Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность


Скачать 123.87 Kb.
НазваниеДревняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность
Дата публикации07.03.2013
Размер123.87 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
Билет № 1

  1. Древняя Русь в IX – начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

  2. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века.

  3. Работа с источником.


Билет № 2

  1. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

  2. Общественное движение в России в начале XX в. Революция 1905-1907 гг.

  3. Работа с источником.


Билет № 3

  1. Политическая раздробленность Руси в XII—XIII вв. (причины
    и последствия раздробленности, крупнейшие княжества и земли).

  2. Внутренняя и внешняя политика России в 1907—1916 гг.

  3. Работа с источником.


Билет № 4

  1. Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII в.

  2. Культура России начала XX в.

  3. Работа с источником.


Билет № 5

  1. Куликовская битва и ее историческое значение.

  2. 1917 год: падение самодержавия. Кризисы власти.

  3. Работа с источником.


Билет № 6

  1. Рост могущества Московского княжества. Объединение Руси в конце 15 – начале 16 вв.

  2. Октябрь 1917 г. Создание Советского государства. Брестский мир.

  3. Работа с источником.



Билет № 7

  1. Российское государство при Иване IV Грозном.

  2. Гражданская война: причины, этапы, основные события, итоги. Дон и казачество в годы Гражданской войны.

  3. Работа с источником.


Билет № 8

  1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время.

  2. Экономическая и социальная политика большевиков
    в 1917—1918 гг. «Военный коммунизм».

  3. Работа с источником.


Билет № 9

  1. Народные движения в России в XVII-XVIII веках (восстания под предводительством С.Т. Разина, Е.И. Пугачева).

  2. Советская республика в годы НЭПа. Образование СССР.

  3. Работа с источником.


Билет № 10

  1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.

  2. Партия большевиков в 1920-е годы. Формирование режима личной
    власти.

  3. Работа с источником.


Билет № 11

  1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

  2. «Культурная революция» в СССР: образование и наука в 1920-30-е годы.

  3. Работа с источником.


Билет № 12

  1. Внешняя политика России в XVIII в. (направления, результаты). Русское военное искусство (П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков).

  2. Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги.

  3. Работа с источником.


Билет № 13

  1. Отечественная война 1812 г.

  2. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1930-е годы.
    Формирование тоталитарного режима.

  3. Работа с источником.


Билет № 14

  1. Движение декабристов. Восстание 14 декабря 1825 г.

  2. Коллективизации в СССР: причины, методы, результаты.

  3. Работа с источником.


Билет № 15

  1. Общественная мысль в России во второй четверти XIX в.
    Западники и славянофилы.

  2. Внешняя политика СССР в 1920-30-е годы.

  3. Работа с источником.

Билет № 16

  1. Экономическое развитие России в первой половине XIX в.

  2. Великая Отечественная война: основные этапы и сражения.
    Роль СССР во Второй мировой войне.

  3. Работа с источником.


Билет № 17

  1. Политическое развитие России в первой половине XIX в. Попытки реформ.

  2. Великая Отечественная война: советский тыл, немецкий оккупационный режим, партизанское и подпольное движение. Итоги и уроки победы СССР в войне.

  3. Работа с источником.


Билет № 18

  1. Культура России первой половины XIX в.

  2. СССР в середине 1940-х - середине 1950-х годов. Новый виток репрессий. Сталинская национальная политика.

  3. Работа с источником.


Билет № 19

  1. Отмена крепостного права в России. Реформы 60-70-х
    годов XIX в., их значение.

  2. Попытка десталинизации в СССР. XX съезд КПСС. «Оттепель».

  3. Работа с источником.


Билет № 20

  1. Изменение положения сословий, социальных групп в России во второй половине XIX в. Донское казачество в XIX в.

  2. Внешняя политика СССР в 1945—1985 годах.

  3. Работа с источником.


Билет № 21

  1. Народничество: от «хождения в народ» к террору «Народной
    воли».

  2. Культурная жизнь в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х
    годов. Советские диссиденты.

  3. Работа с источником.


Билет № 22

  1. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
    Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

  2. СССР в середине 1960-х - середине 1980-х годов. Кризис «развитого социализма».

  3. Работа с источником.


Билет № 23.

  1. Расширение территории Российской империи во второй
    половине XIX в. Положение народов империи.

  2. «Перестройка» в СССР (1985-1991 гг.). Распад СССР.

  3. Работа с источником.


Билет № 24

  1. Внутренняя и внешняя политика Александра III.

  2. Образование суверенной Российской Федерации и ее развитие
    в 1990 гг. –2000-е годы. Президентские выборы 1990-2000-х гг.

  3. Работа с источником.



^ ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ТЕКСТЫ К ТРЕТЬЕМУ ЗАДАНИЮ

1.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами ... И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

^ 2.Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду... и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

^ 3.Прочтите отрывок их летописной повеcти и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Князь перешел Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.

И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять верст от множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских... И вознес Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья... бегите непроторенными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде... Видя это и прочие... от мала до велика бросились в бегство...»
^ 4.Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Сей святой старец... предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю...»

5. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и все имущество без остатка изъять, а учинить ему на своем государстве себе опричнину...»

6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком
событии в нем говорится. Объясните, на основании чего вы это
определили.


«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира», - так кричали на вече бояре и их сторонники».

^ 7.Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.

«.. .Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нем писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил.

.. .Царь повелел учинить ему на своем государстве двор особый...».

^ 8.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и еще жив. Слух об этом дошел до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».
^ 9.Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«.. .Борис Годунов... начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение... а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства...»

^ 10.Прочтите отрывок из документа, изданного в царствие Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края.

Благородным подтверждается право покупать деревни.

Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».

^ 11. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Отступление от реформ означало для него, в сущности крах всего того, что он исповедал с юности, в чем видел свое высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился все более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны... возмущение надежного из надежнейших Семеновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие - все это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему все более недоставало, - решительностью и твердостью в своих действиях - Аракчееву».

^ 12.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе еще не знали, отречется ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая еще не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела окажутся в том же положении».
^ 13.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещенности. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

^ 14.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX века произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд... Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости...»

^ 15.Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий... и без контрибуций».

^ 16.Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите название политики, о которой идет речь в отрывке. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности...»

^ 17. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придет и заберет все, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»... В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребенка...»
^ 18.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск - на - Амуре, начиналось стахановское движение. Молодежь была охвачена энтузиазмом...»

^ 19. Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии, и укажите, в какие годы происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...К середняку применили политику, направленную против кулака... Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое. .. .В силу массового применения репрессивных мер к середняку и бедняку середняк варварски уничтожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости. Последние являлись пока еще основными источниками снабжения индустриальных центров».

^ 20.Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основании чего вы это определили.

«.. .Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела наша армия после технической реконструкции, проведенной в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовую современную армию... Были построены десятки и сотни оборонных предприятий».

^ 21.Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы это определили.

«В кольце... оказалось двадцать две дивизии... Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение... Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».

^ 22.Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР, активного участника описываемых событий, и назовите их автора. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенные в период культа личности... ошибки и извращения, отвергнет те методы партийного и государственного руководства, которые стали тормозом для движения вперед, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».

23.Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию ее автора. Объясните, на основании чего вы ее определили.

«Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полет. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моем полете», - подумалось мне... В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле...»

^ 24.Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы ее определили.

«Дорогие соотечественники! Сограждане!

В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям.

Я твердо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».

^ 25. Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением».

Критерии оценивания ответа


Отметка

Критерии оценивания

«5»

Дано полное описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы.

«4»

Названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); допущены неточности.

«3»

Приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т.д.); ответ неполон, непоследователен.

«2»

Все три вопроса не раскрыты.

Похожие:

Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность iconК какому периоду истории России относятся названия рсдрп, октябристы, кадеты, эсеры?
Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность
Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность iconК какому периоду истории России относятся названия рсдрп, октябристы, кадеты, эсеры?
Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность
Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность iconДревняя Русь в IX начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность
Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность
Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность iconЭкзаменационные билеты по истории Отечества за курс средней школы
Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность
Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность iconВопросы к экзамену по истории России (2012/2013 учебный год) Институт социальных наук
Образование государства у восточных славян. Основные этапы становления государства Древняя Русь (IX-XII вв.)
Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность iconДревняя Русь «Асов А. Атлантида и Древняя Русь»
Древняя история и предыстория Руси, Атлантида и античная история Европы, ведическая религия славян и Гиперборея…
Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность iconДревняя Русь: город, замок, село. М., 1985. Карпов А. Владимир Святой. М., 1997. Карпов А
Фроянов И. Древняя Русь: Опыт исследования социальной и политической борьбы. М.; Спб., 1995
Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность iconСтатья опубликована в «Отечественная история»
Русь в конце X — начале XII века: территориально-политическая структура («земли» и «волости»). Часть 1
Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность icon1 Возникновение Древнерусского государства
Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г сели на престолы: Рюрик в Новгороде, Трувор в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус...
Древняя Русь в IX начале XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность icon-
Древняя Ведическая Русь. Основа Сущего.(Фрагменты из истинной начальной истории Славян)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница