План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании


Скачать 409.22 Kb.
НазваниеПлан лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании
страница1/3
Дата публикации18.07.2013
Размер409.22 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3


Тема 6. Теория и методика начального профессионального образования (6 часов)
План лекции:

    1. Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (НПО)

    2. Основы процесса обучения в профессиональном образовании

    3. Принципы профессионального обучения

    4. Содержание начального профессионально-технического образования

    5. Организационные формы учебного процесса в учреждениях НПО

    1. Методы обучения в НПО

6.1. Организационно-педагогические основы НПО

Начальное профессиональное образование (НПО) — неотъемлемое звено целостной системы непрерывного профессионального образования Украины, первая ступень профессиональной подготовки специалиста.
Ведущей целью учреждений НПО выступает подготовка квалифицированных рабочих и служащих по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно государственному Перечню профессий и специальностей.
Профессиональные образовательные учреждения обеспечивают необходимые условия для получения профессии соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих общего образования (среднего или полного), а также с целью ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.
В системе НПО в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений:
^ 1. Профессиональное училище осуществляет реализацию образовательных программ НПО, обеспечивающих приобретение профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения общего образования. В профессиональных училищах осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных рабочих и служащих.
^ 2. Профессиональный лицей — центр непрерывного профессионального образования осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ НПО и СПО, обеспечивающих приобретение профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

Данный тип учреждения является опорным центром развития начального ПО, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночной экономики.
^ 3. Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр - осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовку рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.
В соответствии с Законом Украины «Про освіту» профессиональная подготовка, направленная на ускоренное приобретение навыков, может проводиться также в учреждениях НПО, в производственных подразделениях предприятий, учреждений, в фирмах по договоренности с органами по труду и службами занятости.
Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих (служащих) может осуществляться на дневной и вечерней формах обучения, с отрывом и без отрыва от производства, а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната.
При этом:

1. Подготовка рабочих и служащих означает получение первой профессии начальной квалификации.

2. Повышение квалификации представляет такую форму ПО, которая дает возможность работнику поддерживать, расширять и усовершенствовать полученные ранее профессиональные знания и умения.

3. Переподготовка дает возможность освоить другую профессию, переквалифицироваться для работы в иной отрасли деятельности.
Подготовка квалифицированных рабочих в системе профессионального образования осуществляется по учебным группам профессий и специальностей.

Под учебной группой профессий понимают совокупность родственных и смежных профессий на основе широкой общеотраслевой группировки. В качестве ее характеристик выделяют:

  • высокую степень обобщения профессий и специальностей;

  • совокупность ЗУН, которые формируются на основе общности предметов и средств труда, применяемых в производственной деятельности;

  • единство принципов управления техникой;

  • идентичность содержания выполняемой работы и технологий;

  • применение одинаковой технической (деловой) документации.


В теории и практике профессионально-технического образования выделяют четыре типа объединений рабочих специальностей.

  1. ^ Объединение на общей основе - объединяет родственные профессии и обеспечивает подвижность функций специалиста, его способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям (профессия наладчика оборудования, которая может включать большое количество специальностей).

2. ^ Неполное или частичное совмещение профессий, когда выполнение основных функций сочетается с применением умений и навыков других профессий (например, функций токаря, слесаря, электромонтера). Такое совмещение обусловлено требованиями данного производства, экономической целесообразностью.

  1. ^ Совмещение профессий на основе выполнения всего объема работ, закрепленных за специалистами других профессий. На современных станках одновременно и последовательно можно выполнять разнообразные операции: токарную обработку металла, фрезерование плоскостей, сверление, расточку отверстий. Рабочий широкого профиля, работая на таких станках, должен совмещать три профессии: токаря, фрезеровщика и сверловщика.

  2. ^ Сочетание профессий, при котором отсутствует общность научно-технических основ труда (например, шофер-радист).


Несмотря на разнообразие типов объединений рабочих специальностей и существование различных видов учреждений НПО, учебно-воспитательный процесс в них:

  • основывается на системе общедидактических принципов,

  • подчиняется ряду общепедагогических закономерностей,

  • реализуется в рамках организационных форм обучения.


6.2 Основы процесса обучения в профессиональном образовании


В дидактике процесс обучения определяют как систему взаимодействия обучающего и обучаемого с целью образования, развития и воспитания последнего. То есть процесс обучения носит двусторонний характер, который затрагивает:

  • деятельность учащегося - учение – освоение и закрепление ЗУН, саморазвитие и самооценка;

  • деятельность педагога – преподавание – передача информации, организация учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирование их интереса, самостоятельности и творчества, оценка учебных достижений.


Учебная деятельность включает:

  • овладение системой знаний и оперирования ею;

  • овладение системой умений и навыков;

  • развитие мотивации обучения;

  • овладение способами управления своей учебной деятельностью.


Эффективность обучения определяется:

  • внутренними критериями – качество знаний, степень наработки умений и навыков, уровень развития обучаемого, академическая успеваемость (бальная оценка обучаемости);

  • внешними критериями – степень адаптации учащегося к социальной жизни и профессиональной деятельности, уровень профессионального мастерства, готовность повысить уровень образования.


Основные категории процесса обучения:
1. Цели – начальный компонент процесса обучения, куда закладываются результаты обучения.
2. Принципы обучения – служат для реализации поставленных целей обучения и представляют собой ведущие идеи, нормы и правила деятельности, которые определяют содержание, формы, методы и организацию процесса обучения, отражают взаимосвязи между теоретическим, практическим и производственным обучением, между процессами преподавания и учения, между целью и результатом обучения.
3. Содержание обучения – это система передачи обучаемым всех составляющих культурного наследия, воплощенного в социальном опыте человечества в педагогически интерпретированном виде. Элементами содержания выступают знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, личностные качества.
4. Методы обучения - это приемы и способы работы педагога и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение ЗУН, необходимых для качественного и высокопроизводительного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний.

^ Методический прием – компонент метода, вспомогательное средство. Метод обучения состоит из приемов деятельности учащихся и преподавателей (приемы запоминания, анализа, индукции и дедукции). Одни и те же приемы, но в разной последовательности могут составлять различные методы обучения.
5. Организационные формы обучения - это виды учебных занятий, отличающиеся друг от друга:

  • дидактическими целями,

  • составом учащихся,

  • местом проведения,

  • продолжительностью,

  • содержанием деятельности преподавателя и учащихся.


6. Системы обучения - реализуют взаимодействие учащихся и преподавателя, осуществляемое по определенному, заранее установленному порядку и в определенном режиме:

  • классно-урочная система обучения – основная дидактическая единица – урок, который обычно посвящен одному предмету, где учащиеся работают под руководством преподавателя. При этом группа учащихся (всегда в одном составе) работают на уроке по одной учебной программе.

  • лекционно-практическая система – основными дидактическими формами выступают лекция (теоретическое обучение, где ведущую роль играет преподаватель, который передает большой объем систематизированной информации) и практическое занятие (углубление и закрепление теоретических знаний на практике, где основой выступает самостоятельная работа учащихся). Преподаватель работает с курсом учащихся, который разделен на группы с постоянным составом. Они работают также по единому плану и учебным программам;

  • бригадно-групповая система;

  • индивидуальная система;

  • система интенсивного (ускоренного) обучения;

  • система производственного обучения – подробно рассмотрим в конце данной лекции;

  • система разноуровневого обучения.


Средства обучения – это материальные объекты, которые является связующим звеном между преподавателем и обучающимися, и служат для обеспечения процесса обучения.


6.3 Принципы профессионального обучения


1. Принцип гуманизации обучения

Выступает ведущим принципом обновления образовательного процесса. Он исходит из того, что любая личность одарена и талантлива. Цель профессионального образования поддержать в ней эту одаренность и талантливость, утвердить в сознании молодых людей самоуважение, развить у них творческие способности.
^ 2. Воспитание и развитие в процессе профессионального обучения

Предусматривает формирование у учащихся научного мировоззрения, высоких нравственных качеств, готовности к профессиональной деятельности, дисциплинированности как основы культурного поведения. Он ориентирован на обеспечение гармоничного сочетания физических и умственных функций, на формирование всесторонне развитой личности.

Для реализации этого принципа преподавателю необходимо использовать все воспитательные воздействия (методы воспитание в коллективе, в процессе производственного обучения, поддержание творческих инициатив, воспитание чувства удовлетворенности результатами труда и т.д.).
^ 3. Принцип научности

Означает опору на научные знания как источник системы законов, закономерностей, понятий и фактов, которые изучаются. В результате современного прогресса науки совершенствуется производство, следовательно, от квалифицированного рабочего и специалиста требуется глубокая профессиональная подготовка. Это в свою очередь определяет необходимость постоянного совершенствования общепрофессиональных и специальных предметов (отбор теоретических сведений и фактов, соответствующих современному уровню развития науки, комплексное применение современных дидактических средств, развивающих познавательную активность учащихся).
^ 4. Принцип гуманитаризации

Данный принцип реализуется через гуманитарные и общественные науки (историю, литературу, культуру и т.д.), которые способствуют стремлению человека к самопознанию, отражают бытие и сознание личности на социальном уровне, формируют духовную и национальную культуру.

