и события Второй мировой войны и Великой...
Основные периоды и события Второй мировой войны и Великой Отечественной войны советского народа в 1939—1942 гг. 
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница