Всеволожский район Ленинградской области


Скачать 159.79 Kb.
НазваниеВсеволожский район Ленинградской области
Дата публикации17.03.2013
Размер159.79 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
Река Охта.

Исток — в районе Лемболовских высот (Всеволожский район Ленинградской области). Направление течения-с севера на юг, Охта впадает в Неву в 12,5 км от устья последней. Верхняя часть, до впадения левобережного притока — реки Оккервиль, иногда называется Большая Охта.

Относится к бассейну Балтийского моря (Охта — Нева — Невская губа — Финский залив). Длина 99 км, ширина 10-50 м, глубина 0,5-5,5 м, площадь водосбора 768 км², средний уклон реки — 1,4 ‰. Густота речной сети бассейна Охты равна 1,29 км/км². Бассейн р. Охты с северо-запада и запада граничит с бассейнами рек восточного побережья Финского залива (Сестра), с северо-востока с бассейнами рек Ладожского озера (река Морье) и с востока — с верхними притоками Невы. Истоки реки Охты расположены на склоне водораздельной северной возвышенности на высоте порядка 130 м над уровнем моря. За начало реки принято считать соединение двух ручьёв, ниже слияния которых долина хорошо разработана, имеет ширину порядка 50-80 м. Рельеф центральной и южной частей бассейна равнинный; в северной — беспорядочно разбросанные холмы чередуются с грядами и котловидными понижениями, часто заболоченными.

Устьевая часть р. Охты, ниже Охтинского водохранилища, находится под влиянием подпора уровней воды со стороны р. Невы. На этом участке в Охту слева впадает три крупных притока, берущих начало рядом с Колтушской возвышенностью — р. Лубья (до конца XVIII века называлась — Малая Охта[1][2][3][4][5]), р. Жерновка и р. Оккервиль, суммарная площадь водосбора которых по отношению ко всему бассейну р. Охты составляет 35,5%.

Долина реки неясно выраженная, пойма отсутствует. Русло реки хорошо врезанное, слабоизвилистое, шириной в нижнем течении 40-60 м. Берега крутые, высотой 4-5 м над уровнем воды в межень. Дно ровное, сложено суглинками, илистое.

В 9 км от устья расположен Ржевский гидроузел с Охтинским водохранилищем, образованным плотиной. Водохранилище руслового типа, протяженностью 5,1 км. В верхней части его ширина — 120 м, у плотины — 200—250 м. Максимальная глубина 6,2 м. Полезный объём водохранилища составляет около 4-х млн кубических метров. В течение многих лет Ржевский гидроузел, как гидротехническое сооружение, находится в предаварийном состоянии. Сильно изношены механизмы управления водопропускными устройствами. Через тело плотины постоянно просачивается вода и она может не выдержать напора в условиях сильных паводков. При прорыве плотины на пойме и в русле реки возможно возникновение размывов, которые могут привести к разрушению промышленных и гражданских объектов, находящихся в прибрежной зоне. Поскольку в ложе Охтинского водохранилища и в реке образовалось многолетнее скопление больших масс донных отложений, обогащённых высокотоксичными химическими веществами, возникает большая экологическая угроза в случае прорыва плотины гидроузла для ниже расположенных участков реки Охты и участка Невы вблизи её устья.

Росгидромет РФ в 2006 году классифицирует класс загрязнения реки — 4А (5 максимум) с тенденцией к стабилизации. Основные загрязняющие вещества: медь, цинк, железо, марганец, нитритный азот[6].

Ржевка

Рже́вка — муниципальный округ № 36 в составе Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Округ назван по названию одноимённого исторического района, расположенного на левом берегу реки Большая Охта, севернее Пороховых.

Название «Ржевка» происходит от ^ Ржевской слободы, возникшей в 1730-х и названной по имени владельца земли капитана Ржевского.

В середине XIX века в этом селении было около двадцати дворов. Существующие ныне площадь Ржевка и улица Ржевская ведут свои названия от Ржевской слободы.