Гуманитаризация очень важна для современных профессионально-технических учебных учреждений, где разобщенными остаются гуманитарные, естественнонаучные и профессиональные дисциплины. Если раньше от рабочего и специалиста требовалось в первую очередь мастерство и лишь затем понимание, то сейчас ведущую роль начинает играть глубокое понимание изучаемых процессов в сочетании с личностным смыслом профессионала.
^ 5. Связь теории с практикой

Этот принцип основан на неразрывной взаимосвязи теории и практики, причем решающей стороной в ней выступает практика. Теория, в конечном счете, является результатом обобщения практического опыта.

Профессиональная подготовка учащихся включает теоретическое обучение (общеобразовательные, общепрофессиональные и специальные дисциплины) и практическое обучение (производственное обучение и производственную практику). Необходимо, чтобы теоретическое обучение подготавливало учащихся к практике, чтобы трудовая деятельность опиралась на теоретические знания.
^ 6. Принцип дифференцированного обучения

Суть дифференцированного обучения состоит в необходимости развития каждого учащегося с учетом уровня его обучаемости (степень усвоения ЗУН), мотивации учебной деятельности, волевых качеств личности, способности к самоорганизации.

Реализация этого принципа рассматривается:

  • с психологической точки зрения — индивидуализация обучения на основе таких характеристик, как умение преодолевать трудности в процессе усвоения знаний, сосредоточиться на ведущей задаче, использовать рациональные приемы учения, повышающие уровень обучаемости, состав реальных учебных возможностей;

  • с социальной точки зрения — формирование творческого потенциала общества, приобщение каждого к преобразовательной деятельности, выработка потребности совершенствовать действительность, сочетать научные достижения с передовым опытом, повышать культуру труда;

  • с дидактической точки зрения — это создание методической системы на мотивационной основе и педагогических технологий с учетом внешней и внутренней дифференциации.


Внутренняя дифференциация предполагает вариативность темпа обучения на основе более полного учета индивидуальных и групповых особенностей учащихся, что обусловливает:

  • выбор разных видов деятельности,

  • дифференциацию учебных заданий,

  • определение степени дозировки учебного материала,

  • определение характера помощи со стороны преподавателя.

При этом возможно разделение учащихся на подвижные (гибкие, мобильные) группы с целью осуществления учебной работы на разных уровнях и разными методами.

Одна из особенностей внутренней дифференциации — ее направленность не только на учащихся, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных учащихся.
Внешняя дифференциация — это создание стабильных групп (на основе интересов, способностей, склонностей), в которых содержание образования и требования к учащимся различаются.

Внешняя дифференциация осуществляется либо в рамках выбора профильных групп с углубленным изучением предметных циклов, либо в рамках свободной системы (выбор вариативных учебных предметов).

Сущность внешней дифференциации заключается в направленной специализации образования с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся в целях максимального их развития в избранной профессии.
Работа по внешней дифференциации осуществляется путем создания профильных групп, в которых осуществляется интенсивная подготовка по целому комплексу предметов, необходимых для той или иной профессии. Такие группы в основном создаются на базе двух учреждений: школы и профтехучилища, профтехучилища и вуза, лицея и вуза, где выпускники в основном ориентированы на продолжение профессионального образования.
  1   2   3

Похожие:

План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании iconСеминарские занятия по нпоо
Правовые основы современной российской системы образования – закон «о высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22...
План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании iconСеминарские занятия по нпоо
Правовые основы современной российской системы образования – закон «о высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22...
План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании icon2. Организационно-правовые основы защиты информации в овд
Материалы лекции по дисциплине «Основы информационной безопасности в органах внутренних дел» обсуждена и одобрена на заседании кафедры...
План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании iconСтатья 1
Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической...
План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании iconЗакон от 22. 08. 1996 n 125-фз (ред от 03. 12. 2011) "О высшем и...
Статья Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования
План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «психолого-педагогические теории...
Понятие «образование». Система образования, структура системы образования в России
План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании iconПлан лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы...
Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы
План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании iconКировское областное государственное образовательное автономное учреждение...
Методическое пособие предназначено для обучающихся лицеев и техникумов системы нпо и спо
План лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо) Основы процесса обучения в профессиональном образовании iconПлан лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине
Нормативная база по включает государственные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в области обучения, воспитания,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница