Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств


НазваниеПереломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств
страница1/6
Дата публикации10.06.2013
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6


ВОПРОС 1

Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств. Но война была воспринята как что-то неправильное. Неправильный характер войны. После войны появилось «потерянное поколение». Войну развязало не поколение, а их отцы. Культура была слабой, способствовала катастрофе. Сам характер войны – позиционный. Количество потерь слишком много. История 20 века начинается с началом 1-й мировой войны. Буржуа – иллюзия цивилизованности, под маской множество идей убийств, жестокости и прочего. «Ненаивность» - главное слово, определяющее 20-й век.

Мыслители, определившие тенденции культуры:

А. Энштейн. Культурный смысл теории относительности: те категории, которые мы считаем относительными, на самом деле релятивные. Они могут меняться. Нильс Бор: 2 истины – глубокая и неглубокая. Энштей предрекает человечество об опасности НТП. В научном прогрессе – лицо демона.

К. Маркс. Для нас – очередной утопист. На Западе цене за счет негативной составляющей; он – критик общества. Он доказал, что все сакральные понятия культуры – это все товар. В 20 веке принято сомневаться во всем.

Ницше. Культура серьезна больна. Причина – нарушение первоначального баланса. До Сократа – начало аполоническое (законченная мертвая форма) и диониссийское. Было 50 на 50. Сократ нарушил баланс. Путь слабости. Человек сам убивает культуру.

Фрейд. Занимался лечение неврозов. Роль бессознательного на взаимодействие всей психики. Сознание (Супер ЭГО; голос социума в нас самих), Внутренний цензор (ЭГО, я), Бессознательность (ОНО, ID). Культура – продукт вытесненных человеческих желаний.
^ Проблема периодизации:

1. 1917 – 1945 гг. и 1945-1980 гг. – такая периодизация использовалась раньше.

2. 1914-1945 гг(новая периодизация)

Эпоха войн и революций.

Первая мировая война оказала влияние на подавляющее большинство писателей. На ее фронтах с оружием в руках воевали Хемингуэй, Ремарк. Война существенным образом отразилась на их мировосприятии, явилась одной из ведущих тем в их творчестве.

«настоящий» 20 век начинается после 1914 г., до этого – граница между человеком 19 и 20 века.

В мире 20 века – дегуманизация (19 век – век гуманизма).

20-е гг. – период относительной стабилизации

19 век – рационалист.философия, утопизм.

Сознание человека 20 века – мифологично. Миф – не только принадлежность к архаической культуре, но и вечно живое.

Процесс ремифологизации (направление в интерпретации мифа, стремящееся найти его связи с истинным бытием человека в мире).

Ницше – языческая мифология. Шпенглер – история циклическ-х кругов культуры.

Влияние Ницше, Фрейда практически на всех писателей (герой Гессе – ницшианец, ранний Т.Манн – ницшианец). Фрейд: бессознательное стоит в основе всех поступков, миф о человеке гуманном оказался разрушен, в человеке гораздо больше разрушительного!

Пансексуализм – концепция раннего Фрейда – Эрос и Танатос(начало жизни и смерти).

Начинает приобретать популярность детская сексуальность.

Ницще – 2 начала(дионисийское и апполонистическое) – победа одного начала над другим ведет к гибели культуры.

Распространен роман-потокосознание.

Особенности литературы 20-х гг:

1. Неомифологизм (актуализир-ся интерес к изучению классич. и архаич.мифа) - мифологические сюжеты и мотивы стали активно использоваться в произведениях. Здесь первым знаменитым образцом является роман Дж. Джойса "Улисс",использовавший в качестве второго плана повествования миф об Одиссее и сопредельные ему мифы)

Самым интеллектуализированным неомифологическим произведением ХХ в., несомненно, является "Доктор Фаустус" Томаса Манна. Здесь сталкиваются два мифа - легенда о докторе Фаусте, средневековом маге, продавшем душу дьяволу (главный герой романа, гениальный композитор Адриан Леверкюн, заразившийся в публичном доме сифилисом и в своих бредовых фантазиях заключающий договор с чертом и вагнеровско-ницшеанская мифология сверхчеловека, подсвеченная горькими рассуждениями о ее судьбе в гитлеровской Германии.

^ 2. Стирается граница м-у иллюзией и реальностью

3. Основ.жанр – роман!

4. Эксперимент ради эксперимента

5. Приоритет стиля над сюжетом.

Уничтожается фабула: главное не что рассказать, а как! Радикальное отличие от литературы 19 века, хронология запутнанная.

6. Аутистизм

Замкнутый, углубленный в себя тип личности. В каждой культуре, в каждом направлении искусства преобладает свой характерологический тип личности. В культуре ХХ в. преобладает аутист-шизоид. Шизоид-аутист может быть не обязательно поэтом или профессором философии, важно,что его сознание работает определенным образом.

Искусство «больной»эпохи творят больные люди!

^ Вывод: доминирующее направление – нереалистическое - модернизм и авангард !!!

В литературе 1917-1945 гг отразились бурные события этой эпохи. Учитывая национальную специфику каждой из литератур, присущие ей национальные традиции, можно, тем не менее, выделить несколько основных этапов, общих для них.

1. 20-е годы, когда литературный процесс протекает под впечатлением недавно закончившейся первой мировой войны и всколыхнувшей весь мир революции в России.

2. 30-е годы, время обострения, общественно-политической и литературной борьбы в связи с мировым экономическим кризисом, приближение второй мировой войны.

^ 3.третий этап -это годы второй мировой войны, когда все прогрессивное человечество объединилось в борьбе против фашизма.

Новое время способствовало возникновению и широкому распространению в критическом реализме других, новых художественных форм. Многие художники широко применяют внутренний монолог (Хемингуэй, Олдингтон, Ремарк), совмещают в одном произведении различные временные пласты (Фолкнер, Уайлдер, Р. М. дю Гар), используют поток сознания (Фолкнер, Хемингуэй). Эти формы помогали по-новому изображать характер человека, выявлять в нем особенное, оригинальное, разнообразили художественную палитру писателей.

Первая мировая война, усиливающийся кризис капиталистической системы способствовали возникновению на Западе особого литературного феномена, получившего название «литературы потерянного поколения». Термин «потерянное поколение» возник в Париже в 20-е годы. Его употребила американская писательница Г. Стайн по отношению к своим соотечественникам - американцам, проживавшим там в то время: Э. Хемингуэю, Д. Дос Пассосу, А. Мак-Лишу и др. Эти писатели побывали на войне, Они утратили свои прежние,, иллюзии, «потерялись» на войне, возненавидев ее как жестокую бойню. Однако с течением времени термин «потерянное поколение» приобрел более широкий смысл.

Особенности жанра романа в послеоктябрьский период:

1. Социальный р. (Т. Драйзер, Э. Синклер, С. Льюис, Г. Манн)

2. Научно-фантастический р. (Г. Уэллс),

3. Исторический р. и историческая драма (Л. Фейхтвангер, Б. Шоу, Т. Уайлдер)

4. Возрастает значение социально-психологического романа (Э. Хемингуэй, Р. Олдингтон, Э. М. Ремарк, Ф. Мориак)

5.Психологической новеллы (Ш. Андерсон, С. Цвейг). Продолжает развиваться жанр романа-эпопеи 6.Получает значительное распространение философский роман (Т. Манн, Т. Уайлдер),

7.Политический роман (Э. Синклер),

8.Биографический роман (А. Моруа).

В области драматургии появляются острые психологические драмы Ю. О'Нила и героические драмы о революции Р. Роллана.

«Дегуманизация искусства» Ортеги-и-Гассета.

Хосе Ортега-и-Гассет ощупывает искусство с социологической стороны, задаваясь вопросом: «Отчего новое в искусстве сопровождается таким оглушительным неуспехом?» Он ищет и находит причины столь очевидной непопулярности нового искусства в массах. Что же в новом искусстве такого, отчего общество искренне не понимает его и отшатывается? Оказывается, что неуспех молодого искусства - это не случайность, а закономерность. Дело в том, что большинство несведущих в искусстве обывателей (если называть обидно, а если ласково, то простых смертных) больше всего ценит в искусстве его близость к жизни. Чем более искусство походит на жизнь, тем полнее счастье среднестатистического человека, вдруг почувствовашего себя в понятном и родном, и потому чрезвычайно милом его сердцу художественном окружении. Ведь, чтобы там не говорили критики, народ, погуляв в смущении по пустынным залам ЦДХ, все равно, придет за картинкой на ближайший рынок на набережной, где висят разлюбезные его сердцу белые березки, и где травка обязательно зеленая и пушистая, а небо стопроцентно голубое. А новое искусство по-прежнему все также далеко от народа. Что же его ждет? Как чертик из коробочки, выскакивает ответ Ортеги-и-Гассета: «Новый стиль должен пройти инкубационный период». Где же оно скрывается? Может быть, в подвале мастера, где незаметно для всех творит новую историю?

Всякий ли новый стиль сопровождается неуспехом? Нет, Ортега-и-Гассет поясняет, что это не грозит искусству, которое избегает уходить в сторону от реальности, например, романтизм пришелся по душе массам, поскольку он был народным стилем.

Ортега-и-Гассет писал в то время, когда он мог наблюдать модернизм в искусстве, тогда время постмодернизма еще не пришло и оттого, возможно, он столь категоричен, говоря о смысле нового искусства. Он тоталитарен в искусстве: «…в основе современной действительности лежит глубокая несправедливость – ошибочно постулируемое равенство людей», он предпочитает видеть отдельно искусство для масс и отдельно для «привилегированных». «Большинству не нравится новое искусство, а меньшинству нравится». Низведение масс по признаку их антихудожественности, невосприимчивости к новому искусству: «Новое искусство характеризуется тем, что делит людей на тех, кто его понимает, и тех, кто не понимает». Поскольку работа писалась в 1927 г, то можно предположить, что идеи господства над миром витали в воздухе, и проникали повсюду – в политику и общественную жизнь: «Это искусство не для человека вообще, а для особой породы людей, которые отчетливо отличаются от прочих».

В чем же сущность нового искусства? Раз оно не понятно всем, значит оно не стоит на основе человеческого, его фундамент другой. Люди и страсти, говорит Ортега-и-Гассет, это предметы, которыми занимается искусство. Пока искусство играет в них, люди его понимают, но, стоит ему подняться над реальностью, как понимание истончается и рвется как натянутая нить, за которую привязан шаловливый воздушный шар. Ортега-и-Гассет приводит метафору: что воспринимающий произведение искусства как будто смотрит сквозь оконное стекло в сад, т.е. на «люди и страсти», и не замечает стекла, т.е. самого художественного приспособления, сквозь которое он их видит. Конечно, ведь изощренные художественные формы для неискушенного то же, что замутненное стекло, сквозь которое он силится разглядеть что-либо ему интересное. Если ему это удается, он ощущает свою избранность, если нет, - то мы его теряем. Ортега-и-Гассет ничуть не жалеет о такой потере, он радуется, что искусство возвращается на круги своя, становится уделом избранных, узкого «круга ограниченных людей».

«Это будет искусство для художников, а не для масс людей. Искусство касты, а не демократическое искусство». Новое искусство надменно отворачивается от зрителя, его не интересует успех среди многих, ему важнее прослыть законодателем художественной моды. Оно не боится преобладания эстетики над человеческими образами, оно не боится быть непонятым, ведь это только подтвердит его новизну и отличие от традиций.

Ортега-и-Гассет считает, что искусству невозможно быть направленным одновременно и на красоту художественных форм и на «человечность» восприятия, такое искусство стало бы «косоглазым». Реализм и истинная художественность, по его мнению две вещи несовместные. Нельзя соединить стекло и сад, не повредив в какой-то степени тому или другому.

История современного искусства подтверждает выводы Ортеги-и-Гассета: если модернизм еще был понятен многим, а теперь и освоен во многом, то постмодернизм укусил себя за хвост и закрутился волчком, обратившись в «бесконечный тупик», предоставив большинству абсолютную свободу для непонимания. Реальность напоминает гнездо птицы, например, малиновки, в котором из года в год воспроизводились более или менее похожие на родителей реалистические птенцы, и вдруг в нем неожиданно появился кукушенок модернизма, явно отличающийся от остальных, однако, когда он вырос и улетел, то гнездо опустело, и наступил век постмодернизма – все знают, что в гнезде реальности теперь может поселиться кто угодно и кроме того, что его может не быть вообще.

В чем же сущность нового искусства? Ортега-и-Гассет возвещает, что оно возвращается к стилю. Ключевым становится слово «стилизация». Вот это стильно, говорим мы, а вот это не стильно. Стилизация - это деформация реального, его дереализация. «Стилизация включает в себя дегуманизацию. Нет другого пути дегуманизации».

Ортега-и-Гассет точно уловил поступь приближающегося постмодернизма, ведь когда он говорит об отрыве от реальности, нет более страшного примера, чем пример с умирающим и наблюдателями (его женой, доктором, газетным репортером и художником, случайно оказавшимся рядом). Самым далеким от умирающего, от «живой реальности» оказался художник. «Все эти реальности эквивалентны» - уточняет Ортега-и-Гассет. Вот реальность разбивается на множество шариков, каждый из которых не больше и не меньше другого, постмодернисты высыпают их на пол, они прыгают, сталкиваясь в воздухе и окончательно запутывая читателя и зрителя.