Название «Ржевка» также носит станция на Ириновской линии Октябрьской железной дороги и аэропорт.

От железнодорожной станции берёт начало мемориальная трасса Ржевский коридор — памятник Героической обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны[2].

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a8/rzhevskij_corridor_032%d0%90.jpg/270px-rzhevskij_corridor_032%d0%90.jpg

http://bits.wikimedia.org/static-1.20wmf12/skins/common/images/magnify-clip.png

Один из монументов мемориальной трассы«Ржевский коридор»


На железнодорожную станцию с «Большой земли» по «Дороге жизни»прибывал транспорт с продовольствием, медикаментами, боеприпасами. Первые семь километров пути от Cтанции к центру города были названы —Ржевским коридором. По этому пути в годы Блокады грузовики и специальные локомотивы-трамваи развозили груз до распределительных пунктов осаждённого Ленинграда.

Капсюльный мост связывает Ржевскую и Челябинскую улицы, имеет протяжённость 41,60 м. Капсюльном шоссе обладает асфальтово-грунтовым покрытием и ведет на территорию Химволокна. Вдоль шоссе существовала заводская железнодорожная ветка, от которой в данный момент остались насыпи, шпалы и руины деревянных мостов. Капсюльный мост это мостовое сооружение на деревянных сваях, с деревянными настилом, на металлическом каркасе. Капсюльный мост переброшен для движения пешеходов через Охту.

Пороховское кладбище.

В 1721 г. рабочие Охтинского порохового завода просили в Главной артиллерийской канцелярии о постройке церкви. Летом 1722 г. церковь освятили во имя святого Пророка Илии. Первый погост с церковью, кладбищем и домом священника находился на левом берегу Охты, в живописном месте близ впадения в нее Луппы. В статистическом описании порохового завода говорится, что смертность была высокой, и место, отведенное под кладбище, быстро заполнялось. 
В 1743 г. была освящена новая церковь во имя новопрославленного святого Дмитрия Ростовского (проект И.Я. Шумахер). Храм был холодным, поэтому в декабре 1760 г. в церковной ограде устроили еще одну церковь – зимнюю во имя новопрославленного святого Дмитрия Ростовского. 
В начале 1777 г. началась планировка нового кладбища. Старого участка было для кладбища недостаточно, и отвели новую землю недалеко от заводской плотины, а в 1779 г. освятили небольшую деревянную церковь во имя святого Георгия. Кладбищенская церковь дала название Георгиевским воротам порохового завода, одной из его проходных. 
Старое кладбище при церкви Ильи Пророка не было ликвидировано, на нем продолжали хоронить, но по особому случаю или распоряжению. В 1781 г. неподалеку, на небольшой возвышенности, была заложена каменная Ильинская церковь, завершенная через четыре года (проект И.К. Старова, Ю.М. Фельтена). Деревянную Ильинскую церковь через несколько лет разобрали. На месте старой церкви святого Дмитрия Ростовского в 1832 г. появилась каменная часовня святой Параскевы Пятницы, переделанная в 1896-1897 гг. в небольшую шатровую церковь в «русском стиле» (проект П.И. Гилева). 
В 1805-1806 гг. рядом с холодным Ильинским храмом была возведена теплая Александро-Невская церковь, увенчанная колокольней (проект Ф.И. Демерцова). Позже осуществили пристройку нового каменного здания к уже существующему, соединив обе церкви в один архитектурный объем. В 1902 г. надстроена колокольня. 
До разрушения в 1936 г. вокруг церкви святой Параскевы сохранялись надмогильные плиты конца XVIII в. Ильинская церковь, состоящая под охраной как памятник архитектуры, в 1988 г. возвращена верующим, начата ее реставрация. До наших дней рядом с ней уцелели несколько надмогильных плит. 
В 1824 г. под кладбищем уже числилось две десятины одиннадцать сажень земли в конце третьей поселенной слободы завода, в небольшом овраге, прилегающем к Ржевскому ручью в месте слияния с Луппой. Пороховское кладбище наконец заняло то место, где находится и поныне. В начале 1930-х гг. местность стала периодически затопляемой, и кладбище переместилось на другой, более возвышенный берег Ржевского ручья. На планах 1840-х гг. эти части, вошедшие в современный некрополь, обозначены как старая и новая. 
В 1833 г. на новом кладбище была построена небольшая часовня с четырехколонным дорическим портиком. Заводское кладбище в то время, занимало территорию шесть-семь десятин. Памятники 1830-х гг. на нем до наших дней не сохранились. Очевидно, это были простые деревянные кресты на могилах жителей пороховской слободы и рабочих-пороховщиков, убитых очередным взрывом 1828 г. 
Самое старое из уцелевших надгробий – колонка на могиле первой жены мастера, а впоследствии заведующего канцелярией порохового завода И.И. Чигорина – Марии Осиповны Чигориной (1818-1848) и трех их детей. Могилу самого И.И. Чигорина разыскать не удалось. 
После серии больших взрывов в 1880-х гг. на Пороховском кладбище было решено установить общий памятник «погибшим при взрывах на заводе в разное время». Проект мемориала создал архитектор Охтинского порохового завода академик Р.Р. Марфельд. В основание монументальной композиции вошли четырнадцать каменных жерновов для размола пороховой массы, извлеченных из основания плотины, где они покоились с 1791 г. Над ними возвышается массивный гранитный крест. Памятником истории и скорби можно назвать этот величественный монумента. На постаменте памятника, открытого в 1890 г., надпись:
Что мятетеся безвременно, о человецы!
Един час и вся преходит…
Во второй половине XIX в. на кладбище появляются гранитные плиты, кресты, саркофаги на могилах чиновников, купцов, офицеров. В районе пороховых заводов располагаются артиллерийские парки и полигоны, по-прежнему гремят страшные взрывы. На кладбище нашли покой многие артиллерийские чиновники, офицеры пехотных полков, но в большинстве здесь похоронены простые мастера и рабочие завода. В конце XIX в. рядом с кладбищем выросли новые корпуса пороховых производств, пролегла линия конно-железной дороги на Главный артиллерийский полигон близ Ржевки, неподалеку появилась новая дорога – Рябовское шоссе. 
В начале 1911 г. была перестроена старая часовня, при этом кладку стен выполнили из булыжного камня на цементном растворе. Во второй половине XIX в. в случае смерти рабочего или мастерового семье выдавалось единовременной пособие, не свыше шестидесяти рублей. На небольшом кладбище разрядов не было, но тех, кто занимал в обществе более высокое социальное положение, хоронили на более видном месте – близ часовни или у главной дороги. В 1930-е гг. кладбищенская часовня числилась как обновленческая церковь святого Николая, в 1938 г. ее закрыли и переделали под контору. 
Суровые испытания, выпавшие на долю ленинградцев в годы Великой Отечественной войны, принесли новые братские могилы. 
На разных участках кладбища находятся братские захоронения военных лет – погибших 25 ноября 1941 г., 29 марта 1942 г., 9 февраля 1943 г., в октябре 1942 г., и другие. 
Сегодня на Пороховском кладбище государством охраняются три захоронения: 
· братские могилы воинов-зенитчиков, 
· воинов и жителей Ленинграда, погибших в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг., 
· могила ученого-артиллериста, генерал-лейтенанта Василия Михайловича Трофимова (1865-1926).

Охтинская плотина

Охтинская плотина (также плотина Охтинского порохового завода, плотина Коммунаров) — старейшее гидротехническое сооружение Санкт-Петербурга, расположенное на реке Охте в створе улицы Коммуны. С января 2005 года движение автотранспорта через плотину закрыто в связи с аварийным состоянием.

1715 год — у порохового завода появляется первая деревянная плотина.

1824-1828 года — первая капитальная перестройка плотины под руководством путейского инженера П.П. Безина. Деревянная плотина стала чугунной.

1864-1868 года — перестройка плотины под руководством инженера К.Ф. Гусмана.

1965 год — перестройка плотины. Плотина была укреплена и расширена, т.к. по ней было проложено продолжение улицы Коммуны. Исторические пешеходные решётки и перила моста были утрачены.

Плотина, поддерживающая необходимый уровень Охтинского водоразлива, - старейшее гидротехническое сооружение Петербурга, ей около 300 лет.

 

В начале XVIII в. здесь была сооружена первая деревянная плотина для применения водяного движителя в пороховом производстве на строящемся Охтинском заводе. Завод строился по распоряжению Петра I. В июле 1815 г. были присланы "мельники", делающие плотины к пороховым мельницам. И в 1717 г. русским механиком-самоучкой Яковом Батищевым была сооружена первая пороховая крутильня. Впоследствии Батищев был назначен начальником завода.

 

На нужды Северной войны поступало до 800 пудов охтинского пороха. Уже в середине XVIII в. завод стал крупнейшей казенной мануфактурой России. Водная энергия использовалась в процессе всего производства. Использовалась она и для других целей. Так в 1721 г. появился двурамный станок для производства досок и бруса. А в 1722 г. вода стала приводить в движение машины для сверления и обточки орудий и пушечных ядер.

 

Выше по течению р. Охты и Луппы заготавливался строевой лес и дрова. Проводка леса производилась через ворота плотины. Плотина неоднократно перестраивалась.

 

В 1824 г. начались работы по переделке всего инженерного сооружения. Разработка капитальной плотины проводилась под руководством генерал-адьютанта Петра Петровича Безена, путейского инженера. С 1824 г. он был директором Института путей сообщения, председателем Комитета для строений и гидравлических работ.

К 1826 г. чертеж главной плотины и русел был готов, основные детали сооружения были уже чугунными. Отливку щитов, русел, решеток выполнил Александровский чугунолитейный завод. Перестройка главной плотины с металлическим мостом была завершена к 1828 г.

 

К 1864 г. постоянные взрывы на заводе потребовали коренной реконструкции завода и плотины.

Новый проект разработал инж. К. Ф. Гусман. Довольно широко был применен бетон, каменные русла заменены чугунными. Во избежание обмеления реки было создано запасное водохранилище путем объединения трех озер близ Токсово. Перестройка плотины 1864-1868 гг. позволила полностью исключить конную тягу. На обновленном И. А. Вышеградским заводе были созданы три гидротурбины по 80 лошадиных сил.
В конце XIX в. Охтинский завод перешел на производство бездымного пороха, для его изготовления энергии воды отводилась второстепенная роль.

 

По постановлению Совнаркома от 12 декабря 1917 г. о переводе военных заводов на хозяйственные работы на Охте прекратился выпуск пороха.

Во время ВОВ был разрушен центральный створ плотины.

 

В 1965 г. плотина стала частью ул. Химиков - потребовалась новая реконструкция. По проекту "Ленводоканалпроекта" были увеличены бетонные опоры, расширен мост, создана электрическая система управления сбросом воды. В это время исчезли чугунные арочные пролеты, перила моста и пешеходные решетки, исчез инженерно-архитектурный памятник.

^ Охтинские пороховые заводы

Мощный промышленный узел - Пороховые на Охте - определяет облик значительной части Красногвардейского района. Постройки этого старейшего завода, живописно расположившиеся на левом и правом берегах реки Охты и на полуострове, образуют в сочетании с жилыми домами, казармами, служебными зданиями и гидротехническими сооружениями оригинальный природно-искусственный ландшафт.

История предприятия восходит к 1715 году, когда по указу Петра 1 было решено перенести взрывоопасное производство из Петербургской части с берегов Карповки на Большую Охту. Перемещение завода происходило постепенно и окончательно завершилось спустя почти столетие. За время своего существования завод пережил немало преобразований. Они были связаны не только все увеличивавшимися потребностями в порохе в связи с многолетними войнами, но и неоходимостью восстановления построек после взрывов.

Крупные строительные работы проводились выдающимся петербургским архитектором Федором Ивановичем Демерцовым после взрыва 1803 года. Указом Артиллерийской экспедиции ему было предписано "строить на Охтинском заводе 20 сухопутных фабрик". В короткие сроки, в 1803-1807 годах, был построен комплекс производственных и складских зданий, казармы, а также исправлена плотина. Все взрывоопасные фабрики разместились по краям территории на значительном расстоянии друг от друга. На берегу реки были построены каменные Александровские ворота, а неподалеку - церковь Александра Невского, примкнувшая к существовавшей церкви Ильи Пророка. По решению Артиллерийской экспедиции "За отличное исполнение поручения на столь знатную сумму" архитектор был награжден орденом.

В этот период сложилась принципиальная съема завода, основанная на регулярном расположении пороховых фабрик, стоявших перпендикулярно руслу реки Охты, перекрытой плотиной.

Последующее крупное переустройство завода относится к 1820-м годам. Для этого была создана комиссия, в которую входили инженеры А.А. Карбоньер, Д.Ф. Кандиба, В.П. Лебедев, М.Е. Кларк. Возглавлял комиссию талантливый инженер Петр Петрович Базен. В этот период деревянные пороховые крутильни были заменены каменными. Замена деревянных конструкций моста на чугунные, устройство каменной плотины - все не только послужило прочности, но и стало "украшением по близости нахождения к столице". Для завершения ансамбля на плотине была сооружена часовня, а деревянные ворота перестроены в камне по проекту архитектора З.Ф. Краснопевкова. Им же были построены "магазейны для поклажи селитры и серы". Сложившийся ансамбль органично слился с природным ландшафтом. Каменные пороховые фабрики, регулярно располагавшиеся вдоль русла реки с плотиной, мосты с чугунными перилами, водоотводные каналы, въездные ворота и часовни - все придавало запоминающийся выразительный облик этому утилитарному ансамблю. На левом берегу Охты, у впадения в нее реки Луппы, возник жилой городок при заводе. Переориентация промышленного производства и вынос военного поселения были осуществлены во второй половине XIX века. В этот период перестроео и большинство прежних зданий, а также сооружено множество новых, в основном в "кирпичном стиле". Заводскими архитекторами были: в 1870е годы - Н.В. Лиссопацкий, в 1880-1890е - Э.К. Левенштерн и В.Я. Симонов.

Комплекс, история которого насчитывает почти три столетия, сохранил до наших дней черты разных периодов: самого раннего - начала XVIII века, промежуточного - начала XIX века, и наиболее позднего - конца XIX - начала XX столетия. Самый ранний период запечатлен в планировке, принципе размещения построек и взаимосвязи с водой. Черты второго периода можно различить в окружающих классицистических постройках, расположенных вне современных заводских границ - в облике порохового амбара, Александровских воротах, плотине. Наиболее живописна именно эта часть бывшего Охтинского порохового завода - река с плотиной, водоотводными каналами, пороховой крутильней и жерновами. В 1965 году плотина была реконструирована, в результате чего утрачены такие ценные элементы, как ребристые чугунные конструкции ажурных арок, решетки с артиллерийской атрибутикой. Перестроена и крутильня для зернения пороха. В первоначальном виде сохранилась только ее северная торцевая стена. к которой подходит один из отводных каналов плотины. Живописная среда, включающая парк, гидротехнические сооружений, небольшие уцелевшие промышленные постройки и такие раритеты, как жернова на дне быстрой реки, - все предопределяет сохранение и воссоздание уникального природного-искусственного ландшафта и превращение его в зону отдыха.

Наследие третьего, наиболее позднего периода включает в себя кирпичные здания и сооружений производственного, служебного и складского назначения, а также водонапорную башню и заводские трубы. Они расположены на территории завода "Химволокно" (правый берег Охты) и на территории завода "Пластполимер" (левый берег).

Десять построек конца XIX века состоят под государственной охраной. Они используются сейчас весьма нерационально и находятся в плохом состоянии. Например, пустуют три кирпичных пороховых амбара с коваными металлическими конструкциями перекрытий, расположенные на полуострове в разливе реки Охты. Этот полуостров уже давно не используется в производственных целях и может быть легко выделен из заводской территории. Тогда он вместе с находящимися на нем постройками образовал бы единый комплекс с гидротехническими сооружениями, пороховыми амбаром и Александровскими воротами, что придало бы создаваемой живописной зоне отдыха оригинальный музейно-парковый характер.

^ Современный взгляд

Пороховые - это и сейчас окраина, что уж говорить про 18 век. Но это и немудрено - ведь на складах Порохового завода хранилось несколько килотонн взрывчатки. Конечно, вероятность разового взрыва (который был бы сравним с небольшим ядерным) исключена, но всё же пожар на Пороховых мог бы нанести городу сильный ущерб, а ЧП здесь бывали не раз. С Петровских времён на Пороховых ничего не осталось, завод проходил две крупные модернизации - в 1820-е и 1890-е годы - от обеих уцелело по несколько зданий. В 1823-78 годах в России действовала государсвенная монополия на производство пороха, и занимались этим всего три завода - в Петербурге, Казани и Шостке. В 1920-30-е годы специализация завода сильно расширилась - СССР лишился поставок многих стратегических материалов, и оставалось лишь учиться делать их самим. В 1931 году Пороховые стали Охтинским химическим комбинатом, ныне входящим в объединение "Пластполимер".

Похожие:

Всеволожский район Ленинградской области iconДокладчик Тарасова С. В
Ленинградская область, Всеволожский район, массив Корневские гривки, Коттеджный поселок "Малый Петербург"
Всеволожский район Ленинградской области iconОбращение
Сенотрусова Александра Ивановича, члена Совета общественной экологической организации Зеленый Мир (ЗМ), г. Сосновый Бор, Ленинградской...
Всеволожский район Ленинградской области iconС Санкт-Петербургской Епархией, комитетом по внешнеэкономическим...
...
Всеволожский район Ленинградской области iconОбщая характеристика муниципального образования
Бокситогорский муниципальный район расположен в восточной и юго-восточной части Ленинградской области. С востока он граничит с Вологодской,...
Всеволожский район Ленинградской области iconРешение по результатам матчей 4 тура Чемпионата Всеволожского района:...
Очередное заседание президиума Федерации футбола Всеволожского района состоится 19 июля 2012 года в 17. 30, в комитете фкст и мп...
Всеволожский район Ленинградской области iconНа 129-м км от Ленинграда расположен старинный русский город Выборг...
Ленинградской области. Утопающие в зелени улицы, тенистые парки и бульвары привольно раскинулись на многочисленных островах и полуостровах...
Всеволожский район Ленинградской области iconПостановление Правительства Ленинградской области от 23 января 2012 г....
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-фз "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности...
Всеволожский район Ленинградской области icon06. 12. 2011 без вести пропал костюнин павел Николаевич, 16. 12....
Костюнин павел Николаевич, 16. 12. 2004 г р., в г. Отрадное кировского района Ленинградской области
Всеволожский район Ленинградской области iconОтдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений...
Отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений были переданы Ленинградской области в 2007 году. В момент передачи...
Всеволожский район Ленинградской области iconОрганизационный комитет россия, 197110, Санкт-Петербург Петрозаводская...
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты, Правительства Ленинградской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница