Содержание УМК
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Цели освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно ФГОС ВПО
Образовательные технологии
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Методические рекомендации (материалы) для преподавателей
Методические указания для студентов
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Контрольно-оценочные материалы
Рейтинг-план дисциплины по семестрам
Рабочая программа учебной дисциплины
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) «Технологии проведения избирательных кампаний» являются: развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, а также навыков в концептуально-системных, организационных, методических и технолого-инструментальных аспектах политических технологий. Курс предполагает также изучение избирательных процессов, как специфического вида политических технологий и включает элементы политического маркетинга и рекламы, политологии, кризисного менеджмента, социальной психологии, социологии, журналистики и практических психотехнологий. Изучение дисциплины (модуля) «Технологии проведения избирательных кампаний» способствует политической социализации студентов, их способности анализировать политическую действительность, формирует у них практические навыки планирования и проектирования в политическом и социальном пространстве.
^
ПК-1 – владение навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти.
ПК-2 – владение навыками участия в исследовательском процессе, представлением о методах современной политической науки и их применении в политологических исследованиях.
ПК-4 – способность и умение использовать полученные знания и навыки (владение методологией анализа современных политических отношений и процессов, формирование навыков исследовательской работы в области прикладной политологии).
ПК-11 – знание методов принятия и реализации политических решений, умение применять политические технологии, формирование навыков политического консалтинга.
ПК-13 – способность к участию в проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: сущностные характеристики политических технологий и необходимость их применения; основные составляющие технологий организации и проведения избирательных кампаний, а также направления их оптимизации.
Уметь: применять различные методы решения нормативных, аксиологических, организационных, медийных проблем в современных демократических политических системах.
Владеть: основными способами принятия политических решений; анализировать процессы политической борьбы в ходе избирательных кампаний, проектировать рекламные решения и оценки эффективности их реализации.
^
В процессе освоения курса используются следующие образовательные технологии: - лекции с использованием электронных досок;
- составление студентами портфолио политических партий, лидеров;
- выполнение студентами исследовательских и описательных проектов на предложенные темы;
- проведение тестового контроля знаний студентов;
- организация деловых игр «выборы в Российской Федерации», «проведение избирательной компании».
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
А) Основная литература:
1. Малкин Е.Б., Сучков Е.Б. Политические технологии. - М.: «Русская панорама», 2006. - 680 с.
2. Политическая социология: Учебник для вузов / Под редакцией член-корр. РАН Ж.Т.Тощенко. М, 2002, 495 с.
3. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. – М.: Дело, 2002.
4. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., Аспект-Пресс, 2003, 559 с.
5. Технологии в политике и политическом управлении /Амелин В.Н., Анохин М.Г., Ахременко А.С. и др. Росс.академия гос.службы при Президенте Российской Федерации. М.: 2000.
^
Абашкина Е., Егорова-Гантман Е.. Косолапова Ю., Разворотнев С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Психологическое пособие для политиков.- М.: Антиква, 1993. в 2 тт.
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //Полис (Политические исследования), 1992. № 4. – С. 122-134. //Портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Хочешь стать депутатом? Стань им! Монография. - М., Московское отделение Фонда развития парламентаризма. 1999.
Антология мировой политической мысли: в 5 т. М; 1997.
Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения повседневное использование и злоупотребление. – Спб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002.
Афанасьев М.Н. Российские элиты развития: запрос на новый курс. М.: Фонд Либеральная миссия, 2009.
Большаков С., Кузьмин В., Гришина М. СМИ и выборы М., 2003. 96 с.
Большаков С.В., Ищенко Е.П. Предвыборная агитация: взгляд изнутри/Российский центр обучения избирательным технологиям при Центр.Избир.Ком. РФ. - М.: 1999
Борисов И. Гамма демократии. Современная избирательная система РФ. М., 2007.
Боришполец К.П. Методы политических исследований. Уч. пос. М., 2005. 290 с.
Браун Л. Имидж - путь к успеху. СПб «Питер-Пресс» 1996
Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения – М.: Прогресс, 1990 г.
Власть: философско-политические аспекты. М.; 1989, 283 с.
Водотынский Д., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю. и др. Политический консультант в российских избирательных кампаниях: Психологическое пособие для политиков и политических консультантов. – М., «ИМА-пресс», 1995.
Всеин В.Р. Основы менеджмента, М.: О-во «Знание» России, 1996 г.
Выборы в России. Вчера.сегодня.завтра.М.,2007.
Выборы в Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. - М.: Весь мир, 2004.
Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979, 310 с.
Галумов Э.А. Основы PR. М.: Летопись XXI, 2004.
Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании. М. 1994
Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М.: Алгоритм, 2002.
Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. – М., 1998.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хазеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом…/ Современное социальное программирование.- Пенза.: Alex J. Baxster Group, 2002.
Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений// Полис, 2003 - № 1. С.159-170.
Дегтярёв А.А.Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления разработки. Полис, , 2004 год, №4
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М.: Наука, 1994.
Дюверже М. Партийная политика и группы давления // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.
Евгеньева Т. В. Технологии социальных манипуляций и методы противостояния им. Рабочая тетрадь. М., 2007.
Егорова-Гантман Е.В. Политическое консультирование / Отв. ред. И. Минтусов. - М., ИПО «Профиздат», 1999.
Егорова-Гартман Е.В., Косолапова Ю.Н., Минтусов И.Е. Восприятие власти. Поиск ясных образов. Электоральное решение: есть ли разгадка// «Власть», 1994, № 1. С. 18-21.
Жижелев Ал., Жижелев Арс. Известность кандидата: Моделирование в интересах планирования и ведения предвыборной кампании // Полит. Маркетинг, 2001.
Жуков К., Карнышев А. Азбука избирательной кампании. - М.: ИМА-Пресс, 2001.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
Зотова З.М. Избирательные объединения и блоки на выборах 1999 года /Российский центр обучения избирательным технологиям при Центр.Избир.Ком. РФ. М.: 2000.
Кара-Мурза С. Краткий курс манипуляции сознанием. М., 2003. 444 с.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Любое издание.
Кочетков Г.Б. Национальные модели управления // США – Канада. – 2000. - № 12, с.18-33.
Кошелюк М.Е.Технологии политических выборов/Изд.2-е перераб. и доп./ СПб., 2004. 239 С.
Кудинов О.П.Большая книга выборов. М., 2003. 470 с.
Куртов А.А., Каган М.М. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Кутырев Н.П. Технологии победы на выборах. - М.: Приор, 1999
Кынев А.В. Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы как индикатор процесса политической трансформации // Полис, 2002. № 2. С.126-138.
Леванский В.А. Позитивные и негативные образы политических лидеров// Моделирование в социально-политической сфере: научный альманах. 2007, № 1.
Лисовский С.Ф. Политическая реклама. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М.: РАУ-Университет, 2000.
Макаренко С.А. Эволюция государства-нации: попытка деконструкции // Полис. 2008 - № 1.
Малкин Е. Сучков Е.Основы ведения избирательных кампаний, М.,2002. 245 с.
Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. 4-е издание. = М., Русская панорама. 2003.
Мальцева Н.М. Грязные избирательные технологии: мифы и реальность. М.,2003. 207 с.
Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. – М.: Издательство “Весь Мир”, 1997.
Марченко, Г.И. Проектирование и сценарирование в политике. - Самара, Изд-во СИПКРО. 2002.
Матвейчев О. Что такое политический консалтинг. - Екатеринбург, 1999.
Матвейчев О.А., Новиков В.Ю. Предвыборная кампания: практика против теории. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003.
Мелешкина Е.Ю. Исследования электорального поведения: теоретические модели и проблемы их применения// Зарубежная политология в XX столетии: Сб. науч. тр./ РАН ИНИОН. - М., 2001.
Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М.: РОССПЭН, 1999.
Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М.: «Центр психологии и психотерапии», 1996
Мухаев Р.Т. Политология. М., 2005, 482 с.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 2000.
Наполитан Дж. Электоральная игра. – М.: Никколо-Медиа, 2002.
Никифоров Ю.Н. Введение в политологию: методическое пособие для студентов Башгосуниверситета. Уфа, 2004.
Нолен Д. Избирательные системы // Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. - М.: РАУ, 1993.
Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ; Изд-во "Союз", 1997.«Мир политической науки». Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Категории. – М.: Просвещение, 2004.
Ольшевский А. Структура избирательного штаба: «корень зла» или фундамент победы? // «Выборы. Законодательство и технологии», октябрь 2001, № 9-10.
Парамонов Д. О., Кириченко В. В. Методы фальсификации выборов. М.,2003. 75 с.
Подготовка и проведение избирательных кампаний. Дайджест учебных пособий Республиканской партии США /Московское представительство Межд. Респ. Инт-та. Автор-составитель Кудинов О.П. - М.: РИА «Госпожа удача», 1999.
Политическая имиджелогия (коллективная монография) под ред. Л.Г. Лаптева, А.Б. Перелыгиной. М.: Аспект пресс, 2006 г.
Политический имидж: «секреты» манипуляции массовым сознанием. Спб.: АНО «ГЦРОС», 2000.
Политический консультант в российских избирательных кампаниях. Центр политического консультирования «Николо-М», М., 1995.
Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии. - СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та, 1999.
Полуэктов В.В. Некорректные избирательные технологии. "Семейный" агитатор // «Политический маркетинг», 2003, № 5. С. 42-54.
Полуэктов В.В. От двери к двери / Полевые технологии в избирательных кампаниях. - М., Русская панорама. 2002.
Почепцов Г. Информационно-политические технологии. М., 2003.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. - 698 с.
Почепцов Г.Г. Информация и дезинформация.- М.: Ника центр 2001.
Почепцов Г.Г. Психологические войны.- М.: Рефл-бук, 2002
Принципы и практика политических исследований. – М.: РОССПЭН, 2002.
Пушкарева Г.В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели // Полис. – 2003 - № 3.С.120-130.
Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Самара, БАХРАХ-М, 2001.
Романов А.А. Технологии политики и власти в современной России // Национальные интересы. 2000. № 4.
Симонов К.В. Политический анализ. – М.: Логос, 2002.
Справочник по политическому консультированию. Под ред. Дэвида Д. Перлматтера. Серия «Современные консалтинговые технологии». - М.: КГ «Имидж-Контакт»; ИНФРА-М, 2002. - XXII, 330 с.
Технологии политического успеха / под ред. канд.полит.наук Нечаева В.Д. - М.: Национальный институт "Высшая школа управления", 2007. - 336 е., прил. на 216 с.
Хейвуд Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Холодковский К.Г. К вопросу о политической системе современной России // ПОЛИС. 2009. - № 2. с.7-22.
Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. - М.: Алгоритм, 2000.
Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. – М., 1992.
Шевченко Ю.Д. Поведение избирателей в России: Основные подходы // Выборы в посткоммунистических обществах. - М., 2000.
Шендера P.O. Организация предвыборных кампаний. Учебное пособие. М., Росс.Акад.Го.службы, 1995.
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. – М.: РОССПЭН, 2000.
Щербатых Ю.Психология выборов. М., 2007. 400 с.
Афанасьев Поведение избирателей и электоральная политика в России// «Полис»: Политические исследования, 1995, № 3, С.105-116. (материалы круглого стола)// Общественные науки и современность. 2008. № 3.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http://www.vipstudent.ru
http://www.humanities.edu.ru
http://www.gumer.info
http://www.grachev62.narod.ru
http://psyfactor.org
http://www.nir.ru
http://www.mgimo.ru
http://fictionbook.ru
http://lib.rus.ec
http://www.msu.ru
^
Методические рекомендации (материалы) для преподавателей
Для лучшего освоения студентами материала курса рекомендуется использовать схемы, а также политические тексты (газеты, статистические выкладки по результатам выборов, новостные интернет-ленты)
^
Контрольные работы выполняются в письменной форме (объем 3-4 стр. машинописного текста).
- контрольная работа должна быть написана в точном соответствии с заданной темой и планом;
- недопустимо дословное переписывание текста из учебных пособий, книг, статей;
- приводимые в контрольной работе цитаты, цифры и факты должны иметь сноски на источник с указанием фамилии и инициалов автора, названия источника, места и года издания, используемых страниц. Сноски даются под текстом страницы;
- контрольная работа обязательно пишется разборчивым почерком или печатается на машинке (компьютере). Все страницы работы должны нумероваться, иметь поля и определенные интервалы между строчек для замечаний рецензента; - в конце текста работы необходимо привести список использованной литературы с указанием фамилии и инициалов автора, названия работы, тома, главы, параграфа, места и года издания, использованных страниц;
- в конце работы следует поставить подпись автора и дату отправки контрольной работы в университет.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Темы для эссе, рефератов и курсовых работ
Типы и виды политических технологий.
Определение уровней политического анализа, их специфика и соотношение.
Методики политического анализа – диагностика политической ситуации, политической напряжённости, политической стабильности.
Формы государства и формы государственного устройства.
Типология демократических систем и демократизация в России.
Разработка и принятие политических решений.
Роль институтов гражданского общества в принятии политических решений.
Партийно-политические системы и их типология
Развитие и становление многопартийности в России и особенности партийно-идеологического спектра в постсоветской России.
Избирательное законодательство в Российской Федерации и его влияние на политический процесс.
Проведение избирательной кампании, её этапы и планирование избирательной кампании: стратегия и тактика.
Избирательные кампании, как специфический вид Public Relations (PR). Public relations в политической сфере.
История и тенденции избирательных процессов в России и за рубежом.
Развитие политических технологий в России и зарубежный опыт
Сущность избирательных процессов.
Метод Дельфи и его возможности в политическом прогнозировании.
Политическое лидерство: структура, типология и конструирование имиджа.
Формы использования СМИ в политических технологиях и определение их эффективности в избирательных кампаниях: телевидение, радио, газеты, Интернет.
Формы и методы манипулятивных технологий в современном обществе.
Массовые социологические опросы как инструмент политической технологии.
Контрольно-оценочные материалы
Вопросы для экзамена (зачета)
Политические технологии в системе политических управленческих отношений.
Виды современных политических технологий.
Политические технологии как профессия.
Этические проблемы политических технологий.
Основные подходы к изучению политических технологий.
Общая характеристика политического технологического процесса.
Мотивация политического действия: понятие, основные направления исследования. Основные принципы технологического решения задач управления мотивацией в политической кампании.
Технологии убеждающей коммуникации.
Технологии формирования политической идентичности.
Политическое консультирование.
Определение уровней политического анализа, их специфика и соотношение.
Методики политического анализа – диагностика политической ситуации, политической напряжённости, политической стабильности.
Формы государства и формы государственного устройства.
Типология демократических систем и демократизация в России.
Разработка и принятие политических решений.
Роль институтов гражданского общества в принятии политических решений.
Партийно-политические системы и их типология
Развитие и становление многопартийности в России и особенности партийно-идеологического спектра в постсоветской России.
Избирательное законодательство в Российской Федерации и его влияние на политический процесс.
Проведение избирательной кампании, её этапы и планирование избирательной кампании: стратегия и тактика.
Политическое лидерство: структура, типология и конструирование имиджа.
Формы использования СМИ в политических технологиях и определение их эффективности в избирательных кампаниях: телевидение, радио, газеты, Интернет.
Формы и методы манипулятивных технологий в современном обществе.
Понятие "избирательной кампании" и ее место в системе политического PR. Избирательные циклы. Специфика политического PR на разных фазах избирательного цикла.
История и тенденции избирательных процессов в России и за рубежом.
Политические элиты, их роль и место в избирательном процессе. Ценности, потребности, социальные стереотипы избирателей и их учет в избирательных кампаниях.
Электорат и электоральная активность. Понятие «целевой группы». Механизмы выделения целевых групп. Дифференцированный подход к изучению предпочтений целевых групп.
Агитационно-рекламное направление. Прямая и косвенная реклама в СМИ (PR). Скандал как информационный повод. Пресс-служба и медиапланирование.
Административный ресурс и «грязные» технологии. Принципы противодействия «грязным» технологиям
Юридические аспекты избирательной кампании.
Рейтинг-план дисциплины по семестрам
|