ВОПРОС 2

Тенденции, которые сыграли решающие роли в создании авангарда и других направлений:

1. Ортеги-и-Гассет. Ключевая тенденция – дегуманизация искусства. Жестокость, агрессия, секс, смерть в литературе присутствует. Отказ от гуманистических ценностей. Эстетические формы, биологические параметры перестают угождать человеку. Отказ от принципа мимитизма (подражания).

2. Произведение искусства делает окружение. Консервная банка в контексте музея – экспонат; искусство делается контекстом;

3. Подрыв традиционной эстетики.

Модернизм – глобальное явление. Модернизм – совокупность практик и находок. Авангард – частный случай модернизма. Главное желание модерниста – добиться автономии искусства. Есть реальность и есть реальность искусства; они должны быть автономны.

Признаки авангарда: 1. Стремление к новациям (новые формы, приемы); формальный эксперимент; 2. Револиционно-разрушительный пафос на традиции культуры (протест против прошлого), 3. Антимиметизм (отказ от жизнеподобия); 4. Стремление стирать границы между реальностью и искусством; 5. Скандал, эпотажность.

Дадаизм. ДАДА возник в Швейцарии – чистый авангард. Июль 1916 год громко заявил о себе. П. Тцара выпустил манифест антипирина (отсутствие позиции). «Дада» - дурашливая игра в ничто. Дадаизм просуществовал до 1922 года. Тцара произнес похоронную речь ДАДА. Негативная программа получила представление в сюрреализме.

Сюрреализм – самое масштабное направление. Этапы: 1. 1919 – Тцара; 2. 1922 А. Бертон предлагает технику для сюрреализма; 3. 1924 Первый манифест сюрреализма. Бертон

Появляется свои пресса, бюро сюрреалистских исследований. Всеевропейский масштаб. У дада не было позитивной программы, у сюрреализма была. Ключевое – Фрейд.

Приемы и практики сюрреализма: 1. Метод автоматического письма. Быстро записывать все, что приходит в голову. Параническое состояние. 2. Прием труп. Манифест «Труп». Суть – несколько человек пишут фразы, закрывая предыдущую. Коллаж из газет.

Сюрреалистическая революция. Они хотят освободить все человечество от разума. 1966 –смерть сюрреализма.
^ АВАНГАРД И МОДЕРНИЗМ.

Модернизм – постреализм 20 века.

Исследователь Халифов выделяет след. Черты Реализма. и Модернизма. (сравнение)
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств iconНастало время, которого ждали все!!!
Думали про себя каждый из спортсменов, когда пришел этот день: День, который запомнят все: день баталий, эмоций, наслаждений, нервов,...
Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств iconНаучно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного...
Развитие математических наук, статистики, информатики, а также компьютерной техники явилось предпосылкой появления научной школы...
Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств iconХарактеристика политической карты Европы
Первая и Вторая мировые войны, а на рубеже 1990-х гг. — распад социалистической системы. Только в 1991 — 1993 гг на политической...
Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств iconМудрые традиции предков на благо будущих поколений
Прайс не мог поверить, что Господь уготовал человечеству такое «вырождение». Напротив, он склонен был считать, что, по замыслу Творца,...
Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств iconЛюдмила Улицкая Счастливые
Брала, на всякий случай, банку и все это упаковывала в чиненную Матиасом сумку. Матиас подавал ей пальто, или плащ, или жакетку,...
Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств iconДиссиденты существовали во все времена. Все великие философы были...
Союз борьбы за возрождение ленинизма. Это был очень серьёзный сигнал политическому руководству ссср, потому что Григоренко не был...
Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств iconКурс магистратуры, 2-ая группа Что бы я сделал в области внешнеполитической...
Именно Путин стал на определенное время тем самым самодержавным спасителем России, которого все ждали, но сейчас все недовольны его...
Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств iconВесть о подробностях проведения турнира мы все очень ждали! И были...
Весть о подробностях проведения турнира мы все очень ждали! И были полны решимости выступить лучше чем в прошлые розыгрыши и доказать...
Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств iconХочется верить, что вопросы, поставленные в данной книге, рано или...
Все это было со мной, все это осталось в памяти, всем этим хочу поделиться с читателем
Переломы культуры. Технический прогресс. Все думали, что все открытия шли на благо человечеству. От войны ждали хорошего + появления на карте новых государств iconКраткая история «Морайи» и тайного правительства автор Уес Пенре...
Почти все согласны, что что-то не так с нашей планетой. Гражданские войны, эпидемии, голод, этнические чистки, войны за веру, различное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница